Музыка моего народа
Оценка 5

Музыка моего народа

Оценка 5
docx
12.03.2024
Музыка моего народа
muzyka_moego_naroda_zaschitniki_otechestva.docx

                                                                                      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Казакова Снежана Евгеньевна.

Предмет: музыка.

Класс: 3 «Г».

Тема урока: «Музыка о Защитниках Отечества»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы «Музыка о Защитниках Отечества».

 

Задачи урока:

Планируемые результаты

Дидактические:

1.       Формировать умение воспринимать музыку русскую народную и композиторскую и выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

 

  1. Формирование умения слушать музыку, определять характер и настроение музыкальных произведений и передавать в исполнении.

Предметные:

Уч-ся научатся:

- воспринимать русскую народную и композиторскую музыку, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

Уч-ся получат возможность научиться:

-слушать музыку;

-определять характер и настроение музыкальный произведений и передавать в исполнении.

 

 

Развивающие

 

 

1.  Формировать умения (Р):  принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять волевую саморегуляцию; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей; осуществлять контроль, самооценку деятельности.

 

 

 

 

 

 2.  Формировать умения (П): осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; проводить сравнение; осуществлять обобщение.

 

                                                                               

 

 

 3. Формировать умения (К): владеть диалогической формой речи, слушать и понимать других; контролировать действия партнёра.

Метапредметные
Регулятивные:

Уч-ся научатся:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- осуществлять волевую саморегуляцию.

Уч-ся получат возможность научиться:

- планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять контроль, самооценку деятельности.

Познавательные:

Уч-ся научатся:

- осуществлять анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков;

- проводить сравнение.

Уч-ся получат возможность научиться:

- осуществлять обобщение.

Коммуникативные:

Уч-ся научатся:

- слушать и понимать речь других.

Уч-ся получат возможность научиться:

- контролировать действия партнёра;

- владеть диалогической формой речи.

Воспитательные:
1.      Воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

2.      Вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Личностные:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Дидактические средства: презентация, тексты песен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(Р, П, К)

Личностные

1. Мотивация учебной деятельности

 

Словесный

(беседа)

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Снежана Евгеньевна и сегодня урок музыки проведу у вас я.

-Уберите все лишнее, сядьте правильно, выровняйте спины, руки положите на парты.

Приветствуют.

 

 

 

Р: осуществлять волевую саморегуляцию

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный

(беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Давайте вспомним тему прошлого урока, как она называлась?

-О чём вы говорили на прошлом уроке?

 

 

 

-Какие песни вы начали  разучивать?

 

 

 

-Давайте проверим домашнее задание. Кто мне скажет, что было задано?

 

 

Спрашиваем желающих названия рассказов и краткие пересказы, спрашиваем названия песен, о чём они.(желающие могут спеть).

 

 

 

-«Музыка моего народа»

-Об особенностях и  сходствах русской народной музыки и композиторской.

-«Солдатушки браво ребятушки», «Шёл Ленинградский паренёк»

 

- Найти рассказы, стихи, песни об участии детей в годы ВОВ.

 

 

 

Проверка д/з.

 

 

 

 

 

-День защитника отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выявление места и причины затруднения

Словесный

(беседа)

 

 

Наглядный

-Ребята, давайте определим тему нашего урока.

-Кто из вас знает какой праздник приближается?

-Совершенно верно, сегодня мы будем слушать и исполнять музыку, в которой отразились подвиги советских людей в борьбе с фашисткой Германией, а также события Великой Отечественной Войны, героизм и мужество детей и взрослых в эти годы..

-Давайте определим цель нашего урока.

-Как вы думаете, о чём мы должны узнать?

-Где эти события могут быть отражены?

 

 

 

 

 

-День защитника отечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Узнать о событиях вов, которые отражены в произведениях искусства: музыки, поэзии, изобразительном искусстве.

 

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

 



4. Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

-Давайте составим задачи, это и будет нашим планом действий на урок.

-На слайде вы видите перепутанные задачи, составьте их в нужном порядке.

2. Передать в собственном исполнении героизм, мужество бойцов.

1. Определить характер, особенности звучания музыки.

