Урок русского языка в 6 классе
Тема: Морфологический разбор числительного
Цели:
· углубление имеющихся и приобретённых новых знаний по данной теме;
· проверка качества знаний, полученных при изучении числительных;
· воспитание интереса к русскому языку, развитие речевой культуры;
· воспитание уважения к родному языку, правильному употреблению числительных в деловой среде, в быту.
Задачи: обобщение и систематизация знаний учащихся об имени числительном, развитие логического мышления.
Тип урока: комбинированный урок.
Ход урока
Оргмомент.
I. Объявление цели и девиза урока.
“Расчёт во всяком деле нужен,
И ты с числительным будь дружен!”
Девиз написан на доске, учащиеся сами его читают.
II. Учащимся раздаются сертификаты по теме “Имя числительное” <Приложение 1>
После внимательного изучения бланка выясняем в Толковом словаре значения новых для учащихся слов:
Сертификат – документ, удостоверяющий качество
Дивиденд - получаемая кем-либо прибыль от имеющегося капитала.
В сертификате каждому школьным банком передано в собственность 5 у.е.
В процессе урока учащиеся будут пополнять свой капитал, отвечая на теоретические вопросы, выполняя практические задания.
III. Фронтальный опрос.
· Что называется числительным?
· Перечислите морфологические признаки числительных.
· Какими числительные бывают по составу?
· На какие группы делятся количественные числительные?
· Какими членами предложения могут быть числительные?
IV. Работа по накоплению капитала.
Цифровой диктант:
1. Цифрами написать, сколько раз употребляется Ь в числительных:
Ь |
|
1. 1237 |
2 |
2. 5971 |
3 |
3. 33201 |
1 |
4. 757 |
3 |
5. 21104 |
1 |
6. 17108 |
2 |
7. 895 |
2 |
8. 25111 |
3 |
9. 1426 |
2 |
10. 888 |
3 |
11. 6606 |
3 |
2. Из названных числительных записать только то, которое пишется в одно слово:
сто первый, шесть тысяч, стотысячный
3. Из названных числительных подчеркнуть то, которое пишется в три слова:
603, 199, 315
4. Укажите правильный вариант написания числительного 143 в П.п. (о ста сорока трёх)
5 . Написать начальную форму для числительных из словосочетаний:
а) обеими руками (обе)
б) полутораста рублями (полтораста)
в) полутора литров (полтора)
г) обоими окнами (оба)
6. Укажите числительное, лишнее в данном ряду:
четвёртый, четверо, четыре
7. Укажите существительное, с которым собирательные числительные не сочетаются:
· стёрка,
· ягнята,
· ножницы,
· альпинист
8. Запишите числительные, имеющие 2 падежные формы (сорок, девяносто, сто)
9. От данных количественных числительных образуйте порядковые:
1000 |
(тысячный) |
800 |
(восьмисотый) |
5000000000 |
(пятимиллиардный) |
(двести семнадцатый) |
|
(восемьсот восемьдесят восьмой) |
|
2001 |
(две тысячи первый) |
400 |
(четырёхсотый) |
16 |
(шестнадцатый) |
2000000 |
(двухмиллионный) |
12 |
(двенадцатый) |
200 |
(двухсотый) |
10. Учащимся раздаются карточки <Приложение 2>
11. Прочитайте чётко примеры:
Библиотечный фонд пополнился 1274 книгами.
· К 11945 прибавить 732
· В 2007 году
· Из 800 вычесть 300
· К 200 прибавить 70
· С 600 сложить 400
· От 69 отнять 37
· К 678 прибавить 311
· К 396 прибавить 424
V. Морфологический разбор числительных
1. По учебнику читаем порядок и план морфологического разбора числительного.
2. Запись предложения в тетрадях:
Александр Сергеевич Пушкин уехал из Москвы в тысяча восемьсот одиннадцатом году двенадцатилетним мальчиком, а вернулся в древнюю столицу в тысяча восемьсот двадцать шестом году двадцатисемилетним известным поэтом.
Синтаксический разбор предложения
Морфологический разбор числительного в 1811 году (по образцу)
VI. Обобщение.
Что закреплялось сегодня на уроке?
VII. Употребление числительных в пословицах и поговорках.
Объясните смысл пословиц:
· Ум хорошо, а два лучше.
· Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
· У него семь пятниц на неделе.
· За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
· У умной головы сто рук.
· Седьмая вода на киселе.
· Один битый двух небитых стоит.
· Одного поля ягода.
· Дураку семь вёрст не крюк.
· за семь вёрст киселя хлебать.
· Стричь под одну гребёнку.
Подведение итогов игры.
Учащиеся подсчитывают “+” и “-”, заработанные в игре, выясняют, кто приблизился к миллиону, а кому необходимо ещё потрудиться, чтобы сохранить и увеличить изначальный капитал.
Творческое домашнее задание. Написать сочинение о школьной жизни, включив в текст не менее 7 пословиц.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.