Морф разбор прилагательнго
Оценка 4.7

Морф разбор прилагательнго

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Морф разбор прилагательнго
морф разбор прилагательного.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного (2 часа)

Цель: Систематизация и закрепление знаний об имени прилагательном как части речи, формирование умений и навыков в выполнении морфологического разбора имени  прилагательного.

Задачи:

· Обучающая: Повторить и обобщить знания об имени прилагательном как части речи: морфологические признаки и синтаксическая  роль.

· Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие  навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, умений работать в группах, развитие воображения.

· Воспитательная: формирование интереса к изучению русского языка, к познанию нового и неизведанного.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Ход урока

Оргмомент.

Проверка готовности обучающихся к уроку. Запись числа в тетради. 

Обеспечение мотивации учащихся. Актуализация опорных знаний и способов действий. Постановка учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Проверка наличия тетрадей с правилами и их заполнения за минувшую неделю.

Синтаксическая разминка. Объясните знаки препинания в предложении (фронтальная работа)

 Бескрайние, необозримые просторы космоса на протяжении тысячелетий манили человека4.

 б) Мотивация.

 - А вот интересно, какими качествами должен обладать человек, отправляющийся в космос? космонавт?

(ответы обучающихся: смелый, бесстрашный, ловкий, отважный, умный, внимательный, целеустремленный, упорный и т.д.)

-  Какая же часть речи   помогла нам охарактеризовать космонавта?

(ответы обучающихся: имя прилагательное)

-  Друзья, каждый из вас, наверное, любит путешествовать, ведь путешествуя, мы узнаем много нового и интересного, таинственного, загадочного.  И сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по галактике  «Имя прилагательное» на трех космических кораблях. А я из командного пункта  руководить вашим полетом.  Перед полетом нам необходимо вспомнить, что мы знаем о галактике, куда отправимся в  путешествие. Итак, что же мы помним об имени прилагательном?

Фронтальная работа:

 -  Какая же часть речи называется Именем прилагательным?

- А что мы узнали с вами об имени прилагательном в 6 классе

( ответы обучающихся: полная и краткая форма, разряды прилагательных, степени сравнения имен прилагательных).

- Итак, мы отправляемся исследовать галактику, в которой есть планета «Разрядов», «Степеней», «Полных и кратких  прилагательных», планета «Падежей и рода», а все это представляет собой  … (ответ обучающихся: морфологические признаки имени прилагательного).

 - Совершенно верно. Кто же сформулирует тему урока? Кто возьмет на себя роль капитанов космических кораблей?

(Обучающиеся формулируют тему урока, цель и задачи, которые стоят перед командами кораблей). Запись темы урока в тетради.

-  Чтобы ракета стартовала необходимо получить доступ к полету. А для этого вам необходимо доказать, что вы можете найти имена прилагательные среди других частей речи.

Орфографическая разминка «Самый внимательный».

Задание: Выпишите имена прилагательные, докажите, что это именно имена прилагательные, а не какая – либо другая часть речи.

   Мы отправляемся в  полет. Через несколько минут наши  космические корабли  оторвутся от Земли. В бескрайнем космосе перед нами откроется  звездный мир. Впереди нас ждут тайны и загадки. В путь, друзья!

(ответы обучающихся: космический, бескрайнем, звездный)

- Молодцы, справились с заданием. Вы готовы отправиться в полет?

- И вот мы уже направляемся к  галактике «Имя прилагательное».  Перед нами звездное небо.

Работа в группах. Работа над   морфологическими  признаками  имен прилагательных.

а) Постоянный морфологический признак: Разряд имени  прилагательного.

 -  Внимание! Перед нами планета галактики «Имя прилагательное». Это  планета «Разряды имен прилагательных». Что я слышу, это сигнал SOS. Жители планеты просят нас о помощи. Вы готовы, ребята, помочь жителям планеты «Разряды имен прилагательных»?

- Какие разряды имен прилагательных мы знаем?

(ответы обучающихся:  качественные, относительные, притяжательные).

