Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Морфологический разбор имени существительного»
Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.
Задачи:
Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.
а) создание положительно-эмоционального настроя.
- Здравствуйте, ребята!
Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь.
Повернитесь к соседу слева, улыбнитесь.
А теперь с хорошим настроением начнём наш урок.
У всех хорошее настроение?
Нет? А вот я вам его подниму. Вам пришло письмо. От кого, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Весь он
в золоте сверкает,
Весь искрится при луне,
Елку в бусы наряжает
И рисует на стекле.
Он такой большой проказник -
Ущипнет за самый нос.
Скоро к нам придет на праздник...
Кто же это?
Отгадка: Дед Мороз
б) введение в тему урока.
- Совершенно верно. У меня в руках письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?
Дорогие ребята!
Вот и наступила зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание на санках и коньках, прогулки по зимнему лесу и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками.
- Ну что, ребята, порадовало вас письмо?
А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?
(Ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и т.д.)
- А какой частью речи являются все эти слова?
(Ответы учеников: имена существительные)
- А почему вы решили, что это имена существительные?
(Ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное)
- Молодцы, ребята! Совершенно верно.
3. Подготовка к активной деятельности на уроке.
Но мы сегодня с вами не только обобщим и повторим все, что знаем об имени существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи.
(Запись в тетрадь числа и темы урока)
Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики.
3.1. Веселый праздник Новый Год любят все народы. Готовятся к нему по-разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков.
Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут рисунки под подушку. Они верят, что сказочный кораблик поможет осуществить мечту.
В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати.
Но у всех народов есть одна общая традиция.
Ребята, как вы думаете какая?
(Ответ: приносить в дом елку, наряжать елку).
- Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I, т.к. именно Указом Петра I с 1 января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок.
С тех пор елка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь.
3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении.
. Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:
Ёлка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь4.
(Синтаксический разбор выполняет ученик на интерактивной доске, класс в тетрадях, делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении)
3.3. Повторение орфограмм, связанных с морфологическими признаками им. существительного (род, склонение, падеж).
- А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении:
Вырастала
елка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
- Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине “На севере диком”.
а) Игра “Соколиный глаз”. ( Кто больше найдет слов с известными орфограммами):
б) Лексическая разминка.
I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (Игла)
II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении, докажите свою точку зрения. (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах)
в) - А как вы считаете слово “ёлка” является однозначным или многозначным?
4. Обобщение и систематизация понятий по теме “Имя существительное”.
- Ребята, все мы узнали о слове “ёлка”, и на самом деле, какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка(рисунок на доске).
- Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени существительного и познакомимся с порядком морфологического разбора. Работа по изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы.
а) Повторение и систематизация ЗУН.
Категории:
Третий лишний. Определение морфологического признака “Собственное или нарицательное”
Ребусы. Определение морфологического признака “Одушевленное или неодушевленное имя существительное”
Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака “Род имени существительного”.
Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”
Кроссворд. (Определение числа им. существительного)
4.1. Третий лишний. Определение морфологического признака “Собственное или нарицательное”:
Новый Год + (собственное имя существительное, т.к название праздника)
каникулы
- О каком признаке им. существительном мы вспомнили?
4.2. Определение морфологического признака “Одушевленное или неодушевленное имя существительное”
- По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова?
Ответ:
одушевленные: рыбка, волк, скворец;
неодушевленные: рукав, тыква, смородина.
4.3. Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака “Род имени существительного”.
Соберите пословицы, определите род им. существительных в них.
1. Зима снежная 2. Птица хохлится 3. Снегирь под окном чирикает 4. Если зимою тепло 5. Зимой собаки валяются |
К непогоде. Летом холодно. Лето дождливое. Быть метели. К оттепели. |
Ответ: 1-3; 2-1; 3 -5; 4-2; 5- 4 - им. существительных какого рода мы не встретили? Приведите примеры.
(Ответ: общего рода)
4.4. Загадки. Определение морфологического признака “Склонение”.
Растет
она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька) 1 скл.
Вот ещё
одна загадка
девочкам и мальчикам:
Кто рождается в кармане
С маленьким карманчиком? (Кенгуру) несклон. имя сущ.
Какая
игрушка
Стреляет, как пушка? (Хлопушка) 1 скл.
Колёсик
простой
Стал лентой витой. (Серпантин) 2 скл.
Сами
крошки, боятся кошки,
Под полом живут, туда все несут. (Мыши) 3 скл.
В
январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный. (Конфетти) несклон. им. сущ.
Без ног
и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его. (Время) разносклоняемое имя сущ.
Ответы:
- Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?
(Ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение)
- А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные?
(Ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению)
б) Физкультминутка.
в) Обобщение ЗУН:
1) Работа с учебником.
- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника.
2) Решение проблемного вопроса.
- Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы можно было выполнить морфологический разбор?
(Ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных)
3) Закрепление изученного материала.
а) Выполнение морфологического разбора имени существительного
- Вспомнив все признаки имени существительного, предлагаю выполнить морфологический разбор слова “зиму3”.
б) Одновременно заполняется лист самоконтроля:
“+” - умею определять
“- ” - не умею определять
“ + - ” -есть затруднения
Лист самоконтроля
Опред. имени сущ. как части речи |
Нач.я форма им.сущ. |
Постоянные морфологические признаки |
Непостоянные морфологические признаки |
Синт. роль в предл. |
||||
собств.или нариц. |
одушевл. или неодуш. |
род |
склонение |
Падеж |
Число |
|||
4) Проверочная работа с последующей взаимопроверкой.
а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (по вариантам): морфологический разбор имен существительных
I вариант “прилетел с неба3”,
II вариант “убежал в землю3”
5. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.
а) Завершение работы.
Елка,
елка, елочка -
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными -
Зелеными и красными!
Пришла на праздник елочка,
Нарядная стоит,
А на макушке звездочка
Сверкает и блестит.
Любит елочку народ
Наряжать под Новый год.
В каждом доме елка есть,
Но такая только здесь!
- А какая у нас елочка?
(Ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени существительног.)
- А какое у вас настроение?
(Ответ: радостное, праздничное)
б) Рефлексия
- Я узнал…
- Было интересно…
- Особенно понравилось…
- Оказалось неожиданным…
- Вызвало затруднение…
- Было сложно…
в) Выставление оценок.
г) Домашнее задание.
Запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить памятку.
“4” Записать четверостишье о зиме, выполнить морфологический разбор 2-х имен существительных;
“5” Записать 2 загадки о зиме, выполнить морфологический разбор 2-х имен существительных.
6. Завершение урока.
- Ребята, мне кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали вы его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.