Биология
10-11 класс
Общая биология базовый уровень
37 уроков
Навигатор ученика
Кому принадлежит: _______________________________________________________________________________________
Автор-составитель: Манин К.В.
2018-2019 учебный год
Обнинск
МБОУ «СОШ № 1 им. С.Т. Шацкого»
ОСНОВНОЕ О ЦИКЛЕ УРОКОВ
Слово учителя
- Учебный курс общей биологии, представленный в учебнике В.И. Сивоглазова и др., раскрывается на основе знаний, полученных Вами в предыдущих классах, и является логическим продолжением курса 9 класса, посвященного основам общей биологии. Свойства живой материи рассматриваются на разных уровнях ее организации начиная с клеточного и заканчивая биосферным.
Весь материал курса общей биологии разделен на пять глав. Первая глава - вводная. Она посвящена изучению и повторению сущности и свойств живого, уровней организации и методов познания живой природы.
Следующие четыре главы соответствуют уровням организации живой материи: клетка, организм, вид и экосистема. В учебнике 10 класса мы подробно познакомимся с двумя основными уровнями - клеточным и организменным. Вид и экосистему мы будем изучать в 11 классе.
Главными особенностями химического состава клеток и многоклеточного организма являются соединения углерода - белки, жиры, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.
Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул, входящих в состав организмов, формируются живые системы - клетки, ткани, организмы. Взаимосвязь живых и неживых систем отчетливо проявляются на уровне биогеоценозов и биосферы.
Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы. Клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией.
Популяционно-видовой - уровень, который представлен группой особей одного вида - популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы - накопление, проявление и отбор полезных мутаций.
Биогеоценотический - представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания..
Биосферный - уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА
(НАГЛЯДНЫЙ КОНСПЕКТ) ЦИКЛА УРОКОВ
Задание:
Изучи карту самостоятельно или с помощью учителя. Отметь зеленым цветом то из перечисленного, что тебе уже знакомо. Желтым цветом отметь то, что кажется наиболее интересным. Устно ответь на вопрос, почему важно изучить эту тему.
Пример контрольных заданий[1]
ТЕОРИЯ:
Организмы, как правило, приспосабливаются: А) к нескольким, наиболее существенным, экологическим факторам Б) к одному, важнейшему для организма, фактору С) ко всему комплексу экологических факторов Д) в основном, к биотическим факторам |
Ограничивающим называется фактор: А) снижающий выживаемость вида Б) наиболее приближенный к оптимальному С) с широким диапазоном значений Д) любой антропогенный
|
Биологическим оптимумом называется положительное действие: А) биотических факторов Б) абиотических факторов С) всех видов факторов Д) антропогенных факторов
|
К антропогенному фактору относится: А) конкуренция двух видов за территорию Б) ураган С) содержание кислорода в атмосфере Д) сбор ягод |
К биотическим факторам относят: А) органические остатки растений и животных в почве Б) количество кислорода в атмосфере С) симбиоз, квартиранство, хищничество Д) фотопериодизм И) смена времен года К) численность популяции
|
Биогеоценоз образован: А) растениями и животными Б) животными и бактериями С) растениями, животными, бактериями Д) территорией и организмами
|
Явление конкуренции возникает между: А) хищниками и жертвами Б) паразитами и хозяевами С) видами со сходными потребностями Д) видами, извлекающими пользу из связи друг с другом
|
Форму существования популяций, при которых каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом, называют: А) хищничеством Б) паразитизмом С) конкуренцией Д) симбиозом |
Паразитизм – форма связи в популяциях, при которой паразит: А) приносит пользу хозяину Б) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели С) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы Д) всегда приводит хозяина к гибели
|
