Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"
Оценка 4.8

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
технология
8 кл
29.01.2018
Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"
Цель научно – исследовательской работы выяснить, как текстильная игрушка влияет на развитие личности ребенка, и как правильно нужно выбирать и использовать игрушки. Новизна исследования в том, чтобы определить, могут ли использовать современные дети в игре текстильную куклу и как можно с ней играть.
Исследов. работа КУКЛА.docx
СЛЕТ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ  ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ  ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА НАУЧНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА НА ТЕМУ Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка Секция: Прикладное искусство Автор: Таджибова Саният Нажмудинова, Руководитель: 8­А класс  Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Cредняя  школа №30 с углубленным  изучением отдельных предметов» Старцева Галина Ресульевна, Учитель технологии Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение «Cредняя школа №30 с углубленным  изучением  отдельных  предметов» Нижневартовск 2017 Оглавление 2 Введение 1.Актуальность. Цели и задачи проекта­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­3             2. Из истории народной игрушки­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­5 3. Результаты анкетирования­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­7             4. Можно ли развивать интерес детей к народным игрушкам в наши дни?­­­­­­­­­8               5. Проект игрушки своими руками­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­10 6.Заключение.­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­11 7. Литература и ресурсы­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­13 8.Приложение­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­14 3 Введение У большинства людей детство связано с любимыми игрушками, которые остались в памяти   как  близкие   друзья,  как   воплощение   теплоты   и   значимости   той  невозвратимой поры. Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимы без игры, а, следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка ­ та «среда», которая позволяет исследовать   окружающий   мир,   формировать   и   реализовывать   творческие   способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.  1. Актуальность. Цели и задачи проекта. Актуальность  моей   работы   в   том,   что  как   показывают   опросы,   в   большинстве случаев игрушки выбираются и покупаются стихийно, в силу сложившихся  обстоятельств или внешних, поверхностных признаков (привлекательность, величина, стоимость, желание угодить ребенку и пр.). Развивающий потенциал игрушки, ее «полезность» взрослые либо вовсе   не   учитывают,   либо   целиком   доверяются   прилагаемой   аннотации,   в   которой производитель пишет все, что хочет. Отсутствие каких­либо ценностных ориентиров на рынке   игрушек   (как   у   производителей,   так   и   у   покупателей)   приводит   к   их бесконтрольному производству, бессистемной закупке и бессмысленному потреблению. В результате прилавки магазинов и детские комнаты завалены однотипными и, как правило, бесполезными   (а   иногда   и   вредными!)   игрушками,   но   нужных   и   важных   для   детского развития   мало.   Такая   ситуация   весьма   негативно   отражается   на   качестве   игры,   а следовательно, и на эффективности развития ребенка. Поэтому чрезвычайно важно при выборе игрушек учитывать не только их красоту и санитарно­гигиенические   свойства,   но   и   возможный   развивающий   эффект.   Однако подобная оценка должна опираться на объективные и научно обоснованные критерии. Именно младшем возрасте до 10­11 лет происходит наиболее интенсивное развитие личности,   в   основе   которого,   безусловно,   лежит   приобщение   к   инациональному культурному наследию. Гипотеза  моего исследования состоит в том, что возможно текстильная игрушка является развивающей,если ее изготовить своими руками. В моей работе поставлена цель: выяснить, как текстильная игрушка влияет на  развитие личности ребенка, и как правильно нужно выбирать и использовать игрушки. Новизна исследования в том, чтобы определить, могут ли использовать  современные дети в игре текстильную игрушку и как можно с ней играть.  Цель исследования: определить влияние текстильной игрушки и ее значение в  4 личностном развитии. Задачи исследования: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Изучить историю возникновения игрушки.              3. Провести анкетирование по теме исследования. 3. Раскрыть сущность понятий «традиционная игрушка», «развитие личности». 