Научно-исследовательская деятельность по литературе
Оценка 4.7
Научные работы
doc
русская литература +2
7 кл—11 кл +1
31.03.2017
В работе представлены результаты, полученные в ходе исследования творчества местного писателя Будылина Н.В. Собранный материал представлен в форме статьи, где рассматриваются основные выводы.
Основным объектом исследования является трилогия писателя "Записки хирурга". На основе данного произведения ученицей составлен портрет современного врача.Результаты исследовательской работы
НОУ.doc
Поисковоисследовадельская деятельность моих учеников по литературе.
Собранный материал представлен на научнопрактической конференции
«Молодёжная наука 21 веку» и стал Лауреатом конференции. Ученица
исследует творчество писателя города Октябрьска Самарской области.
Образ врача в трилогии Н.В.Будылина «Записки хирурга»
Богатство художественной литературы не перестаёт удивлять
современного читателя своим разнообразием образов и характеров, и с
каждым знакомством с новым автором и его произведением мы открываем
занавес неизведанных тайн человеческой жизни из разных уголков нашей
Родины. Культурная жизнь города Октябрьска Самарской области не стоит
на месте, она постоянно развивается и пополняет фонд литературы
самобытными и интересными художниками слова.
Несколько месяцев назад впервые довелось прочитать небольшую книгу
рассказов Будылина Николая Валентиновича. Что характерно, привлёк не
сам автор, а название произведения: «Записки хирурга». Книга мысленно
напомнила любимых героев прозы А.П. Чехова («Хирургия», «Доктор»),
М.А. Булгакова («Записки юного врача»), В.П.Аксенова («Коллеги»),
Н.М.Амосова («Записки из будущего»).
Прочитала первый рассказ и сразу же поняла, что передо мной
открывается новый мир, простой и понятный. Кто же он, писатель, чьи книги
с интересом мной прочитаны. И вот первая встреча… Николай Валентинович
врач, хирург города Октябрьска. Как возможно совместить перо и
скальпель? Это главный вопрос, который волновал меня много лет и до
недавнего времени казался невыполнимым, потому что среди нас нет ни А.П.
Чехова, ни М.А. Булгакова и многих других знаменитых русских писателей,
чья жизнь напрямую была связана с медициной. К сожалению, остались лишь книги и тайна их творческой души.
Мечты, как ни странно, сбываются: ответ на вопрос я, наконецто, услышала:
«Если в сердце живет весна, есть желание дарить людям не только физическое
здоровье, но и духовное, а для этого мне помогает перо».
"Я описываю жизнь такой, как она есть на самом деле", сказал в одном
из интервью Н.В.Будылин. Наверное, поэтому его сюжеты – это история
жизни обычного человека, в судьбу которого писатель не только пристально
вглядывается, но и постоянно анализирует.
Трилогия «Записки хирурга» состоит из трёх книг повестей, каждая глава
имеет своё название. Главы повестей представляют собой короткий рассказ.
Композиция трилогии строится вокруг хирургической деятельности писателя
и условно охватывает три периода его жизни, начиная с первой практики в
Кировской области в селе Талица, год работы в Безенчуке и самый большой
период работы в городе Октябрьске. Повествование ведется от первого лица.
На протяжении всей трилогии сохраняется непреднамеренная простота
устной речи. Авторские усилия в большей степени направлены на описание
действия героя с целью раскрытия характера главного героя как врача
хирурга.
Каждая повесть состоит из ряда сцен, которые следуют друг за другом и
соединены между собой единством повествовательного тона.
Повествовательный тон главного героярассказчика лишь сопровождает,
комментирует ход событий и действий, а мысли, чувства действующих лиц,
также дополняют единство повествования, однако при условии единства
более высокого порядка – сюжета. Главной задачей писателя стало создание
достоверных персонажей, событий, которые произошли непосредственно с
ним в течение 37ми лет его профессиональной деятельности в должности
хирурга. Перед тем, как выпустить в свет свою первую книгу, писатель
прекрасно понимал, что лишь в том случае, когда автор выбирает героев,
поступки, слова, исходя из их художественной ценности, он может достигнуть естественной правды художественного произведения. Духовная, культурная
наполненность героев вызывает у автора гораздо более пристальное внимание,
нежели их социальное происхождение. Будылин не навешивает ярлыков на
своих персонажей, он никогда не характеризует их такими определениями,
как интеллигентный, неотесанный, талантливый, бездарный. Главный герой
трилогии, Николай Валентинович, действительно, заслуживает глубокого
внимания к себе, так как является человеком, который всегда должен
соответствовать человеческому достоинству, по той простой причине, что он,
в первую очередь, врач, а не писатель.
Какой же он – врач будылинской трилогии?
Попробую ответить на этот вопрос, обратившись к тексту «Записок
хирурга» . Уже после прочтения первой книги «Записки сельского врача»
можно понять, что медицина для Будылина это средоточие истины, причем
истины о главном: о жизни и смерти, о способности человека творить эту
жизнь. Естественнонаучное мышление и литературный талант органично
сочетаются у писателя, что помогает ему глубже понять человеческую
психологию и верно изобразить душевный мир своих героев.