3. Найти сходства в содержании музыки картин художников и стихов.

Задачи:

1. Определить характер, особенности звучания музыки.

2. Передать в собственном исполнении героизм, мужество бойцов

3. Найти сходства в содержании музыки картин художников и стихов.

 

 

 

 

Р: планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

5. Реализация построенного проекта

 

Словесный

(беседа)

 

 

Итак, обратимся к музыке.

-Давайте вспомним песню. Прослушайте её и скажите мне  как она называется.

(Включаем песню «Солдатушки браво ребятушки»)

-Послушайте немного из истории этой песни:

«Солдатушки» («Солдатушки, бравы ребятушки», «Солдатушки, браво, ребятушки»)— русская народная строевая песня, широко известная в XIX — начале XX века; одна из самых популярных в XIX веке.

Песня отличается большим количеством вариантов (куплетов). Она построена по принципу «призыв-отклик»(вопрос-ответ); в качестве призывов используются родственные связи, в качестве откликов — различные военные термины. В качестве запева вместо «бравы ребятушки» может использоваться «други дорогие».

 

-Кому посвящена эта песня?

-Какая она, кто её написал?

 

-Как мы должны её петь?

-Какая особенность у этой песни?

-Какой у неё характер?

-Ребята, а в какой форме поётся песня?

Приведите примеры.

 

 

 

 

-А сейчас попробуйте исполнить песню сами.

-В каких словах сделать распевы?

-Поём каждый куплет с распевами. По рядам.

1р-1 куплет.

2р-2 куплет.

3р-3 куплет.

 

-Молодцы, ребята вы очень хорошо поёте.

 

 

- Песни в народе писались во все времена, даже в тяжёлые моменты нашей истории.

Сейчас прозвучит песня и вам нужно будет определить о каких событиях она нам расскажет. (Звучит песня «Шёл ленинградский паренёк»)

 

-Как бы вы назвали эту песню?

 

 

-Кому посвящена эта песня?

 

 

 

-Какая она, кто её написал?

 

-Как мы должны её петь?

 

 

- Какие чувства у вас вызвала эта песня?

- О каких событиях рассказала нам эта песня?

- Когда это произошло?

-По какому пути шёл солдат?

 

-Давайте споём эту песню хором.

 

Во многих местах нашей страны, которые во время ВОВ были заняты фашистами, стоят памятники Вечной славы и горит Вечный огонь в память погибших советских героев-воинов.

Сейчас мы послушаем музыку, сочинённую в память о погибших.

(«Новороссийские куранты»)

-Чья музыка?

-Народная или композиторская.

Какая была музыка?

Какие чувства вызвала?

Как исполнялась и кем?

 

Какое было начало, и какой она стала?

 

 

 

-Кто-то знает автора этой музыки? (Приложение)

Дмитрий Шостакович – композитор, пианист, педагог. Родился Дмитрий Шостакович 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге.

Носил звание Народного артиста СССР, награждён многочисленными премиями СССР И РСФСР. Стал крупнейшим композитором 20-го века.

 

 

 

-«Солдатушки  браво ребятушки»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Солдатам.

-Строевая, маршевая, русская народная.

-Громко, торжественно.

-В песне есть распевы.

-Радостная, бодрая и тд.

-В форме диалога. Вопрос-ответ. (Деды-Победы; Сёстры-сабли остры;  Слава-русская держава.)

 

 

-Ребятушки, деды, сёстры, слава…

 

 

Поют песню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают.

 

-«Шёл ленинградский паренёк»

 

-Ленинградскому пареньку, который был солдатом и защищал свою родину.

-Грустная, русская народная.

-С сожалением, проникаясь душой в музыку.

-Печаль, тоску.

 

-О Великой Отечественной войне.

-1941-1945г.

-По долгому, опасному трудному.

Поют песню.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Композиторская.

- напевная, печальная.

Ответы детей.

- Симфонический оркестр.

- Вступление очень тихое, осторожное, потом музыка стала громче и торжественнее.

-Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

 

 

воспринимать русскую народную и композиторскую музыку, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

-слушать музыку;

 

-определять характер и настроение музыкальный произведений и передавать в исполнении.

