Уроки музыки
МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ
В. А. Моцарт. Симфония № 40 соль минор
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с жанром симфонии.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы много раз слышали 40-ю симфонию В. А. Моцарта. Наверняка эта музыка нравится вам. Она очень красивая, душевная, трепетная. Недавно вы познакомились с сонатой ре мажор Й. Гайдна. Симфония - эта та же соната, но написанная для оркестра. В ней несколько частей, чаще всего четыре. Первая часть, как и соната, пишется в сонатной форме: состоит из трёх разделов (экспозиции, разработки и репризы).
В экспозиции - несколько тем (главная, связующая, побочная и заключительная), которые как бы являются «действующими лицами» или персонажами повествования. У каждой из них свой характер.
Вторая часть симфонии - медленная, лирическая.
Третья - менуэт (иногда вместо менуэта в симфонии бывает скерцо).
Четвертая часть – финал - быстрая, стремительная.
Послушайте первую часть симфонии, постарайтесь проследить за тем, как меняется характер музыки при появлении новых мелодий-тем. (Звучит первая часть, педагог привлекает внимание детей к смене настроений. Затем дети слушают вторую, третью и четвертую части симфонии во фрагментах и определяют характер музыки.)
2-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с первой частью симфонического цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня мы послушаем первую часть симфонии и поговорим о ней поподробнее - о характере, настроениях основных мелодий и разделов этой части. Какого характера главная тема? (Звучит фрагмент.)
Д е т и. Нежная, взволнованная.
П е д а г о г. Да, трепетная, задушевная, взволнованная, молящая тема всё время прерывается решительными и угрожающими интонациями. После главной звучит связующая партия - настойчивая, энергичная, активная. (Звучит фрагмент.)
Побочная партия мягкая, нежная, робкая, изящная, трогательная, она звучит легко, прозрачно, воздушно. (Звучит фрагмент.)
Заключительная партия сердито, напористо сметает этот островок нежности и покоя. Она похожа на главную тему, но звучит более тревожно, беспокойно, взволнованно. (Звучит фрагмент.)
Так заканчивается первый раздел сонатной формы - экспозиция.
Второй раздел - разработка. Она вся построена только на главной теме. Но её характер всё время меняется. То она звучит неуверенно, робко, нерешительно, тревожно, то жалобно. Внезапно мелодию перебивает напористая, мужественная, решительная тема. (Звучит фрагмент.) В конце разработки жалобно мелькают интонации главной темы, всё затихает, замирает.
Начинается реприза. (Звучит фрагмент.) Реприза похожа на экспозицию, но она ещё более драматичная, смятенная, встревоженная. (Звучит фрагмент.)
3-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей со второй, третьей и четвёртой частями симфонического цикла.
Ход занятия:
П е д а г о г. Как звучит вторая часть симфонии Моцарта, какая она по настроению? (Исполняется фрагмент.)
Д е т и. Спокойная, задумчивая.
П е д а г о г. Да, эта часть проникнута настроением мечтательности, она светлая, зыбкая.
Третья часть симфонии - менуэт. Менуэт - это старинный французский танец, который исполняется маленькими шажками, церемонно, с поклонами и приседаниями. Этот же менуэт совсем не похож на галантный танец, он скорее напоминает суровое шествие, звучит грозно, встревоженно, сурово, решительно, мощно. (Звучит фрагмент.) Средняя часть менуэта прозрачная, безоблачная, светлая, нежная, ласковая, воздушная (звучит фрагмент).
Четвёртая часть симфонии (финал) перекликается по настроению и по интонациям мелодий с первой частью. Стремительная, мечущаяся тема прерывается грозными аккордами, взволнованными и драматичными. (Звучит фрагмент.) Затем наступает просветление, звучит лучистая, нежная тема. (Звучит фрагмент - побочная партия.) И снова музыка становится беспокойной, тревожной, смятенной, гневной, возбуждённой. (Звучит фрагмент заключительной партии, разработки.)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.