В главе «Ночное дежурство» перед читателем молодой хирург,
главный герой трилогии, Николай Валентинович, у которого с первого
рабочего дня профессиональной деятельности появляется множество
проблем. Однажды ночью дежурная сестра сообщила, что в деревне
Заилеть больного беспокоит озноб, головные боли. Николай
Валентинович один отправляется в эту деревню, отказавшись от помощи.
«Добираться пришлось долго…
До деревни несколько километров. Но не идти я не имею права…»,
рассказывает автор. Событие только разворачивается, но мы уже видим,
что трудности и неудобства не пугают молодого хирурга, ведь он сам
родом из деревни. Уже в главе «Скальпель в руках» 24летний герой понимает: от
первого шага зависит не только профессиональный рост, но и
дальнейшие отношения с пациентами, их доверие к доктору. Через три
дня после приезда в село бывший студент делает первую операцию
подростку 15ти лет. У входа в стационар стояли родственники,
периодически посматривавшие в окно операционной. Главная мысль
промелькнула тогда в сознании хирурга: «Все имеют право волноваться,
кроме тебя». Он понимает, что профессия врача – огромная
ответственность, так как в его руках самое ценное жизнь человека.
Малейшая оплошность – смерть. Но как научиться помнить о страхе и быть
бесстрашным. В главе «Кто виноват» молодой хирург впервые увидел смерть:
умирает пациентка от инфаркта миокарда. Эта трагедия долго не покидала
Николая. Отец уговаривал его оставить хирургию, на что последовал ответ:
«Хирургия это не профессия, а призвание. Настоящий хирург в таких
ситуациях должен делать выводы». Слова прозвучали как пророчество на
будущее. «И снова операции, операции…Переломы, аппендициты…».
Мастерство приходит с опытом, и только настойчивость, по словам Николая
Валентиновича, помогает добиваться хороших результатов. Незаметно
пролетают четыре трудных года работы героя в селе Талица, ставшим ему
родным. В эпилоге первой книги перед нами уже не юный студент, а
повзрослевший опытный врач.
С теплотой он вспоминает: «Люди в Талице особенные, доброжелательные,
приветливые. Любой врач нуждается в человеческой поддержке, но эту
поддержку надо заслужить. Наверное, мне везёт на людей».
На страницах трилогии день за днем мы наблюдаем процесс становления
Николая Валентиновича как личности, руководителя, специалиста. Из
коротких глав перед читателем вырастает образ настоящего мастера своего
дела, любящего мужа и отца, друга. Он понимает, что «врач должен быть психологом и педагогом в одном лице».
Случаи из медицинской практики автор описывает скупо, но образно и
точно. Читатель как бы сам становится ассистентом врача. И, конечно,
радуется, когда больной выздоравливает; переживает, если операция
заканчивается трагически. Герой трилогии всегда откровенен, не лукавит, не
оправдывается, тактичен в общении с пациентами. «В любом месте, куда бы
не забросила человека судьба, надо жить и работать честно, по совести»,
признаётся герой во второй книге. Может быть, поэтому молодой врач не
выпал из жизни небольшого села, каких в России тысячи, а стал ее частицей.
Совесть становится мерилом и большинства героев Н. Будылина.
«Чувство сострадания, любовь к ближнему, доброе слово – все это
неизменные качества настоящего врача», говорит Николай Валентинович в
главе «Слово врача» второй книги. В одной из палат лежал дедушка, шансов
выжить у него не было. Терапевт так прямо и сказал его жене: «Готовьтесь к
самому худшему и в самое ближайшее время». В этих словах была правда, но
что она принесла? В этот же день от сердечного приступа умирает жена
больного, и только спустя два дня безнадёжно больной старик. Николай
ничуть не осуждает своего коллегу, но после этого случая они оба запомнили
на всю жизнь: «Слово врача способно вселить веру, но и может убить».
В третьей книге перед читателем – опытный врач, достаточно повидавший
горести и радости, как в профессиональной деятельности, так и в личной
жизни. Неизменным остается убеждение Будылина: «Профессия врач – это не
та область, в которую приходят ради денег».
Герой уверен, что понастоящему успешным специалистом станет только тот,
кому доставляет неподдельное удовольствие помогать окружающим,
способный к состраданию, к сопереживанию беды человека — его болезни. Но
в то же время это сострадание не должно отрывать врача от его активной
позиции, ввергать его в бездействие. «Для врача очень важно вовремя выбрать правильное решение и претворять его в жизнь — лечить больного». А больные
действительно поступали разные. Молодого вихрастого парня лет 19ти
привезли в приёмный покой среди ночи. У парня перелом «второго
поясничного позвонка и обеих пяточных костей». Помощь оказали вовремя.
Да только молодому человеку этого ничего не надо было. Он то и дело
повторял: «Я вас всех ненавижу». Злоба продолжалась на протяжении всего
лечения. Мудрые слова сказал парню хирург: «Человеку трудно жить с
ненавистью к людям».
