Музыка в жизни человека, её влияние на развитие и становление личности.
Введение
Жизнь человека невозможно представить себе без музыки, она сопровождает его с момента рождения (даже зачатия) и до последних мгновений. Может возникнуть вопрос, почему из всех видов искусства именно музыка оказывает сильное воздействие на эмоциональное и физическое состояние человека?
Музыка – это звук, ритм, тон и гармония. Человек часто не задумывается о том, что звук, ритм, тон и гармония присутствуют в его организме. Ритм в организме человека – это ритм дыхания, ритм пульса, ритм сердца, ритм циркуляции крови, ритм сна и бодрствования, ритм активности и отдыха. Тон и звук – в тоне и тембре голоса. Гармонично звучащая музыка организма – это здоровье, а дисгармония в организме – это болезнь. Секрет воздействия музыки заключается в том, что она может регулировать ритм человека. Музыка может настроить и привести человека либо в гармонию с жизнью, либо наоборот.
Ребенок с детства стремится к музыке, поэтому очень важно научить его ориентироваться в огромном информационно - музыкальном потоке. В связи с этим возрастает роль семьи, семейных ценностей, семейных традиций в воспитании эстетического вкуса ребенка. Об этом говорит и английская пословица. Безусловно, велика роль педагога в решении проблем музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Тем более необходимо общение с музыкой детям с общим нарушением речи, т.к. дифицитарность речевой деятельности сочетается с недостаточной познавательной активностью, повышенной утомляемостью, эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью, возбудимостью. А музыка способна оказать влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, ВПФ, развитие мелкой и общей моторики, социальной сферы.
Благодаря разнообразной тематике музыкальных произведений, музыкальных игр, хороводов, используемых на музыкальных занятиях, развиваются познавательные способности детей. Говоря о музыке, о ее характере, дети учатся высказывать свои мысли. Разученные песни, попевки, потешки пополняют активный и пассивный словарь ребенка. Музыкально-ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцы требуют своевременной реакции, своевременного переключения с одного движения на другое.
Участвуя в музыкальной деятельности, дети чувствуют себя непринужденно и естественно. Они могут достаточно свободно выражать свои чувства, желания, мечты, дать выход своим внутренним конфликтам и сильным эмоциям, а от состояния эмоционально-волевой сферы зависит развитие психики и личности в целом.
Таким образом, музыкальная деятельность способствует развитию звукопроизносительной стороны речи ребенка, развитию фонематического слуха, общему развитию речи.
Музыка оказывает положительное влияние на формирование человеческой культуры, способствует становлению и развитию психически, физически, нравственно здоровой личности.
Особое влияние музыки на формирование личности и развитие её духовных и физических сил было замечено еще в глубокой древности.
Философы о целительной силе музыки.
В античных источниках находится множество свидетельств говорящих о чудесах, произошедших от воздействия музыки. Виднейшие ученые древности Аристотель, Пифагор, Платон считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе и в малой вселенной – в человеческом теле.
Виднейший врач Авиценна тысячи лет назад лечил музыкой психические заболевания, звуками трубы восстанавливал слух. Демокрит рекомендовал слушать флейту для исцеления при смертельных инфекциях. Восприятие музыки, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварению.
Научное осмысление механизма воздействия музыки на человека началось с конца XIX – начала XX века.
Русские ученые - Владимир Михайлович Бехтерев, Сергей Сергеевич Корсаков, Иван Михайлович Сеченов и другие выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную. Были сделаны выводы, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы организма.
Специалисты в области художественной педагогики утверждают, что вслушиваясь в звуки музыки, ребенок начинает более тонко чувствовать и понимать ее настроение. Музыка уже не просто «веселая», а радостная, задорная, шутливая; не просто «грустная», а печальная, жалобная, тоскливая; не просто «нежная», а ласковая, мечтательная, светлая и т.д. Таким образом, ребенок начинает чувствовать и понимать язык различных видов искусств.
Общение с прекрасным, действительно, приводит человека в гармонию, а музыка занимает высшее место в ряду изящных искусств.
Но, вся ли музыка может являться истинным произведением искусства и способна оказывать благотворное воздействие на человека?
