Биология
8 класс
Анатомия человека
16 уроков
Навигатор ученика
Кому принадлежит: _______________________________________________________________________________________
Автор-составитель: Манин К.В.
2018-2019 учебный год
Обнинск
МБОУ «СОШ № 1 им. С.Т. Шацкого»
ОСНОВНОЕ О ЦИКЛЕ УРОКОВ
Слово учителя
- Анатомия - частная биологическая наука, изучающая строение человеческого тела, его частей, органов и систем органов. Анатомия изучается параллельно с физиологией, наукой о функциях организма. Наука, изучающая условия нормальной жизнедеятельности человеческого организма, называется гигиеной.
Ткань - это эволюционно сложившаяся система клеток и межклеточного вещества, обладающая общностью строения, развития и выполняющая определенные функции.
Из тканей формируются органы, причем одна из тканей органа является доминирующей. Органы, сходные по своему строению, функциям и развитию, объединяются в системы органов: опорно-двигательную, пищеварительную, кровеносную, нервную, систему органов чувств, эндокринную, половую.
Системы органов анатомически и функционально связаны в организм.
Нервная система контролирует, координирует и регулирует согласованную работу всех систем органов, связь организма с внешней средой, поддержание постоянства состава его внутренней среды. Нервная система делится на центральную и периферическую.
Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, происходящее при участии нервной системы. Нервные импульсы, возникшие при раздражении, проходит определенный путь, называемый рефлекторной дугой.
Вегетативная нервная система (ВНС) координирует и регулирует деятельность внутренних органов, обмен веществ, гомеостаз. ВНС состоит из симпатического и парасимпатического отделов.
Высшая нервная деятельность (ВНД) связана с функциями коры больших полушарий головного мозга. Она обеспечивает максимальную приспособленность человека к условиям окружающей среды. В основе учения о высшей нервной деятельности лежат работы И.М. Сеченова - «Рефлексы головного мозга», И.П. Павлова (теория условных и безусловных рефлексов), П.К. Анохина (теория функциональных систем) и многочисленный ряд других работ.
Человеческие расы - это сложившиеся в процессе биологической эволюции группы людей внутри вида Homo sapiens. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его генотипа и фенотипа. Представители разных рас принадлежат к одному и тому же виду и при скрещивании дают плодовитое потомство.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА
(НАГЛЯДНЫЙ КОНСПЕКТ) ЦИКЛА УРОКОВ
Задание:
Изучи карту самостоятельно или с помощью учителя. Отметь зеленым цветом то из перечисленного, что тебе уже знакомо. Желтым цветом отметь то, что кажется наиболее интересным. Устно ответь на вопрос, почему важно изучить эту тему.
Пример контрольных заданий[1]
ТЕОРИЯ:
Группа клеток, объединенных общим строением, происхождением и функциями, называется: А) колонией Б) органом С) эмбрионом Д) тканью
|
Соединительной тканью образованы: А) кости и кровь Б) слизистая легких С) миокард сердца Д) стенка желудка
|
Основную роль в регуляции деятельности организма играет ткань: А) соединительная Б) мышечная С) нервная Д) эпителиальная |
В организме человека нет ткани: А) соединительной Б) эпителиальной С) проводящей Д) мышечной
|
Наибольшее количество АТФ содержится в: А) клетках кожи Б) поперечно-полосатых мышцах С) клетках межпозвоночных дисков Д) костных клетках
|
Сухожилия и хрящи образованы: А) гладкой мышечной тканью Б) поперечно-полосатой мышечной тканью С) эпителиальной тканью Д) соединительной тканью
|
Гормональную регуляцию деятельности организма регулируют системы: А) нервная и кровеносная Б) кровеносная и дыхательная С) нервная и эндокринная Д) нервная и дыхательная
|
Основными свойствами нервной ткани являются: А) сократимость и проводимость Б) возбудимость и сократимость С) возбудимость и проводимость Д) сократимость и раздражимость
|
Белки начинают перевариваться с помощью ферментов: А) слюны Б) желудочного сока С) кишечного сока Д) желчи
Токсины обезвреживаются в: А) толстом кишечнике Б) тонком кишечнике С) поджелудочной железе Д) печени
