Биология
9 класс
Введение в Общую биологию с основами Экологии
17 уроков
Навигатор ученика
Кому принадлежит: _______________________________________________________________________________________
Автор-составитель: Манин К.В.
2018-2019 учебный год
Обнинск
МБОУ «СОШ № 1 им. С.Т. Шацкого»
ОСНОВНОЕ О ЦИКЛЕ УРОКОВ
Слово учителя
- В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов. Вы получаете знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции.
Полученные в предыдущих классах биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Вы должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ КАРТА
(НАГЛЯДНЫЙ КОНСПЕКТ) ЦИКЛА УРОКОВ
Задание:
Изучи карту самостоятельно или с помощью учителя. Отметь зеленым цветом то из перечисленного, что тебе уже знакомо. Желтым цветом отметь то, что кажется наиболее интересным. Устно ответь на вопрос, почему важно изучить эту тему.
Пример контрольных заданий[1]
ТЕОРИЯ:
Основным критерием возникновения нового вида является: А) появление внешних различий между особями Б) географическая изоляция популяций С) репродуктивная изоляция популяций Д) экологическая изоляция |
Эволюционные процессы начинаются на уровне: А) вида Б) класса С) типа Д) популяции
|
Биологические предпосылки микроэволюции в популяции являются: А) мутационный процесс и естественный отбор Б) различия в кариотипах особей С) физиологические различия Д) внешние различия
|
Совокупность рецессивных мутаций, находящихся в популяции, называется ее: А) генотипом Б) генофондом С) резервом наследственной изменчивости Д) резервом мутационной изменчивости
|
Популяция одного вида: А) всегда живут рядом Б) относительно обособлены друг от друга С) живут рядом, но никогда не пересекаются Д) живут всегда на разных континентах
|
В результате естественного отбора мутаций внутри популяции возникает процесс: А) репродуктивной изоляции Б) географической изоляции С) экологической изоляции Д) дивергенции
|
Две популяции одного вида эволюционируют: А) независимо друг от друга и в разных направлениях Б) в одном направлении, одинаково изменяясь С) в зависимости от направления эволюции одной из популяций Д) в разных направлениях, но с одинаковой скоростью |
Укажите биологические факторы видообразования: А) географическая изоляция Б) мутации и естественный отбор С) внешние различия Д) разная среда обитания И) дивергенция К) общий ареал |
Особи двух популяций одного вида: А) могут скрещиваться и давать плодовитое потомство Б) могут скрещиваться, но плодовитого потомства не дают С) не могут скрещиваться Д) скрещиваются только в неволе Креационизм – это представление о возникновении разнообразия живой природы в результате: А) постепенного развития под влиянием естественных причин Б) постепенного развития под влиянием сверхъестественных причин С) постепенного развития под влиянием как естественных, так и сверхъестественных причин Д) сотворение мира Высшим разумом в готовом виде
|
Движущей силой эволюции по Ламарку является: А) стремление организмов к прогрессу Б) дивергенция С) естественный отбор Д) борьба за существование Установите правильную последовательность микроэволюционных процессов, происходящих в популяции: А) появление мутаций Б) изоляция подвидов С) начало дивергенции в популяции Д) возникновение новых видов И) отбор фенотипов К) образование новых популяций
|
Эволюционные изменения закрепляются в поколениях в результате: А) появления рецессивных мутаций Б) наследования приобретенных в течение жизни признаков С) борьбы за существование Д) естественного отбора фенотипов
|
Заслуга Ч. Дарвина заключается в: А) признании изменчивости видов Б) установлении принципа двойных названий видов С) выявлении движущих сил эволюции Д) создании первого эволюционного учения
|
Естественным отбором называется: А) борьба за существование между особями популяции Б) постепенное возникновение различий между особями популяции С) выживание и размножение сильнейших особей Д) выживание и размножение наиболее приспособленных к условиям среды особей
|
Выберите положения эволюционного учения Ч. Дарвина: А) приобретенные признаки наследуются Б) материалом для эволюции служит наследственная изменчивость С) любая изменчивость служит материалом для эволюции Д) основной результат эволюции – борьба за существование И) в основе видообразования лежит дивергенция К) действию естественного отбора подвергаются как полезные, так и вредные признаки
|