4. Исследовать проблемы влияния игрушки на развитие личности ребёнка. 6. Определить современные подходы к использованию игрушки для формирования  личности ребёнка. 7. Самостоятельно выполнить проект текстильной куклы. Предметом исследования является влияние текстильной игрушки на развитие  личности ребёнка. Объектом исследования является текстильная  кукла Методы исследования: анализ литературы и ресурсов Интернет, анкетирование,  опросы, наблюдение. 5  2.Из истории народной игрушки. На протяжении многих веков кукла была и остаётся первой и любимой игрушкой  человека. В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. У наших славян, был ужасный обычай, они приносили в жертву людей, но однажды  человека заменила кукла. Березовое полено нарядили в платочек и сарафан, получилась  женщина с белым лицом. Затем появились куклы­чучела, которых сжигали и просили  хорошего урожая. Так кукла спасла человека от страшного обряда. Работая над проектом, мы обращались ко многим источникам, в которых слово  «детская игрушка», «кукла» имеет разное значение, например, сделанное из тряпья, кожи,  битой бумаги, дерева и прочего материала подобие человека, а иногда и животного.  Возраст древнейшей на земле куклы более 4 тысяч лет! Тряпичная кукла­это наша история, традиции, культура, она имела несколько  назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Она оказывала покровительство и  помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал  красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный  смысл. Вот почему часто игрушка могла быть оберегом, свадебным атрибутом или  предназначаться для забавы детям. Современные куклы. Матрёшка – замечательная игрушка. Она стала нашим национальным сувениром.  Эта кукла оказывается сюрпризом, она содержит в себе до двенадцати куколок. Собирая и  разбирая матрёшку, мы получили первые знания о форме, величине, цвете, количестве. Очень похожа на матрешку и другая кукла ­ неваляшка. Эта игрушка состоит из  геометрической фигуры ­ круг. Куклы пирамидки – увлекательнейшие детские игрушки,  собирать которые – самое настоящее удовольствие. Здесь цвет, форма, материал, размер. 6 Кукла «Масленица» – обязательный атрибут веселого одноименного праздника, так  как она является символом злой и холодной Зимы. Изготавливают куклу из веток, прутьев,  соломы, вместо волос – очесы льна, заплетенные в косу, на голове – платок. Это, пожалуй,  один из немногих вариантов кукол, на которой разрешалось изображать лицо. Новая кукла Барби была сделана в середине 20 века. Это — самая популярная  кукла в мире.    Еще есть такие как Winx, пупсы, роботы. И если дети и взрослые выбирают кукол,  значит, она становится их любимой игрушкой. А узнав историю возникновения кукол,  пришла к выводу: куклы сопровождают нас всю жизнь, а в настоящее время пользуются  большой популярностью у детей и взрослых. В куклы дети и взрослые играли раньше,  играют сегодня и будут играть всегда. И еще один важный открылся момент: наши мамы играли в "Дочки­матери", «Дом»  и кукла выступала в роли дочки, которую нужно было пеленать, укрывать, кормить,  воспитывать. Таким образом, девочка приучала себя к роли матери в будущем. То  современная кукла­красавица приучает девочку к совсем другой роли: наряжаться, делать  прически, макияж, быть модницей, иметь мебель, автомобиль, Кена и т.д. 7 3.Результаты анкетирования и опроса. Мне стало интересно, а как дети в наше время относятся к игрушкам? Как они понимают суть игры с игрушками? Я провела анкетирование среди детей младших классов. На вопрос  «Играете ли вы с игрушками?»  «да» ответили   75 % детей, а «нет» ответили 25 % детей. Если уже некоторые дети не играют с игрушками, то возможно их детство наполнено компьютерными играми? 1 Также я спросила детей, «Какие у вас любимые игрушки? Почему?». Были такие  ответы как «Красивые, забавные, любимые. Я их очень люблю, они мне дарят счастье» или  «Черепашки ниндзя. Они яркие, красивые, цветные. Также солдатики, с ними весело  играть», но также были такие ответы как « Компьютер и телевизор, машинки, PSP»,  «машинки, вертолет, кубики, танки, самолеты, компьютер, телефон, PSP». Думаю трудно  назвать «компьютер» прекрасной игрушкой для ребенка младших классов, или же сотовый  телефон.  Также я задала вопрос детям, «По какому принципу родители покупают вам  игрушки?» 58%   ответили,   что   ориентируют   на   их   запросы,   8%   по   своему   вкусу,   34%   ­ развивающие игрушки. Конечно, это хорошо, что родители покупают любимые игрушки детей, но сильно баловать не следует, иначе ребенок может вырасти эгоистичным.2 «Как вы считаете, какие игрушки нужны детям? Почему?» На этот вопрос все ответили по разному, кому то нравятся машинки, кому то куклы, но никто не ответил на вопрос «Почему»? Были также дети, которые не были разборчивы в игрушках, и написали просто ответ «все» Таким образом, мы может сказать, что есть дети, которым игрушки идут на пользу, но также есть дети, которые не понимают суть игры, и предпочитают компьютерные игры, 1 2Приложение 1 или же не так разборчивы в игрушках. Большинство родителей также не прививают вкусов своим детям и покупают им все, что они хотят. 