Урок 1. Рисование на тему «Мой прекрасный сад»
Цели
деятельности |
Ознакомить учащихся с новым учебником, рабочей тетрадью, с понятиями «нюанс» и «нюансный цвет», творчеством художника К. Моне; расширить представление о садовых растениях; учить ориентироваться в цветовом круге, различать контрастные и нюансные цвета, подбирать цветовую гамму для своей композиции, смешивать краски для получения нужного оттенка, рисовать карандашом и красками; развивать умения анализировать педагогический рисунок, самостоятельно планировать собственную деятельность; воспитывать интерес к изобразительному искусству |
Тип урока |
Постановка и решение учебной задачи |
Методы
и формы |
Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная |
Основные
понятия |
Нюанс, цветовой круг, нюансные цвета |
Образовательные
|
Кузин, В. С. Изобразительное искусство. 3 кл. : учебник / В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – М. : Дрофа, 2013. Богатырева, В. Я. Изобразительное искусство. 3 класс : рабочая тетрадь / В. Я. Богатырева. – М. : Дрофа, 2012. Изобразительное искусство. 3–4 классы : рабочие программы по учебникам В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной / авт.-сост. Л. В. Шампарова. – Волгоград : Учитель, 2012. Интернет-ресуры: Единая коллекция образовательных ресурсов. Планирование к учебнику В. С. Кузина «Изобразительное искусство», 3 класс. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/00000901-a000-4ddd-e2f1-4300476017e2 Зарядка для 1–4 классов. – Режим доступа : http://pedsovet.su/load/244-1-0-13343 Интерактивный модуль «Играй и учись. Собери картинку». – Режим доступа : http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ 0000014c-1000-4ddd-6cae-2700469c94e9/index.htm |
Наглядно-демонстра-ционный материал |
Мультимедийная презентация по теме или репродукции картин, образец педагогического рисунка, цветовой круг, карточки разного цвета |
Оборудование |
Учебник, рабочая тетрадь, палитра, краски, кисти, стакан для воды, салфетка, цветные карандаши или фломастеры, альбом |
Планируемые
|
Предметные умения: познакомятся с творчеством известного художника-импрессиониста К. Моне, понятием «нюанс»; расширят свои представления о садовых растениях; научатся различать контрастные и нюансные цвета на цветовом круге, смешивать краски для получения нюансного оттенка, работать в смешанных техниках, работать красками и карандашами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся ориентироваться в своей системе знаний, извлекать информацию из прослушанного объяснения, произведений живописи, анализировать ее, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; регулятивные – научатся принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке принадлежностей и материалов; коммуникативные – научатся участвовать в коллективных обсуждениях, строить понятные речевые высказывания, отстаивать собственное мнение, формулировать ответы на вопросы. Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; сориентированы на проявление интереса к изобразительному искусству |
.
организационная структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Формы |
Универсальные |
Формы контроля |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
I. Организационный момент |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению материала.Вступительное слово |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. – Сегодня мы начинаем новое путешествие в замечательный мир изобразительного искусства. В этом учебном году вам предстоит познакомиться с произведениями живописи известных мастеров, научиться строить композиции на заданные темы, добиваться цветовой гармонии в своих рисунках. А помогут нам в этом, как всегда, учебник и рабочая тетрадь |
Слушают учителя |
Фронтальная |
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; задают вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?», и умеют находить ответ на него. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы |
II. Изучение нового материала |
Ознакомление
с учебником, рабочей тетрадью, ориентирование |
Показывает учебник и рабочую тетрадь, рассказывает об их особенностях, предлагает учащимся назвать разделы учебника, рассмотреть условные обозначения, поделиться впечатлениями о новом учебнике. – Рассмотрите условные обозначения, найдите в учебнике информацию о том, что они обозначают. |
Слушают учителя, работают с учебником, рассматривают иллюстрации, анализируют информацию, выполняют задание, делают выводы. |
Фронтальная. |
Личностные: положительно относятся к предмету. Познавательные:
умеют строить осознанное речевое высказывание Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы; участвуют в коллективных обсуждениях. |
Устные ответы. |
|
Просмотр ЦОР к учебнику «Изобразительное искусство». Лето в произведениях зарубежных художников. |
Организует просмотр ресурса, затем предлагает рассмотреть рисунки в учебнике (с. 4–5). Презентация «Моне и его друзья». Слайды № 2–16. – Познакомимся с работами известного французского художника К. Моне. Художественное образование Моне получил в Париже. Обучаясь живописи, он внимательно присматривался к полотнам К. Коро, Т. Руссо, Ш. Добиньи. Важное значение в его творчестве имело знакомство с молодыми живописцами, ищущими новых путей в искусстве: |
Слушают учителя, однокласс-ников, рассматривают иллюстрации в учебнике или |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на проявление интереса к произведениям изобразительного искусства. Познавательные: умеют строить осознанное произвольное речевое высказывание в устной |