По мнению С.С. Четверикова исходным материалом для видообразования является: А) изоляция Б) мутации С) популяционные волны Д) модификации
|
Образование новых родов и семейств относится к процессам: А) микроэволюционным Б) макроэволюционным С) глобальным Д) внутривидовым
|
Крупные генетические перестройки, приводящие к повышению уровня организации, называются: А) идиоадаптациями Б) дегенерацией С) ароморфозами Д) дивергенцией
|
Папоротники эволюционно прогрессивнее мохообразных потому, что у них появились: А) стебли и листья Б) споры С) корни и корневища Д) цветки
|
К ароморфозам растений можно отнести возникновение: А) окраски цветка Б) семени С) соцветий Д) вегетативного размножения
|
Теорию стабилизирующего отбора разработал: А) В.Н. Сукачев Б) А.Н. Северцов С) И.И. Шмальгаузен Д) Е.Н. Павловский
|
Укажите пример идиоадаптации у млекопитающих: А) возникновение плаценты Б) развитие шерсти и волос С) теплокровность Д) мимикрия
|
У человека по сравнению с остальными приматами лучше развита: А) способность лазать по деревьям Б) охрана потомства С) сердечно-сосудистая система Д) кора головного мозга |
Социальным фактором эволюции человека стал: А) родной язык Б) тренированность мышц С) цвет глаз Д) скорость бега
|
Раса – это сообщество людей, которое формировалось под влиянием: А) социальных факторов Б) географических и климатических факторов С) этнических, языковых различий Д) принципиальных разногласий между людьми
|
Все расы составляют один вид «Человек разумный». Доказательством этому служит тот факт, что люди разных рас: А) свободно перемещаются по миру Б) осваивают чужой язык С) способны образовывать многодетные семьи Д) произошли от одной расы
|
Сын французов, воспитывающийся с раннего детства в русской семье, заговорит: А) по-русски без акцента Б) по-русски с французским акцентом С) по-французски с русским акцентом Д) по-французски без акцента
|
К макроэлементам клетки относится: 1) медь 2) цинк 3) углерод 4) йод
|
К неорганическим веществам клетки относятся 1) только вода 2) углеводы 3) только минеральные соли 4) минеральные соли и вода
|
Мономерами белка являются 1) моносахариды 2) аминокислоты 3) 3) нуклеотиды 4) 4) липиды
|
Из перечисленных соединений биополимером НЕ является 1) целлюлоза 2) крахмал 3) глюкоза 4) гликоген
|
В клетках животных запасным углеводом является 1) целлюлоза 2) крахмал 3) глюкоза 4) гликоген
|
Для поддержания сил уставшему марафонцу целесообразно давать 1) кусочек сахара 2) кусочек мяса 3) немного сливочного масла 4) немного минеральной воды
|
Обмен веществ и энергии – это 1) клеточное дыхание 2) процесс окисления 3) гликолиз 4) метаболизм
|
Гетеротрофные организмы отличаются от автотрофных тем, что они 1) не используют энергию АТФ 2) не могут питаться автотрофным путем 3) не окисляют глюкозу 4) не накапливают АТФ в процессе обмена
|
Твои образовательные результаты
Задание
Изучи таблицу и узнай, какие образовательные результаты ты получишь, если будешь внимательно и ответственно работать на уроках.
Если ты считаешь, что некоторые из этих результатов ты уже достиг, отметь это в колонке «Твои заметки». Это значит, что по этим пунктам ты сможешь помочь другим ученикам, если захочешь.
Обязательные |
||
№ |
Описание |
Твои заметки |
1 |
Тема №1. Эволюция живого мира на Земле |
|
2 |
Тема №2. Структурная организация живых организмов |
|
3 |
Тема №3. Размножение и индивидуальное развитие организмов |
|
4 |
Тема №4. Наследственность и изменчивость организмов. |
|
5 |
Тема №5 Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии |
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
Надо повторить |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Хочу дополнительно» / Повышенные по предложению учителя |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Карта образовательных ресурсов по циклу уроков
Задание
Изучи и дополни карту ресурсов по циклу уроков.
Внимание: ресурсы делятся на три группы:
- предметные (ресурсы, которые можно найти в библиотеке или музее, они словно специально созданы для учеников),
- социальные (интересные места, события, люди, встреча с которыми поможет тебе изучить тему),
- антропологические (твои личные особенности и черты, которые помогут тебе учиться).
Как ты будешь учиться
Изучать и отрабатывать материал ты можешь разными способами: с учителем, в паре, группе, индивидуально. Изучи, какие варианты тебе предлагает учитель и нарисуй свой маршрут движения.
