Урок литературы в 7 классе
Тема: Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество писателя. Историческая основа поэмы «Русские женщины»
Цель:
Образовательная: познакомить учащихся с исторической основой поэмы;
Развивающая: развивать речь учащихся, навыки работы с поэтическим текстом;
Воспитательная: прививать любовь к истории государства, вечным ценностям.
Ход урока
Пленительные образы! Едва ли
в истории какой-нибудь страны
вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны!
Оргмомент.
1. Учитель: Для Н.А.Некрасова всегда заветным уголком была Карабиха. Он проводил здесь каждое лето на протяжении четырнадцати лет – лучших лет поэтической жизни. Охотничьи путешествия, встречи с крестьянами, наблюдения за жизнью деревни были благодатной почвой для появления многих произведений поэта.
Одной из центральных тем произведений, написанных здесь, была тема судьбы русской женщины. В Карабихе появились «Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос» и поэма о героическом прошлом страны «Русские женщины», посвящённая жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь.
2. Рассказ ученика о восстании декабристов.
3. Дополнение учителя. В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.
Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.
Вслед за мужьями в Сибирь последовали их жёны, хотя царь долго не давал разрешения на это.
В те времена путь в Восточную Сибирь был очень труден. Хороших дорог не было, железные дороги ещё не существовали. Ехать лучше было зимой по санному пути, пока реки были замёрзшими. Но путников подстерегали сильные морозы, метели и снегопады. Жёнам декабристов надо было преодолеть в зимний мороз около семи тысяч километров. Но их это не пугало.
Первой в Сибирь отправилась княгиня Трубецкая.
Декабрист А.П.Беляев напишет об удивительных женщинах так:
«Слава и краса вашего пола! Слава страны, вас произрастившей!
Слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности, таких чудных, идеальных жён! Вы стали поистине образцом мужества, твёрдости, при всей юности, нежности и слабости пола. Да будут незабвенны имена ваши!»
4. История создания поэмы.
Преданным жёнам декабристов Н.А.Некрасов посвятил поэму «Русские женщины». Приехав в Карабиху в 20-х числах мая 1871 года, поэт рассчитывал в середине лета ехать за границу, но работа над поэмой так захватила его, что он отказался от поездки за границу. Основная работа над текстом первой части поэмы «Княгиня Трубецкая» было закончена 23 июля 1871 года.
Узнав, что у Михаила Сергеевича Волконского, сына декабриста, хранятся записки матери, поэт выпросил разрешение прочесть их. Поскольку Волконская писала по-французски, а Некрасов французский знал плохо, записки читал и переводил М.С. Волконский. «Дело было в Петербурге. Читали три вечера,- вспоминает он,- …при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал со словами «Довольно, не могу», бежал к камину, садился и, схватясь руками за голову плакал, как ребёнок».
Здесь же, у Волконского, поэт набросал для
себя краткое изложение записок.
Эти наброски были использованы при работе над поэмой.
Жена брата поэта, Фёдора Алексеевича, вспоминала: «Однажды, после нескольких дней интенсивной работы, Николай Алексеевич пришел к брату сказал: «Пойдём в парк, под кедр, я буду читать «Русские женщины», я написал конец». Мы пошли, и поэт своим, немного глухим, голосом прочёл всю поэму. Мы слушали с затаённым дыханием и не могли удержаться от слёз. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение».
5. Комментированное чтение первых страниц поэмы.
- Какие чувства вызвала у вас поэма?
- Как вы сформулируете тему и идею произведения?
Произведение знакомит с поездкой жён декабристов в Сибирь вслед за своими мужьями. Поэт прославляет подвиг русской женщины во имя святого долга жены, несущей силу и поддержку своему мужу.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание:
* Подготовить выразительное чтение диалога губернатора с Трубецкой.
* Прочитать вторую часть поэмы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.