В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи: А) консументы - продуценты - редуценты Б) редуценты - консументы - продуценты С) продуценты - консументы - редуценты Д) редуценты - продуценты - консументы
|
Сети питания – это: А) связи между родителями и потомством Б) родственные (генетические) связи С) обмен веществ в клетках организма Д) пути передачи веществ и энергии в экосистеме
|
Целенаправленно созданное человеком сообщество называют: А) биоценозом Б) биогеоценозом С) агроценозом Д) биосферой
|
Установите правильную последовательность событий при заселении растительностью скальных пород: А) кустарники Б) накипные лишайники С) мхи и кустистые лишайники Д) травянистые растения
|
В основе круговорота веществ лежат такие процессы, как: А) расселение видов Б) мутации С) фотосинтез и дыхание Д) естественный отбор
|
Клубеньковые бактерии включают в круговорот: А) фосфор Б) азот С) углерод Д) кислород
|
Солнечная энергия улавливается: А) продуцентами Б) консументами первого порядка С) консументами второго порядка Д) редуцентами
|
Усиление парникового эффекта, по мнению ученых, в наибольшей степени способствует: А) углекислый газ Б) пропан С) двуокись азота Д) озон |
Озон, который образует озоновый экран, формируется в: А) гидросфере Б) атмосфере С) в земной коре Д) в мантии Земли
|
Наибольшее количество видов находится в экосистемах: А) вечнозеленых лесов умеренного пояса Б) влажных тропических лесов С) листопадных лесов умеренного пояса Д) тайги
|
Ученый, впервые ипредложивший принцип двойных названий для каждого вида: А) Ж. Б. Ламарк Б) Ж. Кювье С) К. Линней Д) Ч. Дарвин
|
Самая известная работа К. Линнея: А) «Философия зоологии» Б) «Система природы» С) «Происхождение видов путем естественного отбора» Д) «История животных»
|
Термин «эволюция» впервые ввёл: А) К. Линней Б) Ш. Бонне С) Аристотель Д) Э. Сент-Илер |
Идею борьбы за существование Ч. Дарвин почерпнул в трудах: А) Т. Мальтуса Б) Ж.Б. Ламарка С) Ж. Кювье Д) Ч. Лайеля |
Соавтором эволюционной теории Ч. Дарвина следует считать: А) Э. Дарвина Б) Ч. Лайеля С) Ж.Б. Ламарка Д) А. Уоллеса |
Дрейф генов отражает: А) проявление модификационной изменчивости Б) пространственную изоляцию вида С) случайное изменение частоты аллелей Д) экологическую изоляцию вида
|
Элементарная единица эволюции - это: А) вид Б) особь С) популяция Д) подвид
|
Доказательства происходящей в настоящее время эволюции: 1) наличие предупреждающей окраски у некоторых видов мух 2) возникновение новых форм вируса гриппа 3) наличие зимней окраски у песца 4) появление бактерий, устойчивых к антибиотикам 5) маскирующая окраска насекомых 6) появление популяций насекомых-вредителей, стойких к ядохимикатам
|
Биогеографические доказательства эволюции: 1) сходство эмбрионов позвоночных на ранних стадиях их развития 2) островная фауна 3) рудиментарные органы 4) сравнение флоры и фауны континентов 5)наличие зоогеографических областей 6)существование переходных форм
|
Источник (источники) энергии для самых первых примитивных живых форм на Земле: 1) солнечное излучение (видимая часть) 2) тепловая энергия 3) энергия, освобождающаяся при распаде радиоактивных изотопов 4) химическая энергия органических веществ |
Первые организмы были: 1) аэробными гетеротрофами 2) анаэробными гетеротрофами 3) анаэробными автотрофами 4) аэробными автотрофами |
Доказательство происхождения человека от животных: 1) общественный образ жизни 2) рудименты и атавизмы 3) мышление 4) способность изготавливать орудия труда
|
Слово «австралопитек» переводится как: 1) южная обезьяна 2) снежный человек 3) северный человек 4) южный человек
|
Первые австралопитеки были найдены: 1) в Южной Африке 2) в Южной Америке 3) в Австралии 4) на Аравийском полуострове |
Кроманьонцев относят к виду: 1) Человек умелый 2) Человек прямоходящий 3) Человек разумный 4) Австралопитек массивный |
Твои образовательные результаты
Задание
Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь, если будешь внимательно и ответственно работать на уроках.
Если ты считаешь, что некоторые из этих результатов ты уже достиг, отметь это в колонке «Твои заметки». Это значит, что по этим пунктам ты сможешь помочь другим ученикам, если захочешь.