Номер урока |
Образовательный результат |
Что надо сделать |
Варианты работы |
||||
С учителем |
В паре |
В группе |
Индивидуально |
Твой вариант |
|||
1-3 |
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. |
|
|
|
|
|
|
Развитие биологии в додарвиновский период. |
|
|
|
|
|
|
|
Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Химическая организация клетки |
|
|
|
|
|
|
5 |
Строение и функции
клеток |
|
|
|
|
|
|
6 |
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке |
|
|
|
|
|
|
7 |
Размножение организмов. |
|
|
|
|
|
|
8 |
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) |
|
|
|
|
|
|
9 |
Закономерности наследования признаков. |
|
|
|
|
|
|
10 |
Закономерности изменчивости. |
|
|
|
|
|
|
11 |
Селекция растений, животных и микроорганизмов. |
|
|
|
|
|
|
12-14 |
Биосфера, ее структура и функции |
|
|
|
|
|
|
15-17 |
Биосфера и человек |
|
|
|
|
|
|
Задания для групповой работы
Задание для группы «Ботаники».
1. Рассмотрите водное растение элодею канадскую и комнатное растение герань зональную.
2. Попробуйте придать элодее вертикальное положение. Может ли это растение сохранить заданное вами положение? Почему? Какие особенности строения позволяют сохранять вертикальное положение герани?
3. Какие особенности строения листьев обеспечивают поступление газообразных веществ?
4. Сделайте выводы.
Задание для группы «Орнитологи».
1. Рассмотрите чучела предложенных Вам птиц.
2. Какие приспособления выработались у этих животных к перенесению резких колебаний температур?
3. Отметьте особенности внешнего строения предлагаемых животных в связи с приспособленностью к полету.
4. Вспомните из курса зоологии, какие особенности внутреннего строения этих организмов можно рассматривать как приспособление к воздушной среде.
5. Сделайте вывод.
Задание для группы «Тереологи».
1. Рассмотрите чучела предложенных Вам млекопитающих.
2. Какие приспособления выработались у этих животных к перенесению резких колебаний температур?
3. Выявите, какие жизненные формы и способы передвижения характерны для наземных животных.
4. Вспомните из курса зоологии, какие особенности внутреннего строения этих организмов можно рассматривать как приспособление к наземной среде.
5. Сделайте вывод.
Задания для парной работы
Карточка №1.
1. Как размножаются одноклеточные водоросли, простейшие? Может ли уменьшить появление их потомков резкое изменение условий окружающей среды?
2. Какой цитологический процесс приводит к тому, что бесполое размножение не сопровождается повышением генетического разнообразия?
Карточка №2.
1. Что такое бесполое размножение? Какой процесс лежит в его основе?
2. Какой способ размножения называют вегетативным? Назовите способы вегетативного размножения цветковых растений. Какое значение в жизни растений имеет вегетативное размножение?
Почему при всем разнообразии вегетативного размножения новые молодые организмы в точности повторяют материнский организм?
Карточка №3.
Завершите предложения, вписав вместо точек необходимые термины и понятия:
1. Процесс воспроизводства себе подобных, обеспечивающий непрерывность и преемственность жизни, - ......................... .
2. Бесполое размножение, при котором дочерние особи формируются из тканей и органов материнского организма, - ................... .
3. Деление, при котором образуются две равноценные дочерние клетки, - .................... .
4. Способ бесполого размножения, при котором происходит разделение особи на две или несколько частей, каждая из которых развивается в новую особь, - .................... .
5. Форма бесполого размножения, при котором от родительской особи отделяется небольшой вырост и образуется дочерний организм, - ................. .
6. Размножение во время эмбрионального развития, при котором из одной зиготы развивается несколько зародышей-близнецов (однояйцевые близнецы), - ................... .
7. Способ бесполого размножения, при котором материнская клетка распадается на большое количество более или менее одинаковых дочерних клеток, - .................... .
Задания для индивидуальной работы
1. Задание «Затерянный мир».
Рассмотрите рисунки. Установите, в какие геологический эры могли существовать представители растительного и животного мира?
2. Кроссворд «Фотосинтез».
Заполни кроссворд «Фотосинтез» в тетради.
3. Кроссворд «Эволюция».
Заполни кроссворд по темам «Эволюция» и «Происхождение и развитие жизни» в тетради.
4. Кроссворд «Основы селекции».
Заполни кроссворд «Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова» в тетради.
