Урок русского языка в 6 классе
Тема: Морфологический разбор имени прилагательного (2 часа)
Цель: Систематизация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи, формирование умений и навыков в выполнении морфологического разбора имени прилагательного.
Задачи:
· Обучающая: Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи: морфологические признаки и синтаксическая роль.
· Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, умений работать в группах, развитие воображения.
· Воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка, к познанию нового и неизведанного.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка готовности обучающихся к уроку. Запись числа в тетради.
Обеспечение мотивации учащихся. Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Проверка наличия тетрадей с правилами и их заполнения за минувшую неделю.
Синтаксическая разминка. Объясните знаки препинания в предложении (фронтальная работа)
Бескрайние, необозримые просторы космоса на протяжении тысячелетий манили человека4.
б) Мотивация.
- А вот интересно, какими качествами должен обладать человек, отправляющийся в космос? космонавт?
(ответы обучающихся: смелый, бесстрашный, ловкий, отважный, умный, внимательный, целеустремленный, упорный и т.д.)
- Какая же часть речи помогла нам охарактеризовать космонавта?
(ответы обучающихся: имя прилагательное)
- Друзья, каждый из вас, наверное, любит путешествовать, ведь путешествуя, мы узнаем много нового и интересного, таинственного, загадочного. И сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по галактике «Имя прилагательное» на трех космических кораблях. А я из командного пункта руководить вашим полетом. Перед полетом нам необходимо вспомнить, что мы знаем о галактике, куда отправимся в путешествие. Итак, что же мы помним об имени прилагательном?
Фронтальная работа:
- Какая же часть речи называется Именем прилагательным?
- А что мы узнали с вами об имени прилагательном в 6 классе
( ответы обучающихся: полная и краткая форма, разряды прилагательных, степени сравнения имен прилагательных).
- Итак, мы отправляемся исследовать галактику, в которой есть планета «Разрядов», «Степеней», «Полных и кратких прилагательных», планета «Падежей и рода», а все это представляет собой … (ответ обучающихся: морфологические признаки имени прилагательного).
- Совершенно верно. Кто же сформулирует тему урока? Кто возьмет на себя роль капитанов космических кораблей?
(Обучающиеся формулируют тему урока, цель и задачи, которые стоят перед командами кораблей). Запись темы урока в тетради.
- Чтобы ракета стартовала необходимо получить доступ к полету. А для этого вам необходимо доказать, что вы можете найти имена прилагательные среди других частей речи.
Орфографическая разминка «Самый внимательный».
Задание: Выпишите имена прилагательные, докажите, что это именно имена прилагательные, а не какая – либо другая часть речи.
Мы отправляемся в полет. Через несколько минут наши космические корабли оторвутся от Земли. В бескрайнем космосе перед нами откроется звездный мир. Впереди нас ждут тайны и загадки. В путь, друзья!
(ответы обучающихся: космический, бескрайнем, звездный)
- Молодцы, справились с заданием. Вы готовы отправиться в полет?
- И вот мы уже направляемся к галактике «Имя прилагательное». Перед нами звездное небо.
Работа в группах. Работа над морфологическими признаками имен прилагательных.
а) Постоянный морфологический признак: Разряд имени прилагательного.
- Внимание! Перед нами планета галактики «Имя прилагательное». Это планета «Разряды имен прилагательных». Что я слышу, это сигнал SOS. Жители планеты просят нас о помощи. Вы готовы, ребята, помочь жителям планеты «Разряды имен прилагательных»?
- Какие разряды имен прилагательных мы знаем?
(ответы обучающихся: качественные, относительные, притяжательные).
- Капитаны получите задания для своих кораблей. (по группам). Но вы должны не только сгруппировать прилагательные, но и доказать принадлежность прилагательных к той или иной группе.
Задание: Перед вами словосочетания с именами прилагательными, сгруппируйте их по разрядам.
С младшим братом, на чужой стороне, с лёгким паром, бабушкин сундук, под глубоким снегом, в чистом поле, песчаная буря, январский денёк, гусиная кормушка, черная дыра, городской парк, медвежья берлога, зимнее утро, птичье гнездо, папин подарок.
качественные |
относительные |
притяжательные |
С младшим братом, с лёгким паром, под глубоким снегом, в чистом поле, черная дыра, |
на чужой стороне, песчаная буря, январский денёк, городской парк, зимнее утро |
бабушкин сундук, гусиная кормушка, медвежья берлога. птичье гнездо, папин подарок |
- Какие прилагательные относятся к качественным? Относительным? Притяжательным?
б) Морфологический признак: Степени сравнения имен прилагательных.
- Отправляемся дальше в путь. На нашем пути планета «Степеней сравнения». Но вот незадача. И здесь нас ждет испытание.
1 группа:
|
2 группа:
|
Образуйте от имен прилагательных сравнительную простую и составную степени сравнения. |
Образуйте от имен прилагательных превосходную простую и составную степени сравнения. |
Прошлый- Свободный – Снежные – Хороший – Горячий – Вкусный – |
Морозный - Лютый- Ледяные - Горячий – Вкусный – Прошлогодний – |
3 группа: Исправьте допущенные ошибки в образовании степеней сравнения имен прилагательных.
Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом. Но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. Только к вечеру дети возвращаются домой, где пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.
