Морфемика. Морфема. 5 класс

  • pptx
  • 11.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Морфемика. Морфема.pptx

Урок русского языка 5 класс

ИССЛЕДОВАТЕЛИ


А что делают исследователи?

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УЗНАЮТ
ИЗУЧАЮТ АНАЛИЗИРУЮТ
ДЕЛАЮТ ВЫВОДЫ
ОЦЕНИВАЮТ РЕЗУЛЬТАТ

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

Задание: найдите «лишнее слово», обоснуйте свой выбор.
Водить, проводник, подводник
 

подводник

Из чего состоит слово подводник?

ИЗ БУКВ;


ИЗ ЗВУКОВ;

ИЗ ПРИСТАВКИ, КОРНЯ, СУФФИКСА И ОКОНЧАНИЯ.


 

-КАК НАЗЫВАЕТСЯ РАЗДЕЛ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ
БУКВЫ
-ЗВУКИ, СЛОГИ
-ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ.
?
 
 

— ЭТО ... ... часть слова

Морфема —

ЭТО ... ... ЧАСТЬ СЛОВА

НАИБОЛЬШАЯ ИЛИ НАИМЕНЬШАЯ ЧАСТЬ СЛОВА?

Морфема — ЭТО НАИМЕНЬШАЯ ... ЧАСТЬ СЛОВА

УЧЕБНИК С. 4 (ТЕОРИЯ)

Морфема — ЭТО НАИМЕНЬШАЯ ... ЧАСТЬ СЛОВА

Морфема — ЭТО НАИМЕНЬШАЯ
И ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА

-КАК НАЗЫВАЕТСЯ РАЗДЕЛ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ
БУКВЫ
-ЗВУКИ.СЛОГИ
-ПРИСТАВКА, КОРЕНЬ, СУФФИКС, ОКОНЧАНИЕ.
?
 
 

МОРФЕМИКА

ТЕМА УРОКА:

Морфемика как раздел лингвистики. Морфема - наименьшая значимая часть слова.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УЗНАТЬ…
ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ…
ДЕЛАТЬ…
УМЕТЬ…

шли, прошли
-ш- ?

корень -ш- ?
( «ш» морфема, обозначает -движение пешком)

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УЗНАТЬ…
ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ…
ДЕЛАТЬ…
УМЕТЬ…

Текст «В тундре»

Прочитайте текст, вставь орфограммы и отметь морфемы, где они пропущены; подготовьте его пересказ. Ответь на вопросы:
1.Объясните, почему в тундре подберезовики называются надберезовиками?
2. Для чего в слове изменена приставка?
В таймырской тундре грибы никогда не бывают ч..рвивыми. При..зжайте в тундру за грибами! Они похожи на подосиновики, только гораздо толще, м..систее, и шля..ка у них окрашена куда ярче, чем у южных. А растут они возле стелющихся по земле чахлых кустиков берёзы.
Вы можете набрать в тундре и мелкие серые п..дберёзовики, и крупные, только крупные подб..рёзовики называют надб..рёзовиками, потому что они растут выше сев..рных б..рёзок.

Разгадайте по окончаниям, какая это часть речи? Приведите примеры. На какие грамматические признаки этой части речи указывают окончания.
-у -им
-ишь -ите
-ит -ат(-ят)

Былина.

Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка».

Вынул Славочка карандашище,
Написал в тетрадь: «Ты дурачище».
Борище взял тетрадищу
Да как треснет по лбищу Славищу,
Славище взял скамеищу,
Да как треснет Борищу в шеищу,
Плачет Славочка под забориком.
Под скамеечкой плачет Боренька.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УЗНАТЬ…
ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ…
ДЕЛАТЬ…
УМЕТЬ…

Физкультминутка

С ПРИ- приставкою ПРИСЕСТЬ,
С ПО- приставкою ПОПРЫГАТЬ,
С ПОД- приставкой ПОДМИГНУТЬ,
С ВЫ- ВЫТЯГИВАЕМ руки,
С О- ОПУСТИМ их опять.
Вот и все настало время
С ЗА- зарядку ЗАВЕРШАТЬ.



В поисках места для отдыха мы про ехали много километров. Наконец нашли место. Крутые бирега, лес…Красата! С левого берега на правый перикинули верёвку и начали кататься. Было весило.

ЭТАЛОН

В поисках места для отдыха мы проехали много километров. Наконец нашли место. Крутые берега, лес…Красота! С левого берега на правый перекинули верёвку и начали кататься. Было весело.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УЗНАТЬ…
ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ…
ДЕЛАТЬ…
УМЕТЬ…

ВЗАИМОПРОВЕРКА

1 ряд

Просвистеть
Поездка
Низко


2 ряд
Солёный
Снос
Извозчик

3 ряд

Завязка
Прикупить
Ласково

ИССЛЕДОВАТЕЛИ

УЗНАТЬ…
ДОКАЗАТЬ… АНАЛИЗИРОВАТЬ…
ДЕЛАТЬ…
УМЕТЬ…

Домашнее задание:

П.70 (ТЕОРИЯ)
Задание на выбор:
1.Составить кроссворд по теме «Морфемика», используя слова, с которыми познакомились на уроке. Напомните мне их.
2. Упр. 376.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ



Сегодня я узнал…
Было трудно…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
У меня получилось …
Особенно понравилось…
Нужно выучить…

ТЕСТ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:
Калушата! Калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам:
– Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А Бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Выписать однокоренные слова: а) калуша, калушата, калушаточки; б) сяпала, усяпала, присяпала; в)трямкают, стрямкали; г)дудонятся, подудонились.