Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)
Оценка 4.7

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Оценка 4.7
Документация +1
docx
Междисциплинарный 9
1 кл—8 кл
14.03.2019
Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)
В статье представлены приёмы и методы формирования навыка смыслового чтения. Приведены конкретные задания по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру. Очень важно, чтобы эта работа продолжалась и в основной школе. Педагоги основной школы активно используют на уроках предложенные приёмы, переделав задания под свой предмет и тему.
некоторые приёмы формирования навыка смыслового чтения.docx
Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения                       Смысловое  чтение  подразумевает  глубокое  погружение  в содержание   прочитанного   текста.     В   концепции   универсальных   учебных действий   (А.   Г.   Асмолов,   Г.   В.   Бурсенская,   И.   А.   Володарская   и   др.) смысловое чтение понимается как совокупность следующих действий: ­   осмысление   цели   и   выбор   вида   чтения   в   зависимости   от коммуникативной задачи; ­ определение основной и второстепенной информации; ­ формулирование проблемы и главной идеи текста;   Проблема   смыслового   чтения   остро  стоит   в   современной   школе. Работать   над   развитием   этого   умения   необходимо   начинать   в   начальных классах и продолжать в основной школе на каждом предмете. Основные проблемы: учащиеся не умеют «вычитывать» информацию из текста, анализировать информацию, преобразовывать, структурировать. Одна из   «глобальных»   проблем   –   неумение   читать     и   понимать   инструкции   к учебным заданиям и составление алгоритма действий. Начинать   эту   работу   необходимо   с   понимания   смысла   слова,   затем предложения и затем текста. Это должна быть система работы. Эту систему работы предлагают Марина Викторовна  Бойкина и Инна Анатольевна   Бубнова.   Рабочая   тетрадь   «Смысловое   чтение»   для   1,2,   3,   4 классов. Планируемые результаты: ­ понимать смысл слова, предложения, текста; ­ прогнозировать содержание заголовка, текста на основе имеющейся информации; ­ определять главную мысль текста на основе опорных слов; ­создавать собственные тексты в соответствии с темой; Все эти требования мы находим в ВПРах. Как же научить читателя понимать текст?  Основными видами чтения являются:    Просмо тровое  Ознакомит ельное  ее  Изучающ Рефлексивно е анализ и заголовка, просмотр   текста рисунков, знакомство   с оглавлением и аннотацией  чтение   по по   абзацам, главам,  по   частям, выделение значимой информации, расстановка условных графических знаков анализ   заголовка  (почему так  называется?),   обобщающая  беседа творческие    задания  и выделени е   смысловых частей,   поиск ключевых (опорных) слов, выявление деталей, подтекстовой информации, составление вопросов, составление плана, графической схемы  Смысловое   чтение   –   вид   чтения,   которое   нацелено   на   понимание читающим   смыслового   содержания   текста.   Для   смыслового   понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.  В процессе формирования смыслового чтения обучающийся проходит следующие уровни развития:  первый уровень: способность ученика понимать сюжетно­ событийную   сторону   произведения,   не   пропуская   основных характерных связей;  второй   уровень:  ученик   способен   прогнозировать   текст, основывая   предсказания   на   понимании   сюжетно­событийной   стороны произведения;   третий уровень: умение выразить личное отношение к тексту,  давая оценку героям и анализируя эпизоды произведения;  четвертый уровень:  ученик понимает и выражает в слове свое отношение к героям и ко всему произведению в целом. Умеет переосмыслить и проанализировать поступки героев.  Некоторые приёмы формирования навыка смыслового чтения:  восстановление   /   заполнение   пропусков   –   приём   работы   со связным   текстом,   в   котором   преднамеренно   пропущено   или   перекрыто решёткой   каждое   n­е   слово.   Задача   учащихся   –   восстановить деформированный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.   упражнение   на   дополнение   –   приём   работы,   основанный   на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста.  Приём «Упражнения на дополнение»: ­ чтобы найти делитель, надо делимое ……………….