Обязательные |
||
№ |
Описание |
Твои заметки |
1 |
Тема №1. Биология как наука. Методы научного познания. |
|
2 |
Тема №2. Клетка. |
|
3 |
Тема №3. Организм. |
|
4 |
Тема №4. Вид. |
|
5 |
Тема №5 Экосистема |
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
Надо повторить |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Хочу дополнительно» / Повышенные по предложению учителя |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта образовательных ресурсов по циклу уроков
Задание
Изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.
Внимание: ресурсы делятся на три группы:
- предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке или музее, они словно специально созданы для учеников),
- социальные (интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет тебе изучить тему),
- антропологические (твои личные особенности и черты, которые помогут тебе учиться).
Как ты будешь учиться
Изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает учитель и нарисуй свой маршрут движения.
Номер урока |
Образовательный результат |
Что надо сделать |
Варианты работы |
||||
С учителем |
В паре |
В группе |
Индивидуально |
Твой вариант |
|||
1 |
Краткая история развития биологии. Система биологических наук. |
|
|
|
|
|
|
2-3 |
Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы. |
|
|
|
|
|
|
4 |
История изучения клетки. Клеточная теория. |
|
|
|
|
|
|
5-9 |
Химический состав клетки. |
|
|
|
|
|
|
10-11 |
Строение эукариотической и прокариотической клеток. |
|
|
|
|
|
|
12 |
Реализация наследственной информации в клетке. |
|
|
|
|
|
|
13 |
Вирусы. |
|
|
|
|
|
|
14 |
Организм -единое целое. Многообразие живых организмов. |
|
|
|
|
|
|
15-16 |
Обмен веществ и превращение энергии. |
|
|
|
|
|
|
17-19 |
Размножение. |
|
|
|
|
|
|
20 |
Индивидуальное развитие организма. |
|
|
|
|
|
|
21-22 |
История эволюционных идей |
|
|
|
|
|
|
23-24 |
Современное эволюционное учение. |
|
|
|
|
|
|
25-29 |
Происхождение жизни на земле. |
|
|
|
|
|
|
30-31 |
Происхождение человека. |
|
|
|
|
|
|
32 |
Экологические факторы. |
|
|
|
|
|
|
33 |
Структура экосистем. |
|
|
|
|
|
|
34-36 |
Биосфера – глобальная экосистема. |
|
|
|
|
|
|
37 |
Биосфера и человек. |
|
|
|
|
|
|
Задания для групповой работы
Задание 1. Cравните взгляды К.Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина на развитие органического мира. Заполните таблицу.
Основные положения теории развития органического мира |
К.Линней |
Ж.Б. Ламарк |
Ч. Дарвин |
|
|
|
|
Задание 2. Установите соответствие между видом генотипа и его характеристикой.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДЫ ГЕНОТИПА
ГЕНОТИПА
1) наличие двух доминантных признаков. А) гомозиготный
2) наличие доминантного и рецессивного признаков. Б) гетерозиготный
3) зигота содержит два рецессивного признака.
4) образуются два типа гамет.
5) образуется один тип гамет.
6) даёт расщепление признаков у потомства.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
Задание 3. Сравните между собой деления фотосинтез и дыхание. Результаты сравнения внесите в таблицу.
ПАРАМЕТРЫ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ |
фотосинтез |
дыхание |
В каких клетках происходит? |
|
|
Исходные продукты реакции |
|
|
Конечные продукты реакции |
|
|
Источник Энергии для реакций |
|
|
Задания для парной работы
1. Задача №1. Из желтого семени гороха получено растение, которое дало 215 семян, из них 165 желтых и 50 зелёных. Каковы генотипы всех форм?
2. Задача №3. Способность владеть правой рукой (правша) доминирует у человека над способностью лучше владеть левой рукой (левша). Оба родители правши, а ребенок у них –левша. Определите генотипы всех членов семьи.
3. Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
4. Фрагмент первой цепи ДНК имеет следующее строение: ТАЦАГАТГГАГТЦГЦ . Определите последовательность аминокислот в молекуле белка, закодированных во второй цепи ДНК.
