2
Что это такое?
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста».
Портфолио учителя - это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
3
Зачем он учителю?
Главное назначение портфолио - продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как реализованные проекты, участия в олимпиадах и конкурсах, проведённые педагогом исследования.
4
Цель портфолио.
Проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста учителя в разнообразных видах деятельности – обучающей, воспитательной, творческой, самообразовательной.
5
Какие бывают портфолио?
Папка достижений (отражает успехи).
Рефлексивный портфолио (самоанализ деятельности).
Проблемно-исследовательский (как подготовка к выступлению, написанию научной работы).
Тематический портфолио (по проекту).
Методический портфолио (методические материалы созданные педагогом).
6
Рефлексивный портфолио.
Рефлексия - (от лат. reflexio — обращение назад) — способность человеческого мышления к критическому самоанализу.
Рефлексивный портфолио – раскрывает динамику личностного развития учителя, помогает отследить результативность его деятельности.
8
Портфолио во внутришкольном управлении
Создание ситуации успешности для педагога.
В зависимости от профессионального мастерства учителя в портфолио могут быть представлены разные результаты:
Мой лучший урок.
Мой авторский урок.
Моя методическая система.
Моя работы наставника молодых коллег.
10
Изменение акцентов деятельности педагога
Портфолио ориентирует педагога на переход:
от внешнего контроля к самоанализу и самооценке;
от профессиональных знаний на профессиональные компетенции;
от формальных результатов на результаты личностного роста и развития как педагога, так и его воспитанников.
14
Нормативная база.
Как правило, создание портфолио регламентируется локальным актом ОУ. Он утверждается директором и согласуется с методическим советом школы.
В таком акте могут быть прописано:
1. Общие положения.
2. Содержание портфолио учителя (педагогического работника) школы.
3. Требования к оформлению портфолио учителя (педагогического работника) школы.
4. Порядок презентации портфолио учителя (педагогического работника) школы.
15
Примерное содержание портфолио (вариант 1).
Раздел 1. Общие сведения об учителе.
Раздел 2. Нормативно-правовые и организационные документы по учебному предмету или направлению работы учителя.
Раздел 3. Результаты педагогической деятельности учителя.
Раздел 4. Научно-методическая деятельность учителя.
Раздел 5. Внеурочная деятельность по учебному предмету или направлению работы учителя.
Раздел 6. Результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя.
Раздел 7. Общественная деятельность учителя.
Раздел 8. Учебно-материальная база организации образовательного процесса.
Раздел 9. Отзывы о качестве педагогической деятельности учителя.
Раздел 10. Факты, достойные упоминания.
18
Примерное содержание портфолио (вариант 3).
Информационная карта профессионализма.
Достижения учащихся (в динамике).
Создание условий для индивидуального развития учащихся.
Оценка деятельности педагога учащимися и их родителями.
Профессиональная компетентность педагога.
Научно-методическая деятельность.
Методическая активность в школе.
Методическая активность вне школы.
Участие в профессиональных конкурсах.
Распространение своего опыта.
Деятельность в качестве классного руководителя.
Неформализованные показатели.
19
Примерное содержание портфолио (вариант 4 для конкурса).
Высокие результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.
Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
20
Общие рекомендации по созданию портфолио.
Портфолио — это:
портфель (собрание, досье) только личных достижений учителя, выраженных в прямой и очень краткой форме («подготовлено», «разработано», «сделано», «издано» и т.п.);
участие в чём бы то ни было к портфолио не относится;
портфолио не является официальным документом учителя и школы, предъявляемым при проверке, а потому и готовится этот личный документ (как и поурочные планы) в произвольной форме, которую определяет для себя сам учитель или его структура закреплена в локальном документе ОУ;
учителя изначально неодинаковы, каждый из них индивидуален, а потому у них объективно не могут быть одинаковые портфолио ни по содержанию, ни по структуре.
21
Презентация портфолио.
Презентация - официальное, публичное представление нового продукта деятельности.
Презентация портфолио – форма аттестационного испытания, в ходе которого учитель представляет экспертной группе свидетельства своего профессионализма и результатов педагогической деятельности в структурированной форме.
23
Проблемные зоны
Портфолио следует использовать, помня, что:
эта форма должна коротко и емко отражать результаты профессионального роста учителя и не должна отвлекать учителей от непосредственной работы с детьми или подменять её;
учителю должно быть ясно, ради чего и с какой целью он создает этот документ и в соответствии с целями он и определяет тип портфолио;
администрации школы должна помнить, что задача учителя не создание очередной бумаги, а работа с детьми. Следовательно необходимо создавать все возможные условия, чтобы это время было, а странное увлечение педагогов подробным описанием своих достижений пресекалось.
24
Задание для групповой работы.
Предложите и обоснуйте структуру следующих видов портфолио:
Папка достижений.
Рефлексивный портфолио.
Проблемно-исследовательский.
Тематический портфолио.
Методический портфолио.
В ходе презентации своей структуры обоснуйте её адекватность поставленной цели.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.