Народный праздник в школе
Оценка 4.6

Народный праздник в школе

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
08.06.2017
Народный праздник в школе
В статье описываются темы и содержание народных календарных праздников, которые возможно устраивать в рамках школьного дополнительного образования детей. Проведение таких мероприятий апробировано в течение 10 лет в начальных классах школы. В статье даны методические рекомендации по проведению народных календарных праздников. В качестве приложения - один из сценариев.
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК В ШКОЛЕ.doc
В   данное   методическое   пособие   включен   опыт   работы   педагогов   и воспитанников     детской   студии   традиционной   народной   культуры   «Теремок» БОУ   ДО   города   Омска.   «Центр   творческого   развития   и   гуманитарного образования «Перспектива»                                                   НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК В ШКОЛЕ.             Душа сродни сосуду, наполненному чувствами, мыслью, верой, образами. Не случайно с древних времен наши мудрые предки наставляли своих питомцев хранить веру, почитать старших, бережно относиться к окружающему миру. В настоящее   время   вряд   ли   нужно   доказывать   насколько   велико   значение традиционной   народной   культуры   в   воспитании   подрастающего   поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать народные традиции – прекрасное средство массового воспитания.        Фольклорное   богатство   народа   –   это   его   духовное   богатство.   В   нем отражены   не   только   широта   и   щедрость   русского   характера,   но   и   тайна   его непобедимости.   Народное   творчество   неисчерпаемо   по   многогранности   своих сторон и оттенков. В народном творчестве сердечный огонь; поработайте с ним – и   он   вспыхнет   факелом.  Народно­национальный   элемент   в   воспитании   детей может рассматриваться как необходимость изучения народной основы культуры России. Фольклор выполняет функции своеобразной аксиологической системы и средствами художественного языка раскрывает духовно­нравственные ценности и   идеалы,   этические   нормы   людей.   Через   систему   фольклора   реализуются главные жизненные ценности­смыслы человека: семья, соборность, труд, забота о старших,   преемственность   поколений,   здоровье,   нравственность,   природа, гармония   и   т.д.   Все   это   служит   веским   основанием   для   использования содержания фольклорных традиций в духовно­нравственном воспитании детей. «Изучая   народное   творчество   для   детей, ­  писала   Э.С.   Литвин, ­   можно убедиться,   с   какой   тонкостью   здесь   учтены   и   закреплены   в   образе   и   слове 1 общенародные   наблюдения   над   психологией   детства.   Потребность   ребенка   в смехе, веселье, юморе, его рано пробуждающийся интерес к животному миру, огромное значение игры для его развития… ­ все эти черты детской психики нашли свое отражение в отборе тем, образов, языкового материала».        В народной жизни будни чередовались с праздниками и были наполнены их ожиданием.   Праздники   были   необходимы   и   были   жизненно   оправданы.   Ими отмечались   главнейшие   поворотные   вехи   года,   связанные   со   сменой   сезонов, началом и завершением трудовых циклов. Праздники отражали то благоговейное чувство, с которым относились к окружающей природе, к своему труду и его результатам.          Народный календарь сохранял древнейший взгляд  на природу, когда все, что   окружает   человека,   одухотворено,   наделено   жизненной   силой,   способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость. Живыми, одушевленными в глазах древнего человека были не только солнце, месяц, земля, деревья и явления природы, но и сам годовой круг, который представлялся в образе   крутящегося   колеса   –   колеса   времени.   Оно   то   возносится   к   зимнему Солнцевороту, прямо в небо, то падает в глубину года, на макушку лета – в день летнего Солнцеворота. Зимний обрядовый цикл – это вознесение к небесам с целью   вернуть   погибшее   Солнце.   