Устные ответы. |
|
Работа с учебником (с. 4–5). Краски лета в творчестве художника К. Моне. |
Ф. Базилем, К. Писсарро, Э. Дега, П. Сезанном, О. Ренуаром, А. Сислеем. В их кругу зародилось ядро нового живописного направления, получившего впоследствии название «импрессионизм» от названия картины Моне «Впечатление. Восход солнца» (франц. impression – впечатление), которая экспонировалась в ателье фотографа Надара в 1874 году, на первой выставке импрессионистов. А теперь рассмотрите произведения художника, так любившего выращивать и изображать цветы (учебник, с. 4–5 или слайды). Обратите внимание: добиваясь чистоты и звучности цвета, Моне избегает смешивать краски на палитре. Например, чтобы передать нужный ему тон зеленой листвы, художник кладет рядом мазки желтого и синего, на расстоянии они сливаются, «смешиваются», и листья кажутся зелеными и словно трепещущими на ветру. К. Моне создал целую серию картин с кувшинками. Одну из них я сейчас опишу вам, а вы определите о какой картине идет речь. На этой удивительной картине округлые островки кувшинок располагаются на темно-синей, зеленой и фиолетовой поверхности воды. Отвергая общепринятые правила композиции, Моне отказывается от такого понятия, как горизонт, и полностью сосредоточивает внимание на изолированном участке покрытой кувшинками водной глади. Плавающие на воде кувшинки резко «обрезаются» краями холста; создается впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего. Это описание картины «Кувшинки». Опишите наиболее понравившуюся вам картину К. Моне. |
слайды, анализируют информацию, отвечают на вопросы. |
|
форме о произведениях живописи, извлекают информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о произведениях художников, изображавших сад, цветы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: участвуют в коллективных обсуждениях, умеют инициативно сотрудни- |
|
|
Словесно-ил-люстративный рассказ с элементами беседы «Мой прекрасный сад». Рассматривание иллюстраций в рабочей тетради (с. 1–2) или просмотр слайдов. |
Почему мы так любим лето? Оно поражает нас буйством красок. Где бы мы ни были: в саду, в лесу, у реки – мы везде видим россыпи цветов, мелких и крупных, ярких и не очень. И все это на фоне зеленой листвы, травы. Как же не любить пору такого многоцветья! Но если в лесу, поле это многообразие создано матушкой-природой, то в садах такую красоту творят садовники. Клумбы, цветники, цветы ассоциируются у нас с красотой и уютом, поэтому они так необходимы в ландшафтном дизайне сада, участка. Цветы сейчас не просто красота. Это еще и маленькие лекари, исцеляющие от усталости и возвращающие хорошее настроение. Клумбы, цветники и цветы – завершающий аккорд в дизайн-проекте ландшафта. При создании клумбы, цветника важно подобрать цветы по колеру. Колористика клумбы, цветника воздействует на эмоции человека. Цветник или клумба, в которых неправильно подобраны цветы, могут раздражать. Есть три основных цвета – желтый, красный и синий. Остальные цвета – смешанные. Черный и белый – нейтральные, они смягчают или усиливают основные и смешанные цвета. Гармоничными цветовыми комбинациями считаются контрастные сочетания, трехцветие или цвета промежуточного перехода из смешанных (например, красный, оранжевый, желтый или синий, голубой, фиолетовый). Контрастные сочетания бодрят, плавно переходящие друг в друга цвета настраи-вают на спокойствие. Белый успокаивает и хорошо виден в сумерки, когда красные и синие цветы кажутся темными. На дальнем плане лучше заметны светлые цветы, а синие тона вдали придают глубину пространству, зрительно увеличивают его. Красные и желтые цветы зрительно приближают к нам место, где они растут. Рассмотрите рисунки в рабочей тетради (с. 2), посмотрите на сочетания цветов на клумбах. Не кажется ли вам, что садовник должен быть и художником? |
Слушают учителя, рассматри вают слайды или иллюстрации, работают с учебником, анализируют информацию, описывают картины художников. |
Фронтальная. |
Личностные: проявляют интерес к предмету. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка. |
Устные ответы. |
|
Сообщение теоретических сведений «Нюанс. Нюансные цвета». |
Не все любят контрастные цвета. Для некоторых гораздо приятней полюбоваться клумбой, на которой собраны оттенки одного цвета, например, белого – белоснежные, молочно-белые, молочные и др. Художники-живописцы называют такие цвета нюансными. Рассмотрим характерные признаки нюансных цветовых отношений. Нюансное гармоническое цветосочетание – это такое сочетание, главной чертой которого является сходство цветов. Существуют различные нюансные гаммы. Монохроматическая гамма – сочетание оттенков в пределах одного цветового тона, например, синий, средне-синий, светло-синий и т. д. (учебник, с. 6). – Как можно получить оттенки одного цвета? (Смешивая краски.) – Например, чтобы получить нюансные оттенки зеленого цвета, мы можем смешать базовую краску с белой или желтой. |
Слушают учителя, рассматривают цветовой круг и определяют нюансные цвета, наблюдают за действиями учителя, демонстрирующего приемы работы. |
Фронтальная. |
Познавательные: умеют делать умозаключения и выводы в словесной форме; осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о цветовых оттенках. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать учителя, одноклассников, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы. |
Устные ответы. |
|
Практическое задание. |
