Классный час
Открытый урок письма на тему:
«Напишу письмо ветерану».
Цели:
1. Познакомить учащихся с содержанием письма для бойца, ветерана; ролью письма в жизни человека.
2.На доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми, формировать положительные моральные качества; учить давать оценку поступкам других людей¸ высказывать своё мнение по теме.
3.Содействовать воспитанию внимания, уважения к людям старшего поколения, прошедшим войну, к ветеранам.
4.Прививать детям потребность общения при помощи писем, развивать творческие способности детей.
Оборудование:
1. Магнитофон.
2. Иллюстрации с изображением бойцов, читающих письма.
3. Мультимедиапроектор (слайды).
4. Ручки, листы.
5.Платки шерстяные.
6.Карточки для бойцов.
7.Пилотки.
1.Организационный момент.
-Вход под музыку «День победы». С.1.
-Почему при входе звучала такая музыка? (Скоро 9 Мая.)
-Объявление темы, целей. С.2.
2.Основная часть урока. (В ходе всего мероприятия – просмотр слайдов.)
1) Вступление.
Каждый год Родина – мать 9 мая «чествует мужество , отвагу и героизм своих сынов и дочерей, каждого, кто с оружием в руках до конца выполнил свой патриотический долг, сделал всё, чтобы пришла весна Победы. Наша Победа не ушла в прошлое. – Это живая Победа, обращённая в настоящее и будущее». И это обязывает нас сегодня ещё и ещё раз в этот прекрасный день оценивать то, что мы делаем и что ещё предстоит сделать, чтобы сохранить мир на земле, сберечь и для нас, живущих. И для будущих поколений нашу планету – общий дом человечества, бесповоротно исключить войны из жизни людей.
«Ветераны в школе» - (Читает учитель наизусть.) С.3.
Встречает ветеранов музыка.
Всем пенсиям наперекор,
Они ведут «Уроки мужества»
В обычных классах средних школ…
Вновь - танки!
Снова грохот дизельный.
Блиндаж в обугленном леске.
И друг – ещё живой, единственный! –
Лишь капля крови на виске…
А в классе время перепутано. С.4.
А в классе тихо и светло.
И смотрит ветеран,
Как будто бы
Жалеет, что прошло –
То побеждённое отчаянье,
Тот пулемётный перестук.
И сон в снегу.
И грязи чавканье,
И – никаких тебе простуд!..
Там небо от разрывов морщилось,
Смертельная кружилась мгла…
Но там была ещё и молодость.
Прекрасной молодость была! (Роберт Рождественский)
2.) Беседа по иллюстрации. (Иллюстрация: сидит солдат и читает письмо.) С.5.
-Кто это, как вы думаете?
-Чем он занят?
-Приятно ли ему читать письмо? Почему так решили?
-Кто ему мог написать?
-О чём могли написать?
-Важно ли это ему?
С.6,7.
Учитель: Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. Научившись писать буквы, дети устанавливают переписку со своими сверстниками. К письмам часто прикладывают рисунки и даже поделки. С возрастом круг адресатов расширяется, иногда появляется необходимость написать в газету или журнал.
-Кто из вас уже писал письма?
-Кому довелось получить письмо?
-Что испытали при этом?
3.)
а) Учитель: (о почте)
Да, почтальоны по праву называются «Несущие вести». С.8.
Почтовая служба - проводник и распространитель важнейшей государственной информации, русской культуры. Почта издавна поднимала значение русского языка, который сегодня является родным для 170 миллионов человек и ещё 350 миллионов его понимают. И не только с помощью того, что внутри, но и с помощью того, что изображено на самом конверте. (Показ коллекции конвертов жителя села – Чернакова А.В.)
Письма и открытки – маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолёте. (К доске прикрепляются рисунки поезда, теплохода, самолёта или показ слайда.)
В жизни людей письма играют важную роль. (Обращаемся к иллюстрациям, с которых начали урок.)
С.9.
4.) Разговор солдат в окопах (два мальчика одевают пилотки, читают с карточек).
Боец 1: Я вот вам, братки, честно скажу, от моего дома одна глубокая воронка осталась. Вот и получается, что нет у меня на всём белом свете ни одного близкого человека.
Боец 2: Не один ты такой. И у меня все погибли. Только вот получил я на фронте письмо от одной девочки. Сирота она. Я вот к ней податься решил. Найду – удочерю!
Боец 1: Слышь, браток, может, прочтёшь письмо. Авось и мне легче станет.
Письмо девочки Наташи (Инсценировка, исполняют наизусть Лиза, Даша, Настя - приложение 1.).
Боец 2: Найдёшь ты свою девочку, обязательно найдёшь!