Дополнительные материалы
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию», 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2012 г.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Биология 9 класс /Б.М. Медников, Р.Д. Маш, Л.И. Рубачева, Л.И. Шурхал, Татур А.О. – М.: «Интеллект-Центр», 2000, 50 с.
Лернер Г.И. Биология: Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / Г.И. Лернер. – 2-е изд. испр. – М.: Издательство АИСТ, 2016, 416 с.
Лернер Г.И. ЕГЭ 2017. Биология. Сборник заданий / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2016, 304 с.
«Настольная книга учителя биологии». Справочно-методическое пособие. / Авт.-сост. Г.С. Калинова, В.С. Кучменко. – М.: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002, 158 с.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Естествознание. 5-11 кл. /Сост. В.Н. Кузнецов, М.Ю. Демидова. – М.: Дрофа, 2001, 224 с.
Биология: Учеб. Пособие для слушателей подготовительных отделений вузов /Викторов Д.П., Иванова В.А., Лакомкина О.А. и др. – М.: Высшая школа, 1981, 128 с.
Степановских А.С. Общая экология. М., 1996.
Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Биология в экзаменацмонных вопросах и ответах. М., 1997.
Стадницкий Т.В., Родионов А.И. Экология. СПб., 1997.
Биология под общей редакцией профессора Б.А. Кузнецова. М., 1975.
Биологический энциклопедический словарь, 2006, электронная версия (CD диск).
Биология - наука о живом мире https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bvvedenieb/biologiya-nauka-o-zhivom-mire
Общие свойства живых организмов https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bvvedenieb/obschie-svoystva-zhivyh-organizmov
Многообразие форм живых организмов
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bvvedenieb/mnogoobrazie-form-zhivyh-organizmov
Химический состав клетки
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bkletochnyj-urovenb/himicheskiy-sostav-kletki
Строение клетки
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bkletochnyj-urovenb/stroenie-kletki-2
Органические вещества клетки
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bkletochnyj-urovenb/organicheskie-veschestva-kletki
Основные органоиды клетки растений и животных
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/bkletochnyj-urovenb/osnovnye-organoidy-kletki-rasteniy-i-zhivotnyh
Обмен веществ и энергии в клетке
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/obmen-veschestv-i-energii-v-kletke
Биосинтез белков в живой клетке
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/biosintez-belkov-v-zhivoy-kletke
Биосинтез углеводов. Фотосинтез
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/biosintez-uglevodov-fotosintez
Типы размножения организмов
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/tipy-razmnozheniya-organizmov
Деление клетки. Митоз
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/delenie-kletki-mitoz
Деление половых клеток. Мейоз
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/delenie-polovyh-kletok-meyoz
Индивидуальное развитие организмов - онтогенез
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/fiziologiya-kletki/individualnoe-razvitie-organizmov-ontogenez
Наука генетика. История развития генетики
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/nauka-genetika-istoriya-razvitiya-genetiki
Генетические опыты Менделя. Моногибридное скрещивание
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/geneticheskie-opyty-mendelya-monogibridnoe-skreschivanie
Дигибридное скрещивание
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/digibridnoe-skreschivanie
Сцепленное наследование генов и кроссинговер
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/stseplennoe-nasledovanie-genov-i-krossingover
Наследование признаков, сцепленных с полом
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/nasledovanie-priznakov-stseplennyh-s-polom
Наследственная (генотипическая) изменчивость
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/nasledstvennaya-genotipicheskaya-izmenchivost
Другие типы изменчивости
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/drugie-tipy-izmenchivosti
Генетические основы селекции организмов
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/geneticheskie-osnovy-selektsii-organizmov
Особенности cелекции растений
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/osobennosti-celektsii-rasteniy
Центры происхождения культурных растений
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/tsentry-proishozhdeniya-kulturnyh-rasteniy
Особенности cелекции животных
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/osobennosti-celektsii-zhivotnyh
Основные направления селекции микроорганизмов
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-genetiki-i-selekcii/osnovnye-napravleniya-selektsii-mikroorganizmov
История представлений развития жизни на Земле
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/istoriya-predstavleniy-razvitiya-zhizni-na-zemle
Современная теория возникновения жизни на Земле
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/sovremennaya-teoriya-vozniknoveniya-zhizni-na-zemle
Этапы развития жизни на Земле
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/etapy-razvitiya-zhizni-na-zemle
Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/osnovnye-polozheniya-evolyutsionnoy-teorii-charlza-darvina
Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/proishozhdenie-zhizni-i-razvitie-organicheskogo-mira/dvizhuschie-sily-evolyutsii-nasledstvennost-izmenchivost-borba-za-suschestvovanie-i-estestvennyy-otbor
Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/rezultaty-evolyutsii-mnogoobrazie-vidov-i-prisposoblennost-organizmov-k-srede-obitaniya
Вид, его структура и особенности
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/vid-ego-struktura-i-osobennosti
Процесс образования видов - видообразование
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/protsess-obrazovaniya-vidov-vidoobrazovanie
Место и особенности человека в системе органического мира
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/mesto-i-osobennosti-cheloveka-v-sisteme-organicheskogo-mira
Доказательства эволюционного происхождения человека
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/dokazatelstva-evolyutsionnogo-proishozhdeniya-cheloveka
Этапы эволюции человека
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/etapy-evolyutsii-cheloveka
Биосоциальная сущность вида "Homo sapiens"
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/biosotsialnaya-suschnost-vida-homo-sapiensъ
Человеческие расы, их родство и происхождение
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/uchenie-ob-evolyutsii/chelovecheskie-rasy-ih-rodstvo-i-proishozhdenie
Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/sredy-zhizni-na-zemle-i-ekologicheskie-faktory-vozdeystviya-na-organizmy
Закономерности действия факторов среды на организмы
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/zakonomernosti-deystviya-faktorov-sredy-na-organizmy
Приспособленность организмов к влиянию факторов среды
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/prisposoblennost-organizmov-k-vliyaniyu-faktorov-sredy
Биотические связи в природе
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/bioticheskie-svyazi-v-prirode
Популяция как форма существования видов в природе
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/populyatsiya-kak-forma-suschestvovaniya-vidov-v-prirode
Функционирование популяции и динамика ее численности в природе
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/funktsionirovanie-populyatsii-i-dinamika-ee-chislennosti-v-prirode
Биоценоз как сообщество живых организмов
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/biotsenoz-kak-soobschestvo-zhivyh-organizmov
Понятие о биогеоценозе и экосистеме
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/ponyatie-o-biogeotsenoze-i-ekosisteme
Развитие и смена биогеоценоза
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/razvitie-i-smena-biogeotsenoza
Основные законы устойчивости живой природы
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/osnovnye-zakony-ustoychivosti-zhivoy-prirody
Рациональное использование природы и ее охрана
https://interneturok.ru/lesson/biology/9-klass/osnovy-ekologii/ratsionalnoe-ispolzovanie-prirody-i-ee-ohrana
Контрольные задания (часть 2)
1. Установите соответствие между примером видообразования и его типом:
1) вьюрки Галапагосских островов а) географическое
2) отсутствие носорогов на Мадагаскаре б) экологическое
3) существование нескольких разновидностей форели в одном озере
4) различия в циклах развития у разных популяций тихоокеанских лососей
5) существование эндемических форм животных в Австралии
6) существование эндемических форм рачков в озере Байкал
2. Установите правильную последовательность микроэволюционных процессов, происходящих в популяции:
А) появление мутаций
Б) изоляция подвидов
С) начало дивергенции в популяции
Д) возникновение новых видов
И) отбор фенотипов
К) образование новых популяций
3. Выберите положения эволюционного учения Ч. Дарвина:
А) приобретенные признаки наследуются
Б) материалом для эволюции служит наследственная изменчивость
С) любая изменчивость служит материалом для эволюции
Д) основной результат эволюции – борьба за существование
И) в основе видообразования лежит дивергенция
К) действию естественного отбора подвергаются как полезные, так и вредные признаки
4. Установите соответствие между признаками нуклеиновых кислот и их видами.
Признаки нуклеиновых кислот Виды НК
1) состоят из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль А) ДНК
2) состоят из одной неспирализованной полинуклеотидной цепи Б) РНК
3) передает наследственную информацию от ядра молекуле белка
4) является хранителем наследственной информации
5) состоит из нуклеотидов: АТГЦ
6) состоит из нуклеотидов АУГЦ
5. В процессе пластического обмена
1) происходит освобождение энергии и синтез АТФ
2) жиры превращаются в глицерин и жирные кислоты
3) белки окисляются с выделением энергии
4) более сложные углеводы синтезируются из менее сложных
6. Исходным материалом для фотосинтеза служат
1) минеральные соли
2) вода и кислород
3) углекислый газ и вода
4) крахмал
7. Процесс энергетического обмена начинается с
1) расщепления полисахаридов
2) синтеза глюкозы
3) синтеза фруктозы
4) расщепления молекул воды
8. Смысл анаэробного гликолиза заключается в
1) образовании 36 молекул АТФ и глюкозы
2) образовании глюкозы, АДФ и СО2
3) получении АТФ в отсутствии кислорода
4) бескислородном распаде белков
9. Выберите три характеристики, относящиеся к кислородному этапу разложению глюкозы.
