Творческий проект
«Музыка и здоровье»
Автор: учитель музыки
Водопьянова Т.М.
Гимназия № 12 г. Липецка
Цели работы:
формирование ценностного отношения к здоровью, установки к здоровому образу жизни;
овладение способами поддержания здоровья;
создание учебно-методического пособия к уроку музыки в 7-8 классах
Задачи
осознать значимости и актуальности сохранения здоровья;
углубить знания в области физической и музыкальной литературы;
познание себя, своего внутреннего мира;
оформить представления о музыкальных стилях и их влиянии на здоровье;
овладение навыками дыхательной гимнастики;
сформировать информационный банк;
создать презентацию;
применить знания на практике
Чет или нечет?Вьюга ночная.Музыка лечит.Шуберт. Восьмая.Правда ль, нелепыйМаленький Шуберт,Музыка - лекарь?Музыка губит.Снежная скатерть.Мука без края.Музыка насмерть.Вьюга ночная.
Давид Самойлов"Пярнуские элегии"
Музыка... Такая земная и неземная. Музыка – словно отражение иного пространства, иного времени, иных миров. Она звучит и в шуме водопада, и шелесте листьев, и пении птиц. Музыкой наполнены травы, тянущиеся к Солнцу, ибо Солнце – сама музыка. Музыка может успокоить или развеселить
Древние трактаты утверждают:
Вселенная звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний. Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое здоровье. Несколько тысячелетий назад появились учения о влиянии музыки на организм человека.
Пифагор о влиянии музыки на здоровье
С древних времен люди интересовались влиянием музыки на состояния здоровья человека. Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но "очищали" человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души
Учение Пифагора
Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева. Они проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект
Древний Китай
Древние китайцы считали, что музыка избавляет от тех недугов, которые неподвластны врачам
В китайской медицине каждый звук соответствует определённому органу и обладает способностью повышать его тонус
Друиды
Они имели понятие о цветовых оттенках музыки, об инструментах, которые позволяют управлять; о том, как создать инструменты способные исцелять или причинять вред
Тайны друидов
Звуки древних песен обладали запрограммированным психологическим воздействием, одной из функций этих песнопений была передача информации и энергии
В Средние века
"Единой силе Души, Мелодии и Песни" поклонялись друиды – кельтские жрецы древней жрецы придавали музыке настолько большое значение, что в их ордене была установлена специальная категория – Барды
Как лечит музыка
Феномен музыкального воздействия специалисты объясняют так: «Организм человека – это система вибрирующая. А музыка – это тоже вибрация, только упорядоченная, определенным образом синхронизированная. Она вносит порядок в нашу систему, настраивает ее на определенный лад, влияет на настроение и работу внутренних органов и систем. А любые болезни проявляются как вполне определенные диссонансы, возникающие вследствие разбалансировки больного органа со здоровым организмом. Музыка может провоцировать приводящий к болезни процесс десинхронизации, а может и наоборот - гармонизировать организм, поддерживая в человеке здоровье» Так что вопрос только в том - какая музыка и каким образом воздействует на человека, который её слушает?
Только гармония
Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать. Но как выяснилось, что это не просто желание слушать приятную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии. Пропущенная черед сердце, она становиться целебной и радует нас
Возьмите свое запястье и по моей команде сосчитайте количество ударов в минуту. Это ваш пульс в состоянии покоя
Сейчас мы прослушаем I часть Концерт № 21 для фортепиано с оркестром В.А.Моцарта затем снова измерим пульс по моей команде.
А теперь мы слушаем композицию группы Rammestein и сравниваем результаты
Ваши выводы?
Музыка Моцарта
Эффект Моцарта
Моцарт – один из музыкальных гениев, которые создали божественную музыку. Если искусство настоящее, оно будет жить вечно. Кроме того, все, что прекрасно, радует нас и исцеляет наши души. Музыка этого композитора способствует исцелению души, для расслаблению и углублению во внутрь себя. Само явление под названием «эффект Моцарта» приобрело свою популярность благодаря тому, что классическая музыка оказывает не только эстетическое влияние на человека, но и целебное воздействие на весь организм в челом. Поэтому такому феномену уделили много внимания и времени и пришли к выводу, что слушая музыку Моцарта, можно значительно улучшить свое здоровье. Музыка его не имеет себе равных по способности вносить гармонию в человеческую душу
Почему?
Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха; услышав классические произведения, акулы собираются со всего океанского побережья
Музыка в современном мире
Музыка окружает нас повседневно: вместе с радио, телевидением, магнитофонами она вошла буквально в каждый дом. Современная музыкальная терапия использует свои возможности для того, чтобы уменьшить боль, страх, напряжение. Также она хорошо способствует повышению тонуса организма. Музыкальная терапия эффективна при лечении депрессии, медицинской реабилитации и для сопровождения физических занятий
«Музыка – вот та добрая фея, которая своей волшебной палочкой – нотой умеет предохранить ребёнка от зла и агрессии современного мира»
Выводы:
Многочисленные индийские или китайские исследования показывают, насколько благоприятно воздействуют приятные звуки на организм. Звуки древних песен обладали запрограммированным психологическим воздействием, одной из функций этих песнопений была передача информации и энергии. Со звуками, с музыкой связаны все явления окружающего мира. И надо ли удивляться тому, что музыка может оказывать разнообразное влияние на человека: она может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность
Какая же музыка нужна в доме?