Канун   праздника   –   смерть   миропорядка, наступление   господства   злых   сил   природы,   древнего   божества   Семаргла, древнейшего образа семиглавого Змея. В русских сказках Змей Семиглав самый страшный враг всего живого. От господства его нужно уберечься, перехитрить его, победить. Но как? Чем? Только весельем! Издавна смех, шутки, розыгрыши, переодевания   воспринимались   как   обновление   времени,   как   его   движение.   В противовес злым древним божествам были и добрые. Это, прежде всего, Сварог, бог­кузнец, который представлялся воином в пурпурных одеждах, на белом коне с копьем в руке. Имел он и другие имена, связанные с огненной светлой стихией: Свентовит,   Святовит,   т.е.   святой,   священный   борец   за   правое   дело.   В православной   традиции   этому   образу   соответствует   Святой   Георгий 2 Победоносец. Другой добрый древний бог – Коляда,   бог мира, открывающий людям   путь   к   новому   лету,   новому   миру,   нес   людям   плоды,   дары,   счастье. Отсюда и тексты святочных колядок, начинающихся с призывов к Коляде.          Народный календарь дает житейское представление о борьбе добра и зла, света   и   тьмы,   связывая   человека   с   природой   в   гармоническое   целое. Православный календарь в своих знаменательных датах и праздниках отражает эту борьбу уже на духовном уровне, борьбу   Бога и дьявола внутри человека. Народный календарь представляет собой сплав дохристианских и православных традиций,   в   которых   тема   жизни   и   смерти,   постоянный   переход   из   одного состояния в другое, возрождение и воскресение через смерть, гибель, сожжение, зарывание.           Древняя культура не была пассивной созерцательной. Человек не только молился и приносил жертвы, он требовал, указывал, взывал  к природе путем магических   обрядов.   С   этой   целью   пекли   специальное   печенье,   устраивали трапезы и игрища, широко использовали в обрядах яйца, зерна, чучела. Чучела – это   символические   изображения   древних   божеств   или   олицетворение   сил природы. Чаще всего их изготавливали на масленицу, семик, в обряде похорон кукушки.   Им   устраивали   торжественную   встречу,   а   затем   уничтожали, разыгрывая   комические   похороны,   сопровождавшиеся   притворным   плачем   и непритворным   смехом.   В   основе   этих   действ   лежит   та   же   философия возрождения   через   смерть:   чучело   убивали,   заставляя   божество   воскреснуть, передать свою силу земле и возродиться в виде нового урожая.                  Народные праздники как средство выражения национального характера, оставаясь     яркой   формой   отдыха   и   игрового   творчества   взрослых   и   детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием   играют особую роль   в   приобщении   детей   к   народной   культуре   Современный   народный традиционный праздник, проводимый еще в  условиях современного мегаполиса, конечно,     несет   некоторые   черты   стилизации.   Невозможно   реконструировать традиционный народный праздник, сделав участие в нем приемлемым для всех 3 желающих.   Виной   тому   –   изменившийся   менталитет,   современные   понятия, обычаи, технические возможности и т.п.                                Обряды и песни сопровождали осенние праздники урожая и зимние Святки, прощание с зимой (Масленица), приход весны (призывы жаворонков), первый выгон скота на Егорьев день, наступление лета (похороны Костромы) и многое   другое.   Когда­то   в   этих   обрядах   в   равной   степени   участвовали   и взрослые, и дети.  Но уже в начале ХХ века многие обряды и обычаи перешли из быта взрослых к детям. Здесь они упрощались, подчас превращались в игру, а затем и вовсе исчезали. Показать полностью обряд, бывший для наших предков составной   частью   их   жизни   –   возможно   только   в   виде   театрализации. Современный человек сможет только наблюдать, сопереживать, но сразу стать его героем, подлинным участником ему трудно. Поэтому, выбирая обряд, мы придаем ему форму сказочного действа, привлекая детей к участию в нем.                  