А) происходит в цитоплазме клетки
Б) происходит в митохондриях
В) завершается образованием пировиноградной кислоты или этилового спирта
Г) энергетический эффект – 2 молекулы АТФ
Д) завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды
Е) энергетический эффект – 36 молекул АТФ
10. Установите правильную последовательность процесса
фотосинтеза.
А) Преобразование солнечной энергии в энергию АТФ
Б) Образование возбужденных электронов хлорофилла
В) Фиксация углекислого газа
Г) Образование крахмала
Д) Преобразование энергии АТФ в энергию глюкозы
11. Постоянные составные части клетки, выполняющие определенные функции – это
1) органы
2) ткани
3) органоиды
4) системы органов
12. Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот
1) не имеют плазматической мембраны
2) не имеют оформленного ядра
3) содержат целлюлозу
4) состоят из простых органических веществ
13. Органоид, обеспечивающий клетку энергией
1) аппарат Гольджи
2) рибосома
3) 3) клеточный центр
4) 4) митохондрия
14. Клеточная мембрана выполняет функцию
1) покровную и защитную
2) синтеза белка
3) хранения наследственной информации
4) энергетическую и запасающую
15. Основная функция лизосом
1) синтез белка
2) синтез углеводов
3) избирательный транспорт веществ
4) внутриклеточное пищеварение
16. Главным структурным компонентом ядра являются
1) хромосомы
2) рибосомы
3) митохондрии
4) хлоропласты
17. Собственную молекулу ДНК имеет
1) эндоплазматическая сеть
2) комплекс Гольджи
3) митохондрии
4) рибосомы
18. Эндоплазматическая сеть участвует
1) в процессе клеточного дыхания
2) во внутриклеточном пищеварении
3) во внутриклеточной транспортировке веществ
4) в делении клетки
19. Принципиальные различия между половым и бесполым размножением заключается в том, что половое размножение:
А) происходит только у высших организмов
Б) это приспособление к неблагоприятным условиям среды
С) обеспечивает комбинативную изменчивость организмов
Д) обеспечивает генетическое постоянство вида
20. Отличие овогенеза от сперматогенеза заключается в том, что:
А) в овогенезе образуются четыре равноценные гаметы, а в сперматогенезе одна
Б) яйцеклетки содержат больше хромосом, чем сперматозоиды
С) в овогенезе образуется одна полноценная гамета, а в сперматогенезе - четыре
Д) овогенез происходит с одним делением первичной половой клетки, а сперматогенез с двумя
21. В результате мейотического деления образуются:
А) спермии у пшеницы
Б) эндосперм ржи
С) сперматозоиды у мухи
Д) пыльцевая трубка у ромашки
22. Бесполое размножение преобладает в жизненном цикле:
А) гидры
Б) майского жука
С) акулы
Д) мухи
23. Если диплоидный набор хромосом пчел равен 32, то 16 хромосом содержаться в соматических клетках:
А) пчелиной матки
Б) рабочей пчелы
С) трутней
Д) всех перечисленных особей
24. Двойное оплодотворение происходит у:
А) мха кукушкина льна
Б) папоротника орляка
С) ромашки лекарственной
Д) сосны обыкновенной
25. Наиболее правильно следующее из утверждений:
А) в основе образования гамет у растений и животных лежат разные способы деления клеток
Б) у всех типов животных яйцеклетки одинакового размера
С) споры папоротников образуются в результате мейоза
Д) из одного овоцита образуются 4 яйцеклетки
И) яйцеклетка покрытосеменных растений оплодотворяется двумя спермиями
К) эндосперм покрытосеменных растений триплоиден
26. Установите соответствие между формами размножения и их признаками:
а) бесполое размножение
б) половое размножение
26.1) наследственная информация потомства идентична материнской
26.2) эта форма характерна для бактерий и простейших
26.3) происходит с участием гамет
26.4) происходит почкованием, делением, вегетативно
26.5) новый организм развивается из зиготы
26.6) обеспечивает разнообразие генетических комбинаций
27. Установите правильную последовательность событий, происходящих при двойном оплодотворении цветковых растений:
