Использование игровых технологий на уроках биологии как вид научной и познавательной деятельности
Мирошина Т. А., к.пед.н., доцент.
Веремьева Л.Р., студент,
Кузбасская ГАУ им. В.Н. Полецкова, Россия, г. Кемерово
Аннотация. В научной статье автор изучает использование игровых технологий в образовательной деятельности, в частности на уроках биологии. В работе представлен индивидуальный взгляд на особенности влияния игровых технологий в рамках повышения интереса школьников к биологии и повышения их уровня знаний по названному предмету.
Также, на обозрение аудитории, автор раскрывает виды игр с определением их уместности и целевого назначения и приводит результат опроса отношения учителей, преподающих биологию, к игровому процессу в целом.
Ключевые слова: образование, школа, ученики, учителя, урок, биология, игровые технологии, познавательная деятельность, интерес, эффективность.
The use of gaming technologies in biology lessons as a type of scientific and cognitive activity
Annotation. In the scientific article, the author studies the use of gaming technologies in educational activities, in particular in biology lessons. The paper presents an individual view on the peculiarities of the influence of gaming technologies in the framework of increasing the interest of schoolchildren in biology and increasing their level of knowledge in this subject.
Also, for the audience's review, the author reveals the types of games with the definition of their relevance and purpose and provides the result of a survey of the attitude of teachers teaching biology to the game play as a whole.
Keywords: education, school, students, teachers, lesson, biology, game technology, cognitive activity, interest, efficiency.
Сегодня все чаще педагоги применяют новые и творческие подходы в образовательном процессе. Не является исключением и урок биологии.
К сожалению, в последние годы, огромное внимание уделяется таким основным предметам, как русский язык, математика, литература, а отношение к другим предметам имеет второстепенный характер. Однако, на взгляд профессионала, это является большим заблуждением.
Значение биологии ни в коем случае нельзя недооценивать, так как без знаний этой дисциплины невозможно освоить жизнедеятельность человека и его взаимосвязь со всем окружающим миром.
Знания и понимание биологии является неотъемлемой частью и ценностью всей человеческой культуры, позволяющей, уже с детских лет, привить ребенку целостное представление обо всех живых организмах, ознакомить с их строением и бережному отношению к окружающей среде не только своего обитания, но и в рамках всей планеты.
Современная система обучения, во многом благодаря новому Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), позволяет применять системные и деятельностные подходы в педагогическом процессе, обеспечивающие рост заинтересованности обучающихся, исходя их возраста и психо – физиологических особенностей.
Одним из наиболее эффективных направлений в успехе обучения является игровая форма на занятиях.
Индивидуальная разработка игровых технологий непосредственно учителем, дает мощный толчок для активизации личностных качеств учеников, раскрывая таланты, внутренние ресурсы и т.д.
Применение игровых технологий способствует развитию воображения, формированию логического мышления, обучает анализу и исследовательской деятельности.
Опыт использования игровой формы на уроках биологии показывает высокую результативность о целостном представлении биологической картине мира и общем расширении кругозора у детей и подростков, что, безусловно, окажет положительное влияние на последующее становление личности.
В педагогической среде существуют многочисленные и разнообразные точки зрения на понятие «игровая технология». Стоит акцентировать внимание на взгляд, которая считает, что: «игровые технологии - это совместная деятельность учителя и учащегося посредством реализации определенных действий (деловое общение, игры, сказки), а учебные задания включаются в содержание игры»[2].
Исходя из цели, задач и места игры в учебном процессе, выделяет следующие виды игр:
1. «по характеру педагогического процесса: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.;
2. по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;
3. по игровой методике: предметно-сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;
4. по предметной области: музыкальные, театральные, трудовые, технические, народные, управленческие, коммерческие и т. д.;
5. по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.»[1].
Как показывает педагогическая практика, учителя - биологи, чаще всего обращаются к ролевым играм, так как, именно, такое направление наиболее способствует живому общению обучающихся и укрепляет из взаимодействие друг с другом, что, естественным образом, прочно закрепляет полученные в ходе занятия, знания.
К примеру, в игровом процессе ребенок может выступить в роли эколога, орнитолога, археолога, при этом самостоятельно составляя сценарный план для своего персонажа, либо разрабатывать тесты, вопросы викторины, кроссворды, подключая к действию других учеников.
Несомненно, весь игровой процесс происходит под пристальным контролем учителя, который при помощи своего профессионализма направляет детей к правильному пониманию предмета и заданий.
В этой связи стоит отметить отношение учителей к применению игровых технологий в своей работе.
Проведенный опрос был обращен к учителям биологам, в нем участвовало 20 педагогов. Результат оказался благоприятным, так как более половины участников, а именно, 81%, положительно отнеслись к занятиям в игровой форме, а 56% опрашиваемых, уже применяют, имеющиеся игровые технологии и разрабатывают новые.
Исходя из вышесказанного, стоит сделать вывод о том, что игровые технологии на уроках биологии приносят большую пользу для учеников, способствуют повышению интеллектуальных способностей, а также развитию творческого мышления.
Помимо этого, большинство учителей уверены в высокой эффективности игры и согласны с предложенными технологиями, а также уже применяют игровую форму в своем образовательном процессе.
Список литературы
1. Алексеева Р.Р.Игровые технологии на уроках биологии// Вестник научных конференций. – 2023. – № 11. – С. 13 - 17. – URL: https://elibrary.ru/query_results.asp (дата обращение – 14.01.2024 г.).
2. Хасанова Д.Ф. Игра как эффективное средство формирования мотивации к изучению биологии// StudNet. – 2020. –№ 10. –С. 35. – URL: https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D43487703(дата обращение – 14.01.2024 г.)
3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.