|
Процесс окончательного переваривания и всасывания питательных веществ происходит в: А) желудке Б) ротовой полости С) толстой кишке Д) тонкой кишке Процесс продвижения пищи по пищеварительному тракту обеспечивается: А) слизистыми оболочками пищеварительного тракта Б) секретами пищеварительных желез С) перистальтикой пищевода, желудка, кишечника Д) активностью пищеварительных соков
|
В кровь всасываются в тонкой кишке: А) липиды Б) белки С) аминокислоты Д) гликоген
|
Гуморальная регуляция органов пищеварительной системы заключается в: А) удалении токсических веществ из организма Б) расщеплении веществ под действием ферментов С) передаче нервных импульсов железам, выделяющим ферменты Д) воздействии химических веществ через кровь на пищеварительные железы
|
Газообмен между кровью и атмосферным воздухом происходит в: А) альвеолах легких Б) бронхиолах С) тканях Д) плевральной полости
|
Дыхание – это процесс: А) получения энергии из органических соединений при участии кислорода Б) поглощения энергии при синтезе органических соединений С) образования кислорода в ходе химических реакций Д) одновременного синтеза и распада органических соединений
|
Органом дыхания не является: А) гортань Б) трахея С) ротовая полость Д) бронхи
|
Одной из функций носовой полости является: А) задержка микроорганизмов Б) обогащение крови кислородом С) охлаждение воздуха Д) осушение воздуха
|
Гортань от попадания в нее пищи защищает(ют): А) черпаловидный хрящ Б) голосовые связки С) надгортанник Д) щитовидный хрящ
|
Кислород поступает в альвеолы и из них в кровь путем: А) диффузии из области с меньшей концентрацией газа в область с большей концентрацией Б) диффузии из области с большей концентрацией газа в область с меньшей концентрацией С) диффузией из тканей организма Д) под влиянием нервной регуляции
|
Причиной тканевого газообмена служат: А) разница в количестве гемоглобина в крови и тканях Б) разность концентраций кислорода и углекислого газа в крови и тканях С) разная скорость перехода молекул кислорода и углекислого газа из одной среды в другую Д) разность давлений воздуха в легких и плевральной полости
|
Установите правильную последовательность прохождения атмосферного воздуха через дыхательные пути: А) гортань Б) носоглотка С) бронхи Д) легкие И) бронхиолы К) трахея
|
Органы выделительной системы находятся: А) в грудной полости Б) в брюшной полости С) вне полости тела Д) в полости малого таза
|
При нарушениях процесса выделения продуктов распада в организме накапливаются: А) соли серной кислоты Б) избыток белков С) гликоген Д) мочевина или аммиак
|
Выберите только структурные элементы почек: А) мочеточник Б) мочевой пузырь С) нефрон Д) лоханка И) почечная артерия К) почечная капсула
|
Функция капиллярного (мальпигиевого) клубочка: А) фильтрация крови Б) фильтрация мочи С) всасывание воды Д) фильтрация лимфы
|
Первичная моча образуется из: А) лимфы Б) крови С) плазмы крови Д) тканевой жидкости
|
Вторичная моча отличается от первичной тем, что во вторичной моче нет: А) глюкозы Б) мочевины С) солей Д) ионов K+ и Na+
|
Подвижной частью черепа является: А) носовая кость Б) лобная кость С) верхняя челюсть Д) нижняя челюсть
|
Функцию питания и роста кости в толщину выполняет: А) желтый костный мозг Б) красный костный мозг С) надкостница Д) губчатое вещество
|
Прочность костей зависит от содержания в них: А) натрия Б) кальция С) железа Д) магния
|
Для возникновения мышечного сокращения необходимы ионы: А) кальция Б) калия С) магния Д) фосфора |
Наиболее подвижно соединение: А) лобной и теменной костей Б) позвонков С) плечевой и локтевой костей Д) ребер с грудиной
|
Выберите кости, относящиеся к поясу верхних конечностей и свободным верхним конечностям: А) предплюсна Б) ключица С) лопатка Д) локтевая И) плюсна К) малая берцовая
|
Каковы основные функции кожи: А) защитная Б) кроветворная С) рецепторная Д) гормональная И) секреторная К) питательная
|
|
Твои образовательные результаты
Задание
Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь, если будешь внимательно и ответственно работать на уроках.