А) оплодотворение яйцеклетки и центральной клетки
Б) образование пыльцевой трубки
С) опыление
Д) образование двух спермиев
И) развитие зародыша из эндосперма
28. Выберите события, характерные для бесполого размножения организмов:
А) размножение спорами
Б) мейоз
С) образование зиготы
Д) деление бактерий
И) митоз
К) партеногенез
29. Прямое развитие происходит у:
А) лягушки
Б) саранчи
С) мухи
Д) пчелы
30. В результате дробления зиготы образуется:
А) гаструла
Б) бластула
С) нейрула
Д) мезодерма
31. Из эндодермы развивается:
А) аорта
Б) мозг
С) легкие
Д) кожа
32. Отдельные органы многоклеточных организмов закладываются на стадии:
А) бластулы
Б) гаструлы
С) оплодотворения
Д) нейрулы
33. Бластуляция - это:
А) рост клеток
Б) многократное дробление зиготы
С) деление клетки
Д) увеличение зиготы в размерах
34. Дифференциация клеток, органов и тканей происходит в результате:
А) действия определенных генов в определенное время
Б) одновременного действия всех генов
С) гаструляции и бластуляции
Д) развития определенных органов
35. Что из перечисленного относится к эмбриогенезу:
А) оплодотворение
Б) гаструляция
С) нейрогенез
Д) сперматогенез
И) дробление
К) овогенез
36. Соотнесите органы многоклеточного зародыша с зародышевыми листками, из которых закладываются эти органы:
36.1) головной мозг птиц а) эктодерма
36.2) мышцы туловища собаки б) энтодерма
36.3) тонкий кишечник человека в) мезодерма
36.4) чешуя ящерицы
36.5) скелет волка
36.6) нервная система дождевого червя
36.7) печень человека
37. Укажите правильно показанный путь развития майского жука:
А) яйцо – взрослое насекомое
Б) яйцо – личинка – взрослое насекомое
С) яйцо – личинка – куколка– взрослое насекомое
Д) яйцо – куколка– взрослое насекомое
38. Наиболее правильно следующее из утверждений:
А) Онтогенез существует как у многоклеточных, так и одноклеточных организмов
Б) Онтогенез амебы сопровождается ростом, изменением реакций, изменениями в процессе обмена веществ
С) Онтогенез насекомого начинается с момента образования гамет
Д) Онтогенез – это период развития организма от оплодотворения до рождения
И) В процессе дробления зиготы образуется бластула – многоклеточный зародыш сферической формы
К) Онтогенеза нет у трутней пчел
39. Изменчивость, которая появляется в связи с изменением генетического материала, называется
1) онтогенетической
2) фенотипической
3) модификационной
4) наследственной
40. Фенотипическая изменчивость проявляется в
1) мутациях
2) модификациях
3) изменении молекулы ДНК
4) онтогенезе
41. К генотипической изменчивости относятся
1) комбинативная и мутационная
2) мутационная и модификационная
3) онтогенетическая и модификационная
4) комбинативная и фенотипическая
42. Каждая яйцеклетка имеет по
1) 22 аутосомы и одной Х – хромосоме
2) 22 аутосомы и одной Y – хромосоме
3) 46 аутосом и ХХ - хромосом
4) 46 аутосом и ХY – хромосоме
43. Генотип кошки, имеющей черепаховую окраску шерсти (ген В – черная окраска, b – рыжая
окраска)
1) ХВХВ
2) ХbY
3) ХB Хb
4) XBY
44. В семье здоровых родителей родился мальчик больной гемофилией. Каковы генотипы родителей?
Ген гемофилии – h.
1) мать XHXh , отец XhY
2) мать XНXh, отец XHY
3) мать XHXH , отец XHY
4) мать XhXh , отец XНY
45. Установите соответствие между видом изменчивости и ее признаками.
ПРИЗНАКИ ВИД ИЗМЕНЧИВОСТИ
1) изменения наследуются А) модификационная
2) вызывает изменения фенотипа Б) комбинативная
3) не передается по наследству
4) способствуют выживанию особи
5) вызывает изменение генотипа
6) носят индивидуальный характер
46. Методы получения новых сортов культурных растений разрабатывает наука
1) ботаника
2) селекция
3) генетика
4) систематика
47. Какое направление биотехнологии позволило ввести в бактерию гены, ответственные за
синтез интерферона человека, чтобы поставить синтез этого вещества на промышленную
основу?
