Морфологический разбор имени прилагательного

  • docx
  • 25.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект русский язык 4 класс.docx

Чернова Алина Вячеславовна

Учитель первой категории

МОУ «СОШ № 54 им. Н.Д. Сергиенко»

г. Магнитогорск, Челябинская область

Предмет: Русский язык

Класс:

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Цель: научить осуществлять морфологический разбор имени прилагательного в соответствии с алгоритмом разбора

Задачи:

Образовательные

·        формирование представлений об алгоритме морфологического разбора имени прилагательного;

·        актуализация знаний о признаках имени прилагательного, связи имени прилагательного с именем существительным;

Развивающие

·        развитие умения осуществлять логические действия: анализ объектов с целью выделения существенных признаков, синтез как составление целого из частей, выбор оснований для сравнения;

Воспитывающие

·        воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу;

·        развитие умения использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

·         развитие интереса к изучению языка.

Оборудование: Компьютерная презентация, карточки с заданиями, карточки с признаками имен прилагательных.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Готовятся к началу урока.

Личностные УУД:

настрой на урок и на получение новых знаний.

Актуализация знаний

Открываем тетради и записываем число Тринадцатое марта. Классная работа (выделяем орфограммы)

 - Обратите внимание на экран. Здесь написаны слова. Прочитайте их про себя и ответьте на вопрос: чем похожи слова в каждом ряду? Что у них одинаковое?

 - Найдите лишнее слово в каждом ряду и запишите лишние слова в тетрадь в столбик.

Лес, лесник, лесовик, лесному, лесок, лесопарк.

Холод, холодной, холодильник.

Чудесное, чудак, чудо, причуда.

 - Итак, ребята, какое слово лишнее в первом ряду? Во втором? В третьем? Почему?

 - Похожи ли эти слова? А что общего у этих слов? К какой части речи они относятся? Что мы знаем об имени прилагательном?

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Теперь посмотрите на доску и образуйте от существительных (Серебро, облако, десерт, алмаз) имена прилагательные и запишите их в тетрадь (обозначьте орфограммы в словах)

 - Давайте проверим, что у вас получилось по цепочке читаем прилагательные и проговариваем орфограммы.

 - Сейчас вы поработаете по вариантам (раздаются карточки с заданиями)

1вариант:

1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по родам, используя записанные слова.

2. Составьте 2 словосочетания по схеме: сущ. (ж.р.) + прил., используя записанные прилагательные.

2 вариант

1. Докажите, что имена прилагательные изменяются по числам, используя записанные прилагательные

2. Составьте 1 предложение с однородными второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.

 - Проверяем, что у вас получилось. Сначала 1 вариант, затем 2 вариант.

Записывают число, классная работа в тетради (выделяют орфограммы)

Несколько учащихся устно проговаривают орфограммы.

 

 

 - Однокоренные

 - Корень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Лесному,

 - холодной,

 - чудесного,

 - Однокоренные

 - Корень

 - Это имена прилагательные, а остальные слова в рядах –  имена существительные.

 - Изменяются по родам, числам, падежам, относятся к имени существительному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Серебряный

Облачный

Десертный

Алмазный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно по вариантам работают с карточками.

 

 

Проверяют, правильность выполненной работы.

Познавательные УУД:

Развиваем умения: ориентироваться в своей системе знаний.

Изучение нового материала

 - Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам разгадать ребус.

 - Какое слово получилось?

 - А какие виды разборов вы знаете?

 - Ребята, каким разбором мы можем разобрать имя прилагательное?

 - Сегодня мы рассмотрим разбор слова как части речи, который называется морфологическим разбором. И тема нашего урока – морфологический разбор имени прилагательного.

 - Чтобы научиться выполнять морфологический разбор ИП, для начала выполним морфологический разбор имени существительного. (он бежал к зверю)

 - Можем ли сейчас, опираясь на алгоритм данного разбора, составить алгоритм морфологический разбор имени прилагательного?

 - Как вы думаете, что нужно указать в алгоритме? Какие признаки ИП? (карточки с признаками на доске). Давайте попробуем составить из этих признаков ИП алгоритм морфологического разбора. Что определим сначала, что после?

 - Давайте сравним наш алгоритм с алгоритмом, который представлен в учебнике, откроем 39 страницу. Обратите внимание на упражнение 208.

 - Посмотрите, в упражнении указан образец разбора имени прилагательного.  

- Совпал ли он с нашим алгоритмом?