Если ты считаешь, что некоторые из этих результатов ты уже достиг, отметь это в колонке «Твои заметки». Это значит, что по этим пунктам ты сможешь помочь другим ученикам, если захочешь.
Обязательные |
||
№ |
Описание |
Твои заметки |
1 |
Знать признаки сходства и отличия человека и животных |
|
2 |
Знать особенности организма человека: его строение, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения. |
|
3 |
Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека. |
|
4 |
Оказывать первую медицинскую помощь при отравлении, укусов животных, простудных заболеваниях, ожогах, травмах, кровотечениях, спасении утопающих. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Надо повторить |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Хочу дополнительно» / Повышенные по предложению учителя |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта образовательных ресурсов по циклу уроков
Задание
Изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.
Внимание: ресурсы делятся на три группы:
- предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке или музее, они словно специально созданы для учеников),
- социальные (интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет тебе изучить тему),
- антропологические (твои личные особенности и черты, которые помогут тебе учиться).
Как ты будешь учиться
Изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает учитель и нарисуй свой маршрут движения.
Номер урока |
Образовательный результат |
Что надо сделать |
Варианты работы |
||||
С учителем |
В паре |
В группе |
Индивидуально |
Твой вариант |
|||
1-3 |
Место человека в системе органического мира. |
|
|
|
|
|
|
Происхождение человека. |
|
|
|
|
|
|
|
Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Общий обзор строения и функций организма человека. |
|
|
|
|
|
|
5 |
Координация и регуляция.
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Опора и движение. |
|
|
|
|
|
|
7 |
Внутренняя среда организма. |
|
|
|
|
|
|
8 |
Транспорт веществ. |
|
|
|
|
|
|
9 |
Дыхание. |
|
|
|
|
|
|
10 |
Пищеварение. |
|
|
|
|
|
|
11 |
Обмен веществ и энергии. |
|
|
|
|
|
|
12 |
Выделение. |
|
|
|
|
|
|
13 |
Покровы тела. |
|
|
|
|
|
|
14 |
Размножение и развитие. |
|
|
|
|
|
|
15 |
Высшая нервная деятельность. |
|
|
|
|
|
|
16 |
Человек и его здоровье. «Своя игра». |
|
|
|
|
|
|
Задания для групповой работы
Задание 1. Оценка расписания уроков.
Используя теоретическую часть занятия, проанализируйте расписание уроков для учащихся 6 класса, приведённого в таблице, либо по выбору любого класса из прилегающей средней школы. Дайте оценку по следующим параметрам: 1) общее количество часов в неделю для данного класса и его соответствие гигиеническим требованиям; 2) правильность распределения нагрузки в течение дня и в течение недели; 3) наличие «нулевых» и сдвоенных уроков; 4) учёт трудности предметов в расписании.
Задание 2. Знакомство с методами определения биологического возраста у детей.
Познакомьтесь с методиками установления биологического возраста по показателям вторичных половых признаков, зубной и скелетной зрелости и составьте гипотетическую формулу биологического возраста учащихся 7 класса.
Задания для парной работы
1. Исследование основных показателей сердечно-сосудистой системы.
1. Изучите текст с дополнительной информацией по теме.
2. В положении сидя, в покое определите у себя пульс пальпаторным методом и артериальное давление с помощью манометра.