Во­вторых, если мы говорим здесь о детском празднике, мы должны учитывать возрастные психофизические особенности детей и применять только те обряды, которые были бы доступны пониманию детей и подростков.          Непременной частью обряда являются в детском фольклоре заклички и приговоры  –   стихотворные   обращения   к   явлениям   природы,   животным, насекомым,   растениям   с   целью   воздействия   на   них.   Прежде   каждый крестьянский   ребенок   знал   обращение   к   радуге,   дождю,   улитке,   маленьким жукам. Произносят их и современные дети. Но когда­то эти произведения имели магическую функцию. Дети разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что словом, песенкой можно заставить   дождь поливать  весь  день  ячмень, овес,  гречу, просо. Календарный фольклор существовал  в соединении с обрядами.          Поэтому, при выборе темы традиционного народного детского праздника необходимо   учитывать   степень   восприятия   и   понимания     его   обрядового содержания.   В   ходе   подготовки   праздника   или   его   проведения   нужно 4 предусмотреть   место   для   разъяснительного   или   пояснительного   материала,   в котором раскрывался бы смысл праздника, его традиционное название, обычаи, специфические особенности. Например, у многочисленных осенних праздников свои традиционно прикрепленные к ним черты: «Семенов день» ­ прощание с летом,   «зажигание   нового   огня»,   выпекание   каравая;   «Осенины»   ­   праздник встречи осени, прославление её; «Капустники» ­ праздник урожая, игр и обрядов, связанных со сбором и переработкой овощей; «Кузьминки» ­ прощание с осенью, встреча   зимы,   первые   посиделки,   молодежные   песни,   игры,   связанные   со знакомством, любовной тематикой.              С темой праздника тесно связаны и традиционные обряды, игры, хороводы, используемые   в   его   содержании.   Так   в   «Осенинах»   и   «Капустниках» присутствуют   одинаковые   по   теме   хороводы   и   игры,   в   содержании   которых используются   обряды   сбора  урожая,  а  вот   на «Кузьминки»  уже   хороводы  не водили, поэтому в   музыкальном материале используются припевки, частушки, вечёрочные   и   игровые   песни.  Для   этого   же   праздника   характерно  «вождение Кузьмы»   ­   сатирического   персонажа   –   «жениха»,   выбирающего   невесту   за красоту и умение.               Типовой   формой  участия  детей  в  обрядах  зимних святок  являются ритуальные обходы дворов с коллективным  исполнением благопожелательных песен   и   получением   угощения.   В   Западно­Сибирских   регионах   более   всего распространены обходы, совершаемые рождественским утром и объединяющие колядование   с   христославлением.   В   местных   говорах   святочное   колядование обозначается   выражением:   «коляду   петь».   Новогодним   утром   детьми совершается обряд «посевания», включающий ритуальное разбрасывание зерна, рассчитанное на исполнение приговорок или песен получение вознаграждения.            В обычаях и обрядах масленичной недели дети выступают зачинщиками многих магических акций: хождение по кругу с песнями, катание с гор, взятие 5 снежного   городка,   сжигание   соломенной   куклы,   поедание   обрядовой   пищи   – блинов, и  пение под окнами чужих домов.          Связанные с детьми ритуальные действия, совершаемые в Великий пост, призваны обеспечить малышам здоровье и благополучие на весь год. В «вербное» воскресенье освещают в церкви вербу, которой прикасаются к ребенку, охраняя его от болезней, сглазу и передавая ему крепость и силу со словами: «Вербохлёст бей до слез», «Верба красна, не бей напрасно», «Верба бела бьёт за дело» и др. То же значение придается прыжкам детей через огонь, который разводили в Великий Четверг   на   печной   заслонке   или   в   бане,   поджигая   ветки   вереска.   В   Вербное воскресенье проводились богатые шумные базары. Особенно славились детские базары,   где   преимущественно   торговали   игрушками,   вербами,   цветами   и сладостями. Народ как бы отдавал дань детям, которые встречают и празднуют весну своей жизни, поэтому должны радоваться, веселиться и быть здоровыми, бодрыми. Взрослые пекли барашки из теста и одаривали детей.          