Разрушающее воздействие на личность современной поп музыки
Популярная музыка явление повседневное и повсеместное: дома, в транспорте, на службе, в минуты отдыха отовсюду доносятся ее звуки и ритмы, которым доверчиво открываются юные сердца. Популярные «звезды», как всякий товар озабочены своим внешним видом, пытаются найти свой неповторимый имидж, как в своем облике, так и в манере исполнения, которые копируют дети. Главная опасность таится в звуках и ритмах современной рок и поп музыки.
Четырехдольный метр без сильной и слабой доли сродни ритмам шаманских барабанов, приводящих слушающих их в состояние транса. Современными учеными доказано, что громкие ритмичные звуки барабанов способствуют выработке в организме эндорфинов – веществ близких по составу к алкоголю. Постоянное слушание такой музыки приводит организм человека к зависимости от этих ритмовТакая музыка звучит на дискотеках, молодежных вечеринках, как правило очень громко. Вследствие этого барабанные перепонки прогибаются, слух притупляется, а, следовательно, притупляется восприятие как слуховое, так и духовное.
Такая музыка не несет успокоения своими диссонансами и бесформенностью формы, вызывает неприятные физические и психические ощущения: головную боль, тошноту, панику, агрессию, перевозбуждение с угнетающим состоянием. Ритм современной музыки искажает работу сердца, что является причиной аритмии, ишемической болезни, инфаркта.
Сегодня в ряду звезд современной рок музыки оказались всем известные имена, поэтов, музыкантов, исполнителей, рано ушедших из жизни, но творчество которых не одурманивает молодое поколение, а заставляет задуматься над глубокими темами Родины, чести, веры, достоинства, дружбы, любви. Эти великие люди являются скорее исключением, что еще больше подтверждает правило. Они настоящие поэты, которые «ходили пятками по лезвию ножа и резали в кровь свои босые души». Но эта тема для другого разговора.
Известны опыты, подтверждающие воздействие звуков музыки на живые организмы, в частности на растения. В опытных камерах использовались музыкальные записи, разделенные на 4 группы:
1) Органная музыка И.С.Баха (хоральные прелюдии) и индийская музыка ;
2) Джазовая и рок музыка;
3) Звучание струнных инструментов;
4) Непрерывное звучание ударных инструментов.
Опыты продлились три недели и исследования показали, что на музыку Баха, индийские мелодии и звучание струнных инструментов растения отзывались положительно, их рост и вес по сравнению с контрольными экземплярами увеличился, но, что самое главное, что их стебли прямо тянулись к источнику звука. В то же время на рок музыку и непрерывные барабанные ритмы растения отвечали уменьшением размеров листьев и корней, снижением веса, часть растений полностью пропала, остальные растения отклонялись от источника звука, как бы хотели уйти от губительного воздействия этой музыки.
Что бы удостовериться в этой реакции, растения поворачивали на 1800 , и они вновь растения никли и отклонялись от источника рок музыки. Ученые сделали вывод: рок музыка убивает живую клетку. Кстати, мало кто из известных рок-музыкантов дожил до 50 лет.
Может возникнуть вопрос, но это растения и при чем тут человек?
С.Я. Маршак известный поэт и переводчик произнес знаменательные слова: «Человек, хоть будь он трижды гением,
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава.
Не стыдитесь этого родства».
Современные ученые подтверждают это «родство». Они приводят данные, согласно, которым, классическая музыка улучшает функциональное состояние коры больших полушарий.
Почему при слушании музыки возникает синхронизация ритма дыхания, пульса с ритмом музыки?
О терапевтическом воздействии музыки
Тело человека является живым звуковым резонатором. И поэтому, звук имеет свое влияние на все железы, на циркуляцию крови и пульс, и в зависимости от темпа и ритма музыки замедляет и ускоряет эти процессы; либо возбуждает, либо успокаивает нервную систему.
На принципе такого резонанса основана музыкальная терапия.
В Китае и Японии, продаются диски с названием «Пищеварение», «Бессонница», «Мигрень» и т.п.
Удивительно целительна музыка Моцарта. Известно, что в юности будущий популярный актер Жерар Депардье заикался. Ежедневно, слушая «Волшебную флейту» не менее двух часов, он избавился от этой проблемы.
