Урок русского языка в 7 классе
Тема: Морфологический разбор частицы
Цель: познакомить учащихся с порядком разбора частиц; формировать умения определять грамматические признаки частицы как служебной части речи; способствовать умению правильно употреблять частицы в разговорной речи; воспитывать чувство любви к русскому языку.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
1. Словарный диктант с грамматическими заданиями (обозначить главные слова в словосочетаниях).
Праздник в доме Кашириных.
Праздничный вечер, напряженная тишина, бежала ручьем, метался золотым стражем, плясал неутомимо, плыла бесшумно, подняв брови, не плясала, а рассказывала что-то, колеблется нерешительно, засияло улыбкой, закружился вихрем, становилась мила, чудесное возвращение к юности. (32 слова)
2. Составить предложения, используя словосочетания с частицами:
I группа- с формообразующими: Я был бы рад прочитать сцену о праздничных вечерах в доме Кашириных.
II группа -с отрицательными: Бабушка Акулина Ивановна не плясала, а словно рассказывала что-то.
III группа - с модальными: Как красиво танцевал Цыганок: то метался стрижем, то кружился вихрем.
3. Фронтальный опрос. Игра «Знаешь ли ты частицу?»
1) Какие слова называются частицами?
2) Назовите разряды частиц.
3) Для чего служат частицы?
4) Какие частицы называются формообразующими?
5) Когда частица не вносит положительное значение в предложение?
6) Какие частицы пишутся через дефис?
4. Синтаксический разбор предложения.
Как буйно красивой и милой становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности! (повест., невоскл., прост., двусост., распр.)
5. Объяснение новой темы.
Порядок разбора морфологической частицы.
План разбора.
I. Часть речи.
II. Разряд.
Как — частица.
I. Доп. значение восклицания.
II. Модальная.
6. Закрепление разбора.
1) Класс самостоятельно работает с упр. (по 1 предложению, выполнить морфологический разбор)
2) Индивидуальная работа у доски с карточками.
Все ее хвалили, а она, поправляя волосы, говорила: « Вы не видели настоящих-то плясуний».
Цыганок неожиданно восклицал: «Эх, кабы голос мне, - пел бы я как, господи!»
7. Проверка домашнего задания : используя модальные частицы, составить диалог на тему
« Моё прочтение повести «Детство».
- Для чего служат модальные частицы? В каких стилях они используются?
- Модальные частицы придают речи выразительность, эмоциональную окраску.
8. На доске написан текст, указать разряд.
- Заявляю, не нужна
Людям новая война.
- Именно, - сказала Пусть, -
К этому и я стремлюсь:
Пусть на свете больше будет
Тех, кто мир приносят людям!
- Эту мысль,- вмешалась Да,-
Подтверждаю я всегда.
Да здравствуют дети
И мир на всей планете!
(Тетивкин)
9. Закрепление навыков раздельного написания частицы не с разными частями речи.
Выполнение упражнения по выбору учителя.
10. Итоги урока:
- Что мы узнали на уроке?
- познакомились с порядком морфологического разбора частиц;
- закрепили знания о грамматических признаках частицы;
- использовали частицы для выражения своего отношение.
11. Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.