3. Подсчитайте пульсовое давление, систолический и минутный объем крови. Данные занесите в таблицу.
4. Полученные данные сравните со средними показателями. Сделайте вывод.
ЧСС, уд/мин |
СД, мм. рт. ст. |
ДД, мм. рт. ст. |
ПД, мм. рт. ст. |
СОК, мл |
МОК, л/мин |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Составление и оценка суточного пищевого рациона ребёнка.
1. По предложенным таблицам, рисункам и муляжам ранних стадий развития зародыша изучите основные этапы развития организма человека во внутриутробном периоде.
2. Заполните таблицу, кратко отметив сущность каждого этапа развития.
Период развития |
Сущность периода |
Эмбриональный период (зигота, морула, бластула, гаструла, закладка основных органов и тканей) |
|
Плодный период |
|
|
|
|
|
3. Изучите возрастные особенности различных периодов постнатального онтогенеза человека. Заполните таблицу, отметив особенности моторного и нейро-психического развития ребёнка на каждом этапе.
Период развития |
Возраст |
Возрастные особенности |
Новорожденный |
10 дней (до 1 месяца) |
|
Грудной |
До 1 года |
|
Раннее детство (ясельный) |
До 3 лет |
|
Первое детство (дошкольный) |
С 4 до 7 лет |
|
Второе детство (младший школьный) |
М. 8-12 лет; Д. 8-11 лет |
|
Подростковый (пубертатный) |
М. 13-16 лет; Д. 12-15 лет |
|
Юношеский |
М. 17-21 год; Д. 16-20 лет |
|
Зрелый |
М. 22-60 лет; Ж. 21-55 лет |
|
Пожилой |
М. 61-74 года; Ж. 56-74 года |
|
Старческий |
От 75 до 90 лет |
|
Долгожители |
Свыше 90 лет |
|
4. Дайте определение понятия «критический период развития» и обозначьте в предыдущих таблицах критические периоды во внутриутробном и внутриутробном развитии организма человека. Поясните, чем обусловлена критичность каждого периода.
Задания для индивидуальной работы
1. Используя инструкцию на с. 41 и 43 (учебник Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2008) и рисунок 17 объясните сущность мигательного рефлекса:
1) Используя рисунок 17, зарисуйте рефлекторную дугу мигательного рефлекса и укажите её части.
2) Используя инструкцию на с. 41 проведите эксперимент.
3) Проанализируйте эти явления и укажите их причины.
4) Выясните, какие процессы могли происходить в синапсах рефлекторной дуги в первом и во втором случаях.
5) Проверьте возможность с помощью волевого усилия затормозить мигательный рефлекс.Объясните, почему это удалось.
6) Сделайте выводы о значении мигательного рефлекса.
2. Проведите лабораторную работу «Утомления при статической работе». Выясните, за какое время наступает предельное утомление. Результаты эксперимента запишите в протокол опыта с. 72 (учебник Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2008). Сделайте выводы.
3. Рассмотрите рисунок 48 на с. 95 (учебник Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2008) и ответьте на вопросы:
1) Что находится в колбе, содержимое которой вводят лошади несколько раз, постепенно увеличивая дозу?
2) Что происходит в организме лошади в ответ на введение этого вещества?
3) Как обрабатывают кровь лошади, чтобы получить антидифтерийный антитоксин?
4) В каких случаях применяют антидифтерийный антитоксин?
5) Какой тип иммунитета вырабатывается у больного, которому ввели антидифтерийный антитоксин?
6)
Перепишите схему в тет радь. Пометьте стрелочками, кому можно переливать кровь
I, II, III и IV группы?
Доноры Реципиенты
I I
II II
III III
IV IV
4. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Используя протокол опыта на с. 196-197 (учебник Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2008) и ответьте на вопросы.
Дополнительные материалы
Колесов Д.В. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. / Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 9-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2008, 332 с.
