Морфологический разбор частицы 9 класс

  • Занимательные материалы
  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Кинематограф Германии — важная часть культуры Германии и международного кинематографа. Его история неразрывно связана с историей Германии и характеризуется чередованием периодов взлётов и падений. Кино Германии родилось в конце XIX века и достигло своего расцвета в период Веймарской республики, когда немецкие кинематографисты создали классические фильмы, оказавшие значительное и длящееся влияние на мировой кинематограф. Приход к власти национал-социалистов в 1933 году стал причиной эмиграции сотен кинематографистов и полного переустройства киноиндустрии, которая теперь была подчинена идеологическому диктату НСДАП. После Второй мировой войны кино ФРГ и ГДР развивались самостоятельно. В ГДР киноиндустрия была национализирована и объединена вокруг студии DEFA. В ФРГ кинематограф долгое время стагнировал; кризис был переломлен в конце 1960-х с появлением нового поколения кинематографистов, известного как «новое немецкое кино». В 2000-х годах два номинированных Германией фильма — «Нигде в Африке» (2001) Каролины Линк и «Жизнь других» (2006) Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка — получили «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.огэ
Иконка файла материала огэ.docx
ЗАДАНИЕ №10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ) Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы продолжим подготовку к  основному государственному экзамену. Наше занятие мы посвятим заданию№10.  Пунктуационный анализ (вводные слова, словосочетания и предложения; вставные  конструкции; обращения). Цели занятия Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с  предложением. Закрепить навыки нахождения слов и конструкций, грамматически не связанных с членами  предложения. Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях. Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и  вставных конструкциях. 1. Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от  других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий  выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я,  наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме  вводные слова выделяются запятыми. 2. Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют  простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение  говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат  добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся  чаще всего запятые, а при вставных — тире или скобки, например: Я, как мне  кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров — я лежал на диване с  интересным детективом — вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю  мою жизнь. 3. Вводные слова делятся на разряды. Значение Вводные слова и словосочетания Выражают чувства  говорящего (радость,  сожаление,  удивление и т.д.). К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к  огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к  ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго,  странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха  таить и др. Выражают оценку  говорящим степени  достоверности со­ общаемого (уверен­ ность, предположе­ ние, возможность,  Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно,  разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно,  наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может,  может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы,  видимо, по­видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда  ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать,неуверенность и думаю, надеюсь, полагаю и др. т.д.)­ Указывают на связь  мыслей, последова­ тельность их изло­ жения. Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец,  впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме  того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким  образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во­первых, во­ вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю,  подчёркиваю и др. Указывают на приёмы  и способы офор­ мления мыслей. Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе  говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если  можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения  сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др. Указывают на источ­ ник сообщения. Говорят, сообщают, передают, по словам..., по сведениям..., по  сообщению..., по мнению..., по­моему, по­твоему, по­нашему, по­ вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно,  дескать, мол и др. Слова, обращённые к  собеседнику с целью  привлечь его  внимание к сооб­ щаемому, внушить  определённое отно­ шение к излагаемым  мыслям. Указывают оценку  меры того, о чем го­ ворится. Показывают степень  обычности того, о чём  говорится. Выражают экспрес­ сивность высказы­ вания. Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь  (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, со­ гласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите,  веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте  милость, скажите на милость, если хотите знать и др. Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без  преувеличений и др. Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по  обычаю и др. По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно  сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести,  признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами  будь сказано и др. 1. NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания  слов: авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте,  вот, вряд ли, всё­таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как  бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно,  примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др.  подобные (частицы, наречия). 1. Слова наконец, значит, однако, главным образом   в предложении могутфункционировать по­разному Слово является вводным Слово вводным не является НАКОНЕЦ Указывает на связь мыслей, порядок их  изложения (= и ещё), завершает собой  перечисление: Можно, наконец,  обратиться за советом к специалисту;  Опекушин был выходцем из простого  народа, сперва — самоучка, затем  признанный художник и, наконец,  академик. Выполняет функцию обстоятельства (= под  конец, напоследок, после всего, в результате  всего): Мы поднимались всё выше и наконец  достигли вершины; Наконец все дела были  завершены. В этом значении возможна частица ­ то: Наконец добрались до места  ночлега (=наконец­то добрались...). ОДНАКО Если стоит в начале предложения (части  сложного предложения) или связывает  однородные члены (в этих случаях имеет  значение противительного союза но): Мы не надеялись встретиться, однако  встретились; Однако его поведение меня не  обидело. ЗНАЧИТ Если близко по смыслу к слову означает, то  является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём(Горький). Если стоит между подлежащим и сказуемым, то  перед ним ставится тире: Бороться — значит  победить. Если стоит в середине или в конце  предложения: Смотри, однако, будь  осторожна; Сколько хлопот, однако. Если синонимично словам следо­ вательно, стало быть: Солнечные пятна  совсем исчезли, значит, солнце уже  склонилось за полдень; Значит, вы не  можете сегодня прийти? Если находится между придаточным и  главным предложениями: Если наступит  весна, значит, будет тепло. Если находится между частями  бессоюзного сложного предло­ жения:Прозвенел звонок, значит, урок  кончился. ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ Если служит для выделения какого­либо  факта, для выражения его оценки: Если имеет значение в первую очередь, больше  всего: Пособие следует исправить и, главным  образом, дополнить новым  материалом (главным образом = самое  Он добился успеха главным образом благодаря  своему трудолюбию; Мне нравится в нём главный образом его искренность.главное). 6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложения, в которых вводное  слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит? 1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота  (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от  оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного  оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях: Он погрузился в размышления,  видимо производя в уме какие­то  расчеты. Он вспомнил эти слова, возможно  услышанные в детстве. Он действовал безрассудно, наверное  наперекор всем. Ср.: Он погрузился в размышления,  производя, видимо, в уме какие­то расчеты. Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные,  возможно, в детстве. Ср.: Он действовал безрассудно, наперекор 2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или  переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив): Расчёты были сделаны наскоро, а  следовательно, неточно. Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и  после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать  энергичнее, а, проще говоря, не лениться. КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10. В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при  вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно:  предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены.  Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов  предложения. Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в  нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет  каждый знак препинания. Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов  вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в  середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения,  то цифра одна, например: Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце.Должно быть, (3) лучи его припекали так  сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.  NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения  (см. предыдущий пример) — не путайте их с вводными.Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с  одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал  безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1) А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий. Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(­ы), обозначающую(­ие) запятую(­ые) при вводном слове или вводных  конструкциях». Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть — это чувство,(5)  помноженное на осознание правоты. Ответ: 12 — Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский) Ответ: 12 Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3)  вдруг вычитала где­то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)   Ответ: 1256 Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь, (2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход  солнца на Ангаре­реке. (А. Приставкин) Ответ: 34 Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да  ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова) Ответ: 12 И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты  был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман) Ответ: 12 Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла  ближе. (А. Грин) Ответ: 23 Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3)  естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7)  где Мечта реализовалась. Ответ: 34 Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но  справедливо...(Б. Емельянов) Ответ: 12Куда (1) по­вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по­вашему. Ответ: 12 Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни  разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным. Ответ: 12 Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал  происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим. Ответ: 34 Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной  зеленью. Ответ: 12 Вдруг (1) двигатель как­то (2) по­особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5)  простужено закашлялся. Ответ: 45 — Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим. Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности. (Е. Гришковец) Ответ: 12 Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край  острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было. (В. Распутин) Ответ: 23 Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего  бытия. И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где­то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит  всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский) Ответ:125 Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает  меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы, (5) происходящие в ней. (М. Канн)   Ответ:34 Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2)  там какие­то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась  неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной. (А. Приставит) Ответ: 2И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не  осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6)  положил дрова в сумку и ушёл прочь. (А. Приставкин) Ответ: 23 Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра­ля­ля? — Простите,(2) — сказал  наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза. Может быть, (4) её палата была на втором этаже? (Ю. Яковлев) Ответ: 4 Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему  огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4)  пожалевшего масла на краску. (Д. Мамин­Сибиряк) Ответ: 23 Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда  оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А.  Алексин) Ответ: 34 Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и  могучий. (Е. Носов) Ответ: 12 Предложения с обращениями Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении  (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что  обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и  грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к  обращению). Обращение — это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли  существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того,  кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и  является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня  поздно придёшь из школы? Основная функция обращения — привлечь внимание  собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь. Обращение — неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных  текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных  предложениях. Но обращения — это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин); Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).Такие обращения — особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения. Как выполнить это задание. 1. Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при  которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения,  потому что обращения часто путают с под­лежащим. Сравните: Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом. — Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева). В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном  падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом  предложении слово Машутка является приложением). 1. Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной  интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в  любой части предложения — в начале, середине или в конце: Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов) Но это — самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать. 1. Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько  раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения,  что создаёт особую экспрессию: Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов). 1. Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из  одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и  определения): Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов). 1. Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения,  например: Отколе,(1) умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов) (Ответ 1, 2, 3). 6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые  называются однородными: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно,  давно ты ждёшь меня (Пушкин). А теперь практические задания. Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: — Что ж, (4)  Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин) Ответ: 45 Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) —  отвечает лось, — Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) — ответил  волк. (С. Алексеев)Ответ: 123 Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не  уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали... — Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л.  Андреев) Ответ: 345 . — Иди сюда,(1) тут родник,(2) — закричал Васька. — Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... — Правда,(4)  Васька? (А. Приставкин) Ответ: 4 В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(­ы), обозначающую(­ие) запятую(­ые) при обращении. Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? — спросила мама,(3) глядя на меня с  весёлым удивлением. — Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев) Ответ: 12 — Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы. Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок  пятого года.(А. Приставши) Ответ: 1 — Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) — тотчас отвечала  Таиска. — Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов) Ответ: 2 Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов) Ответ: 1 — Ну какая же это верба,(1) юноши? — говорил он,(2) просматривая работы учеников. — Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько... (О. Туберовская) Ответ: 13 Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой. — Томка, (3) — сказал я жалобно, (4) — проснись. (Б. Емельянов) Ответ: 3 Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» —  как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул: — Виктория, (3) ваше сиятельство!Помилуй бог, (4) как провёл! Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев) Ответ: 123 Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду. Ответ: 34 Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3)  сделалось плохо с сердцем. — Бабусик,(4) я пойду,(5) — обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев) Ответ: 4 . Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у  меня славный, (4) умница. (В. Крапивин) Ответ: 12