Мультимедийная экскурсия «Храмы Кировского района города Волгограда»
Оценка 4.9
Интерактивная доска
окружающий мир +2
Все классы
24.01.2018
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание школьников должно формировать личность ребенка на принципах христианской морали, воспитывать у подрастающего поколения глубокую любовь к своему народу, его культуре, преданность Родине, способствовать становлению высокого профессионализма личности и тем самым наполнить высокодуховным смыслом современный идеал воспитания. В нашей школе духовно-нравственному развитию учащихся уделяется особое внимание. В рамках воспитательной деятельности в школе проводятся мероприятия, направленные на формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. Так, например, на уроках ОРКСЭ учащиеся знакомятся с историей различных религиозных конфессий. На классных часах обсуждаются вопросы, связанные с духовно-нравственным воспитанием учащихся. На одном из классных часов одним из вопросов был вопрос: какие храмы Кировского района вы знаете? Каково же было наше удивление тому, что кроме одного храма Кировского района мои ученики больше храмов на территории Кировского района не знают. Всё это и подтолкнуло меня на создание этой экскурсии.
Цель работы: популяризация знаний о храмах Кировского района.
Задачи:
1. Изучить информацию о храмах Кировского района;
2. Составить банк данных о храмах Кировского района;
3. Распространить данную информацию в виде мультимедийной экскурсии для использования её с целью проведения виртуальных и реальных экскурсий по Кировскому району;
Экскурсия длится один академический час. Группы могут быть в количестве до 20 человек.
Вступление
Добрый день ребята. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию по храмам Кировского района города Волгограда. Первый храм, который мы посетим находится в центре Кировского района. В Царицыне проживал состоятельный купец и промышленник Василий Федорович Лапшин. В его владении находилось несколько лесопильных и деревообрабатывающих предприятий, кондитерская фабрика, пароходство, несколько имений, а также фруктовые сады.
Непосредственное участие купец Лапшин принимал и в общественной жизни города. При его финансовой поддержке в Царицыне были проведены водопровод и канализация, построен сиротский приют и зона отдыха для горожан. Кроме того он неоднократно избирался гласным городской думы, и даже главой Царицына. Однако, несмотря на свои заслуги перед обществом, Василия Лапшина постоянно преследовали несчастья: еще в младенчестве умер его первый сын, а в 1912 году его любимая жена Параскева Ивановна, долго и тяжело болевшая. Спустя два года после смерти матери второй сын Параскевы и Василия кончает жизнь самоубийством.
В память о своей супруге и в искупление греха самоубийства сына Александра Лапшин начинает строительство храма Параскевы Пятницы — небесной покровительницы своей безвременно умершей жены. Строительство церкви шло довольно быстрыми темпами и в 1915 г. было завершено. Однако оформить внутреннее убранство храма не успели из-за начавшейся Первой мировой войны. Несмотря на то, что церковь считалась фамильно-родовой, её посещали все желающие.
В советское время в храме Параскевы Пятницы располагались также приют для беспризорников, гвоздильный цех, различные склады. В годы Великой Отечественной войны, в полностью разрушенном Сталинграде храм не просто чудом сохранился, но в своих подвалах спас сотни человеческих жизней от обстрелов и бомбёжек. После войны в стенах храма разместили военные склады: оконные проемы были заколочены, и под церковные своды стали заезжать погрузчики и военные машины. Долгое время храм Параскевы Пятницы в Волгограде пустовал, а территория вокруг него почти не была заселена.
В конце 50-х годов, в этом районе началось крупномасштабное жилищное строительство. За тридцать лет вокруг храма выросли многоэтажные жилые кварталы, был открыт кинотеатр «Авангард», обустроен парк. Сейчас это густонаселённый район города, в котором проживает более пятидесяти тысяч человек. В 1991 г. по ходатайству Архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа, храм св. вмц. Параскевы Пятницы был возвращён Русской Православной Церкви, хотя и в очень запущенном состоянии. Возродить и восстановить ее было поручено протоирею А. Троицкому — первому настоятелю храма.
В 1994-м году, Волгоградскую епархию посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и положительно отозвался о храме св. вмц. Параскевы, в котором к тому времени уже совершались ежедневные богослужения, пел свой хор. В храм потянулись люди из других районов: Советского, Красноармейского, и по большим праздникам он уже не вмещал всех желающих.