«Настольная книга учителя биологии». Справочно-методическое пособие. / Авт.-сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002, 158 с.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Естествознание. 5-11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, М.Ю. Демидова. – М.: Дрофа, 2001, 224 с.
Биология: Учеб. Пособие для слушателей подготовительных отделений вузов /Викторов Д.П., Иванова В.А., Лакомкина О.А. и др. – М.: Высшая школа, 1981, 128 с.
Большая Энциклопедия Природы. Чудеса природы . Человек. Том 16. М.: ООО «Мир книги», 2003, 192 с.
Geo Focus. Увлекательный мир: Земля. «Семейный альбом». 2003, №1 декабрь, с. 12-18.
Geo Focus. Интересное о неизвестном. «Искусство размножения». 2006, №5(29) май, с. 19-22.
Geo Focus. Интересное о неизвестном. «25 способов сделать ребенка». 2003, №1 декабрь, с. 24-25.
Geo. Неопознанный мир: Земля. «Найди в себе опору». 2005, №6 июнь, с. 142-156.
Geo. Неопознанный мир: Земля. «Стресс: тихий убийца». 2003, №5 май, с. 166-179.
Geo. Неопознанный мир: Земля. «Эффект плацебо». 2004, №4 апрель, с. 116-128.
Geo. Неопознанный мир: Земля. «Шимпанзе и человек: граница родства». 2004, №9 сентябрь, с. 150-160.
Geo. Неопознанный мир: Земля. «Жизнь только начинается!», 2003, №12 декабрь, с. 80-92.
Geo. Неопознанный мир: Земля. «Ряд волшебных изменений». 2005, №2 февраль, с. 62-74.
Степановских А.С. Общая экология. М., 1996.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменацмонных вопросах и ответах. М., 1997.
Стадницкий Т.В., Родионов А.И. Экология. СПб., 1997.
Биология под общей редакцией профессора Б.А. Кузнецова. М., 1975.
Якушкина Н.И. Физиология растений. М.: Просвещение, 1993.
Биологический энциклопедический словарь, 2006, электронная версия (CD диск).
Фильм “Типы подростков”, 3 части.
«Необыкновенная схватка» (Wonder Beat S) серия 5.
«Необыкновенная схватка» (Wonder Beat S) серия 8.
«Необыкновенная схватка» (Wonder Beat S) серия 16.
Статья «Особенности индивидуального развития организмов» электронной версии журнала Osnova
Биологический энциклопедический словарь, 2006, электронная версия (CD диск).
Тест по Анатомии и физиологии человека http://bio-lessons.ru/anatomija-i-fiziologija-cheloveka/
Атлас Анатомии человека http://www.anatomcom.ru
Структура и функции скелета http://www.anatomcom.ru/part1/struktura_i_funkcii_skeleta.html
Строение и форма костей http://www.anatomcom.ru/part1/stroenie_i_forma_kostey_skeleta.html
Позвоночный столб http://www.anatomcom.ru/part1/pozvonochnyi_stolb.html
Грудная клетка http://www.anatomcom.ru/part1/grudnaya_kletka.html
Скелет верхней конечности http://www.anatomcom.ru/part1/skelet_verhnei_konechnosti.html
Скелет нижней конечности http://www.anatomcom.ru/part1/skelet_nizhnei_konechnosti.html
Скелет головы http://www.anatomcom.ru/part1/skelet_golovy.html
Кости мозгового черепа http://www.anatomcom.ru/part1/kosti_mozgovogo_cherepa.html
Кости лицевого черепа http://www.anatomcom.ru/part1/kosti_licevogo_cherepa.html
Общий вид черепа http://www.anatomcom.ru/part1/ob_vid_cherepa.html
Особенности строения черепа новорожденного http://www.anatomcom.ru/part1/osobennosti_stroeniya_cherepa_novorozhdennogo.html
Структура и функции мышц http://www.anatomcom.ru/part2/struktura_i_funkcii_m.html
Мышцы головы http://anatomcom.ru/part2/m_golovy.html
Мышцы шеи http://www.anatomcom.ru/part2/m_shei.html
Мышцы спины http://www.anatomcom.ru/part2/m_spiny.html