Показывает приемы смешивания красок. – Подберите к базовому цвету его нюансные оттенки. Наблюдает за выполнением задания. |
Выполняют задание. |
Индивидуальная. |
|
|
|
Рассказ с демонстрацией приемов работы «Техника работы пером и тушью». |
– Рисунок можно выполнять не только в цвете. Графические работы чаще всего выполняются черным или белым цветом. Рассмотрите в учебнике (с. 7) рисунок, выполненный тушью и пером. Какими художественно-выразительными средствами художник передает фактуру цветка, особенности его строения? |
Слушают рассказ учителя, наблюдают за его действиями при |
Фронтальная. |
Личностные: проявляют интерес к художественной деятельности. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения, анализируют ее. |
Устные ответы. |
|
Просмотр мультимедийной презентации или рассматривание иллюстраций в учебнике (с. 7). |
Тушь – это густая жидкость черного цвета. Как карандаш, уголь и сангина, тушь тоже является графическим материалом. Она очень многогранна и интересна в работе. Порой тушь может быть очень непредсказуемой. Выразительными средствами при работе тушью могут стать штрихи различной толщины, точки, заливки разбавленной водой тушью, сделанные кистью. Перо как инструмент рисования своими богатыми возможностями с давних пор приковывало к себе внимание художников. Великие мастера всех поколений: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, А. Дюрер, Рембрандт, Э. Делакруа, А. фон Менцель, Г. Доре, И. Е. Репин, В. А. Серов, М. А. Врубель и многие другие – оставили нам неповторимые и бесконечно разные образцы перовых рисунков. Перо является отличной школой воспитания руки и глаза. Ошибки в рисунке, легко исправляемые при рисовании другими материалами, при работе пером почти неисправимы. Это обстоятельство заставляет художника быть особенно внимательным и осторожным при проведении линии. Выбирая тушь в качестве изобразительного материала, следует настроить себя на работу «наверняка». Работа тушью чем-то похожа на работу карандашом. Как и при работе карандашом, штрихи нужно наносить по форме изображаемого предмета, прорисовывая тени. Рисовать тушью и пером можно и на картинах, выполненных в других техниках рисования. Посмотрите на представленные рисунки в рабочей тетради (с. 2) и выполните задание 2. |
демонстрации приемов работы, анализируют информацию. |
|
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют слушать учителя, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, формулировать ответы на вопросы. |
|
|
Физкультминутка |
Проводит физкультминутку |
Выполняют упражнения |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью |
Наблюдение
|
III. Твор-ческая практическая деятель-ность |
Организация рабочего места. |
Проверяет организацию рабочего места. |
Организуют рабочее место. |
Индивидуальная. |
Личностные: сориентированы на ответственное отношение к своему здоровью. Познавательные: организовывают творческое пространство, знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места. |
Устные ответы. |
|
Беседа «Что мы будем рисовать?». |
– Сегодня вы будете выполнять рисунок на тему «Сад моей мечты» в смешанной технике. Как вы понимаете выражение «смешанная техника»? Самое выразительное сочетание – акварель и тушь с пером. Помогает учащимся провести анализ педагогического рисунка, составить последовательность работы над рисунком. – Придумайте сюжет рисунка на заданную тему и поделитесь своим замыслом с одноклассниками. |
Анализируют педагогический рисунок, информацию, слушают учителя, отвечают на вопросы, проговаривают последовательность работы. |
Фронтальная. |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Познавательные: умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение), анализируют план работы, выделяя основные этапы работы над рисунком. |
Устные ответы. |
|
|
|
|
|
Регулятивные: умеют планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу. |
|
|
Практическое задание (акварель, карандаш, тушь) |
Контролирует правильность приемов работы. Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. – Нарисуйте композицию «Сад моей мечты» |
Выполняют задание |
Индивидуальная |
Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения. Регулятивные:
выполняют контроль в форме сличения способа действия и его результата |
Выполнение рисунка |
IV. Итоги урока. Рефлексия |
Выставка и презентация работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы. |
Организует обсуждение выполненных работ, их презентацию, оценивание. Комментирует качество выполненной работы по критериям: аккуратность, цветовое решение, оригинальность и т. д. Контролирует правильность приемов работы над заданием. Организует беседу по вопросам. – Что нового вы узнали на уроке? – Все ли вам удалось при выполнении этого задания? – Что не удалось? Почему? |
Рассматривают выполненные изделия; отвечают на вопросы. |
Фронтальная. |
Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке. |
Оценивание учащихся за работу на уроке; устные ответы |
|
Задание интерактивного модуля «Играй и учись». |
Организует работу по выполнению задания «Интерактивный модуль «Играй и учись. Собери картинку». |
Выполняют задание. |
Индивидуальная. |
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения |
|
|
Домашнее задание |
Объясняет задание. – Найдите информацию в учебнике (с. 4–7) о произведениях художников-импрессионистов, находящихся в музеях страны. Принесите на следующий урок листья, травинки |
Слушают учителя |
Индивидуальная |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.