Дата урока:__________________ 7 «А, Б, В, Г» класс
Тема: Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».
Цели урока:
Образовательная: познакомить с некоторыми сведениями из биографии Н.А.Некрасова, с отрывком из поэмы «Мороз, Красный нос».
Развивающая: развить навыки выразительного чтения, умения анализировать содержание стихотворения.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, интерес к русским народным сказкам.
Тип урока: формирование и закрепление новых знаний
Метод урока: Объяснительно-иллюстративный
Оборудование урока: портрет Н.А.Некрасова, мультимедиа презентация, аудиозаписи стихотворений Н.А. Некрасова, иллюстрации к сказкам.
Ход урока:
I. Организационный момент.
П. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания. Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
III. Объяснение нового материала.
1. Перед вами портрет Николая Алексеевича Некрасова. Знаете ли вы этого писателя? Какие произведения Н.А. Некрасова вы читали?
2. Чтение биографии поэта и ответы на вопросы по её содержанию.
3. Подготовка к чтению отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос». Работа с новыми словами и выражениями (по учебнику).
4. Первичное чтение отрывка из поэмы учителем. Вариант – прослушивание аудиозаписи. Просмотр слайдов с иллюстрациями.
5. Словарная работа по учебнику и с помощью русских синонимов. Объяснение литературного термина «метафора».
IV. Закрепление.
1. Чтение стихотворения учащимися и ответы на вопросы.
О каком действующем лице рассказывает автор? С каким персонажем русских сказок можно сравнить Мороза-воеводу? Какой жанр напоминает это стихотворение?
Главный герой стихотворения сказочный. Он поступает, как живой человек. Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).
Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»? (сторожит).
Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Мороз - хозяин своих владений).
Как покоряется Морозу природа? (Морозу подчиняется все «метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).
Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).
Подберите прилагательные для описания Мороза (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, сильный, могучий.).
-Воевода – удачно ли это сравнение? (Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы. жемчуг, серебро).
Какие образные выражения использует поэт в своём стихотворении?
2. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (Прослушивание нескольких учеников в сопровождении слайдов с видами природы)
Поиск в тексте метафор: «Не ветер бушует над бором», «Идёт - по деревьям шагает». «И яркое солнце играет» и т.д.
V. Итог урока.
Чем понравились вам стихи о Морозе-воеводе? Какие русские сказки они напоминают вам? Выставление и комментирование оценок.
VI. Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос», ответить на вопросы по биографии автора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.