Врач невролог, прописавший ему Моцарта, Фран Роше, так же обнаружил, что под музыку Моцарта улучшались умственные способности студентов – они лучше выполняли тесты, а у кормящих мам увеличивалось количество молока.
Воздействие музыки зависит не только от ее характера, но и инструмента, на котором она исполняется. Струнные инструменты действуют преимущественно на систему кровообращения, флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.
Музыкальное сопровождение во время еды влияет на процесс усвоения пищи. Еда под попсу гарантирует лишние килограммы. Когда челюсти двигаются в ритме «хита», еда пережевывается кое-как, в результате воздуха и еды заглатывается больше, чем нужно, а быстрый темп ритмично бьет ударной установкой по желудочно-кишечному тракту, в результате проблемы с пищеварением.
Классическая музыка, звучащая за обедом положительно влияет на секрецию желудочного сока, изменяя его кислотность, что способствует усвоению пищи.
Музыку с удовольствием используют руководители торгово-развлекательных центров. Под звучание спокойной, приятной музыки покупатели дольше задерживаются в торговом центре и совершают больше покупок.
Доктор Сусото Ото (1987) из Бекмановского исследовательского института (США) считает, что строение ионов и ферментов в ДНК удивительным образом совпадают с музыкальным звукорядом так, что получается целая октава. В доказательство он проделал огромную работу – перевел «Ноктюрн» фа минор Шопена опус 55 №1 на язык генетики. Оказалось, что трансформированное таким образом музыкальное произведение, воспроизводит структуру ДНК. Таким образом, ритм и звук уже присутствуют в каждой клетке организма.
Хочется привести еще один опыт, который проделал японский ученый доктор Емото Масару. Опыт показывает энергетическое воздействие музыки на молекулярную структуру воды.
Профессор Масару, под сильным микроскопом, имеющим встроенную фотокамеру, изучал замороженные капельки обычной водопроводной воды. На фотографии был изображен полный хаос. После этого вода в емкостях «слушала» музыку Моцарта, Баха, Бетховена. Затем профессор вновь замораживал капельки этой воды. Каково же было удивление ученого, когда вместо хаоса он увидел разнообразные по форме, похожие на цветы снежинки. Так, вода «отреагировала» на прекрасные гармонии, изменив свою структуру.
Стоит задуматься над этими опытами, если взять во внимание, что человек на 80% состоит из жидкости.
Но вернемся к ритму организма человека.
Как мы выяснили из опытов, ритм присущ человеку с момента зачатия, рождения и поддерживает его здоровье. Детям с нарушением речи общение с музыкой просто необходимо.
Результаты и наблюдения
Понимая серьёзность и ответственность поставленной передо мной задачи, стараюсь процесс общения ребенка с музыкой сделать увлекательным и активным.
Слушая музыку, ребенок непроизвольно хочет поделиться своими впечатлениями, своими эмоциями, это способствует преодолению скованности в речи.
Работа голосового аппарата при пении оказывает воздействие на кору головного мозга. Пение, возбуждая речевые центры, помогает в лечении дефектов речи, развивает физический слух ребенка, голосовой аппарат, активно развивает мыслительную деятельность. Дети легче начинают излагать свои мысли; речь становится разборчива, ясна, приобретает интонационную выразительность, увеличивается пассивный и активный словарный запас.
Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь, следовательно она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное; и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Занятия музыкой формирует у ребенка чувства ритма, координацию между слухом и голосом, слухом и моторикой рук, ног и всего тела. Это позволяет ребенку хорошо двигаться, определяя положение своего тела в пространстве, быстро переключаться с одного движения на другое, а следовательно с одного задания на другое. А это в свою очередь влияет на процессы возбуждения и торможения. Мозг лучше, быстрее и активнее обрабатывает информацию.
Систематические занятия музыкой способствуют формированию мировоззрения, моральных качеств личности, эстетического вкуса, происходит развитие эмоциональной сферы, обогащается внутренний мир ребенка. Формирование эстетических чувств служит стимулом для совершенствования положительных качеств личности, в числе которых доброта, отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать другому человеку.
Так, музыка, музыкальная деятельность, способствует коррекции нарушений речи детей, помогают понимать этот мир во всем его многообразии.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.