Задания для индивидуальной работы
1. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)
1. Изучите текст с дополнительной информацией по теме.
2. Назовите источники, которые вызывают мутации в ходе онтогенеза.
3. Дайте оценку этим источникам (степень опасности, частота воздействия, результаты)
4. Отчёт выполните в виде таблицы или схемы (помните о том, что умение составить таблицу (схему) учитывается при оценивании работы).
5. Сделайте вывод о необходимости знаний о причинах различных нарушений, в онтогенезе в эмбриональный период и постэмбриональный период.
6. Дайте определение: мутагены, канцерогены; укажите периоды онтогенеза, когда развивающийся организм наиболее подвержен действию различных вредных факторов.
2. «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»
1. Изучите текст «Биотехнологии – это…», ответьте на вопросы:
2. Что такое биотехнология?
3. Чем отличается генетическая селекция и генная инженерия?
4. Приведите аргументы «за» и «против» использования трансгенных продуктов (можно использовать не только материал статьи). Хотите ли вы использовать продукты, полученные из трансгенных организмов в пищу? Почему?
3. Изучите краткие теоретические сведения:
Пищевая (трофическая) цепь —ряд взаимоотношений между группами организмов (растений,животных, грибов и микроорганизмов) при котором происходит перенос энергии путём поедания одних особей другими.
Организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена, и таким образом осуществляется цепной перенос энергии и вещества, лежащий в основе круговорота веществ в природе. При каждом переносе от звена к звену теряется большая часть (до 80–90 %) потенциальной энергии, рассеивающейся в виде тепла. По этой причине число звеньев (видов) в цепи питания ограничено и не превышает обычно 4–5.
Правило 10% (закон Линдемана) - это правило экологической пирамиды. Оно гласит: На каждое последующее звено пищевой цепи поступает только 10% энергии (массы), накопленной предыдущим звеном.Применяется так: у нас есть какая-то пищевая цепочка:трава – кузнечики – лягушка – цапля. И вопрос " Сколько травы было съедено на лугу, если прибавка в весе цапли, которая питалась лягушками на этом лугу, составила 1 кг? "(при этом имеется в виду, что ничем другим она не питалась, а лягушки ели только кузнечиков, а кузнечики только эту травку). Получается, что этот 1 кг и есть 10% от общей массы лягушек, значит, их масса равна была 10кг, тогда масса кузнечиков-100 кг, а масса съеденной травы составила целую тонну.
Задание 1. Из предложенного списка живых организмов составь цепи питания:
трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик.
4. Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Распределите номера, которыми обозначены организмы. Заполните таблицу.
Принадлежность организма к соответствующему трофическому уровню |
Ответ |
продуценты |
|
консументы |
|
редуценты |
|
Биологическая роль организмов в сообществе |
Ответ |
Жертва |
|
Хищник |
|
|
|
Дополнительные материалы
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология.10-11 класс: Базовый уровень: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 6-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2010, 381 с.
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И., Котелевская Я.В. Биология: Общая биология. Базовый уровень. 11 класс.:рабочая тетрадь к учебнику В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой “Биология. Общая биология. Базовый уровень. 11 класс” – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017, 160 с.
Тесты. Биология. 6-11 классы./Т.В. Иванова. – М.: « Олимп», Издательство « Астрель».
Мошкина И.В. Справочник школьника по биологии 6-11 классы. –СПб.: Издательский Дом «Литература», 2016, 224 с.
Лернер Г.И. Биология: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Г.И. Лернер. – 2-е изд. испр. – М.: Издательство АИСТ, 2016, 416 с.
Лернер Г.И. ЕГЭ 2017. Биология. Сборник заданий / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2016, 304 с.
«Настольная книга учителя биологии». Справочно-методическое пособие. / Авт.-сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002, 158 с.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Естествознание. 5-11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, М.Ю. Демидова. – М.: Дрофа, 2001, 224 с.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменацмонных вопросах и ответах. М., 1997
Биология под общей редакцией профессора Б.А. Кузнецова. М., 1975.
Биологический энциклопедический словарь, 2006, электронная версия (CD диск).
