Музыка:«Дела давно минувших дней…»
Оценка 5

Музыка:«Дела давно минувших дней…»

Оценка 5
docx
24.04.2020
Музыка:«Дела давно минувших дней…»
1.docx

Уроки музыки

«Дела давно минувших дней…»

«Дела давно минувших дней…»

Содержание:

1.    Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».

2.    Знакомство с жанром арии.

3.    Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.

Музыкальный материал:

1.    М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);

2.    М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);

3.    М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);

4.    Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).

Характеристика видов деятельности:

1.    Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

2.    Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.

3.    Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.

Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!».

А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным.

1.    Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.)

2.    Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники – актёры не говорят, а поют? (Опера.)

3.    Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.)

4.    Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля? (Симфонический оркестр, хор.)

Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное царство…

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…

Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки.  Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то слезы...  В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке…

Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной.

Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.)

Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».

Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана.

В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»

Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю – Баяну.

Кто такой Баян?

Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдёт!»

Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые.

Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила»

В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:

Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.

Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла.  Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.

Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря…

Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на подвиги.

… В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:

Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле,
Кто тебя усеял мёртвыми костями?»

Эти стихи легли в основу арии Руслана.

Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и Людмила»

Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.

Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла.  Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире.

За благом вслед идут печали,
Печаль же – радости залог!

Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому.

В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец-сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора, Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора передаёт только оркестровая музыка.

1.    Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)

2.    На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)

3.    Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»)

4.    Что такое лукоморье? (Морской залив.)

5.    С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)

6.    Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.)

7.    Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы сегодня слушали?

8.    Какой была эта музыка по характеру?

Вопросы и задания:

1.    Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит неспешно и величаво?

2.    Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?

3.    Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика?

4.    В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по-вашему, это связано?


 

Скачано с www.znanio.ru

Уроки музыки «Дела давно минувших дней…»

Уроки музыки «Дела давно минувших дней…»

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения

Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения

Там чудеса: там леший бродит,

Там чудеса: там леший бродит,

Слушание по желанию педагога: М

Слушание по желанию педагога: М

Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что

Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что

Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в

Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в

Какие отрывки из оперы «Руслан и

Какие отрывки из оперы «Руслан и
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020