наука

  • doc
  • 08.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Наука.doc

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

 

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

·                          социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)

·                          отрасль духовного производства (НИОКР);

·                          особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:

·                          по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;

·                          по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.


3. Функции науки:

·                          культурно-мировоззренческая,

·                          познавательно-объяснительная,

·                          прогностическая,

·                          социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

 

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

·                          постепенное развитие науки;

·                          развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);

·                          развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;

·                          развитие через интеграцию научного знания.

 

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

·                          объективность;

·                          развитость понятийного аппарата (категориальность);

·                          рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);

·                          проверяемость;

·                          высокий уровень обобщения;

·                          универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);

·                          использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


8. Уровни, формы и методы научного познания

Уровни

Эмпирический

Теоретический

Формы

- научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

- эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

- вопрос

- проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

- гипотеза – научное предположение;

- теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

- концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

Методы

(строгость и объективность)

·                          наблюдение;

·                          эксперимент;

·                          измерение;

·                          классификация;

·                          систематизация;

·                          описание;

·                          сравнение.

·                          Единство исторического и логического

·                          Восхождение от абстрактного к конкретному

·                          Формализация

·                          Математизация

·                          Математическое моделирование


9. Универсальные методы научного познания:

·                           анализ – разложение целого на части;

·                           синтез – воссоединение целого из частей;

·                           дедукция – выведение общего положения из фактов;

·                           дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;

·                           аналогия – сходство нетождественных объектов;

·                           моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;

·                           абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;

·                           идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:

1.                  Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология

2.                  Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика 

3.                  Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение


12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия

Результат исследования

Социальное знание

Гуманитарное знание

Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений

Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

Особенности:

·                          Понимание

·                          Обращение к текстам

·                          Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям

Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы


13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1.   субъект и объект познания совпадают;

1.2.   получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3.   социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4.   сложность объекта познания – общества;

1.5.   установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6.   ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2.  Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1.  рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2.  изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3.  выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1.  объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2.  научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3.  виды социальных фактов:

3.3.1.    действия, поступки;

3.3.2.    материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3.    словесные (вербальные) действия.

3.4.     Оценка социального факта:

3.4.1.     свойства изучаемого объекта;

3.4.2.     соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3.     познавательные цели исследователя;

3.4.4.     личная позиция исследователя;

3.4.5.     интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.