Краткая история развития биологии https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bvvedenieb/kratkaya-istoriya-razvitiya-biologii
Методы исследования в биологии https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bvvedenieb/metody-issledovaniya-v-biologii
Уровни организации живой материи https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bvvedenieb/urovni-organizatsii-zhivoy-materii
Методы цитологии. Клеточная теория https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/metody-tsitologii-kletochnaya-teoriya
Особенности химического состава клетки https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/osobennosti-himicheskogo-sostava-kletki
Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/mineralnye-veschestva-i-ih-rol-v-zhiznedeyatelnosti-kletki
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/uglevody-i-ih-rol-v-zhiznedeyatelnosti-kletki
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/lipidy-i-ih-rol-v-zhiznedeyatelnosti-kletki
Аминокислоты, белки. Строение белков. Уровни организации белковой молекулы https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/aminokisloty-belki-stroenie-belkov-urovni-organizatsii-belkovoy-molekuly
Ферменты – биологические катализаторы. Значение ферментов https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/fermenty-biologicheskie-katalizatory-znachenie-fermentov
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции ДНК https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/nukleinovye-kisloty-i-ih-rol-v-zhiznedeyatelnosti-kletki-stroenie-i-funktsii-dnk
Строение и функции РНК https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-i-funktsii-rnk
Строение и функции АТФ https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-i-funktsii-atf
Строение клетки. Клеточная мембрана https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-kletki-kletochnaya-membrana
Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-kletki-tsitoplazma-kletochnyy-tsentr-ribosomy
Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-kletki-kompleks-goldzhi-endoplazmaticheskaya-set-lizosomy-kletochnye-vklyucheniya
Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/stroenie-kletki-mitohondrii-plastidy-organoidy-dvizheniya
Сходства и различия в строении клеток растений, животных, грибов https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstva-i-razlichiya-v-stroenii-kletok-rasteniy-zhivotnyh-gribov
Сходство и различия прокариотических и эукариотических клеток https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/shodstvo-i-razlichiya-prokarioticheskih-i-eukarioticheskih-kletok
Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/nekletochnye-formy-zhizni-virusy-i-bakteriofagi
Обмен веществ и энергии в клетке https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/obmen-veschestv-i-energii-v-kletke-2
Автотрофное питание. Фотосинтез https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/avtotrofnoe-pitanie-fotosintez
Автотрофное питание. Хемосинтез https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/avtotrofnoe-pitanie-hemosintez
Генетический код. Транскрипция https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/geneticheskiy-kod-transkriptsiya
Генетический код. Трансляция https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/geneticheskiy-kod-translyatsiya
Регуляция транскрипции и трансляция в клетке https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/bosnovy-citologii-b/regulyatsiya-transkriptsii-i-translyatsiya-v-kletke
Жизненный цикл клетки https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/zhiznennyy-tsikl-kletki
Митоз. Амитоз https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/mitoz-amitoz
Мейоз https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/meyoz
Формы размножения организмов. Бесполое размножение https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/formy-razmnozheniya-organizmov-bespoloe-razmnozhenie
Формы размножения организмов. Половое размножение https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/formy-razmnozheniya-organizmov-polovoe-razmnozhenie
Развитие половых клеток. Оогенез https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/razvitie-polovyh-kletok-oogenez
Развитие половых клеток. Сперматогенез https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/razvitie-polovyh-kletok-spermatogenez
Оплодотворение https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/oplodotvorenie
Онтогенез - индивидуальное развитие организма https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/ontogenez-individualnoe-razvitie-organizma
Индивидуальное развитие. Эмбриональный период https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/individualnoe-razvitie-embrionalnyy-period
Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/individualnoe-razvitie-postembrionalnyy-period
