Неделя истории в школе.
Богданова Ирина Игоревна
Казённое общеобразовательное учреждение Омской области
«Адаптивная школа – интернат № 19», г. Омск
Одна из задач современного школьного исторического образования – научить школьника ориентироваться в огромном потоке информации. Научить лишь на уроке истории просто невозможно, потому целесообразно проводить в школе Недели истории, которые представляют собой комплекс разнообразных форм внеурочной работы.
Внеурочная работа – это такая деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний учащихся в области истории, развитию их разносторонних интересов и способностей.
Основные задачи недели:
· повышение интереса учеников к предметам общественно-гуманитарного цикла;
· расширение и углубление знаний и умений учащихся по предмету;
· реализация на практике основных принципов личностно ориентированного подхода к обучению;
· создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учеников в нестандартных игровых ситуациях.
Достичь этого невозможно без соответствующего организационно-методического обеспечения всего комплекса предметной Недели, без разработки чётких стратегических планов, прогнозирования результатов работы, неформального подведения итогов.
Учителю при составлении плана необходимо учитывать условия, в которых работает школа, взвесить возможности свои и учащихся, выявить их интересы. К планированию нужно привлекать самих учащихся, при этом учитывать их интересы, вопросы, предложения и пожелания.
Проведение Недели истории – это не развлечение для учащихся, а одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор. В ходе Недели между учителем и учащимися возникает тесное общение, которое позволяет им лучше узнать друг друга.
Руководящая роль учителя истории осуществляется по следующим основным направлениям:
· определение содержания работы;
· постановка учащимся заданий;
· указание основных источников получения знаний;
· консультирование учащихся в процессе выполнения заданий и координирование их деятельности;
· изучение совместно с учащимися выявленных ими исторических сведений;
· участие в оформлении собранного учащимися материала;
· использование этого материала в учебной работе.
При решении этих вопросов необходимо достаточно тесное взаимодействие, сотрудничество учителя и ученика, умение учителя увлечь, «зажечь», заинтересовать учащихся.
Поскольку Неделя истории - это одна из форм организации обучения, то ее содержание связано с основным программным курсом обучения и призвано углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования учащихся, способствовать их развитию, расширять кругозор.
Максимальный эффект внеклассного мероприятия достижим, если придерживаться таких принципов, как занимательность, зрелищность, доступность, дифференцированный подход, интерактивность.
Формы проведения мероприятий Недели истории самые разнообразные: игры, конкурсы, викторины, литературно-исторические вечера и т.д. Выбор форм мероприятий зависит от возрастных особенностей учащихся, их склонностей, желания.
Большое значение играют современные информационные технологии, которые могут оказать неоценимую помощь, как в подготовке, так и в проведении Недели истории.
Предлагаю несколько вариантов планирования Недели истории.
Вариант 1.
День |
5 – 7 классы |
8 класс |
9 класс |
10 класс |
День викторины |
Историческая викторина |
«Счастливый случай» |
«Самый умный» |
«Колесо истории» |
День конкурсов |
Историческое «Поле чудес» |
Конкурс исторических кроссвордов |
Конкурс исторических кроссвордов |
Исторический КВН |
День художника |
Конкурс исторических рисунков. |
Конкурсы плакатов и газет на исторические темы |
||
День путешествий |
Просмотр исторических мультфильмов |
Просмотр исторических фильмов Виртуальное путешествие «Музеи мира» «Улицами старого города» (экскурсия) |
||
Тематические вечера |
Богатырские забавы |
Рыцарский турнир |
Интеллектуальный марафон |
Вариант 2.
Класс |
Конкурсы |
Игры |
Путешествия |
Вечера |
5-6 |
«Мифы народов мира» |
Познавательная игра «Загадки Древнего мира» |
Виртуальное путешествие «7 чудес мира» |
«С чего начинается Родина?» |
7 |
Эмблемы средневековья |
Интеллектуальная игра «Загадочное Средневековье» |
Путешествие улицами средневековых городов. |
«Рыцарский турнир» |
8 |
Конкурс исторического рисунка |
Историческое «Поле чудес» |
Виртуальное путешествие «Музеи мира» |
«В песнях - история народа» |
9-10 |
Конкурс исторических стенгазет и плакатов |
Интеллектуальная игра «Самый умный» |
«История родного города в названиях улиц» (экскурсия по городу) |
Историко-литературный вечер |
Вариант 3.
№ п/п |
Дата |
Содержание |
Ответственные |
1 |
|
Открытие Недели истории (объявление по школьному радио, раздача буклетов с планом её проведения, оформление стенда «Неделя истории») |
Учителя истории |
2 |
|
Тематические беседы по классам |
Классные руководители, учителя истории |
3 |
|
Объявляется конкурс на лучший рисунок, стенгазету, плакат, кроссворд, ребус, эмблему на историческую тему. |
Классные руководители, учителя ИЗО, литературы, истории |
4 |
|
Турнир знатоков истории
|
Учителя истории |
5 |
|
«История моего города» (экскурсия)
|
Классные руководители |
6 |
|
«Мировая культура» (путешествие по музеям мира) |
Учителя информатики и истории |
7 |
|
Богатырские игры, рыцарские турниры |
Учителя физической культуры и истории |
8 |
|
«Выдающиеся поэты и писатели нашего края» |
Учителя истории и литературы |
9 |
|
Библиотечные уроки в 9-10 классах «Памяти жертв Холокоста» |
Библиотекарь, учитель истории |
10 |
|
Загадки истории «Алхимики – кто они?» |
Учителя химии и истории |
11 |
|
Выставка-обзор литературы по исторической тематике |
Библиотекарь |
11 |
|
Конкурс стихов, загадок, сказок на историческую тему |
Классные руководители, учителя истории, литературы |
12 |
|
Проведение исторических викторин
|
Учителя истории |
13 |
|
Вечер «С чего начинается Родина?» |
Учителя литературы и истории |
14 |
|
Вечер «В песнях – история народа» |
Учителя музыки и истории |
15 |
|
Конкурс-выставка «Реконструкция исторических сооружений и одежды» |
Учителя труда, истории и ИЗО |
16 |
|
Диспут «Ответственность учёных за свои открытия» |
Учителя физики, обществознания и истории |
17 |
|
Подведение итогов, награждение активных участников, победителей недели истории |
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, руководитель ШМО, учитель истории. |
Во время подготовки и проведения общешкольных мероприятий важно обратить особое внимание на учеников, которые впервые успешно демонстрируют свои знания и умения. Как правило, это ученики 5-7 классов, фактически резерв будущих участников олимпиад, исторических конкурсов, турниров, викторин. Для планомерной работы с этими детьми необходимо создать цифровую картотеку или банк данных «Одарённость».
Предметная неделя по истории — это крайне сложное предприятие, требующее от педагога невероятного усердия и фантазии. Однако даже разовое проведение подобного мероприятия помогает заметно улучшить успеваемость в классе, пробудив у детишек интерес к самому предмету. От организации и координации деятельности всех участников мероприятий, творческого потенциала и способностей учителя в основном зависит успех при проведении Недели истории.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.