Мышцы грудной клетки http://anatomcom.ru/part2/m_grudnoi_kletki.html
Мышцы живота http://www.anatomcom.ru/part2/m_zhyvota.html
Мышцы верхних конечностей http://www.anatomcom.ru/part2/m_verhnih_konechnostei.html
Мышцы нижних конечностей http://www.anatomcom.ru/part2/m_nizhnih_konechnostei.html
Пищеварительная система http://www.anatomcom.ru/part3/pischevaritelnaya_sistema.html
Мочеполовая система http://www.anatomcom.ru/part3/mochepolovaya_sistema.html
Половые органы http://www.anatomcom.ru/part3/polovye_organy.html
Дыхательная система http://www.anatomcom.ru/part3/dyhatelnaya_sistema.html
Сердечно-сосудистая система http://www.anatomcom.ru/part3/serdechno-sosudidtaya_sistema.html
Большой и малый круг кровообращения http://www.anatomcom.ru/part3/bolshoi_i_malyi_krugi_krovoobrascheniya.html
Кровообращение плода http://www.anatomcom.ru/part3/krovoobraschenie_ploda.html
Лимфатическая система http://www.anatomcom.ru/part3/limfaticheskaya_sistema.html
Эндокринная система http://www.anatomcom.ru/part3/endokrinnaya_sistema.html
Нервная система http://www.anatomcom.ru/part3/nervnaya_sistema.html
Органы чувств http://www.anatomcom.ru/part3/organy_chuvstv.html
Нейрогуморальная регуляция https://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/bgolovnoj-mozgb/neyrogumoralnaya-regulyatsiya
Контрольные задания (часть 2)
1. Установите соответствие между видом ткани и ее характеристикой:
1. состоит из длинных многоядерных клеток а) поперечно-полосатая мышечная
2. состоит из коротких одноядерных клеток б) гладкая мышечная
3. образует скелетную мускулатуру
4. образует стенки кровеносных сосудов
5. сокращения быстрые, могут управляться волей человека
6. сокращения непроизвольные, медленные
2. Выберите процессы пищеварения, происходящие в желудке:
А) расщепление белков пепсином и другими ферментами
Б) обезвреживание продуктов распада белков
С) всасывание липидов в лимфу
Д) выделение соляной кислоты
И) обработка пищевого комка желчью
К) выделение слизи, защищающей желудок
3. Выберите только структурные элементы почек:
А) мочеточник
Б) мочевой пузырь
С) нефрон
Д) лоханка
И) почечная артерия
К) почечная капсула
4. Выберите кости, относящиеся к поясу верхних конечностей и свободным верхним конечностям:
А) предплюсна
Б) ключица
С) лопатка
Д) локтевая
И) плюсна
К) малая берцовая
5. Установите соответствие между типом соединения костей и местом, в котором это соединение существует:
1. шейный отдел позвоночника а) подвижное
2. соединение между теменными костями черепа б) полуподвижное
3. соединение ребер с грудиной в) неподвижное
4. соединение в коленном суставе
5. соединение пяточной кости с костями стопы
6. соединение бедренной кости с тазом
6. Эпидермис выполняет функции:
А) защиты от бактерий
Б) образования пота
С) накопления жира
Д) образования кожного сала
7. Потовые железы находятся в:
А) глубине эпидермиса
Б) подкожно-жировой клетчатке
С) собственно коже
Д) роговом слое эпидермиса
8. Сальные железы выделяют секрет:
А) смазывающий в основном кожу и волосы
Б) питающий дерму
С) смазывающий роговицу
Д) откладывающийся в подкожной клетчатке
9. Внутреннюю среду организма составляют:
А) кровь, желчь, межклеточное вещество
Б) кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток
С) кровь, лимфа, межклеточное вещество
Д) кровь, лимфа, пищеварительные соки
10. Кровь состоит из:
А) плазма, эритроцитов, лейкоцитов
Б) плазмы, эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов
С) плазмы, лейкоцитов и тромбоцитов
Д) межклеточной жидкости, лимфы и форменных элементов
11. Форменные элементы крови не образуются и не разрушаются в:
А) печени
Б) красном костном мозге
С) селезенке
Д) в желтом костном мозге
12. Исключите лишнее:
А) тромбоциты
Б) остеоциты
С) лейкоциты
Д) лимфоциты
13. Два круга кровообращения впервые появились у:
А) млекопитающих
Б) пресмыкающихся
С) рыб
Д) насекомых
14. Возникновение четырехкамерного сердца привело к тому, что:
А) птицы и млекопитающие стали теплокровными
Б) животные вышли на сушу
С) увеличилась роль кожного дыхания
Д) продукты обмена стали выделяться через почки
15. Артерии - это сосуды:
А) несущие кровь от сердца
Б) по которым течет только артериальная кровь
С) несущие кровь к сердцу
Д) по которым течет и венозная, и артериальная кровь
И) в которых давление крови выше, чем в других сосудах
К) в которых скорость крови ниже, чем в других сосудах
16. Кровь в аорту поступает из:
А) правого желудочка сердца
Б) левого предсердия
С) левого желудочка сердца
Д) правого предсердия
17. Венозные клапаны:
А) препятствуют обратному току крови
Б) подталкивают кровь к сердцу
С) регулируют просвет сосудов
Д) направляют движение крови от сердца
18. Форменные элементы лимфы:
А) транспортируют кислород
Б) участвуют в свертывании крови
С) обеспечивают фагоцитоз
Д) выделяют антитела
19. В основе нервной регуляции лежит:
А) электрохимическая передача сигнала
Б) химическая передача сигнала
С) механическое распространение сигнала
Д) химическая и механическая передача сигнала
20. Элементарной единицей нервной ткани является:
А) нефрон
Б) аксон
С) нейрон
Д) дендрит
21. Рецептор раздражается сигналом, поступившим от:
А) чувствительного нейрона
Б) вставочного нейрона
С) двигательного нейрона
Д) внешнего или внутреннего раздражителя
22. Длинные отростки нейрона объединяются в:
А) нервные волокна
Б) рефлекторные дуги
С) серое вещество мозга
Д) глиальные клетки
23. Центральная нервная система состоит из:
А) головного мозга
Б) спинного мозга
С) головного, спинного мозга и нервов
Д) головного и спинного мозга
24. Вегетативная нервная система регулирует деятельность:
А) дыхательных мышц
Б) мышц лица
С) сердечной мышцы
Д) мышц конечностей
25. Центром регуляции вегетативной нервной системы является:
А) гипоталамус
Б) продолговатый мозг
С) мозжечок
Д) гипофиз
26. Выберите функции коры головного мозга:
А) контроль передвижения человека в пространстве
Б) безусловно-рефлекторная деятельность
С) анализ зрительных раздражителей
Д) формирование условных рефлексов
И) регуляция пищеварения и дыхания
К) регуляция деятельности эндокринной системы
27. Какую из указанных ролей играют гормоны в жизнедеятельности организма:
А) являются частью питательных веществ
Б) поддерживают гомеостаз в организме
С) защищают организм от инфекций
Д) передают наследственную информацию
28. Какую из указанных ролей играют гормоны в жизнедеятельности организма:
А) являются частью питательных веществ
Б) поддерживают гомеостаз в организме
С) защищают организм от инфекций
Д) передают наследственную информацию
29. К железам смешанной секреции относятся:
А) щитовидная и паращитовидная железы
Б) тимус и надпочечники
С) эпифиз и гипофиз
Д) поджелудочная железа и яичники
Для заметок
Желаю успешной работы!
Скачано с www.znanio.ru
[1] Дополнительные контрольные задания ты найдешь в конце «Навигатора»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.