Беда пришла вечером 20 июля 1995 года. Когда служба уже закончилась, но двери храма, как обычно, были открыты, в храм зашёл мужчина в головном уборе. Отец Александр вежливо сделал ему замечание, попросил снять головной убор и объяснил, что в храме так находиться нельзя. Но мужчина повел себя грубо, стал возражать и на выходе из храма напал на священника. Падение с паперти и внезапно начавшийся приступ астмы стали причиной остановки сердца. Похоронили протоиерея Александра Троицкого, как он и завещал, на церковном дворе.
В последующие годы приход возглавляли иерей Иаков Дергилев, иеромонах Елисей (Фомкин), ныне епископ Урюпинской епархии. Его стараниями был устроен дренаж вокруг храма. После о. Елисея настоятелем был назначен протоиерей Николай Агафонов, при котором приходская жизнь заметно оживилась, продолжалось благоустройство храма. Были установлены купола: большой позолоченный купол, который венчает крест, и четыре небольшие главки — над алтарём, притвором, над левым и правым приделами, расписан храм, установлен иконостас. Усилиями протоиерея Николая Агафонова, в то время благочинного района, были обустроены и действуют до сего дня плавучие храмы – один, носящий имя святителя Николая Чудотворца, другой во имя свт. Иннокентия Московского.
Некоторое время Параскевинский приход возглавлял о. Павел Насиняк, С 2002 года в течение почти десяти лет храм был подворьем Св.-Преображенского Усть-Медведицкого женского монастыря. За время руководства приходом игуменией Георгией (Боровик) отремонтирован подвал храма, установлена вытяжка для осушения стен храма, построена трапезная, корпус с монашескими кельями (сейчас используется как покои настоятеля и административный корпус), устроена отдельно стоящая церковная лавка.
В 2012 г. в течение несколько месяцев храм был подворьем Св.-Духова мужского монастыря. 6 ноября 2012 г. настоятелем был назначен иерей Алексий Зимовец. В течение сравнительно короткого времени заменены кровля храма, окна, построены хозблок, теплый санузел для прихожан, реорганизована воскресная школа с привлечением преподавателей с высшим образованием, организован пункт приема и раздачи одежды и обуви для малоимущих и многодетных семей.
Сегодня храм Св. вмц. Параскевы Пятницы представляет собой полноценный действующий храм Русской Православной Церкви, в котором ежедневно проходят службы. Божественная литургия совершается ежедневно в 7.45. утра. Вечернее богослужение начинается в 15.45ч. Сразу после окончания литургии совершаются молебны о здравии и панихиды по усопшим. В воскресные и праздничные дни литургия начинается в 8.30.
Духовенство продолжает служение и за порогом храма. Кроме исполнения обычных пастырских обязанностей, между клириками прихода разделены для духовного попечения местные общеобразовательные школы. Так, в 2013 г. приход полностью оплатил приобретение учебников по «Основам Православной культуры» для МОУ СОШ №57. Регулярно поддерживаются добрые взаимоотношения с МОУ СОШ №110 и ее директором Ириной Валентиновной Арбузовой. Настоятель иерей Алексий Зимовец окормляет ГБУ «Кировский комплексный центр социального обслуживания населения». Приход оказывает активную социальную помощь малообеспеченным и многодетным семьям. Действует благотворительная столовая.
Создана воскресная учебно-воспитательная группа для детей младшего, среднего и старшего возраста, которую возглавляет Елена Тишина. Преподается Закон Божий, церковное пение, церковно-славянский язык, курсы колокольного звона для старшей группы, азы театрального искусства.
Следующим мы посетим Свято –Никитинский храм. Свято-Никитская церковь была построена в 18 столетии на средства мецената, фаворита императрицы Никиты Бекетова. Будучи воспитанником шляхетского корпуса, Никита участвовал в спектаклях, даваемых в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, и обратил на себя ее внимание. После выпуска из корпуса премьер-майор Бекетов был зачислен адъютантом к графу А. Г. Разумовскому, в скором времени фаворит был произведен в чин полковника и получил богатые поместья в качестве даров от императрицы.