1) генная инженерия
2) клеточная инженерия
3) гибридизация клеток
4) клонирование клеток
48. Н. И. Вавилов определил центры происхождения растений
1) травянистых
2) светолюбивых
3) дикорастущих
4) культурных
49. Какой из перечисленных методов используется в селекции растений и животных?
1) получение полиплоидов
2) скрещивание организмов
3) отбор по экстерьеру
4) массовый отбор
50. Гетерозис приводит к
1) понижению продуктивности
2) повышению продуктивности
3) повышению смертности среди гибридов
4) возрастанию числа хромосом у гибридов
51. Близкородственное скрещивание особей – это
1) аутбридинг
2) клонирование
3) селекция
4) инбридинг
52. В результате селекции микроорганизмов получают новые
1) виды
2) сорта
3) штаммы
4) породы
53. Что лежит в основе создания новых пород сельскохозяйственных животных?
1) влияние природной среды на организмы
2) содержание в теплом помещении
3) скрещивание и искусственный отбор
4) режим питания и полноценное кормление
54. Выберите три верных ответа из шести.
К особенностям селекции животных можно отнести
А) учет экстерьера
Б) большая плодовитость
В) использование самооплодотворения
Г) учет генотипа по родословным
Д) использование гибридизации
Е) большая скорость роста
55. Установите соответствие между методом селекции и его характеристикой.
МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИИ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) искусственный отбор А) объединение в ходе полового процесса наследствен -
2) мутагенез ного материала двух организмов в одном
3) полиплоидия Б) наследственное изменение, характеризующееся
многократным увеличением гаплоидного набора
хромосом в клетках организма
В) выбор человеком наиболее ценных для него особей
Г) процесс возникновения наследственных изменений
под влиянием различных физических и химических
факторов
56. Все, что окружает живой организм, называют
1) биотопом
2) экологическими факторами
3) средой обитания
4) местом обитания
57. Основными функциональными группами биоценоза являются
1) продуценты, консументы, редуценты
2) продуценты, консументы
3) консументы, редуценты
4) симбионты, комменсалы, хищники
58. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль
1) организмов – потребителей
2) организмов – разрушителей
3) конечного звена
4) начального звена
59. Главным условием существования экосистемы является
1) повышенная численность некоторых видов
2) наличие минеральных веществ в почве
3) недостаток пищевых ресурсов
4) наличие биологического круговорота веществ
60. К средообразователям относится
1) шиповник
2) ель
3) рябина
4) камыш
61. Какой участок земли, нарушенный человеком, медленнее других зарастает растительностью?
1) заброшенная лесная дорога
2) лесное пожарище
3) заброшенная пашня
4) недействующий угольный карьер
62. Взаимодействие человека и бычьего цепня называется
1) симбиозом
2) паразитизмом
3) хищничеством
4) квартирантством
63. К глобальным изменениям в биосфере относят
1) загрязнение почвы в отдельных регионах отходами сельскохозяйственного производства
2) загрязнение воздуха отходами производства в зоне расположения химического завода
3) сокращение на планете запасов пресной воды
4) уничтожение пожарами лесопарковой зоны города
64. Установите последовательность процессов, происходящих при формировании экосистемы на
ранее лишенных жизни горных породах
А) появление мхов и кустистых лишайников
Б) формирование травянистого покрова
В) появление сине – зеленых водорослей и накипных лишайников
Г) растворение скальных пород органическими кислотами, выделяемыми накипными
лишайниками
Д) появление кустарников и полукустарников
65. Установите соответствие между организмами – обитателями экосистемы и функциональной
группой, к которой их относят.
ОРГАНИЗМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА
А) мхи, папоротники 1) продуценты
Б) беззубка и перловицы 2) консументы
В) ели, лиственницы 3) редуценты
Г) плесневые грибы
Д) гнилостные бактерии
Е) амебы и инфузории
66. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно злаков, чтобы произошло развитие одного орла массой 5 кг, если цепь питания имеет вид:
Злаки ------ кузнечики ------ лягушки ------ змеи ------- орел
Для заметок
Желаю успешной работы!
Скачано с www.znanio.ru
[1] Дополнительные контрольные задания ты найдешь в конце «Навигатора»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.