на частное; ­ чтобы найти делитель, надо …………… разделить на частное; ­ чтобы найти делитель, надо  делимое разделить на …………; ­ чтобы найти делимое, надо делитель ……………. на частное; ­ чтобы найти делимое, надо …………умножить на частное; ­ чтобы найти делимое, надо делитель умножить на …………..; Каждое правило разрезать, попросить учащихся собрать правила. чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину чтобы   найти   периметр   прямоугольника,   надо   сложить   длины   всех сторон. безударный гласный надо проверить ударением чтобы   проверить   непроизносимый   согласный,   надо   подобрать однокоренное   слово,   в   котором   непроизносимый   согласный   стоит   перед гласным или Н  исправление   –   определение   и   корректировка   языковых   или содержательных нарушений в предложении или тексте. Задания: «Лови ошибку» Арктика   –   это   огромное   пространство,   расположенное   на   площади Северного ледовитого океана с морями и полуостровами. Солнце направляет на   зону   арктических   пустынь   свои   прямые   лучи.  Зимой   в   Африке   бывает полярный   день,   а   летом   –   полярная   ночь.   Температура   воздуха   зимой опускается до минус 60 градусов, а летом не поднимается выше 0.  Найдите ошибки и исправьте их: (несколько ошибок) ­ чтобы найти делитель, надо частное разделить на делимое; ________________________________________________ ­ чтобы найти делитель, надо делимое умножить на частное; _________________________________________________ ­ чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное; _________________________________________________ Проверь текст, исправь ошибки.  Лес Красив руский лес  земой. Белые кружева за стыли набирёсках. Блистят пушыстые   шабки   навиковых   соснах.   Вот   и   солнышко   за   гленула   влес.   За ескрились шышки наветках ёлки. Налисной трапе за тоилась рысь. Наполянку вы лител ряпчик. Он у селся надериво. Витерок весило играл   сбирёзами. Лител белый пух земы. Лес за пел песню. О чём она! На   какие   орфограммы   допущены   ошибки,   укажи   их количество:________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Найди ошибку. На стоянке было 25 машин, 27 машин выехали, на стоянку  заехали 10 машин. Сколько машин стало на стоянке? На стоянке было 25 машин, 27 машин выехали, на стоянку  заехали 10 машин.  На стоянке было 25 машин, на стоянку   заехали 10 машин. Сколько машин осталось на стоянке?  сопоставление / нахождение сходств и различий – приём работы, основанный на сравнении двух или более объектов, например: картинок, слов, текстов и т.д. На уроке окружающего мира в 4 классе – природные зоны  России.  Сравнить тексты.  Заполнить таблицу – сходство и различие по типу текстов, тема, абзацы.                                                  Собака – друг человека. Во­первых, она спасает людей в горах, при пожарах. Во­вторых, помога­ ет в работе. Собака может быть пастухом, пограничником и ищейкой. И нако­ нец, она просто отличный товарищ. Вот поэтому собакам люди ставят памятники, пишут о них книги.  Я давно прошу маму купить мне собаку.  Ведь   собака   —   это   преданный   друг,   умный   помощник.   Она   может поиграть   со   мной,   защитить   меня   от   обидчика.   Многое   может   хорошо воспитанная собака.  Поэтому мне так хочется её приобрести.  составление   списка   –   приём   работы,   заключающиёся   в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий). Назовите изменения, происходящие в природе осенью, зимой. Последовательность происходящих событий – план, распределить картинки в определённой последовательности, «собрать текст». От ночного дождя разлилась голубая лужа. В ней купались скворцы. Для них лужа как озеро.         Забрались  они   бесстрашно    в  середину,  грудью   падают   на  воду, крыльями взбивают её,  привзлётывают… Брызги над лужей – фонтаном.        Скворцы   так   отчаянно   пищат,  что   сразу   можно   понять:   утреннее купание для них удовольствие.  множественный   выбор   –   выбор   правильного   ответа   из предложенных вариантов. Приём   «множественный   выбор»  (учащиеся   определяют   верность суждений, применяют часть знаний правила)    Укажите верные суждения: o o o o o ­ делитель может быть меньше делимого; ­ делитель может быть равен делимому; ­ делитель может быть равен 0; ­ делитель может быть равен частному; ­ делитель может быть равен 1; Укажите проверочные слова к слову лесной.  Лесная, лес, лесовичок, лесник, перелесок.  