Несколько слов о фонетике и орфоэпии

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 20.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал поможет учителю при изучении или повторении фонетики и орфоэпии в 5 - 6 классах
Иконка файла материала Несколько слов о фонетике и орфоэпии.pptx

Несколько слов о фонетике и орфоэпии

Зеленова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, г. Усть-Илимск, Иркутская область
2020 г.

Орфографическая разминка

Безударная гласная в корне

Вставьте пропущенные буквы:
К…р…ндаши в п…нале, д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м…лышей, уч…ник у д…ски, расп…сание уроков, сп…ртивный сн…ряд, р…бочая т…традь, т…варищ в к…мнате, оц…нить работу по мат…матике, отв…чать на п…терку.


Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в комнате, оценить работу по математике, отвечать на пятерку.

Проверь себя!

Распредели по группам: есть непроизносимый, нет.

Прекрас…ный, прелес…ный, грус…ный,вкус…ный, праз…ничный, чу…ство, пас…бище, здра…ствуй, со…нце, интерес…ный, уча….ствовать, счас…ливый, ус…ный, ужас…ный, ненас…ный, опас…ный, лес…ница.

Как называется система правил о написании слов и их частей?

Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .
Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….
Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … . Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].

Звуки речи и буквы. Алфавит.

Фонетика

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). - Здесь живет такая-то буква? - Да. - Не могли бы вы сейчас поработать? - А как? - Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... - В начале слова не работаю. - А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... - Простите, в таких местах не бываю. - Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? - Какие это буквы, будьте добры?.. - Первая - Н, а за ней -Ч. - Нет, туда не пойду. - А после Ч? Перед Т? - Если в глаголе - тогда с удовольствием. - Нет, в существительном. - Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Согласные звонкие и глухие.

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:
Б-п
В-ф
Г-к
Д-т
Ж-ш
З-с

Глухие без пары:
х, ц, ч, щ.
Звонкие:
й, л, р, м, н
- Стёпка, хочешь щец?
-Фи.

20.09.2020

9

Кривошеева Г.А.

Найди звук, соответствующий определенной характеристике:

всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В

Игра «Рассели «жильцов»


Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики








В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Звук под маской

Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].
Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.
Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

Игра «Наоборот»

Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова Лён – цифру;
из слова Лей – название дерева;
из слова Люк – большой мешок;
из слова Ток – домашнее животное;
из слова Шёл – неправду

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.

флаг
краб
вокзал

просьба
молотьба

грядка кружка резкий

Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».

Ключ к метаграмме

Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

Отгадай загадку!

Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как синее стекло, Скользко, весело, светло.
Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?
Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?
Сколько раз встречается звук [с]? В саду рос куст роз.

Подбери пару


К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
роль -
жар -
дрель -
гонец -
быль –
зыбь –

Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Волшебная сила звука

Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

Вывод:

определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.



Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`а з и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский)

Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения?

Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит

Орфоэпия - нормы произношения.

Антенна
Гантели
Штепсель
интервью

Термин
Тема
Текст
тенор

20.09.2020

24

Кривошеева Г.А.

Закончи фразу

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .

Подводим итоги урока.

Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Домашнее задание (на выбор):

сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
составить задания – тесты по теме;
устный развёрнутый ответ по одной из тем:
- Звукопись;
- Аллитерация;
- Особенности русского ударения
§ 31-33; составить ОК;
Упр. 368, 381(!)

Урок закончен!!!