Уроки музыки
«Дела давно минувших дней…»
Содержание:
1. Воплощение идеи победы добра над злом в опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
2. Знакомство с жанром арии.
3. Ария Руслана как важный драматургический номер оперы: изменение состояний от мрачного до победного, решительного.
Музыкальный материал:
1. М. Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана из оперы «Руслан и Людмила» (слушание);
2. М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
3. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила» (слушание по желанию педагога);
4. Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. «Русская изба» (пение).
Характеристика видов деятельности:
1. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.
2. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения.
3. Выражать в цветовом воплощении эмоциональное отношение к художественному образу.
Театры бывают разные. Чаще всего в театральных спектаклях участвуют актёры, которые выходят на сцену, к зрителям и начинают говорить свой текст, играть свои роли. Ещё все вы, наверное, знаете и любите кукольный театр, где вместо живых людей представления дают куклы. Такой кукольный театр каждый вечер приходит к вам в гости в телепередаче «Спокойной ночи, малыши!».
А есть театр, в котором все спектакли поставлены с использованием музыки. И актёры там не говорят, а поют и танцуют под музыку. Такой театр называется музыкальным.
1. Какие виды музыкального представления вы знаете? (Опера и балет.)
2. Как называется музыкальный спектакль, во время которого все его участники – актёры не говорят, а поют? (Опера.)
3. Как называют исполнителей вокальных партий? (Певцы.)
4. Кто ещё участвует в постановке настоящего оперного спектакля? (Симфонический оркестр, хор.)
Да, такой спектакль называется красивым словом «опера». Часто сюжетом оперы бывает сказка. Герои попадают то на дно моря, то в волшебный сказочный лес, то в зачарованное царство…
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей…
Лукоморье… (Лукоморье – морской залив.) Музыкальный зал превратился в берег моря. На берегу стоял могучий кряжистый дуб. Вода на море волновалась, и брызги падали на медлительного серого кота, который, позвякивая тяжелой золотой цепью, важно ходил вокруг дуба, мурлыча песню. А среди густой листвы мелькнуло бледное лицо русалки. Вместо косы по плечам у неё струились длинные зеленые водоросли, а на ресницах блестели не то капли воды, не то слезы... В чаще мелькнул невиданный зверь, который оставлял свои следы на неведомой дорожке…
Как замечательно разговаривает с нами Александр Сергеевич Пушкин. Слова он берёт самые обыкновенные, но его речь, его рассказ становятся живой волшебной картиной.
Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Поэма – крупное поэтическое произведение с развёрнутым сюжетом.)
Эта сказочная история стала сюжетом оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».
Мы с вами оказываемся в древнем Киеве на свадебном пире в гостях у легендарного князя Владимира. Он выдаёт свою дочь Людмилу замуж за русского богатыря Руслана.
В толпе могучих сыновей,
С друзьями, в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал;
Меньшую дочь он выдавал
За князя храброго Руслана
И мёд из тяжкого стакана
За их здоровье выпивал.
Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила»
Внимание всех гостей приковано к замечательному певцу-сказителю – Баяну.
Кто такой Баян?
Певец сказитель, старый седой мудрец, предсказатель, историк. В пророческой песне вещий Баян предсказывает Руслану и Людмиле тяжёлые испытания; но несчастья минуют, и «радости примета, дитя дождя и света, вновь радуга взойдёт!»
Он поёт, аккомпанируя себе на гуслях – древнем русском народном инструменте. Золотые струны своим звоном завораживают слушателей. Спокойное движение, напевная мелодия и мерные переборы аккордов в сопровождении передают в музыке сосредоточенность и торжественность повествования. Светлое и мягкое звучание голоса чередуется с инструментальными отыгрышами.
Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой!
Про славу русския земли,
Бряцайте, струны золотые.
Слушание: М. Глинка. Запев Баяна из оперы «Руслан и Людмила»
В самый разгар свадебного пира вдруг наступает мрак. Раздаются удары грома, все присутствующие внезапно погружаются в странное оцепенение:
Гром грянул, свет блеснул в тумане,
Лампада гаснет, дым бежит,
Кругом всё смерклось, всё дрожит,
И замерла душа в Руслане.
Когда вновь становится светло, все с ужасом видят, что Людмила исчезла. Это волшебник Черномор похитил её и унёс в свой заколдованный замок.
Слушание по желанию педагога: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
Отважный Руслан отправляется на её поиски. Для того, чтобы найти Людмилу, Руслану придётся встретиться и сразиться с врагами. На своём пути он встретит злую волшебницу Наину и доброго Финна, встретится с Головой богатыря…
Композитор М. Глинка рисует нам портрет богатыря Руслана. Этот князь предстаёт перед нами сильным, мужественным, отважным, готовым на подвиги.
… В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле,
Кто тебя усеял мёртвыми костями?»
Эти стихи легли в основу арии Руслана.
Слушание: М. Глинка. Ария Руслана «О поле, поле…» из оперы «Руслан и Людмила»
Ария – оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.
Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.
Руслан изображён в опере не только как спаситель Людмилы, а ещё и как защитник земли русской от сил зла. Руслан побеждает врагов, освобождает Людмилу от волшебных чар. И мы вновь в Киеве у князя Владимира на свадебном пире.
За благом вслед идут печали,
Печаль же – радости залог!
Музыка перенесла нас в далёкое прошлое. Помогла нам прикоснуться к нашей истории, богатырскому прошлому.
В этой опере композитор всех героев делит на добрых и злых. Для добрых и благородных он сочинил прекрасную песенную музыку. К таким относятся Руслан, Людмила, певец-сказитель Баян. У этих персонажей музыкальная тема распевная, с красивыми запоминающимися мелодиями. А со злыми героями своей оперы композитор сыграл своеобразную музыкальную шутку – он не дал им вокальных партий. Например, для одной такой героини – злой волшебницы Наины – он сочинил музыку, которая почти вся поётся на одном звуке. Для похитителя княжны Людмилы, злого волшебника Черномора, Глинка вообще не создал вокальной музыки: все действия Черномора передаёт только оркестровая музыка.
1. Что такое опера? (Музыкальный спектакль, где все поют.)
2. На какой сюжет написана опера? (На сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».)
3. Какими словами начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»? («У лукоморья дуб зелёный…»)
4. Что такое лукоморье? (Морской залив.)
5. С какого события начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)
6. Что происходит на свадебном пиру? (Злой волшебник Черномор похищает Людмилу, а Руслан отправляется на её поиски.)
7. Какие отрывки из оперы «Руслан и Людмила» композитора М. Глинки вы сегодня слушали?
8. Какой была эта музыка по характеру?
Вопросы и задания:
1. Каков характер Запева Баяна? Как вы думаете. Почему Запев звучит неспешно и величаво?
2. Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?
3. Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мёртвого поля»? Какой темп выбрал композитор? Какие использованы регистры? Какова динамика?
4. В середине арии характер музыки резко меняется. С чем по-вашему, это связано?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.