Традиционное празднование  Пасхи  также предусматривает участие детей. Таков, например, повсеместно распространенный обычай  встречать солнце  на ночь на Христово Воскресенье. Девочки умывались водой с красного яйца, чтобы быть румяней, становились на топор, чтобы стать крепкой. Нередко к этому дню на Урале и некоторых района Западной Сибири приносят в дом ветки ели ли пихты, украшая их лентами и бумажными цветами. В течение всей пасхальной недели дети и молодежь качались на качелях. Наряду со взрослыми дети в Пасху играют в крашеные яйца (крутят, катают по желобу, устраивают «бой»).       Основная функция детей в троицко­семицкой обрядности – способствовать активному   росту   и  плодоношению   растительности.  Детские   обряды   семицкой недели, связанные с культом березки, включают два элемента –  «завивание»  и «похороны»  ритуального   дерева,   игры   с   образом   «кукушки»,   игры   с «русалками».  6 Каждому  празднику  необходим  определенный  период  подготовки, в течение которого детям даются знания о традициях и обрядах, разучиваются песни,   игры,   хороводы,   произведения   словесного   фольклора   (пословицы, скороговорки,   приметы,   загадки).   Знакомство   с   обрядами   должно   быть построено так, чтобы дети сами как бы мысленно переносились на несколько веков назад и становились его непосредственными участниками.            Ведь праздник – это всегда «событие». На праздник собираются все, и все в нем участвуют. Это незаменимый способ соединения, когда каждый чувствует себя   причастным   ко   всеобщему   торжеству,   это   радость   «на   миру»,   радость встречи   с   гостями,   радость   подлинного   веселья,   радость   неординарности праздничных ситуаций – истинных и неожиданных. А еще праздник – это веселье, смех, выход накопившейся психической энергии. Праздник – не праздность, а большое,   важное   дело,   коллективное   и   творческое.   Это   своеобразная   форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ.                    В нашем случае, мы проводим народные праздники, приглашая на них учащихся   начальных   классов.   На   базе   школы   существует   детская   студия традиционной народной культуры, осуществляющая дополнительное образование детей   средствами   традиционной   народной   культуры.   Воспитанники   студии одновременно   осуществляют   обучение   по   нескольким   направлениям   по интересам:   вокальное,   хореографическое,   театральное   и   декоративно­ прикладное. Как правило, это примерно треть учащихся начальной школы. С остальными   учащимися   ведется   культурологически­ознакомительная   работа через   разовые   занятия   со   специалистами   студии   или   учителями,   которые включают фольклорный материал в свои уроки. Часть уроков по договоренности с   учителями   проводятся   по   комплексной   системе:   музыкальный   фольклор, народная   экология,   народные   подвижные   игры,   народно­художественное 7 творчество   и  т.п.  На   таких   занятиях   ведется   целенаправленная   подготовка   к очередному   празднику   по   предварительно   составленному   сценарному   плану, подобранному   музыкальному   и   литературному   материалу.   С   детьми   заранее разучиваются несложные песни, попевки, заклички, игровые хороводы, народные игры,   народные   приметы,   пословицы,   поговорки,   загадки,   которые   активно используются в ходе праздника. Таким образом, в ход праздника включаются все присутствующие на нем. Как правило, просто зрителей нет, все – участники. Чем лучше   дети   знают   содержание   и   понимают   цель   праздника,   тем   активнее принимают в нем участие.              Содержание праздника и объем подготовки зависит от формы: или это обрядовый   календарный   праздник,   или   игровая   программа.   В   первом   случае, необходимо   намного   больше   времени     и   усилий   при   подготовке   праздника. Игровая   же   программа   часто   проводится   на   знакомом   материале   и   требует больше усилий от организаторов и ведущих, чем от её участников.              