8 4. Можно ли развивать интерес детей к народным игрушкам в наши дни? В Москве, в ГОУ д./с № 643, провели эксперимент с хорошо играющими детьми разных возрастных групп (от 2,5 до 3, от 3 до 4 и от 4 до 5 лет).3 Детям были представлены заранее изготовленные из ткани три куклы –Пеленашка, Тряпичная кукла и Куватка. Выбор кукол был предопределен простотой их изготовления и большой популярностью в игровой среде крестьянских детей 21 и первой половины 20 веков. Были подготовлены рассказы об истории каждой куклы и правилах игры с ней, также разработан сценарий практического занятия «Народная кукла в игровой деятельности современного ребенка». Эксперимент показал, что данные виды кукол практически не вызывает игрового интереса у детей, вовлеченных в эксперимент. Они не знают, что с ними делать   и как играть, не способны сфантазировать эмоции и чувства кукол, хотя с обычной, фабричной куклой они могут играть долго и их игра основана на предметных действиях с ней. Детям от 4 до 5 лет были предложены ( помимо названых кукол) матрешки и фабричные куклы, а также соответствующие игровые атрибуты ( мебель, посуда, кусочки ткани). В первую очередь девочки выбрали кукол современных и играли в них достаточно долго. Матрешки в игре использовались не как куклы, а как предметы интерьера или игрушки – погремушки для кукол – дочек. С народными куклами дети не знали, что делать, и воспринимали их так же   как   предметы   интерьера.   Они   выстраивали   игру   с   посудой   и   другими   бытовыми предметами. Либо у них возникали игровые действия друг с другом без кукол. После пояснения   детям   правил   игры   с   этими   куклами   игра   постепенно   зарождалась,   но продолжалась не более 5­10 минут. Ребенок в своей игре воспроизводит то, что видит в повседневной жизни, поэтому он выбирает современную фабричную игрушку – более понятную и привычную. Способы использования и сюжеты к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает создание 3 9 некоего сказочного сюжета. Наши дети не умеют играть в сказку. Они не знают, что такое русская народная рукотворная кукла (и многие даже не когда не видели её). Но интерес к рукотворной кукле у детей, безусловно, есть. Они внимательно слушали рассказ о том, как бабушки делали этих куколок и играли с ними. Но этот интерес носил по преимуществу познавательный характер. Желания поиграть с такой куклой у детей не возникает. Дети ее собирают, стоят в ряд, рассматривают расписной наряд, но не играют. Данный эксперимент показал мне путь разрешения этой проблемы и подтвердил предположение   о   том,   что   можно   подобрать   интересный   сюжет   и   способы   действия   с современной текстильной куклой – сделать ее вместе с детьми! Это позволяет развивать у детей творческое начало, воображение, фантазию, трудолюбие, аккуратность, усидчивость, коммуникабельность. 10 5.Проект игрушки своими руками.  В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития.   И все же, на фоне серийных игрушек, в конце XX века появляется новый жанр искусства –  текстильная авторская кукла. «Авторская» означает, что данная кукла сделана автором  вручную по своим эскизам и задумкам           Чтобы качественно выполнить работу, нужно организовать рабочее место. Для этого  лучше всего убрать со стола всё лишнее, приготовить все инструменты и материалы. Во  время работы нужно соблюдать правила безопасности. 1.Сначала нужно нарисовать эскиз куклы и сделать выкройки. 2.Из светлой ткани выкраиваем детали куклы. 3. На швейной машине стачиваем все детали между собой. 4.Набиваем детали куклы синтепоном. 5.Сборка всех деталей куклы ручными подшивочными стежками. 6. Выкраивание и стачивание одежды для куклы. 7. Вязание шапочки спицами платочной вязкой.  8.Далее начинается самое интересное ­ создание образа. Кукла, которую я еще не успела сделать, начала жить своей жизнью, диктуя свои  правила. Поэтому во время работы мне пришлось дополнять, или же убирать некоторые  детали. И вот всё готово! Мне очень нравится! А вам? 11 6.Заключение Очень многие психологи говорят о том, что игрушка – это инструмент, с помощью которого можно влиять на детей. Поэтому нельзя просто прийти в магазин, схватить яркую игрушку и подарить ребенку. Потом ребенок, получающий подобные подарки, так и будет обращаться с вещами, а может быть, не только с вещами. Игрушка, сделанная своими руками учит общению, а современная игрушка – крайне индивидуализирована. В нее можно играть одному. Это хорошо, но не всегда. Детство – это время, когда ребенок на очень глубинном   уровне   учится   общению,   тонкости   понимания   другого   человека,   пониманию того, что значит сделать другому доброе или как­то обидеть его, может и невольно. Он   учится   этому   в   игре.   