предвосхищение/прогнозирование   (приём   антиципации)   –   приём работы, направленный на развитие умения предвосхищать содержание текста. Чтение с остановками.             Николай Сладков «Песенки подо льдом» Это случилось зимой. У меня запели лыжи! Я бежал на лыжах по озеру, а лыжи пели. Хорошо пели, как птицы. А вокруг снег и мороз. Слипаются ноздри и стынут зубы. Лес молчит, озеро молчит. Петухи в деревне молчат. А лыжи поют! И песенка их — как ручеёк, так и льётся, так и звенит. Но ведь не лыжи же, в самом деле, поют, где уж им, деревянным! Подо льдом кто­то поёт, прямо у меня под ногами. Уйди   я   тогда,   и   подлёдная   песенка   осталась   бы   чудесной   лесной загадкой. Но я не ушёл... Я лёг на лёд и свесил голову в чёрный провал. За  зиму  вода  в озере  усохла, и  лёд  навис   над  водой,  как  лазоревый потолок. Где навис, а где обрушился, а из тёмных провалов курчавится пар. Но ведь не рыбы же поют там птичьими голосами?  Может, и вправду там ручеёк? Или, может, звенят рождённые из пара сосульки? А песня звенит. Живая она и чистая; такую ни ручью, ни рыбам, ни сосулькам не спеть. Такую только одно существо на свете может спеть — птица... Я стукнул лыжей по льду — песенка смолкла.  Я постоял тихо — песенка зазвенела опять. Тогда я что есть силы стукнул лыжей об лёд.   И сейчас же из тёмного подвала выпорхнула чудо­птица. Села она на край полыньи и трижды мне поклонилась. — Здравствуй, подлёдная певунья! Птичка опять кивнула и спела на виду подлёдную песню. —   А   я   ведь   тебя   знаю!   —   сказал   я.   —   Ты   —   оляпка   —   водяной воробей! Оляпка   ничего   не   ответил:   он   умел   только   кланяться   и   вежливо приседать. Снова юркнул он под лёд, и оттуда загремела его песня. Ну и что, что зима? Подо льдом ведь ни ветра, ни мороза. Подо льдом чёрная вода и таинственный зелёный полумрак. Там, если погромче свистнуть, всё зазвенит: эхо помчится, стукаясь о ледяной потолок, увешанный звонкими сосульками. Чего бы оляпке не петь! А нам чего бы его не послушать!  заполнение таблицы – приём работы, основанный на внесении в таблицу необходимой информации. Прочитай текст.   Допиши в таблицу недостающие сведения. ЖИЗНЬ БАБОЧЕК     Ты наверняка много раз наблюдал за бабочками. Они так красивы! Их узоры   на   цветных   крыльях   привлекают   наше   внимание.   Так   и   хочется тихонько подойти к «летающему цветку» и лучше рассмотреть загадочный рисунок на крыльях!      Некоторые бабочки получили своё название по названию растений. Разные бабочки откладывают яйца на разные растения, где есть тень, тепло и влага. Когда из яиц развиваются гусеницы, они питаются листьями этих самых растений. Примерно через месяц многие гусеницы быстро уходят в землю и превращаются   в   куколку   (кокон).   Через   многие   недели   и даже   месяцы   в   куколках   формируется   организм   бабочки.   Когда   створки куколки раскрываются, оттуда быстро выбирается бабочка. Через два часа она   уже   умеет   летать.   По   названию   кормового   растения   получили   своё название   бабочки   капустница, брюквенница.   крапивница,   репница,   боярышница, Название растения Боярышник Название бабочки   Брюква Капуста Крапива Репа           Стратегия «Таблица­синтез» Данная стратегия используется для развития рефлексивного восприятия информации. Она побуждает учащегося к диалогу с текстом, к критическому осмыслению его содержания. При первом восприятии текста заполняются первые две графы, а третья –   при   просмотре   содержания   первых   двух.   При   чтении   текста   можно предложить   ученикам   читать   в   паре.   Диалог,   возникающий   в   процессе подобного   парного   чтения,  может   впоследствии   перерасти   в   умение   вести диалог с текстом. В. Драгунский «Друг детства» Kлючевые   моменты текста (сообщения) На   чем остановилось внимание? Почему именно   на   этом остановилось внимание именно у меня? (анализ)       Обучение стратегии смыслового чтения включает в себя приобретение навыков: • различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения, оценки; • распознавания иерархии смыслов в рамках  текста – основная идея, тема и ее составляющие; • собственное   понимание   –   процесс   рефлексивного   восприятия культурного смысла информации.

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)

Некоторые методы и приёмы формирования навыка смыслового чтения (начальная школа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2019