Народный праздник требует и особого помещения, большого открытого пространства. Мы проводим праздники в большом зале, где рассаживаем всех участников   по   большому   кругу,   оставляя   середину   пустой.   Именно   в   центре этого круга, а не на сцене, проходит основное действо. Время от времени все участники приглашаются на общие хороводы, игры в центр зала – так создается атмосфера всеобщего совместного действия.            Часть праздников мы проводим на улице («Масленица», «Встреча птиц», «Праздник   русской   березки»,   «Троица»,   «Купала»).   На   таком   празднике присутствуют   и   обрядовые   действия,   и   большое   количество   подвижных массовых   игр.   По   организации   именно   они   наиболее   приближены   к традиционным массовым народным гуляниям – игрищам, но здесь требуется от организаторов больше продуманности и четкости в распределении действий и охвате аудитории. В таких праздниках мы часто используем метод работы по площадкам,   когда   с   центральной   площадки   действие   рассыпается   в   разные 8 стороны,   распределяется   между   несколькими   ведущими,   каждый   из   которых ведет свою ролевую игру, вовлекая в нее участников праздника.                         На   каждый   праздник   мы   приглашаем   от   80   до   100  участников. Организовать   такое   количество   детей   на   совместное   действие   дело   нелегкое. Однако,   как   показала   практика,   при   продуманной   организации   и   подготовке мероприятия активность участия детей в нем не зависит от их количества, а только от качества проведения и профессионализма педагогов и исполнителей.             Некоторые праздники требуют некоей камерности. Таковы «Капустные вечерки», «Кузьминки», «Рождествеские  вечерки», «Пасхальные гуляния». На них мы приглашаем ребят по классам – 20­30 человек. В таких мероприятиях  с удовольствием   принимают   участие   родители,   и   не   только   в   подготовке,   но непосредственно в самом мероприятии.                            И еще важный момент – угощение. Без него не обходится ни один народный праздник. Это или традиционные караваи и пироги, пирожки, булочки, обрядовое печенье, блины, куличи, пряники, бублики и каши – все, чем богата традиционная русская кухня.  Детская психика устроена так, что в конце веселья обязательно должно быть что­то вкусненькое. Приобщение ко всеобщей трапезе – не только древняя русская традиция, но средство воспитания коллективизма, дружеского отношения  друг к другу, взаимоподдержки и радостного осознания соборности, единства. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Фольклорные праздники в школе. Весна и лето: сценарии праздничных мероприятий в начальных и средних классах. Волгоград. Учитель.2008 – 188с. 2. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Смоленск. Русич. 1995 – 656 с. 3. Круглый год. Русский земледельческий календарь./  Сост., вступ. Ст. и прим. А.Ф.Некрыловой. М.Правда, 1989. ­ 496 с. 9 4. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М. ТЦ «Сфера», 1999 – 128 с. 5.   Петров   В.М.,   Гришина   Г.Н.,   Короткова   Л.Д.   Весенние   праздники,   игры   и забавы для детей. М. ТЦ «Сфера», 1999 – 144 с. 6. Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М. ТЦ «Сфера», 1999 – 136 с. 7. Русская мифология. Энциклопедия. СПб. Мидгард, 2006.­ 784с. 8.   Русские   фольклорные   традиции:   внеклассные   мероприятия   с   младшими школьниками. Автор­составитель О.В.Ворошилова.  «Учитель» Волгоград. 2007. – 106 с. 9. Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. С­Пб. Издательский Дом «Азбука классики» 2007.­ 560 с. 10. Шмаков С. Нетрадиционные праздники в школе. М. Новая школа.1997. – 336 с.. – М., Эксмо;                                                                                                        ПРИЛОЖЕНИЕ                         СЦЕНАРИЙ «ДЕНЬ СИМЕОНА­ЛЕТОПРОВОДЦА»2010 Под веселую плясовую дети входят в зал, рассаживаются. ВХОДЯТ ВЕДУЩИЕ: ХРИСТОФОРОВНА и НИКОНОРОВНА. ХР. Здравствуй Никоноровна. НИК. И тебе не хворать, Христофоровна. ХР. И вам, дорогие ребята, большой привет! НИК. И здоровы будьте, не болейте! ХР. Тем более, что впереди у нас веселый праздник! НИК. Который начнем мы с веселой песни! ХР. А кто её споет? НИК. А кто споет? ХР. А пусть споет её наша «Забавушка» НИК. А пусть и споет. ХР. А мы им похлопаем! 