В 1763 году по указу императрицы Екатерины II Бекетов становится астраханским губернатором, а несколькими годами позже – сенатором. В 1780 Бекетов получил во владение земли вблизи крепости Царицына, здесь он основал село Отрада, ставшее его имением.
В Отраде Бекетов основал храм своему святому покровителю Никите-исповеднику, по одним данным это произошло в 1782 года, по другим в 1795. Возможно, даты, указанные в документах волостного правления, отмечают начало и завершение строительных работ.
Для строительства в Волгограде храма Бекетов основал в имении кирпичный завод, из продукции которого была поставлена Свято-Никитская церковь и трапезная, колокольня же и купол оставались деревянными.
В архитектурных формах церкви наряду с традиционными элементами архитектуры Древней Руси, заметно влияние эпохи классицизма. Храм был освящен в 1795, после смерти Никиты Афанасьевича, похороненного в церкви села Черепаха у Астрахани. Но в Отраде распространена легенда о том, что в склепе Никитской церкви в Волгограде находится прах Бекетова.
С 1795 года поместье переходит во владение казачьего полковника Павла Попова.
Шли годы, Никитская церковь ветшала, в 1867 ктитор церкви, известный землевладелец Царицына Валериан Попов, принялся за ремонт и пожертвовал на ее ремонт 120 рублей, в дополнение к 400 рублям приходских денег.
В здании заменили окна и двери, из камня вокруг волгоградского храма выложили ограду, а также сложили сторожку. В это же время колокольня из деревянной перестраивается в каменную, строятся приделы к церкви. До настоящего времени сохранились голландские печи в приделах и кованые решетки на окнах.
В 1871 году учреждается церковно-приходское попечительство, открывается приходская школа и школа грамотности. После войны службы в Свято-Никитской церкви в Волгограде продолжились. В 1946 в храме собралось 6 тысяч человек на пасхальную службу, среди них было много детей и молодежи. В 1952 -1958 гг. в храме производились ремонтные работы, на которые было затрачено более 1 миллиона рублей.
В 1990-е годы в алтаре под просевшими полами обнаружили склеп с похороненными там казачьими офицерами. Тогда же в волгоградской церкви Никиты-исповедника начались ремонтные работы.
20 июня 1993 года Волгоград и Свято-Никитский храм посетил Святейший Патриарх Алексий II, освятивший в ходе визита новые кресты на церковные купола.
Значительным событием в жизни Никитской церкви стали крестные ходы с иконой Чудотворной Урюпинской иконы Божией Матери.
Летом 1996 года Свято-Никитская церковь открывает Детскую воскресную школу. В 1997 при школе открыли филиал церковной школы «Воскресение». Ежегодно для юных прихожан устраивается Рождественская ёлка и Пасхальный праздник.
А теперь мы посетим самый молодой храм Священномученика Сергея Мечева. Священномученик иерей Сергий Мечёв родился в Москве 17 сентября 1892 года в семье известного священника отца Алексия Мечёва (память 9 июня), настоятеля храма Святителя Николая в Кленниках на Маросейке. Батюшка отец Алексий очень любил своего сына Серёжу и желал иметь его своим преемником, но он не хотел оказывать на него давление и поэтому дал возможность сыну получить светское образование. В 1910 году Сергей окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на медицинский факультет Московского Университета. Вскоре он перешёл учиться на словесное отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1917 году.
Во время войны в 1914 году Сергей Алексеевич работал на Западном фронте братом милосердия в одном из санитарных поездов. Там же он познакомился со своей будущей супругой, которая также трудилась сестрой милосердия. Одновременно с учёбой в Университете Сергий Алексеевич принимал участие в работе студенческого богословского кружка имени святителя Иоанна Златоустого, организованного наместником Чудова монастыря епископом Арсением (Жадановским). На заседаниях кружка читались и обсуждались доклады на различные темы богословского характера.
В 1917 году была создана комиссия по сношению с гражданской властью Русской Православной Церкви. В число членов Комиссии вошёл и Сергей Алексеевич. В этот период ему пришлось часто бывать у Святейшего Патриарха Тихона, который очень его полюбил.