- Капитаны получите задания для своих  кораблей. (по группам). Но вы должны не только сгруппировать прилагательные, но и доказать принадлежность прилагательных к той или иной группе.

Задание: Перед вами словосочетания с именами прилагательными, сгруппируйте их по разрядам.

      С младшим братом,  на чужой стороне, с лёгким паром, бабушкин сундук, под глубоким снегом, в чистом поле, песчаная буря, январский денёк, гусиная кормушка, черная дыра, городской парк, медвежья  берлога, зимнее утро, птичье гнездо, папин подарок.

качественные

относительные

притяжательные

С младшим братом,

с лёгким паром,

под глубоким снегом,

в чистом поле,

черная дыра,

на чужой стороне,

песчаная буря,

январский денёк,

городской парк,

зимнее утро

бабушкин сундук,

гусиная кормушка,

медвежья  берлога.

птичье гнездо,

папин подарок

 

- Какие прилагательные относятся к качественным? Относительным? Притяжательным?

б) Морфологический признак: Степени сравнения имен прилагательных.

- Отправляемся дальше в путь. На нашем пути планета «Степеней сравнения».  Но вот незадача. И здесь нас ждет испытание.

1 группа:

 

2 группа:

 

Образуйте от имен прилагательных сравнительную простую и составную степени сравнения.

Образуйте от имен прилагательных превосходную  простую и составную степени сравнения.

Прошлый-

Свободный –

Снежные –

Хороший –

Горячий –

Вкусный –

Морозный -

Лютый-

Ледяные -

Горячий –

Вкусный –

Прошлогодний –

 

3 группа: Исправьте допущенные ошибки в образовании  степеней сравнения имен прилагательных.

      Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом. Но  ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних.  Только к вечеру дети  возвращаются  домой, где  пьют горячий чай с более  вкуснейшими пирожками.

Для проверки:

       Вот и наступил самый морозный месяц зимы – январь. В этом году морозы более лютые, чем в прошлом. Но ребята все равно проводят все свое   свободное  время на снежных горках и строят ледяные городки  лучше прошлогодних. Только к вечеру дети  возвращаются  домой, где пьют чай с вкуснейшими пирожками.

в) Морфологический признак: род, падеж. Морфологический и лексический разбор слов, являющихся именем существительными (скафандр, в скафандре). Работа у доски (индивидуальная).

- Наш путь продолжается. Перед нами  еще одна планета, а рядом с ней многочисленные  маленькие планеты. Есть среди вас смельчаки, исследовать их в одиночку? (индивидуальная работа по карточкам; морфологический разбор имени существительного) в это время группы получают очередное задание.

1-й  ученик:  в скафандре 3

Карточка №1.

Выполните морфологический разбор слова  в скафандре3

 

Вот в надежном он скафандре3

 Вышел на орбиту,

 Покорил  простор Вселенной,

 Изучив планету.

 

2-й ученик: карточка « Род имен прилагательных»

Карточка №2  Планета Родовая.

Даны словосочетания «существительное + существительное». Необходимо заменить и записать   данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное», определить род имени прилагательного.

Стужа зимой, утро летом, платок из шелка, статуя из бронзы, листья из ели, тигр в полоску, каша из перловки.

Ответы: зимняя стужа (ж.р.), летнее утро (ср.р), шёлковый платок( м.р.), бронзовая статуя(ж.р.), еловые листья, полосатый тигр (м.р.), перловая каша(ж.р).

 

3-й ученик:  карточка «Падеж имен существительных»

Карточка №4  Планета  Падежная.

 

Перед вами словосочетания, необходимо вставить пропущенные окончания, определить падеж имен   прилагательных.

По Млечн .. пути, звездн..го неба,  в открыт..м космосе, бескрайн.. просторы, о бесстрашн.. космонавте, у черн.. дыры,  ярк..  звезду, за легк.. туманом,  о  небесн …  лазури.

 

 

г) Весь класс продолжает работу по группам: Морфологический признак: полные и краткие имена прилагательные. Способы образования слов.

