рабочий лист по истории России для 6 класса по теме: «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники». По учебнику история России по редакцией Торкунова. В ходе работы над материалом урока учащиеся закрепляют пройденный материал, работая с заданиями листа и текстом учебника изучают новую тему.
Тема урока: «Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники».
Дома: стр. 1519 стр. 19 задание 2 письменно, ТПО с. 810 задания 1, 4
Повторяем.
1. Дайте определения понятиям: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство.
Составьте с одним из этих терминов 2 предложения, раскрывающих смысл термина.
2. Объясните связь между окончанием ледникового периода и совершенствованием
орудий труда. Что такое составные орудия труда?
3. Перечислите главные особенности первобытнообщинного строя.
Изучаем новую тему
1. Работая в группе выясните:
А) В каком районе Земли впервые появилось земледелие и скотоводство?
Б) Почему переход к производящему хозяйству называют революцией? Что хотят
подчеркнуть используя это слово?
2. Сгруппируйте материал по теме: «Начало распада первобытного общества» в виде
таблицы
Основные черты первобытного общества
Признаки распада первобытного общества
3.Дайте определения понятиям: неолитическая революция, эксплуатация, соседская община,
вождество, союз племен, закон, правитель, государство, народность.
4. Составьте рассказ по иллюстрации на с. 17.
ПЕРИОД
ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ
ИТОГИ, ЗНАЧЕНИЕ
Палеолит
Выживание в суровых условиях.
Население Земли — 2 млн. Труд
способствовал активному развитию
мозга
сплочение членов праобщины.
Использование и поддержание огня.
Охота и собирательство
Коллективные приёмы загона
Освоение пещер, заслоны и навесы. и рук, речи и мышления,
Возникновение зачатков родовой
общины.
Распространение примитивных
религиозных представлений
(культы зверя, плодородия,
погребений). Появление искусства
как особой сферы общественного
сознания и деятельности человека
Закрепляя в образах искусства свой
трудовой, жизненный опыт, человек
расширял представления о
действительности. Искусство
способствовало укреплению связей
между людьмиМезолит
Умение добывать огонь.
Лук и стрелы, лодка, сеть,
составные орудия труда, иглы.
Приручение животных.
Распространение охоты на мелкую
дичь, морского зверя. Расселение на
север
Неолит
Освоение всех известных ныне
земледельческих культур,
одомашнивание важнейших видов
животных. Ремесло: керамика,
прядение, ткачество.
Оседлые поселения. Кочевники
(степь). Зачатки знаний по
астрономии, агрономии, медицине и
др. Изобретение колеса. Простой
колёсный и водный транспорт.
Объединение членов рода в племена
Век металлов Отделение ремесла от земледелия.
Прочные орудия труда.
Соседские (территориальные)
общины. Союзы племён. Законы.
Образование языковых групп
индоевропейской семьи, народов
(этносов)
Присваивающий тип хозяйства —
добыча и освоение готового.
Население Земли — около 10 млн.
Климат сменился современным, что
сделало возможным заселение всей
Европы, Южной Сибири.
Обмен опытом, навыками, единые
племенные языки
Единые корни многих современных
народов.
Переход к производящему хозяйству
(неолитическая революция).
Население Земли увеличилось — ок.
160 млн чел.
Повышение эффективности орудий
труда из металлов (медь, бронза,
железо). Второе разделение труда.
Развитие сообществ людей.
Появление имущественного,
социального неравенства.
Разложение родового строя.