Сначала   он   учится   от   матери.   Здесь   многое   зависит, насколько они  с матерью гармоничны, близки, насколько  мать отдает себя ребенку.  А потом это происходит через игрушку и игру. По мнению некоторых психологов, чудовище, имеется в виду игрушка монстр, служит своего рода консервами для имитации взрывов и столкновений.   Игра   при   этом   бессодержательна   –   просто   локализованная   вспышка возбуждения. В некоторых случаях ее можно рассматривать как выход лишней нервной энергии, но чаще всего,   она не успокаивает, а еще больше раздражает, при этом еще и формирует   определенную   психическую   зависимость.   Дети   становятся   агрессивными. Современная игрушка своими резкими и слишком яркими красками возбуждает ребенка. Это портит вкус, а не развивает. Покупая вот такие игрушки, мы не помогаем, а мешаем.               Родители должны находить для своего ребенка хотя бы немножечко времени. Я понимаю, что легче от него откупиться, купить ему какую­то дорогостоящую игрушку в 12 магазине. Но если вместе со своим ребенком сделать текстильную куклу, эмоциональное общение   вас   так   сблизит,   что   вы   будете   долго   вспоминать   полученную   радость, полученную в совместном творчестве. Сейчас очень распространены виртуальные игрушки, к числу которых относятся компьютерные игры. Они воздействуют на душу ребенка самым негативным образом. Эти игры уводят от общения. Ребенок погружается в виртуальную реальность: не в природу, не в   общение   с   друзьями,   с   мамой,   с   книжкой.   Нет.   Это   какая­то   чисто   выдуманная реальность. Это происходит в период детства, когда общение просто необходимо, чтобы вырасти психически здоровым человеком. Необходимо уметь общаться. Но для этого надо чувствовать другого человека, для этого необходим опыт. Погружение в компьютерные игры – это род наркотика. Ребенок уже не властен над собой. Это зависимость затягивает. Такой   ребенок   мало   способен   к   глубоким   движениям   чувств,   любви   жертвенности, прощению,   радости,   терпению.   Поэтому   очень   важно   не   дать   ребенку   втянуться   в виртуальный мир, надо ограничивать время, которое он проводит с компьютером. Но все должно делаться разумно.  Мне кажется, что чем дольше ребенок играет в игрушки, тем крепче будет его душа. А разве сейчас у многих взрослых нет любимых мягких игрушек? Это все идет из детства. С другой стороны, наши девочки, которые стремятся так быстро повзрослеть, мне кажется, быстро постареют. Всему свое время, не нужно его торопить. И этому, опять же, можно поучится в общении и совместном творчестве с родителями. Моя   гипотеза   о   развивающей   роли   текстильной   игрушки   подтвердилась. Приобщаясь   к   совместному   творчеству   со   взрослыми,   личность   ребенка,   приобретает важные   качества:   творческое   начало,   воображение,   аккуратность,   трудолюбие, взаимопомощь,   совестливость,   способность   к   состраданию.   Для   наиболее   полного удовлетворения потребностей и интересов ребёнка ему в равной степени необходимо и современная песня и современная литература и игрушка и т.п. Главное в том, чтобы разные виды искусства и творчества были осмыслены как органические составные части единого целого. 13 Литература и интернет ресурсы 1. 2. 3. Александр Рудаков Мистика русской игрушки //Сайт газеты"Завтра" Гризлюк Л. Время кукол. // Мир музея. – 2005. №2(210). Дайн Г. В традиции русской артели : история создания кукол в национальных костюмах / Г. Дайн // Народное творчество. ­ 2001. ­ № 6. ­ С. 44­46. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Валентина Ефремова. «Лекарство против Барби» http://www.eka­mama.ru http://roghdenierebenka.ru http://eroditelstvo.ucoz.ru http://nsportal.ru Науменко Г.М. ЭТНОГРАФИЯ ДЕТСТВА" http://www.russiantoys.ru http://pedsovet.su Цветной мир: народная игрушка. Институт художественного образования  Российской академии образования, ­№1, 2009 14 Приложение 1 25% 75% да нет 34% 8% 58% ориентируют на ваши запросы по своему вкусу развивающие игрушки 8% 32% 60% да частично не все 15 Приложение 1 10% 90% да нет 22% 78% Сам ( а) с родителями я не делаю игрушек 16 Приложение 2 Текстильная кукла своими руками

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"

Научно - исследовательская работа на тему : "Влияние текстильной игрушки на развитие личности ребенка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2018