10 ПЕСНЯ «ПОТЕШКИ» ХР. Никоноровна, а про какого это они Симеона пели? НИК. Как про какого? Про того самого Симеона, который лето провожает,  Осень­матушку встречает. Ведь 14 сентября по народному календарю  День  святого Симеона­Столпника­летопроводца. Ф­МА ПЛЯСОВАЯ. ВЫХОД СИМЕОНА СИМ. Так это я и есть! НИК. Вот уж и правда диво дивное нам на праздник. Сам Батюшка Симеон к нам в гости пожаловал. Ну раз так, то давай с нами лето провожать, да Осень в гости  звать. СИМ. Давайте, я с привеликим удовольствием. НИК. В этот день зажигали новый огонь. Накануне, вечером гасили в избе огонь,  а утром Семенова дня добывали новый. Да не спичками и зажигалками, а  добывали огонь из дерева, путем долгого трения.  ХР. Добывали огонь в одном из домов, а потом разносили его по всей деревне.  Этот огонь считали благостным, чистым, обережным, берегли его, сохраняя весь  год. СИМ. А у меня есть такой огонь. Я вчера его из деревни привез.  НИК. Ой, покажи нам его.  СИМ. Сейчас принесу. ХР. Да, к такому огню и песни красивые пели.  ПОЕТ ПЕСНЮ Вносится огонь (свеча или лампа). НИК. С огнем в русской традиции очень много поверий. Но все свято верили в  очистительную его силу. Вот почему считается, что если обнести себя вокруг  горящей свечой, то  недобрые силы к тебе уже не пристанут. А если в доме не все в порядке: болеют много или ругаются часто – надо этот дом огнем обнести –  почистить, и всё наладится. Весной, перед тем как первый раз выгнать корову на  пастбище, обходили вокруг нее со свечой, чтобы оградить от нападения волков и  болезней. А больного человека с горящей свечой и молитвой обходили 3 раза, а  потом ставили у изголовья  свечу, чтобы  в её пламени сгорали болезни. (Обходят со свечой по кругу) НИК. Да, по этому дню смотрят всю осень и зиму. Если на Семенов­день теплая  погода, то вся зима будет теплая. А если на Семен­день сухо да ясно, то вся  осень ясная да теплая. ХР. А время с Семенова дня до 21 сентября называют бабьим летом. С бабьего  лета – бабий праздник и бабьи работы. С этого дня начинались женские работы в  избах, сушили и мяли лен, готовили его к прядению.   А про это и песня есть. Ну­ка, девушки, спойте нам про лен. ПЕСНЯ «Да посеяли девки лен» 11 НИК. Да, хороша песня, только работы со льном очень много. Больше 20 всяких  операций надо было сделать, чтобы получилось из льна какое­нибудь изделие,  Недаром в народе говорится «мни лен доле, волокна будет боле». А вы, ребята,  знаете, какие  изделия из льна изготавливают? (ответы ребят)  Правильно, ребята. Из льна изготавливали почти всю одежду и тканевую утварь в крестьянском  доме. Вот у нас здесь есть некоторые их них (демонстрирует полотенца, рубаху,  скатерть, салфетки).  А вы, ребята, знаете, чтобы соткать такое полотенце, нужно было спрясть нитку  длиной почти в километр, а потом еще в клубки её смотать. СЕМ. А интересно, наши девочки умеют быстро мотать клубки? НИК. А давай, проверим. СЕМ. А давай. ИГРА «Кто быстрее смотает клубок» (4 клубка по 4 углам смотать к центру –  к веретену). (выбрать по 1 представителю от класса).  НИК.. А знаете, что с Семеновым днем связан еще один очень древний обычай. СЕМ. Какой? ХР. А вот какой. Скажите, какие возрастные периоды вы знаете? (Младенец,  ребенок, подросток, юноша, мужчина, старик). Так вот. В день Семена принято  было отмечать переход от детского возраста к подростковому. А подросток  отличался уже от ребенка. Ему доверяли в домашних делах очень много. Он  ходил с отцом на охоту, на заготовку дров, ему доверяли пасти коров и лошадей,  и даже ходить с ними в ночное, подросток очень часто выполнял  поручения  взрослых мужчин, и с этого дня его даже могли называть по отчеству, если он  заслуживал уважения. В общем, подросток, был почти как взрослый в  крестьянской семье.  