 

К: слушать и понимать речь других.

 

 

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный

(беседа)

Практический

-Давайте прослушаем ещё раз эту музыку и продирижируем её.

Музыка, написанная в годы ВОВ навечно запомнилась в наших семьях.

-Ребята, как вы думаете, в наше время пишут музыку про войну или победу, про солдатов?

-Давайте прослушаем современную песню и разучим её.

(«Служить России суждено тебе и мне»)

-Ребята, какая была музыка?

 

-Кому она посвящена?

 

-Какие чувства у вас вызвала эта песня?

-Как она звучит?

Слушают, дирижируют.

 

 

 

 

 

-Да.

 

 

Слушают.

 

-Торжественная и тд.

 

-Солдатам, всему народу.

Ответы детей.

 

-Быстро.

- воспринимать русскую народную и композиторскую музыку, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

-слушать музыку;

 

-определять характер и настроение музыкальный произведений и передавать в исполнении.

 

 

 

 

 

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический

-Разучим первый куплет по фразам.

(Раздаём текст)

-Припев.

-Второй куплет.

-Припев.

-Третий куплет.

-Припев.

 

-воспринимать русскую народную и композиторскую музыку, выражать своё отношение к музыкальным произведениям.

-слушать музыку;

 

 

 

 

 

 

 

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)

А сейчас давайте вспомним какую цель мы ставили перед собой в начале урока.

 

 

 

 

-Мы достигли этой цели?

-Узнать о событиях вов, которые отражены в произведениях искусства: музыки, поэзии, изобразительном искусстве.

-Да.

 

  

 

 

 

 

9. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

(беседа)

А сейчас давайте оценим нашу работу на уроке.

Вам нужно дополнить предложения:

Я понял что…

Теперь я могу…

Домашнее задание:

Доучить песню «Служу России». Узнать у родителей, был ли в семье кто-то, кто участвовал в  ВОВ.

-Спасибо за урок, до свидания.

 

 

Ответы детей.

 

П: осуществлять обобщение изученного

Р: осуществлять самооценку деятельности.

 

Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

 

Приложение.

Находясь в первые месяцы войны в Ленинграде, начал работать над 7-й симфонией — «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года — в Колонном зале московского Дома Союзов. 19 июля 1942 Седьмая симфония (впервые) прозвучала в США под управлением Артуро Тосканини (радиопремьера). И наконец, 9 августа 1942 симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижёром выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Через год композитор написал Восьмую симфонию (посвящена Евгению Мравинскому), в которой отдал дань неоклассицизму — III её часть написана в жанре барочной токкаты, IV — в жанре пассакалии. Эти две части как образец специфически «шостаковичевского» преломления жанра до сих пор остаются наиболее популярными в Восьмой симфонии.

В 1943 году композитор переехал в Москву и до 1948 года преподавал композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года — профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств композитор использовал жанры камерной музыки. В этой области им были созданы такие шедевры, как Фортепианный квинтет (1940), Второе фортепианное трио (памяти И. Соллертинского, 1944; Сталинская премия, 1946), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949). В 1945 году, после завершения войны, написал Девятую Симфонию.


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Ф

Задачи урока: Планируемые результаты

Задачи урока: Планируемые результаты

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Словесный (беседа) Наглядный-Ребята, давайте определим тему нашего урока

Словесный (беседа) Наглядный-Ребята, давайте определим тему нашего урока

Солдатушки» («Солдатушки, бравы ребятушки», «Солдатушки, браво, ребятушки»)— русская народная строевая песня, широко известная в

Солдатушки» («Солдатушки, бравы ребятушки», «Солдатушки, браво, ребятушки»)— русская народная строевая песня, широко известная в

Молодцы, ребята вы очень хорошо поёте

Молодцы, ребята вы очень хорошо поёте

Сейчас мы послушаем музыку, сочинённую в память о погибших

Сейчас мы послушаем музыку, сочинённую в память о погибших

Какие чувства у вас вызвала эта песня? -Как она звучит?Слушают, дирижируют

Какие чувства у вас вызвала эта песня? -Как она звучит?Слушают, дирижируют

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2024