 - Ребята, а почему в образце в скобках рядом с именем прилагательным «бодрый» выписано имя существительное «серп»?

 - Давайте потренируемся выполнять морфологический разбор, но для начала нам нужно прочитать текст упражнения.

 - Какие слова вам непонятны?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Кто найдет все словосочетания в этом стихотворении?

Назовите словосочетания с главным словом «волос».

Давайте разберем имя прилагательное из этого словосочетания (тонкий волос). Проговариваем вслух алгоритм и записывай разбор на доске. Все остальные выполняют разбор в тетрадях.

Давайте разберем имя прилагательное из словосочетания праздной борозде.

 - Ребята, что мы сейчас выполняли?

 - Что помогло нам выполнить разбор?

 

 

 

 

 

 - Разбор

 

 - Фонетический разбор, разбор по составу, разбор слова как части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зверю – (кому?), н.ф. зверь, сущ. одуш., м.р., 2-е скл., ед.ч., Д.п., второст. член предл.

 

 

 

 - Да.

 

 

- н.ф. (ед.ч, отвечает на вопрос какой?), часть речи, род, число, падеж, роль в предложении…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Да

 

 - Потому что имя прилагательное  зависит от имени существительного, имя существительное поможет определить признаки имени прилагательного.

 

 

 

 

 - Серп, праздной, борозде.

Серп – ручное орудие в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков с корня.

Праздный – ничем не занятый, без дела, без полезных занятий; бесцельный, пустой.

Борозда – канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным взрыхляющим почву орудием.

 - Бодрый серп, тонкий волос, праздной борозде.

 

 - Тонкий волос.

 

 - Тонкий (волос) – (какой?), н.ф. тонкий, прил., м.р., ед.ч., И.п., главный член предл.

 

 

 

 - Праздной (борозде) – (какой?), н.ф. праздный, прил., ж.р., ед.ч., Т.п., второст. член предл.

 - Морфологический разбор имени прилагательного.

 - Алгоритм морфологического разбора.

Познавательные и коммуникативные УУД: Ученики вступают в диалог с учителем, структурируют полученные знания.

 

Физминутка

 - Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились. Повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Выполняют упражнения в соответствии со стихотворением.

Личностное УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Первичное закрепление знаний

 - Посмотрите на слайд. Прочитайте текст и выпишите имена прилагательные и сделайте морфологический разбор

(Наступила весна. Светит яркое солнце. Журчат ручьи. Появились долгожданные подснежники. На деревьях набухли почки. Хорошо весной!)

Все выполняют в тетрадях, сверяясь с доской.

 

Яркое (солнце) – какое?, н.ф. яркий, прил., ср.р., ед.ч, И.п., второст. член предл.

Долгожданные (подснежники) – какие?, н.ф. долгожданный, прил., м.р, мн.ч., И.п., второст. член предл.

Познавательные и коммуникативные УУД: учащиеся структурируют полученные знания.

 

Самостоятельное применение знаний

 - Сейчас каждый получит листочек с СР «Морфологический разбор имени прилагательного» выполняем по вариантам.

1 вариант

Задание: Выписать прилагательные и выполнить морфологический разбор.

В зимнем лесу на сосне сидит красногрудый снегирь.

2 вариант

Задание: Выписать прилагательные и выполнить морфологический разбор.

На крутом берегу растут кудрявые березы.

 - Сдаем листочки.

 - Теперь давайте проверим ваши работы

Выполняют самостоятельно на листочках по вариантам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сдают листочки с СР.

Проверяют правильность выполненной работы.

Личностные УУД: развитие навыков самоконтроля, интереса к теме урока; Развивающие УУД: развитие познавательных способностей.

Итог урока

Рефлексия

 - О чем сегодня мы с вами говорили?

- Сейчас оцените свою работу и поднимите соответствующий смайл

Радостный – я доволен своей работой на уроке;

Расстроенный – на уроке я работал, но не все получилось;

Грустный – на уроке мне было трудно.

Отвечают на поставленный вопрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Поднимают соответствующий смайл.

Воспитательные УУД: Развитие внимания; повышение интереса к предмету

Домашнее задание

 - Открываем дневники записываем домашнее задание стр. 38 упр. 207 по заданию и сделать Морфологический разбор 3-х любых имен прилагательных.

Открывают дневники записывают домашнее задание

Регулятивные УУД. Ученики записывают задание, планируя действия по его выполнению.