Урок русского языка в 10 классе
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и кратких отглагольных прилагательных
Цель: познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Задачи:
- обучающие: формирование навыков написания –н- и –нн- в причастиях и отглагольных прилагательных; повторение написания прилагательных.
- развивающие: развивать умения различать краткие страдательные причастия и краткие отглагольные прилагательные.
- воспитательные: воспитывать внимательность. Прививать интерес к родному языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: карточки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2Актуализация знаний учащихся.
А). Дифференцированные карточки.
Карточка №1 (для слабого ученика)
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Маринованные грибы, иллюстрированный журнал, варёный горох, плавленый сыр, плетённый из веток, остриженный мальчик, испачканное лицо, кипяченое молоко, кошенный по росе луг, заплетённая коса.
Карточка № 2 (для сильного)
Графически объясните написание Н-НН. Укажите, какими частями речи являются слова с Н-НН.
Решенная задача, вырванный лист, пуганая ворона, прочитанная книга, сенная мука, ветрена погода, серебряное кольцо, привязанная ветка, кипяченная в кастрюле, брошенный щенок.
Б). Фронтальный опрос.
- Как звучит тема сегодняшнего урока?
- Отталкиваясь от названия, можем ли мы сказать, что эта тема для нас абсолютно новая?
- Что мы знаем о страдательных причастиях прошедшего времени?
- Со словами какой части речи можно перепутать страдательное причастие прошедшего времени?
- Что нам известно об отглагольных прилагательных?
- Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные?
- Как отглагольное прилагательное превратить в причастие? (присоединить приставку, кроме НЕ, или добавить зависимое слово)
- На какие вопросы отвечают?
- Какова синтаксическая роль в предложении?
- Какую цель мы для себя поставим?
В). Проверка выполнения карточек.
3. Изучение новой темы.
А). Целеполагание.
Б). Создание проблемной ситуации.
- Ребята, я вам предлагаю выполнить задание, которое поможет нам сформулировать задачу на этот урок.
(Учащийся записывает у доски):
Дочь умна и воспита…а.
Девочка хорошо воспита…а бабушкой.
Море
взволнова(н,нн)о
Лицо девочки было взволнова(н,нн)о
Некоторые люди очень рассея…ы.
Семена рассея…ы по полю.
- На какое правило слова с пропущенными орфограммами? (Одна и две буквы «Н» в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных).
- Проверять умеем? (Умеем).
- Как? (Краткое причастие можно заменить глаголом (воспитала) и от краткого причастия можно поставить вопрос к зависимому слову кем? чем? (воспитана (кем?) бабушкой), а краткие отглагольные прилагательные заменяются полной формой (девочка воспитанная), они дают характеристику определяемого слова, т.е. говорят о постоянном признаке предмета, а не сообщают о действии, произведенном кем-то).
- Почему количество «Н» в словах разное? (Слова слышатся одинаково, а пишутся по-разному).
- Так какую задачу поставим сегодня на урок?
- Будем проверять, с какой частью речи мы имеем дело (с кратким причастием или с кратким прилагательным), и в зависимости от этого писать Н или НН в суффиксах данных слов.
В). Правило:
Одна и две буквы Н в суффиксах имён прилагательных
НН
1. Основа на -н + суффикс Н: осенний.
2. суффиксы -ОНН- или -ЕНН-: экскурсионный, утренний.
Исключение: ветреный, но безветренный, подветренный.
Н
1. Суффикс -ИН-: змеиный, гусиный.
2. Суффикс -АН- (-ЯН-) серебряный, кожаный.
Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный.
Краткая форма: столько Н, сколько в полной форме.
Естественный – естественна, пустынная – пустынна, румяный – румяна.
Запомни!
Багряный Пряный румяный |
Единый Свиной олений |
Юный зеленый |
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных
В суффиксах причастий пишется две буквы Н, в суффиксах отглагольных прилагательных – одна Н.
Вопрос: как отличить причастие от отглагольного прилагательного?
Причастия:
1. Образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошенный дом, решенный пример.
2. Имеют зависимые слова: вязаный (кем?) бабушкой шарф.
3. Имеют приставки (кроме НЕ-): заштопанные носки.
4. Оканчиваются на –ованный-, -ёванный-: маринованныеогурцы.
В суффиксах кратких страдательных причастий всегда пишется одна буква Н.
Исключения: раненый (сов.вид), кованый, жёваный (на -ованный-,
-ёванный-).
Запомни!
Нежданный Негаданный Невиданный Неслыханный |
Нечаянный Виденный Читанный
|
Желанный Священный Медленный |
4. Закрепление
Распределительный диктант.
Выпишите сначала прилагательные, а затем причастия; образуйте краткую форму; вставьте пропущенные буквы, объясните.
Раскрашенные (раскрашены) картинки, подстриженные(подстрижены) волосы, спокойные(спокойны) зрители, единственная(единственна) возможность ,ветреная(ветрена) девица, отшлифованная(отшлифована) поверхность, , похищенная(похищена) вещь.
в). Работа
с перфокартами. Я буду читать слова и словосочетания, вы должны поставить
значок в ячейке выбранного вами варианта ответа (одна или две буквы Н ).
1. Ресурсы изысканы экономистами.
2. Её манеры изысканны.
3. Ягоды подавлены в корзине.
4. Люди
стояли подавленны и унылы.
5. Сумма собрана по копеечке.
6. Речь стройна и собранна.
7. Вещи утеряны в дороге.
8. Студентка рассеянна.
9. Публика избалована гастролёрами.
10. Все трудности временны.
Проверим и оценим себя сами (каждый ответ по 0,5 балла)
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Н |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
НН |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
|
+ |
5.Рефлексия
С какой трудностью столкнулись в начале урока?
Какие знания использовали для решения новой задачи?
Чему учились на уроке?
Прежде чем писать слово, что нужно для себя выяснить?
6. Домашнее задание: выучить правила,с. 236-240, упр. 350.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.