СЕМ. А обычай­то какой? ХР. А, обычай, вот какой. Кому к этому дню исполнялось восемь лет, того  впервые сажали на коня и давали самостоятельно на нем проехать. У кого это  получалось, тот становился подростком со всеми к этому званию приложениями. СЕМ. Какой интересный обычай.  Ребята, а давайте проверим, есть ли среди вас  уже подростки, или вы еще дети малые? ИГРА­ЭСТАФЕТА: «Чей конь скорее проскачет».(Доскакать до девушки и  вырвать платок, чья команда соберет больше платков)   НИК. А теперь отгадайте наши загадки. (выходят Забавушки)                                         ЗАГАДКИ ПРО НАСЕКОМЫХ… Любит собирать нектар, А укусит – бросит в жар. 12 Под сосной,  в глухом лесу Похороним мы …  осу. Позолоченное брюхо,  В стихотворенье – цокотуха. Ну а в жизни просто…   муха. Если летом у реки Посидеть нашелся повод, Осторожно! Рядом он. Укусить вас может… овод. Вдруг на кухне из­за печки Выползает великан. Наглый,  рыжий и усатый И зовется…   таракан. Если ты пришел из леса, То разденься и ищи, Пока в кожу не вцепились Энцефалитные…    клещи. Если б обувь покупала, Разорилась на сапожках. 20 пар – это немало. Её зовут…   сороконожка СЕМ. А ты чего про них сегодня вспомнила? ХР. А потому я про них вспомнила, что на Семенов день хоронят  (чтоб  пропали). Зарывают в землю блох, тараканов и прочих домашних насекомых,  чтобы не водились в доме. «Потешный» обычай хоронить мух, комаров и  тараканов сводился к следующему. Похороны устраивали девушки, для чего вырезали из овощей: огурцы, кабачка,  моркови маленькие гробики. В эти гробики сажали пойманных насекомых,  закрывали их и с шутливой торжественностью (иногда с плачем и причитаниями)  выносили из избы, чтобы предать земле. При этом кто­нибудь должен был гнать  мух из избы полотенцем и приговаривать: «Мухи, комаровы подруги, пора  умирать. Муха по мухе, летите мух хоронить»  ОБРЯД «ПОХОРОНЫ МУХ» ХР. Недаром в народе говорят: «Убьешь муху до Семена­дня – народится семь  мух, убьешь после Семена­дня – умрет семь мух». . О мухе даже сказка есть. Давайте послушаем. 13 ТЕАТР «РАЁК» «МУХА_ЦОКОТУХА» ВСЕ Муха­муха­цокотуха, позолоченное брюхо          Муха по полю пошла, муха денежку нашла,          Пошла муха на базар и купила самовар! МУХА   Приходите тараканы, я вас чаем угощу! ВСЕ   Тараканы прибегали, все стаканы выпивали,            А букашки по три чашки с молоком и крендельком.             Нынче муха­цокотуха – именинница! ПЕСНЯ «КАК У НАШИХ У ВОРОТ» ВСЕ  Вдруг какой­то паучок­старичок,           Нашу муху в уголок поволок,           Хочет бедную убить, цокотуху погубить!           Ай­ай­ай!           Вдруг откуда­то летит маленький комарик,            И в руке его горит маленький фонарик! КОМАР   Где убийца? Где злодей?                  Не боюсь его когтей! ВСЕ  Подлетает к пауку, саблю вынимает,           И ему на всем скаку голову срубает! Ах! КОМАР  А теперь душа­девица,                На тебе хочу жениться! ПЕСНЯ «КОМАРА МУХА ЛЮБИЛА» ХР. Все песни о насекомых заканчиваются их смертью, но народу от этого не  грустно, а весело. Вот и мы с вами такую песню споем и станцуем. Вставайте в  хоровод. ХОРОВОД: «А я по лугу» Все стоят в кругу. СИМ. А вы знаете, что с 14 века до 1700 года на Руси начало года отсчитывали с  1 сентября, который по старому стилю приходился как раз на день Святого  Симеона. Вот почему меня еще летопроводцем называют, ведь слово «лето» в  старом русском языке означало «год».  НИК. Вот почему, когда мы интересуемся возрастом мы спрашиваем: сколько  вам лет?  И еще, получается что этот день был началом нового года. Так что с  Новым годом вас, ребята! . А какой Новый год без веселой игры?  ИГРА «ОСЕНЬ к нам пришла» ВСЕ садятся,  14 УГОЩЕНИЕ – любое овощи, фрукты. Оборудование: 1. 4 толстые нитки х\б длиной 3 метра.+ веретено. 2. 2 палки с головой коня + платки 3. Лампа, огонь. 4. Шапочки насекомых: муха, комар, таракан, муравей. 5. Овощи с вынутой серединой. 15

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе

Народный праздник в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017