1.Музыка окружает нас повседневно: вместе с радио, телевидением, магнитофонами она вошла буквально в каждый дом.2.Музыка, как, пожалуй, никакое другое из искусств, может влиять на настроение, создавать его. Кстати, классической называется такая музыка, которая уже десятилетия и века укрепляет человеческий дух, душу, а значит, и тело.3.Музыка утешает, как надпись на кольце Соломона: «Это пройдёт». Она дарит мужество и веселит до того, что хочется танцевать. Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие.
Музыкальные программы для коррекции эмоциональных состояний
Снятие раздражительности, разочарования - И.С. Бах “Кантата №2”; Л.В.Бетховен “Лунная соната”;
Уменьшение чувства тревоги, неуверенности - Ф. Шопен “Мазурки и прелюдии”; И. Штраус Вальсы
Уменьшение агрессии - Бах “Итальянский концерт”; Я. Сибелиус “Финляндия”.
Общее успокоение, умиротворение - Л.В. Бетховен.“Симфония № 6”; И. Брамс. “Колыбельная”; Ф. Шуберт. “Аве Мария”; Ф. Шопен. “Ноктюрн соль - минор”; К.Дебюсси “ Лунный свет ”.
Снятие напряженности - Бах “Концерт ре-минор”; А. Барток “Соната фа – минор”.
Уменьшение головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением - П.И. Чайковский “Времена года” (“Апрель”); В.А. Моцарт “Дон Жуан”; Дж. Гершвин “Голубая рапсодия”.
Поднятие общего жизненного тонуса: улучшение самочувствия – повышение активности ,улучшение настроения - А. Вивальди “Времена года” (“Зима”, “Лето”); Ф. Лист “Венгерская рапсодия № 2”.
Твой пятый океанПросто укрыл туман,Но ты найдёшь его,Чтобы из нот сотворить волшебство.Твой пятый океанПросто укрыл туман,И не нужны слова -Это твой мир,Где только музыка права
Это твой мир,Где только музыка права…Это твой мир,Где только музыка права…
Источники информации:
Литература
Барканов С. Мелодия здоровой жизни. // Здоровье детей. – “Первое сентября”, 2006, № 7.
Касьянов С. Энциклопедия психологических тестов. М:Эксмо, 2002.
Лобанова Е.А. Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий. //Музыка в школе, 2005, № 3.
Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. – Санкт-Петербург, 2000.
Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, 2000.
Седунова Л.М. О современных тенденциях развития общего музыкального образования
// Музыка в школе, 2004, № 1.
Степанов А. Дыхательные гимнастики. – Санкт-Петербург: Вектор, 2005.
Трошин В.Д. Целительная сила организма. Доступные методы восстановления здоровья. – М.: ЗАО Центр-полиграф, 2004.
Тютюнникова Т.Э. Урок музыки. Система обучения К.Орфа. – М.: Астрель, 2000.
Шанских Г. Музыка как средство коррекционной работы // Искусство в школе, 2003, № 5.
В работе также использованы материалы: кандидата медицинских наук А.Гуревича,кандидата философских наук Л.Неведомской, председателя экспериментального творческого объединения «Голос» А.Попова.
http://moikompas.ru/compas/muzikoterapiya
http://www.yugzone.ru/brainmusic/articles/health.htm
http://olqa.ucoz.ru/blog/2009-01-13-1
http://www.refuk.ru/60/1318/
Иллюстрации
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0&rpt=image
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B8%D0%BD&rpt=image
http://images.google.ru/imgres?q=музыка+и+растения&hl=ru&newwindow=1&sa=X&sout=0&tbm=isch&tbnid=0mFc5vCpagYVKM:&imgrefurl=http://pozitivc
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B8%D1%84%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%80&rpt=image
http://demonhost.info/uploads/1279368535_1_e8edfc.jpg
http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D0%B4%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0&img_url=demonhost.info%2Fuploads%2F1279368535_1_e8edfc.jpg&pos=58&rpt=simage
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F&rpt=image&img_url=demonhost.info%2Fuploads%2F1279368535_1_e8edfc.jpg
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=дети%20и%20музыка&img_url=static.diary.ru%2Fuserdir%2F2%2F8%2F1%2F7%2F281765%2F35019673.jpg&
http://images.google.ru/search?q=%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0+%D0%B2+%D0%BD%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BC+%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5&sout=0&sa=X&ei=42EqUIGnG9KFhQfRpoHADQ&ved=0CB8QxxQ&biw=1278&bih=939&sei=5mEqUI2UIMGJhQffg4GwCQ&tbm=isch
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%B4%D1%8B&rpt=image
http://images.google.ru/imgres?q=музыка&hl=ru&newwindow=1&sa=X&sout=0&tbm=isch&tbnid=R5NEnAJdlFiUCM:&imgrefurl=http://myz
ttp://simyxa.livejournal.com/40957.html
http://www.mamba.ru/diary/post.phtml?post_id=590&offset=20
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.