Разработка урока на тему: «Уголовное наказание, его цели и виды»
Нет преступления без наказания,
Нет наказания без закона,
Нет преступления без законного наказания.
Цели урока:
- Обучающие:
Углубить, систематизировать и закрепить знания по уголовному законодательству.
- Развивающие:
- Способствовать развитию познавательно интереса, формированию мотивации учебной деятельности, самостоятельности мышления, активности в процессе овладения знаниями, умениям и навыкам.
- Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков (высказывать свою точку зрения), аргументировать, доказывать, слушать и слышать других в процессе групповой работы.
- Развить умения студентов применять теоретические знания к анализу правовых актов.
- Воспитывающие:
- Содействовать профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
- Показать цель системы наказаний в историческом прошлом и сейчас.
- Способствовать формированию ответственного отношения к своим поступкам и поведению.
Метод обучения: комбинированный
Основные понятия урока: амнистия, помилование, уголовное наказание, условное осуждение.
Оснащение урока: УК РФ, УПК РФ.
Вопросы для изучения:
1. Виды наказаний за уголовные преступления.
2. Цели наказания.
3. Основания для освобождения от уголовной ответственности.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
||||||
1 Организационный момент
|
Приветствие. Проверка присутствующих на уроке. Проверка готовности к уроку. |
Приветствие. Отчет старосты о наличии обучающихся на уроке |
||||||
2 Целевая ориентация
|
Ориентация обучающихся на реализацию учебной темы урока («Уголовное наказание, его цели и виды»), целей и задач «Содействовать профилактике преступлений среди несовершеннолетних. Способствовать формированию ответственного отношения к своим поступкам и поведению». Вступительное слово преподавателя: |
Слушают, осмысливают слова преподавателя, настраиваются на активную работу, записывают тему урока. |
||||||
3 Актуализация опорных знаний и умений
|
Актуализация знаний, усвоенных ранее. Преподаватель: «Отвечая на предлагаемые вопросы, вы вспомните, что такое уголовное право и Уголовный кодекс РФ».
|
На данном этапе урока обучающиеся:
- отвечают на предложенные вопросы |
||||||
4 Изучение нового материала
|
Преподаватель: Уголовное наказание - это мера государственного принуждения, назначаемая судом. Далее рассказать обучающимся о целях наказания, его видах, о смягчающих и отягчающих вину обстоятельствах (с примерами), об основаниях для освобождения от уголовной ответственности и от наказания. Амнистия - освобождение от уголовной ответственности лиц, совершивших преступление, и освобождение от наказания осужденных за совершение преступлений. Она объявляется Государственной Думой в отношении отдельных категорий лиц. Помилование - освобождение от дальнейшего отбывания наказания или замена наказания более мягким. Осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. Даже Родион Раскольников из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», взбунтовавшийся против правил общества, был согласен с тем, что за кровь неизбежна расплата. Что нет преступления без наказания, греха без искупления. Но некоторые подростки имеют ошибочное представление о возможности избежать наказания за правонарушение. Наказание неотвратимо. Сейчас мы убедимся в этом. Итак, игра «Трудный выбор». Игра «Твой выбор». Цель игры:
Создается шесть групп Информация для работы групп пишется на доске. После уроков студент первого курса Иван И. надел не свое пальто, а понравившуюся ему кожаную куртку студента первого курса. Задания для групп раздаются индивидуально для каждой группы. Первая группа: «Родители правонарушителя». Вам стало известно о краже, совершенной вашим сыном, и о том, что родители потерпевшего собираются обратиться в милицию. Что вы сделаете: 1. Попросите родителей потерпевшего не подавать заявление; 2. Согласитесь с действиями родителей потерпевшего; 3. Предпримете что-то еще? Вторая группа: «Администрация учебного заведения, где учится правонарушитель». К вам обратились родители потерпевшего и сообщили, что собираются подать заявление в милицию на студента вашего учебного заведения Ивана И., Что вы сделаете: 1. попросите родителей потерпевшего не подавать заявление и решить все в стенах учебного заведения; 2. согласитесь с действиями родителей; 3. предпримите что-то ещё? Третья группа: «Работники милиции». Родители потерпевшего обратились в милицию с просьбой найти куртку. Вы нашли виновного. Что вы сделаете: 1. откажетесь от возбуждения уголовного дела; 2. примете решение о возбуждении уголовного дела; 3. передадите материалы в инспекцию по делам несовершеннолетних? Четвертая группа: «Судьи». Вы рассматриваете дело о краже куртки 16-ти летним подростком. Какой приговор вы вынесете: 1. лишение свободы на 2 года с отбыванием срока в ВТК, но с отсрочкой исполнения приговора на 1 год; 2. лишение свободы на 2 года с отбыванием срока в ВТК? Пятая группа: «Родители потерпевшего». К вам пришли родители правонарушителя, принесли украденную их сыном куртку и попросили вас забрать из милиции заявление. Что вы делаете: 1. заберете заявление; 2. не заберете заявление; 3. предпримете что-то ещё? Шестая группа: «Однокурсники правонарушителя». Вы оказались случайным свидетелем кражи. К вам в группу пришел следователь с просьбой оказать помощь следствию. Что вы сделаете: 1. промолчите; 2. расскажете, что видели; 3. предпримете что-то еще? Порядок работы в группах.
На работу в группах следует отвести 5-7 минут. Организуется обмен мнениями, по итогам которого заполняется таблица.
«Твой выбор» (сводная таблица)
Решения, принятые группой, сообщаются одним - двумя представителями. Обучающимся группы предлагается определить его характер («мягкий» или «строгий»). Если большинство решений будут мягкими, преподавателю целесообразно объяснить сущность гуманного подхода к правонарушителю: гуманизм - благородный принцип, но бездумное его применение может порождать у некоторых людей чувство безнаказанности. Но нет преступления без наказания, греха без искупления. Есть справедливость юридическая, и есть высшая Божеская. В соответствии с первой каждое преступление должно быть раскрыто, а преступник наказан по закону. Так и бывает очень часто. Но даже если кто-то ухитрился избежать суда земного, он не минует суда иного, высшего. Рано или поздно этот суд наступит. И в этом та конечная справедливость жизни, которая придает ей всем понятный смысл.
|
Восприятие, осмысливание нового материала.
Обучающиеся работают по группам.
Обучающиеся обмениваются мнениями и заполняют сводную таблицу.
Восприятие, осмысливание материала.
|
||||||
5 Контроль и самоконтроль, коррекция знаний.
|
Проведение устного фронтального опроса по вопросам: 1. Каковы сущность и цели наказания? 2. Какие вам известны виды уголовного наказания? 3. Назовите смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. 4. Каковы основания освобождения от наказания?
|
Обучающееся отвечают на предложенные вопросы |
||||||
6 Подведение итогов и рефлексия
|
Обсуждение итогов учебного занятия. Оценивание работы обучающихся. |
Слушают. |
||||||
7 Информация о домашнем задании
|
Преподаватель: «Вы сегодня получили много информации об уголовном наказании. Дома напишите сочинение размышление о том, что вас особенно поразило при изучении данной темы, о чем бы вы хотели узнать подробнее. Спасибо за урок». |
Запись домашнего задания в рабочую тетрадь |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.