 - Эта планет полна тайн и загадок. Предлагаю вам отгадать загадки и выполнить задания к ним.

Задание: - Найдите в тексте имена прилагательные, разберите их по составу, укажите способ образования данных имен прилагательных.

1 группа:
 

2 группа:

 

3 группа:

 
Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива

Парит над Землёю ……

                          (комета)

 

Вот в надежном он скафандре

 Вышел на орбиту,

 Покорил  простор Вселенной,

 Изучив планету.

                 (космонавт)

 

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несемся на…
                                 (Ракете)

 

 

д) Проверка экспертами заданий выполненных на доске: Карточка №2, Карточка №3.

 - Какой вывод мы можем сделать, посетив планеты «Род» и «Падеж»

- С какой частью речи тесно связаны имена прилагательные?

(ответы учащихся: имя прилагательное тесно связано с именами существительными)

е) Проверка выполнения задания по Карточке №1.

 

- Исходя из того, что  имя прилагательное тесно связано с именем существительным, можно предположить, что и имя прилагательное  имеет свой порядок  морфологического разбора. Давайте попробуем распределить морфологические признаки в нужном порядке. Какие на ваш взгляд относятся к постоянным, а какие к непостоянным признакам? (По аналогии с морфологическим разбором имени существительного составляем порядок морфологического разбора имени прилагательного).

-  Молодцы, ребята, хорошо потрудились в открытом космосе, а сейчас перед стыковкой кораблей немного отдохнем.

Работа с учебником.

- Как и положено в научной экспедиции, нам необходимо написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Сначала разберем план отчета (учебник,читает 1 ученик). Ознакомьтесь с образцом отчета, обратите внимание на оформление.

-  Проверим,  правильно ли мы  определили постоянные и непостоянные морфологические признаки имени прилагательного.

Закрепление знаний и способов действий. Обобщение и систематизация изученного на уроке.

(Результат: Самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения знаний, полученных на уроке)

Выполнение морфологического разбора имен прилагательных  по вариантам.

Есть одна планета - сад
Среди планет Вселенной.

Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая,  перелётных,

Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...

Береги свою планету -
Ведь другой похожей  нету!

1 в.- (в  космосе) холодном3

2 в.- (птиц) перелетных3

3 в. – (в траве) зеленой3

 

 

      Взаимопроверка выполненных морфологических разборов слов, выставление оценок.

Выполнение упражнений учебника по выбору учителя.

Подведение итогов. Анализ и оценка результатов учебно-познавательной деятельности.

-  Молодцы. Наши корабли в полном порядке. Пора возвращаться на Землю.

Рефлексия. Организация рефлексивной деятельности учащихся.

- Ура! Мы дома. Успешно приземлились. Чтобы адаптироваться, нам нужно подвести итоги полета и поделиться своими впечатлениями о путешествии.

- Какова тема сегодняшнего космического исследования?

- Какие морфологические признаки прилагательных повторили?

- Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

- С каими трудностями столкнулись и как их преодолевали?

- С каким настроением вы покидаете свои космические корабли?

-  Вы показали, что  много знаете, вы внимательные, целеустремленные, очень смелые – настоящие покорители космоса!

В нашем путешествии особенно отличились (выставление оценок за урок).

Домашнее задание:

Выучить §44, составить памятку «Морфологический разбор имени прилагательного» в тетради правил.

Выполнить

Найти  3 загадки о космосе, Вселенной, выполнить морфологический разбор  3-х имен прилагательных.

Упр.

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

И вот мы уже направляемся к галактике «Имя прилагательное»

И вот мы уже направляемся к галактике «Имя прилагательное»

Карточка №1. Выполните морфологический разбор слова в скафандре 3

Карточка №1. Выполните морфологический разбор слова в скафандре 3

Молодцы, ребята, хорошо потрудились в открытом космосе, а сейчас перед стыковкой кораблей немного отдохнем

Молодцы, ребята, хорошо потрудились в открытом космосе, а сейчас перед стыковкой кораблей немного отдохнем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021