Для проверки:
Вот и наступил самый морозный месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютые, чем в прошлом. Но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежных горках и строят ледяные городки лучше прошлогодних. Только к вечеру дети возвращаются домой, где пьют чай с вкуснейшими пирожками.
в) Морфологический признак: род, падеж. Морфологический и лексический разбор слов, являющихся именем существительными (скафандр, в скафандре). Работа у доски (индивидуальная).
- Наш путь продолжается. Перед нами еще одна планета, а рядом с ней многочисленные маленькие планеты. Есть среди вас смельчаки, исследовать их в одиночку? (индивидуальная работа по карточкам; морфологический разбор имени существительного) в это время группы получают очередное задание.
1-й ученик: в скафандре 3
Карточка №1.
Выполните морфологический разбор слова в скафандре3
Вот в надежном он скафандре3
Вышел на орбиту,
Покорил простор Вселенной,
Изучив планету.
2-й ученик: карточка « Род имен прилагательных»
Карточка №2 Планета Родовая.
Даны словосочетания «существительное + существительное». Необходимо заменить и записать данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное», определить род имени прилагательного.
Стужа зимой, утро летом, платок из шелка, статуя из бронзы, листья из ели, тигр в полоску, каша из перловки.
Ответы: зимняя стужа (ж.р.), летнее утро (ср.р), шёлковый платок( м.р.), бронзовая статуя(ж.р.), еловые листья, полосатый тигр (м.р.), перловая каша(ж.р).
3-й ученик: карточка «Падеж имен существительных»
Карточка №4 Планета Падежная.
Перед вами словосочетания, необходимо вставить пропущенные окончания, определить падеж имен прилагательных.
По Млечн .. пути, звездн..го неба, в открыт..м космосе, бескрайн.. просторы, о бесстрашн.. космонавте, у черн.. дыры, ярк.. звезду, за легк.. туманом, о небесн … лазури.
г) Весь класс продолжает работу по группам: Морфологический признак: полные и краткие имена прилагательные. Способы образования слов.
- Эта планет полна тайн и загадок. Предлагаю вам отгадать загадки и выполнить задания к ним.
Задание: - Найдите в тексте имена прилагательные, разберите их по составу, укажите способ образования данных имен прилагательных.
1 группа: |
2 группа: |
3 группа: |
Какое роскошное диво! Почти занимая полсвета, Загадочна, очень красива
Парит над Землёю …… (комета) |
Вот в надежном он скафандре Вышел на орбиту, Покорил простор Вселенной, Изучив планету. (космонавт) |
На корабле
воздушном, |
д) Проверка экспертами заданий выполненных на доске: Карточка №2, Карточка №3.
- Какой вывод мы можем сделать, посетив планеты «Род» и «Падеж»
- С какой частью речи тесно связаны имена прилагательные?
(ответы учащихся: имя прилагательное тесно связано с именами существительными)
е) Проверка выполнения задания по Карточке №1.
- Исходя из того, что имя прилагательное тесно связано с именем существительным, можно предположить, что и имя прилагательное имеет свой порядок морфологического разбора. Давайте попробуем распределить морфологические признаки в нужном порядке. Какие на ваш взгляд относятся к постоянным, а какие к непостоянным признакам? (По аналогии с морфологическим разбором имени существительного составляем порядок морфологического разбора имени прилагательного).
- Молодцы, ребята, хорошо потрудились в открытом космосе, а сейчас перед стыковкой кораблей немного отдохнем.
Работа с учебником.
- Как и положено в научной экспедиции, нам необходимо написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Сначала разберем план отчета (учебник,читает 1 ученик). Ознакомьтесь с образцом отчета, обратите внимание на оформление.
- Проверим, правильно ли мы определили постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.
Закрепление знаний и способов действий. Обобщение и систематизация изученного на уроке.
(Результат: Самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения знаний, полученных на уроке)
Выполнение морфологического разбора имен прилагательных по вариантам.
Есть одна планета - сад Только здесь леса
шумят, Лишь на ней одной
цветут Береги свою планету - |
1 в.- (в космосе) холодном3 2 в.- (птиц) перелетных3 3 в. – (в траве) зеленой3
|
Взаимопроверка выполненных морфологических разборов слов, выставление оценок.
Выполнение упражнений учебника по выбору учителя.
Подведение итогов. Анализ и оценка результатов учебно-познавательной деятельности.
- Молодцы. Наши корабли в полном порядке. Пора возвращаться на Землю.
Рефлексия. Организация рефлексивной деятельности учащихся.
- Ура! Мы дома. Успешно приземлились. Чтобы адаптироваться, нам нужно подвести итоги полета и поделиться своими впечатлениями о путешествии.
- Какова тема сегодняшнего космического исследования?
- Какие морфологические признаки прилагательных повторили?
- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
- С каими трудностями столкнулись и как их преодолевали?
- С каким настроением вы покидаете свои космические корабли?
- Вы показали, что много знаете, вы внимательные, целеустремленные, очень смелые – настоящие покорители космоса!
В нашем путешествии особенно отличились (выставление оценок за урок).
Домашнее задание:
Выучить §44, составить памятку «Морфологический разбор имени прилагательного» в тетради правил.
Выполнить
Найти 3 загадки о космосе, Вселенной, выполнить морфологический разбор 3-х имен прилагательных.
Упр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.