Решение принять священство было связано у Сергея Алексеевича с поездкой в 1918 году в Оптину пустынь, где он получил на это благословение старцев отца Анатолия и отца Нектария. В 1919 году, по окончании историко-филологического отделения Московского университета, он был рукоположен во диакона, а затем во иерея. Рукополагал его в апреле 1919 года в Даниловском монастыре священномученик архиепископ Феодор (Поздеевский, память 10 октября).
Служил он рядом с отцом в храме на Маросейке. Этот приход называли «мирским монастырём», — имя в виду не монастырские стены, а паству-семью, связанную узами любви и единым духовным руководством. Послушание духовному отцу, очищение совести покаянием, частое причащение, ежедневные уставные службы (обедни на Маросейке начинались в 6 утра, и прихожане могли попасть на работу во время) — всё это создавало условия для подлинной духовной жизни. «Христианство не учение, а жизнь», — часто повторял отец Сергий.
После кончины своего отца батюшки Алексия 27 мая 1923 года, отец Сергий принял на своё пастырское попечение «покаянно-богослужебную семью», как он называл свой приход, и окормлял его до самой своей мученической кончины. «Вы мой путь ко Христу, как же пойду без вас», — писал он в 1930 году своим духовным чадам.
Богослужение отца Сергия отличалось от богослужений батюшки Алексия: в нём не было той растворённости в любви, того покаянного плача, но всё же оно было прекрасно: в нём была строгость, стройность, сосредоточенность. Проповеди его были насыщены волевым началом, так, что, слушая их, нельзя было оставаться только слушателем, а хотелось действовать. Духовных чад привлекала к нему его личность, пламенность веры, требовательная, чуткая и неподкупная совесть, отсутствие всяких поз, знание святоотеческого учения, и, наконец, доброта и отзывчивость.
Отец Сергий был бескомпромиссный борец за чистоту Православия. После появления «Декларации» 1927 года, он не поминал митрополита Сергия. Батюшка был сослан на Север. Там в 1933 году последовал повторный арест и осуждение на 5 лет лагерей. В 1937 году батюшка освободился из лагеря, работал в поликлинике и тайно служил дома Литургию. 7 июля 1941 года батюшку арестовали за то, что вокруг него собирались его чада, и поместили в Ярославскую тюрьму. После 4-х месяцев допросов и пыток, на которых он вёл себя очень мужественно, стремясь, чтобы никто из общины не пострадал, в ночь на 6-е января 1942 г. батюшка был расстрелян в тюрьме Ярославского НКВД.
Храм священномученика Сергея Мечева Русская Православная Церковь, Волгоградская митрополия, Волгоградская епархия, 2-е благочиние.
Настоятель храма - иерей Александр (Морозов).
Приход образован в 2007 году. В 2010 году началось строительство храма. В 2014 году начались регулярные богослужения.
А теперь мы отправляемся в приход Преподобного Амвросия Оптинского, который был образован в 2004 году по благословению митрополита Волгоградского и Камышинского Германа. Преподобный Амвросий был третьим по счету Оптинским старцем, учеником преподобных Льва и Макария, и самым известным и прославленным из всех Оптинских старцев.
Из биографических событий, которые известны, можно отметить какие-то важные вехи его многотрудной жизни. Родился мальчик в селе Большая Липовица Тамбовской губернии в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед – священник, отец, Михаил Фёдорович, – пономарь. Перед рождением ребёнка к деду – священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Александр был шестым из восьмерых детей в семье. Рос он живым, смышленым, бойким, в строгой семье ему иногда даже доставалось за детские шалости. В 12 лет мальчик поступил в Тамбовское духовное училище, которое блестяще закончил первым из 148 человек.
С 1830 по 1836 годы юноша учился в Тамбовской семинарии. Обладая живым и веселым характером, добротою и остроумием, Александр был очень любим своими товарищами. Перед ним, полным сил, талантливым, энергичным, лежал блестящий жизненный путь, полный земных радостей и материального благополучия. В 1835 году, незадолго до окончания семинарии, юноша, опасно заболел. Эта болезнь была одной из первых, многочисленных болезней, которые мучили старца всю жизнь. Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Я провел всю жизнь в болезнях и скорбях, как тебе известно: но ныне не будь скорбей — нечем спастись. Подвигов нет, истинного монашества — нет, руководителей — нет; одни скорби заменяют собою всё. Подвиг сопряжен с тщеславием; тщеславие трудно заметить в себе, тем более очиститься от него; скорбь же чужда тщеславия и потому доставляет человеку богоугодный, невольный подвиг, который посылается Промыслителем нашим сообразно произволению...» Эта первая опасная болезнь привела к тому, что молодой семинарист дал обет в случае выздоровления стать монахом.