Закономерности размножения и развития организмов (обобщающий урок) https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/razmnozhenie-i-individualnoe-razvitie-organizmov/zakonomernosti-razmnozheniya-i-razvitiya-organizmov-obobschayuschiy-urok
История развития генетики. Гибридологический метод https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/istoriya-razvitiya-genetiki-gibridologicheskiy-metod
Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/zakonomernosti-nasledovaniya-monogibridnoe-skreschivanie
Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/digibridnoe-skreschivanie-zakon-nezavisimogo-nasledovaniya-priznakov
Хромосомная теория наследственности https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/hromosomnaya-teoriya-nasledstvennosti
Взаимодействие неаллельных генов https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/vzaimodeystvie-neallelnyh-genov
Цитоплазматическая наследственность https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/tsitoplazmaticheskaya-nasledstvennost
Генетическое определение пола https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/geneticheskoe-opredelenie-pola
Изменчивость. Виды изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/izmenchivost-vidy-izmenchivosti-modifikatsionnaya-izmenchivost-norma-reaktsii
Наследственная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/nasledstvennaya-izmenchivost-kombinativnaya-i-mutatsionnaya-izmenchivost
Виды мутаций. Геномные и хромосомные мутации https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/vidy-mutatsiy-genomnye-i-hromosomnye-mutatsii
Виды мутаций. Генные мутации https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/vidy-mutatsiy-gennye-mutatsii
Закономерности наследственности и изменчивости https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/osnovy-genetiki/zakonomernosti-nasledstvennosti-i-izmenchivosti
Методы исследования генетики человека https://interneturok.ru/lesson/biology/10-klass/genetika-cheloveka/metody-issledovaniya-genetiki-cheloveka
Обзор эволюционных представлений https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/evolyucionnoe-uchenie/obzor-evolyutsionnyh-predstavleniy
Развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/evolyucionnoe-uchenie/razvitie-evolyutsionnyh-vzglyadov-v-dodarvinovskiy-period
Предпосылки возникновения теории Дарвина https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/evolyucionnoe-uchenie/predposylki-vozniknoveniya-teorii-darvina
Теория Дарвина https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/evolyucionnoe-uchenie/teoriya-darvina
Учение Дарвина об искусственном отборе https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/evolyucionnoe-uchenie/uchenie-darvina-ob-iskusstvennom-otbore
Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость и естественный отбор https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/evolyucionnoe-uchenie/dvizhuschie-sily-evolyutsii-nasledstvennaya-izmenchivost-i-estestvennyy-otbor
Критерии вида https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/kriterii-vida
Формы борьбы за существование https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/formy-borby-za-suschestvovanie
Виды естественного отбора https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/vidy-estestvennogo-otbora
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат естественного отбора https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/prisposoblennost-organizmov-k-usloviyam-vneshney-sredy-kak-rezultat-estestvennogo-otbora
Популяция - элементарная единица эволюции https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/populyatsiya-elementarnaya-edinitsa-evolyutsii
Генетические процессы в популяциях https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/geneticheskie-protsessy-v-populyatsiyah
Видообразование как результат микроэволюции https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/vidoobrazovanie-kak-rezultat-mikroevolyutsii
Синтетическая теория эволюции Дарвина https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bbiologicheskie-posledstviya-priobreteniya-prisposoblenijb/sinteticheskaya-teoriya-evolyutsii-darvina
Общие пути биологического прогресса https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bmakroevolyuciyab/obschie-puti-biologicheskogo-progressa
Доказательства эволюции https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bmakroevolyuciyab/dokazatelstva-evolyutsii
История развития жизни в архейскую и протерозойскую эру https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/istoriya-razvitiya-zhizni-v-arheyskuyu-i-proterozoyskuyu-eru
История развития жизни в палеозойскую эру. Ч. 1 https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/istoriya-razvitiya-zhizni-v-paleozoyskuyu-eru-ch-1
История развития жизни в палеозойскую эру. Ч. 2 https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/istoriya-razvitiya-zhizni-v-paleozoyskuyu-eru-ch-2
История развития жизни в мезозойскую эру. Ч. 1 https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/istoriya-razvitiya-zhizni-v-mezozoyskuyu-eru-ch-1