Боец 1: Должен. Она ведь меня от смерти спасла. Я, как получил известие о семье, сам под пули лез, а тут – письмо и посылка. Я для себя сразу решил: война кончится – первым делом её разыщу.
б.) Учитель: (о войне).
Сегодняшние мальчишки и девчонки не знают войны. Но прошлое родины не закрытая книга. Ведь чтобы мечтать о прекрасном будущем, создавать его, нужно знать историю своей страны, уважать её. Это особенно чувствуется в канун майских праздников.
Во время войны усилиями педагога Наума Ефимовича Цейтлина была налажена оживлённая переписка фронтовиков с учителями. Эта переписка не прерывалась всю войну, затихала в дни активных боевых действий и снова оживлялась. Воинам писали о трудностях, которые переживали школы, об острых нехватках учебников, тетрадей, топлива, одежды, обуви. А бойцы, как могли, поддерживали советами, рассказывали о том, как наша армия громит ненавистного врага.
Прошла война. А письма, которые писали в то тяжёлое время ребята воинам, хранятся нежно в семейных архивах. Ведь они помогали выжить.
О чём же писали дети?
в.) Показ слайдов, зачитывают ребята.
(Несколько писем из архива Н.Е.Цейтлина.) С.10,11.
· Дорогой боец! Через редакцию «Пионерской правды» я узнала Ваш адрес. Вот и решила написать. Очень бы мне хотелось узнать о Вашей жизни, вообще получить от Вас ответ. Я учусь в 7 классе. Учусь пока хорошо, из отметок большинство «5». Мама у меня работает в школе учительницей, братишка учится в 3 классе. Дорогой боец! Напишите мне о Вашей фронтовой жизни. Из газет мы знаем, что наша армия гонит немцев. Хочется, чтобы поскорее разгромили этих извергов. Сколько горя они принесли нам. У меня в эту войну без вести пропал папа. Дорогой боец! Желаю Вам успеха в вашей фронтовой жизни, желаю всего хорошего! С пламенным пионерским приветом Вишнякова Алла. Середина декабря 1944 года.
· Дорогой боец! На днях получили от Вас сразу два письма. Спешу скорей ответить. Я рада, что Вы меня не забываете. Только письма ходят очень долго. Большое Вам спасибо за открытку, мне она очень понравилась. Меня очень интересуют Ваши письма, особенно про «фрицев». Просто зло берёт, даже!... Пишите, как только будет первая возможность. Желаю здоровья, успехов в боевой жизни. С пламенным приветом Алла. 7 марта 1945 г.
· Письмо на фронт. Вот так выглядели письма. С.12.
-Так о чём писали дети во время войны? С.13.
-Нужны ли были солдатам эти письма?
-Как начинались письма?
5.) Учитель: (о помощи ветеранам) С.14.
* Прошло много времени с окончания войны. Тех бойцов уж многих нет, а те, что остались, седовласые ветераны. Мы, подрастающее поколение должны гордиться ими, помогать им, поддерживать. А как мы можем поддержать ныне оставшихся живых ветеранов? Конечно, мы можем им помочь сложить дрова, сходить в магазин, поговорить, и написать письмо.
-Как можем обратиться? (На доске открывается примерное обращение.)
-Зачем это нужно ветерану?
-А, как вы думаете, вам это надо?
-Попробуйте написать письмо ветерану. Помним, что сначала: *приветствие; *представление; *новости; *вопросы; *пожелания; *прощание. О чём можете написать?
* Самостоятельная работа.
-Выберите на карточках подходящее письмо. Воспользуйтесь примером. (Приложение 2.)
*Зачитывание писем-набросков.
-Каким примером воспользовались, под каким номером? Почему?
Эти письма мы отправим нашим ветеранам (людям золотого возраста), напомним им молодость. Это для них настоящий сюрприз – подарок.
3.Заключительная часть урока.
-О чём сегодня говорили?
Загадки: С.15.
· Всё на ней ездит и радость, и горе. (Почта.)
· Дом из жести, а жильцы в нём - вести. (Почтовый ящик.)
· Голубочка бела, в избу влетела, что на свете видала, всё рассказала. (Газета.)
· Без крыльев, а летит; без языка, а говорит. (Письмо.)
|
· У нас рубят, а по всему миру щепки летят. (Письма.)
Вывод: Дождь иль снег, мороз иль зной палящий, С.16.
Град иль ветер, выбивающий слезу,
Почтальон пойдёт, как воин настоящий…
Радости, печали и тревоги
Вместе с вами почтальон переживёт.
С.17.