Но он не мог решиться исполнить этот обет четыре года, по его словам, «не решался сразу покончить с миром». Некоторое время был домашним учителем в одной помещичьей семье, а затем преподавателем Липецкого духовного училища. Решающей стала поездка в Троице-Сергиеву Лавру, молитвы у мощей преподобного Сергия Радонежского. Известный затворник Иларион, которого встретил молодой человек в этом путешествии, отечески наставил его: «Иди в Оптину, ты там нужен».
После слёз и молитв в Лавре, мирская жизнь, развлекательные вечера в гостях показались Александру такими ненужными, лишними, что он решил срочно и тайно уехать в Оптину. Возможно, он не хотел, чтобы уговоры друзей и родных, пророчивших ему блестящее будущее в миру, поколебали его решимость исполнить обет посвятить свою жизнь Богу.
Несколько раз он бывал при смерти, но каждый раз чудесным образом, при помощи благодати Божией возвращался к жизни. С сентября 1846 г. по лето 1848 г. состояние здоровья отца Амвросия было настолько угрожающим, что он в келье был пострижен в схиму с сохранением прежнего имени. Однако совершенно неожиданно для многих больной начал поправляться. В 1869 г. состояние его здоровья опять было настолько плохим, что стали терять надежду на поправку. Была привезена Калужская чудотворная икона Божьей Матери. После молебна и келейного бдения и затем соборования здоровье старца поддалось лечению. Час своей кончины суждено было старцу Амвросию встретить в Шамордино. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето. В конце лета старец три раза пытался вернуться в Оптину, но не смог по причине нездоровья. Через год, болезнь усилилась. Его соборовали и неоднократно причащали. 10 октября 1891 года, старец, три раза вздохнув и с трудом перекрестившись, скончался. Гроб с телом старца под моросившим осенним дождем был перенесен в Оптину пустынь,
и ни одна из свеч, окружавших гроб, не погасла. На погребение съехалось около
8 тысяч человек. 15 октября тело старца было предано земле с юго-восточной
стороны Введенского собора, рядом с его учителем старцем Макарием. Именно в этот день, 15 октября, в 1890 году, старец Амвросий установил праздник в честь
чудотворной иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», перед которой он сам
много раз возносил свои горячие молитвы.
Шли годы. Но не зарастала тропа к могиле старца. Наступили времена тяжких
потрясений. Оптина Пустынь была закрыта, разорена. Была стерта с лица земли
часовня на могиле старца. Но память о великом угоднике Божием уничтожить было
невозможно. Люди наугад обозначили место часовни и продолжали притекать к своему наставнику.
Приход Преподобного Амвросия Оптинского в Кировском районе г. Волгограда образован в 2004 году. Арендует помещение в старом здании. Ведётся работа по передаче здания приходу. Для храма преподобного Амвросия Оптинского были сооружены 3 ковчега для хранения святых мощей угодников Божьих. Теперь в храме постоянно пребывают мощи:
прп. Амвросия Оптинского
блж. Матроны Московской
свт. Луки архиепископа Симферопольского
вел. муч. Феодора Тирона
прп. Сергия Радонежского
прп. Анны Кашинской
прп. Иоанна Киево-Печерского
прп. Деонисия Киево-Печерского
прп. Веньямина Киево-Печерского
прп. Игнатия Киево-Печерского
Богослужения совершаются регулярно в субботу вечером и воскресенье утром, а также по большим праздникам.
Настоятель — иерей Виктор Иващенко
Вот и подошла к концу наша виртуальная экскурсия, мы надеемся, что вы обогатились той духовной информацией, которой владеем мы. Спаси Вас Господь!
Список источников
1. http://amvrosiy-34.prihod.ru/index
2. http://paraskeva-vlg.ru/o-hrame
3. http://www.volgaprav.ru/hramy_volgograda/kirovskij-rajon/svyatogo-nikity-ispovednika/
4. Информация, полученная при общении с батюшками данных храмов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.