История развития жизни в мезозойскую эру. Ч. 2 https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/istoriya-razvitiya-zhizni-v-mezozoyskuyu-eru-ch-2
Развитие жизни в кайнозойскую эру https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/razvitie-zhizni-v-kaynozoyskuyu-eru
еохронологическая история развития жизни https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/bistoriya-razvitiya-zhizni-na-zemleb/geohronologicheskaya-istoriya-razvitiya-zhizni
Положение человека в системе животного мира https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/polozhenie-cheloveka-v-sisteme-zhivotnogo-mira
Эволюция человекообразных приматов https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/evolyutsiya-chelovekoobraznyh-primatov
Антропогенез: от обезьян к архантропам https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/antropogenez-ot-obezyan-k-arhantropam
Антропогенез: появление полеоантропов https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/antropogenez-poyavlenie-poleoantropov
Антропогенез: становление человека разумного https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/antropogenez-stanovlenie-cheloveka-razumnogo
Современные люди. Расы https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/proishozhdenie-cheloveka/sovremennye-lyudi-rasy
Биосфера https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/biosfera
Сообщества живых организмов https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/soobschestva-zhivyh-organizmov
Взаимодействие организма и среды. Экосистемы. Биогеоценозы https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/vzaimodeystvie-organizma-i-sredy-ekosistemy-biogeotsenozy
Абиотические факторы: температура и освещенность https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/abioticheskie-faktory-temperatura-i-osveschennost
Абиотические факторы: влажность, химический состав, рельеф https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/abioticheskie-faktory-vlazhnost-himicheskiy-sostav-relief
Устойчивость к факторам среды https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/ustoychivost-k-faktoram-sredy
Биотические факторы https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/bioticheskie-faktory
Биотические факторы. Негативные взаимоотношения между организмами https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/bioticheskie-faktory-negativnye-vzaimootnosheniya-mezhdu-organizmami
Биотические факторы. Позитивные отношения между организмами https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/bioticheskie-faktory-pozitivnye-otnosheniya-mezhdu-organizmami
Биотические факторы. Обобщение https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/bioticheskie-faktory-obobschenie
Экологическая ниша. Взаимодействие факторов среды https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/ekologicheskaya-nisha-vzaimodeystvie-faktorov-sredy
Экологические стратегии https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/ekologicheskie-strategii
Экологическая структура биоценозов https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/ekologicheskaya-struktura-biotsenozov
Трофические связи в биоценозе https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/troficheskie-svyazi-v-biotsenoze
Понятие продуктивности экосистем https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/ponyatie-produktivnosti-ekosistem
Смена биоценозов. Сукцессии https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/osnovy-ekologii/smena-biotsenozov-suktsessii
Воздействие человека на природу в процессе становления общества https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/vozdeystvie-cheloveka-na-prirodu-v-protsesse-stanovleniya-obschestva
Природные ресурсы и их использование https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/prirodnye-resursy-i-ih-ispolzovanie
Антропогенные изменения почвы https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/antropogennye-izmeneniya-pochvy
Влияние человека на растительный и животный мир https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/vliyanie-cheloveka-na-rastitelnyy-i-zhivotnyy-mir
Радиоактивное загрязнение биосферы https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/radioaktivnoe-zagryaznenie-biosfery
Охрана природы и перспективы рационального природопользования https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/ohrana-prirody-i-perspektivy-ratsionalnogo-prirodopolzovaniya
Бионика https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/bionika
Использование человеком принципов организации растений и животных https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/ispolzovanie-chelovekom-printsipov-organizatsii-rasteniy-i-zhivotnyh
Формы живого в природе и их промышленные аналоги https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/formy-zhivogo-v-prirode-i-ih-promyshlennye-analogi