На протяжении всей трилогии прослеживается главное качество героя
Будылина: он никогда не раскроет тайну своего пациента, у него хорошо
развита врачебная совесть и чувство долга. Как настоящий художник,
Будылин описывает операции в мелких подробностях, перечисляя яркие
детали скрупулёзно, а имя пациента у всех одно: «Больной». Читатель
буквально видит всё происходящее, слышит запахи и дыхание больного,
ощущает напряжение и концентрацию хирурга: « За несколько секунд я
обработал операционное поле, ввёл новокаин. Скальпель. Развожу жировую
клетчатку. Пытаюсь нащупать инородное тело…». Профессиональная лексика
придает произведению не только достоверность, но и желание читателя
обратиться к справочной литературе.
«Ни днём, ни ночью, ни в выходные покоя нет», говорит герой в главе
«Простая операция», где автор повествует об операции, которую пришлось
делать в выходной день. Жизнь человека находилась в руках доктора.
Малейшее промедление – смерть. Здесь будылинский герой не имеет право
выбирать. «О личных проблемах никто не должен знать, потому что я врач,
который прежде помогает другим людям, а не себе», говорит он после
операции медсестре.
Кроме того, его врач мыслитель, именно поэтому Будылина интересует
связь медицины и человека, отношения врача и пациента, горячо волнует жизнь каждого пациента. Осознание себя как части целого, неразрывная связь
с людьми остаются основополагающими в его жизни. Герой стремится помочь
людям и собственным примером призывает беречь свое здоровье. В главе
«Радости жизни» автор повествует о своей семье, которая приносит ему
великую радость. Музыка, книги, спорт – все это дополняет их будни. «Не зря
говорили древние: «Исцели себя сам. Надо вести здоровый образ жизни»,
справедливо замечает герой в конце главы.
Следует также отметить особенность финала. Именно в эпилоге и есть
логическое завершение сюжета трилогии, единственный возможный его итог.
Будылин говорит одним словом все, что хотел сказать на протяжении всей
книги. Подтекст и иносказательный способ выражения идеи сменяется
«прямым текстом» мыслями героя, высказанными в форме внутреннего
монолога, сливающимся с авторским повествованием. Итоговый характер этим
мыслям придает их неизменная обращенность к будущему – к жизни
пройденной и предстоящей: «От какой малости зависит человеческая жизнь!
Живи…». Он говорит эти слова мальчику, которого спас на берегу Черного
моря. Ёщё бы немного, и он утонул. Слово «живи» звучит как наказ, обращение
скорее не к мальчику, а к людям, чья жизнь зависит только от них самих.
"Профессия врача требует терпения, силы воли, таланта", справедливо
замечает Н.В.Будылин в своих встречах с читателями.
Благодаря своему опыту и таланту писателю Н.В. Будылину прекрасно
удалось создать свой собственный образ врача.
Литературный герой может быть графом или князем, рабочим или
крестьянином, ботаником или учителем – всё это не будет играть важной
роли, но если он врач, это уже другое дело. Врач по должности неразрывно
связан с сущностью человеческого бытия: рождение, жизнь, страдание,
воскрешение, наконец, сама смерть – врач всегда находится рядом.
Если попробовать соединить все лучшие качества врачей, о которых нам
говорят писатели, то получится идеальный образ врача, врача, которому мы не побоимся доверить свою жизнь. У Николая Валентиновича Будылина врач
это гуманный и отзывчивый человек, глубокий мыслитель, мастер своего
дела, который не боится препятствий и неизвестности.
В заключение хочу привести высказывание В. В. Вересаева: "Будучи даже
обыкновенным средним человеком, врач всётаки, в силу самой своей
профессии, делает больше добра и проявляет больше бескорыстия, чем
другие люди".
В трилогии Н.В. Будылина «Записки хирурга», над которой писатель работал
около 25ти лет, представлен не просто образ врача, а именно врач глазами
врача. «Обычно люди, обладающие какимилибо способностями в области
медицины, осознают свое призвание в достаточно раннем возрасте. Помоему,
я сделал правильный выбор в своей жизни. И если бы судьба дала мне шанс
прожить жизнь заново, я не менял бы в ней ничего», говорит писатель в
третьей книге. И ведь не случайно автор часто повторяет в трилогии такие
слова: «Надо жить, потому что жизнь продолжается, не смотря ни на
что».
Жизнь героя трилогии, Будылина Николая Валентиновича,
действительно продолжается, его душа полна оптимизма, а в сердце «Вечная
весна».
Глубоко уверена, что для современного читателя творчество Н. В. Будылина
пример человеческого оптимизма к жизни в разных её направлениях. А
трилогия «Записки хирурга» способна помочь продвижению не только
ценностей литературы в нашем городе Октябрьске, но и стать ориентиром в
выборе будущей профессии для молодого поколения.
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Научно-исследовательская деятельность по литературе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.