Н и нн в суффиксах
Оценка 4.9

Н и нн в суффиксах

Оценка 4.9
docx
31.05.2021
Н и нн в суффиксах
н и нн в суффиксах.docx

Урок русского языка в 10 классе 

Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных

Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

Задачи:

- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.

- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.

- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: карточки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

2Актуализация знаний учащихся.

А). Дифференцированные карточки.

                     Карточка №1 (для слабого ученика)

     Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

     Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.

 

                     Карточка № 2 (для сильного)                              

     Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.

       Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.

 

Б). Фронтальный опрос.  

- Как звучит тема сегодняшнего урока?

- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?

- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?

- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?

- Что нам известно об отглагольных прилагательных?

- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?

- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)

- На какие вопросы отвечают?

- Какова синтаксическая роль в предложении?

- Какую цель мы для себя поставим?

 В). Проверка выполнения карточек.

 3. Изучение новой темы.

   А). Целеполагание.    

   Б). Создание проблемной ситуации.      

- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.

(Учащийся записывает у доски):

Дочь умна и воспита…а.

Девочка хорошо воспита…а бабушкой.

Море взволнова(н,нн)о 
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о

Некоторые люди очень рассея…ы.

Семена рассея…ы по полю.

- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).

- Проверять умеем? (Умеем).

- Как? (Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).

 

- Почему количество «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).

- Так какую задачу поставим сегодня на урок?     

- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.

 

   В). Правило:

Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных  

 НН

1.     Основа на -н + суффикс Н: осенний.

2.     суффиксы -ОНН- или -ЕНН-: экскурсионный, утренний.

 

Исключение: ветреный, но безветренный, подветренный.

 

Н

1.     Суффикс -ИН-: змеиный, гусиный.

2.     Суффикс -АН- (-ЯН-) серебряный, кожаный.

 

Исключения:  оловянный, деревянный, стеклянный.

 

Краткая форма: столько Н, сколько в полной форме.

Естественный – естественна, пустынная – пустынна, румяный – румяна.

 

Запомни!

Багряный

Пряный

румяный

Единый

Свиной

олений

Юный

зеленый

 

 

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных

 

В суффиксах причастий пишется две буквы Н, в суффиксах отглагольных прилагательных – одна Н.

 

Вопрос: как отличить причастие от отглагольного прилагательного?

 

Причастия:

1.      Образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный дом, решенный пример.

2.     Имеют зависимые слова: вязаный (кем?) бабушкой шарф.

3.     Имеют приставки (кроме НЕ-): заштопанные носки.

4.     Оканчиваются на –ованный-, -ёванный-: маринованныеогурцы.

 

В суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна буква Н.

 

Исключения: раненый (сов.вид), кованый, жёваный (на -ованный-,

-ёванный-).

 

 

Запомни!

 

Нежданный

Негаданный

Невиданный

Неслыханный

Нечаянный

Виденный

Читанный

 

Желанный

Священный

Медленный

 

 

4. Закрепление

Распределительный диктант.

Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.

   Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.

 

в). Работа с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.

2. Её манеры изысканны.

3. Ягоды подавлены в корзине.

4. Люди стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.

7. Вещи утеряны в дороге.

8. Студентка рассеянна.

9. Публика избалована гастролёрами.

10. Все трудности временны.

 

Проверим и оценим себя сами (каждый ответ по 0,5 балла)   

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 Н

 +

 

 +

 

 +

 +

 +

 

 +

 

 НН

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

 +

 

5.Рефлексия

С какой трудностью столкнулись в начале урока?

Какие знания использовали для решения новой задачи?

Чему учились на уроке?

Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?

 

6. Домашнее задание: выучить правила,с. 236-240, упр. 350.


 

Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе

Проверять умеем? (Умеем). -

Проверять умеем? (Умеем). -

Нежда нн ый Негада нн ый Невида нн ый

Нежда нн ый Негада нн ый Невида нн ый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021