Обобщение. Ноосфера https://interneturok.ru/lesson/biology/11-klass/vzaimodeystvie-cheloveka-i-prirody/obobschenie-noosfera
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru
Биологический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова http://www.bio.msu.ru
Биallогия. Общая биология: http://bio.krsnet.ru/bio_net/b_n_ob.htmЦикл передач Академия: http://tvkultura.ru/brand/show/brand_id/20898/
Контрольные задания (часть 2)
1. Установите соответствие между природной и искусственной экосистемами и их признаками:
1. преобладание монокультур, популяций немногих видов а) природная экосистема
2. действует естественный отбор б) агроценоз
3. упрощенность взаимоотношений между видами
4. разнообразие видового состава
5. сложная сеть взаимосвязей между организмами
6. преобладание искусственного отбора
7. устойчивость, способность к длительному существованию
8. неспособность к длительному самостоятельному существованию вследствие резкого ослабления процессов саморегуляции
2. Установите соответствие между адаптициями и конкретными примерами:
1. способность к зрительному восприятию при слабом освещении у ночных хищников а) морфологические
2. форма тела дельфина б) физиологические
3. клюв клеста в) поведенческие
4. замирание детёнышей при переноске их матерью
5. железы, выводящие избыток солей у морских животных
6. сезонная миграция птиц
7. стелющаяся форма карликовых берёз в тундре
8. брачные танцы журавлей
3. Выберите положения эволюционного учения Ч. Дарвина:
А) приобретенные признаки наследуются
Б) материалом для эволюции служит наследственная изменчивость
С) любая изменчивость служит материалом для эволюции
Д) основной результат эволюции – борьба за существование
И) в основе видообразования лежит дивергенция
К) действию естественного отбора подвергаются как полезные, так и вредные признаки
4. Человек умелый по-латыни:
1) Homo sapiens
2) Homo gabitus
3) Homo habilis
4) Homo nobelis
5. Общий предок человекообразных обезьян и человека:
1) дриопитек
2) австралопитек
3) питекантроп
4) кроманьонец
6. Экологическими факторами являются:
1) факторы, вызывающие изменения в генотипе живых организмов
2) факторы, снижающие жизнеспособность
3) любые факторы, действующие на организм
4) элементы среды, позволяющие организму выжить в борьбе за существование
7. Основной фактор, регулирующий сезонные (годичные) ритмы:
1) изменение продолжительности дня в течение года
2) изменение температуры окружающей среды в течение года
3) изменение влажности воздуха
4) соотношение числа солнечных и пасмурных дней в году
8. Хищничество - это форма взаимоотношений видов, при которой:
1) один вид угнетает другой
2) один вид живёт за счет другого
3) один вид уничтожает другой
4) один вид не влияет на другой
9. К биотическим факторам среды относят:
А) температуру
Б) морские приливы
В) симбиоз
Г) солёность воды
10. Продуценты, консументы и редуценты - это основные
структурные компоненты:
А) вида
Б) популяции
В) биогеоценоза
Г) биосферы
11. Консументами являются:
1) наземные растения, водоросли, бактерии-хемосинтетики
2) бактерии гниения и брожения
3) грибы
4) травоядные и плотоядные животные
12. Весь комплекс пищевых взаимоотношений между организмами в экосистемах:
1) цепь питания
2) пищевая сеть
3) экологическая пирамида
4) экологическая сетка
13. Первоначальный источник энергии в экосистеме леса:
1) перегной
2) минеральные вещества
3) солнечный свет
4) почвенные бактерии
14. Структурными компонентами биосферы являются:
1) популяции
2) классы и отделы растений
3) классы и типы животных
4) биогеоценозы
15. Биомасса продуцентов от экватора к полюсам:
1) не изменяется
2) колеблется
3) уменьшается
4) увеличивается
16. Учение о биосфере создал:
1) Э.Зюсс
2) Ж.Б. Ламарк
3) В.И. Вернадский
4) Н.И. Вавилов
17. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует:
1) разрушению озонового слоя
2) вымыванию из почвы питательных веществ
3) увеличению температуры окружающей среды
4) выпадению кислотных дождей
18. Появление озоновых дыр приводит к:
1) повышению температуры воздуха
2) понижению температуры воздуха и частому появлению ткманов
3) усилению ультрафиолетового излучения
4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза
19. Глобальной экологической проблемой в настоящее время является:
А) активная миграция людей
Б) накопление в почве органических соединений
С) загрязнение Мирового океана
Д) обеднение почв минеральными веществами
20. Развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства с учётом экологических закономерностей - необходимое условие:
А) успешного антропогенеза
Б) смены биогеоценозов
С) устойчивости биосферы
Д) увеличения численности популяций
21. Какую международную экологическую программу осуществляет ЮНЕСКО?:
А) «Человек и закон»
Б) «Дом-2»
С) «Человек и биосфера»
Д) «Фабрика звёзд»
Для заметок
Желаю успешной работы!
Скачано с www.znanio.ru
[1] Дополнительные контрольные задания ты найдешь в конце «Навигатора»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.