Литература:
1.Педсовет. /Газета для учителей начальных классов. №12, 2005г.с.6.
2.Мир детей и подростков. / Почтовая газета. №4(7), февраль, 2007г.
3. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Введение в историю, 3 класс./ Тетрадь творческих заданий. Дрофа,2005.
4. Пионерская правда /Газета. №54 (7353), 7 мая 1988г.
5. Начальная школа // Журнал. №5, 1985г. с.12.
6.Начальная школа // Журнал. №5,1987г., с.2.
7. Горбачёв М.С. Бессмертный подвиг советского народа. – М., 1985. – С.3.
8.Классные часы в 1 – 4 классах / авт. сост. И.В.Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
9.В.Слуцкий. Ты только прикажи, товарищ время! – М.: «Искусство», 1988г.
Приложение 1.
Письмо девочки – сироты солдату на фронт.
(Инсценировка.)
1. «Я бойцам хорошим нашим А халвы взяла немножко…
Шлю большой – большой привет! Подойду – и как стяну!
А зовут меня Наташа, А варенья… только ложку,
У которой мамы нет. Только капельку одну!..
Я с бабусею родною Баба варежки связала
Очень – очень вас люблю! И для ручек, и для ног.
Поделите меж собою Я бабусе помогала:
Всё, что я для вас пошлю. Долго – долго ей держала
Ниток беленький клубок.
Покурите папиросы
И покушайте халву. Баба все четыре штуки
Их принёс нам дядя Носов, На примерку мне дала.
Где в квартире я живу. Я надела их на руки -
Печкой варежка была!
Он ещё кусочек сала
И варенья нам принёс. Я их всё-таки раздела,
Я не трогала, не брала Насовала ваты в них,
Ни одной из папирос, Потому что я хотела,
Чтобы всех бойцов согрела
Пара варежек моих.
2. Папа мой на фронте тоже… Называют куклу Маней…
Я открою вам секрет: Мы с ней ласково живём.
Мне, бабусе и Серёже Я ношу её в кармане,
Он прислал вчера конфет. А она сидит без няни
И не плачет. Нипочём!
Мы с Серёжею решаем:
Их не трогать и не брать! Кукла тихая такая.
Половину – скушать с чаем, Глазки кнопки. Носик мал…
Половину – вам послать… А про ухо я не знаю, -
Это Жучка оторвал…
И конфеты и рогалик
Разделив напополам, Я прошу вас: куклу эту
Мы с Серёжею гадали: Не давайте обижать!
Что ещё послать бы вам? Если рядом дочки нету,
Можно куклу дочкой звать.
Я его перехитрила,
Мой куклёнок мне помог!
Чтобы вам не скучно было,
Я вам куклу положила,
Завернув её в платок.
3.И меня ведь мама наша Мне сказала тётя Ольга,
Звала дочкой много лет. Что мамулечка больна
А сегодня я Наташа, И что очень долго - долго
У которой мамы нет. Не приедет к нам она.
Мама в городе осталась, И теперь девчонки наши,
Где стреляли много дней. Лиля, Нюся и Аннет,
Мама пряталась, кидалась, Все зовут меня Наташей,
А один бежал за ней. У которой мамы нет.
Весь зелёный, мокрый, гадкий, Потому – одно желанье
Вроде жабов и гадюк. Я скажу в конце письма:
На руках его - перчатки, Берегите куклу Маню,
А на рукаве – паук. Будто это я сама.
Наша мамочка схватила Станет Маня дочкой вашей,
Острый ножик со стола… И чтоб много - много лет
Я не помню. Что тут было. Помнить девочку Наташу,
Нас бабуся унесла. У которой мамы нет.
Приложение 2.
Составление письма ветерану.
1. 2. 3. |
Уважаемый ветеран! |
Здравствуй, уважаемый ветеран! |
Привет, ветеран! |
Пишет Игорь. |
Пишут Вам ученики средней школы 4 класса. |
Пишет ученик 4 класса. |
Как твои дела? |
Живём мы дружно. Учимся хорошо, в основном «4». |
Весна вокруг. |
У меня всё хорошо. |
Пришла весна, а вместе с ней и великий день – День Победы. |
Скоро каникулы. Как дела? |
Как твои дела? |
Светит солнце, щебечут птицы. Голубое небо, как надёжная крыша над нашей планетой. |
Я поеду летом в лагерь. |
До свидания. |
И всё это благодаря вашим усилиям в самое тяжёлое военное время. Спасибо Вам за то, что Вы есть. Берегите себя. Долгих лет жизни. |
До свидания, мальчик 4 класса. |
|
С пламенным приветом к Вам ученики 4 класса. 7 мая 2008г. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.