«Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Детсад
06.02.2019
Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька. Он ищет куда ему спрятаться. воспитатель его успокаивает и зовет к ним в гости. Кузя успокаивается и соглашается погостить. Кузя рассказывает ребятам как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа.Физминутка. Кузя с ребятами танцует русские народные танцы. Воспитатель и Кузя задают вопросы про русские -народные сказки.Дети прощаются с домовёнком.
НОД по окр миру Народные традиции.docx
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной
области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней
группе.
Тема
«Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
«Народная
культура
и
традиции»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности по
реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Народная культура и
традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 45
лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся с бытом, обычаями,
традициями и утварью русского народа.
Задачи:
1. Образовательные:
Знакомство детей с русским бытом, утварью;
Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
2. Развивающие:
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
Развитие интереса к познанию нового материала.
3. Воспитательные:
Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
4. Речевые:
Связная речь: учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, составляя грамматически
правильные предложения.
Словарь: предметный – изба, сени, горница, половик, ручник, ухват, чугунок, потешка;
определения – чугунный, деревянный, глиняный, хлопковый; глагольный – плясать, петь, стряпать,
обмазывать, месить.
Грамматика: продолжать учить детей образовывать новые слова имён существительных
множественного числа.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические: прослушивание русских народных песен, мелодий; сюрпризный момент (появление
домовёнка Кузьки); дидактические игры «Отгадай из какой сказки герой»; физминутка.
Наглядные:карточки с изображением русской избы, утвари.
Словесные: дидактические игры «Одинмного», «Узнай потешку».
Материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с
изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».
Ход занятия
Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.
Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке
укрыться...
Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?
Ответы детей (это домовёнок Кузька)
Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки
добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!
Дети зовут Кузьку погостить у них.
Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем
знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Нука все хором скажите – как вас зовут?
Дети произносят свои имена.
Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами
первый раз слышим. Кузька: вот неумехинезнамыши! Кличат – это постаринному значит «зовут». Ничегото вы не
понимаете!
Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?
Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или повашему – 700 лет.
Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что
кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кузька: а почто не знатьто! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём
узнать?
Ответы детей (конечно хотим!).
Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!
Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем –
предметы утвари, рушники, посуду.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша
выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение
называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим
название дома и его помещений.
Дети называют избу, сени и горницу.
Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?
Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).
Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с
давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.
Воспитатель показывает на картинке русскую печку.
Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь
ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой
поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи
платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки,
приготовленные Кузькой.
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т.д.
Проводится игра «Один – много».
Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайтека вспомним
сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим
деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот
сказки по традиции и идут друг по дружке.
Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».
Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песнито они пели, и сказки сочиняли, и шутки
прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была
припасена. Нука скажитека мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся! Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Кузька: какие догадливые ребятишки! А нука следующие потешки отгадаете?
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Кузька: эх, и с этой справились! Давайтекак ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании)
Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку
скажу, а вы угадайте – когда её говорят?
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баюбай.
Ответы детей (когда тетки засыпают).
Кузька: баюбаюшкибаю, баю Кузеньку мою! Чегойто я спать зохотел. Пойду посплю немного под
печкой у бабушки в избе.
Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно
и весело. До свидания!
Дети прощаются с домовёнком. Воспитатель вспоминает с детьми – что на картинках у Кузьки
было нарисовано, название русских народных сказок и что такое – потешки, для чего они
использовались.
«Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
«Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
«Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.