Несколько слов о фонетике и орфоэпии
Оценка 4.7

Несколько слов о фонетике и орфоэпии

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
русский язык
5 кл—6 кл
20.09.2020
Несколько слов о фонетике и орфоэпии
Материал поможет учителю при изучении или повторении фонетики и орфоэпии в 5 - 6 классах
Несколько слов о фонетике и орфоэпии.pptx

Несколько слов о фонетике и орфоэпии

Несколько слов о фонетике и орфоэпии

Несколько слов о фонетике и орфоэпии

Зеленова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы, г. Усть-Илимск, Иркутская область
2020 г.

Орфографическая разминка

Орфографическая разминка

Орфографическая разминка

Безударная гласная в корне Вставьте пропущенные буквы:

Безударная гласная в корне Вставьте пропущенные буквы:

Безударная гласная в корне

Вставьте пропущенные буквы:
К…р…ндаши в п…нале, д…журный по ст…ловой, дн…вник в п…ртфеле, зв…нок на перемену, р…сунки м…лышей, уч…ник у д…ски, расп…сание уроков, сп…ртивный сн…ряд, р…бочая т…традь, т…варищ в к…мнате, оц…нить работу по мат…матике, отв…чать на п…терку.

Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в…

Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в…


Карандаши в пенале, дежурный по столовой, дневник в портфеле, звонок на перемену, рисунки малышей, ученик у доски, расписание уроков, спортивный снаряд, рабочая тетрадь, товарищ в комнате, оценить работу по математике, отвечать на пятерку.

Проверь себя!

Распредели по группам: есть непроизносимый, нет

Распредели по группам: есть непроизносимый, нет

Распредели по группам: есть непроизносимый, нет.

Прекрас…ный, прелес…ный, грус…ный,вкус…ный, праз…ничный, чу…ство, пас…бище, здра…ствуй, со…нце, интерес…ный, уча….ствовать, счас…ливый, ус…ный, ужас…ный, ненас…ный, опас…ный, лес…ница.

Как называется система правил о написании слов и их частей?

Как называется система правил о написании слов и их частей?

Как называется система правил о написании слов и их частей?

Ра…каз получился не очень интересный. В данном предложении в слове ра…каз надо писать … , потому что … . В конце этого слова слышится звук … , писать надо …. , потому что … .
Ярко светило со…нце, освещая верхушки деревьев. В данном предложении в корне слова со…нце следует писать букву …. , потому что ….
Лё…кие пушинки весело летели, обгоняя друг друга. В корне слова лё…кие слышится звук … , но следует писать … , потому что … . Внимание! Мы произносим буквы правильно: с – [эс], л - [эль], х – [ха], ш - [ша], к-[ка], р - [эр].

Звуки речи и буквы. Алфавит. Фонетика

Звуки речи и буквы. Алфавит. Фонетика

Звуки речи и буквы. Алфавит.

Фонетика

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

Лингвистическая сказка – загадка «Таинственная незнакомка»

Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу - какая, догадайтесь сами). - Здесь живет такая-то буква? - Да. - Не могли бы вы сейчас поработать? - А как? - Постоять в начале слова. Слово-то, понимаете, начинается, и надо, значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило... - В начале слова не работаю. - А тогда вот: место есть - между согласной буквой и буквой А, надо там поместиться и, значит ... - Простите, в таких местах не бываю. - Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга? - Какие это буквы, будьте добры?.. - Первая - Н, а за ней -Ч. - Нет, туда не пойду. - А после Ч? Перед Т? - Если в глаголе - тогда с удовольствием. - Нет, в существительном. - Ничем не могу вам помочь. Дверь захлопнулась. Какая это была буква? И как понять: в глаголе ей можно, а в существительном - не хочет?

Согласные звонкие и глухие. Большинство звонких и глухих согласных образуют пары :

Согласные звонкие и глухие. Большинство звонких и глухих согласных образуют пары :

Согласные звонкие и глухие.

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:
Б-п
В-ф
Г-к
Д-т
Ж-ш
З-с

Глухие без пары:
х, ц, ч, щ.
Звонкие:
й, л, р, м, н
- Стёпка, хочешь щец?
-Фи.

20.09.2020

9

Кривошеева Г.А.

Найди звук, соответствующий определенной характеристике: всегда твёрдый:

Найди звук, соответствующий определенной характеристике: всегда твёрдый:

Найди звук, соответствующий определенной характеристике:

всегда твёрдый: Д, Ж, М, Й, К, Ф
всегда мягкий: Л, К, Ч, П, Ц, Ф
сонорный: Н, П, С, Ш, Ф, Ц
не имеет пары по звонкости - глухости: Д, Й, П, Ж, Г, В

Несколько слов о фонетике и орфоэпии

Несколько слов о фонетике и орфоэпии

Игра «Рассели «жильцов» Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики

Игра «Рассели «жильцов» Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики

Игра «Рассели «жильцов»


Слова вьюга, ёж, баян, морковь, сшить, семья рассели в домики








В первый домик - слова, в которых количество букв и звуков совпадает.
Во второй – слова, в которых букв больше, чем звуков.
В третий – слова, в которых звуков больше, чем букв.

Звук под маской Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости

Звук под маской Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости

Звук под маской

Согласные звуки так могут влиять на соседей, что те изменяются до неузнаваемости. В слове сжать звук [ж] озвончает глухой [с] и превращает в своё подобие, а звук [п] в слове вперёд оглушает соседа, и мы слышим глухой звук [ф].
Один и тот же звук в соседстве с разными звуками может многократно изменяться.
Маски каких звуков носит звук [т] в словах отбой, оттенок, отцепить?

Игра «Наоборот» Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить: из слова

Игра «Наоборот» Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить: из слова

Игра «Наоборот»

Прочитай записанные слова, потом произнеси звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова Лён – цифру;
из слова Лей – название дерева;
из слова Люк – большой мешок;
из слова Ток – домашнее животное;
из слова Шёл – неправду

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку»

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку»

Одно слово поторопилось, разволновалось и в результате попало не в свою «семейку». Пожалуйста, помоги ему. Объясни его ошибку.

флаг
краб
вокзал

просьба
молотьба

грядка кружка резкий

Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа…

Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа…

Метаграмма (от греч. meta — между, gramma — буква) — разновидность шарад, загадок, в которых зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Разгадав одно из слов, нужно заменить в нем букву так, чтобы получилось новое слово. Задание: начни игру и закончи словом «РОТ».

Ключ к метаграмме Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком…

Ключ к метаграмме Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком…

Ключ к метаграмме

Рот – пот – пол – вол – вор – сор – сом– сок – бок – кок – кол – ком – лом – дом –дог – рог – рот

Отгадай загадку! Без досок, без топоров

Отгадай загадку! Без досок, без топоров

Отгадай загадку!

Без досок, без топоров Через реку мост готов, Мост – как синее стекло, Скользко, весело, светло.
Какое фонетическое явление происходит в слове - отгадке? Есть ли ещё слова в тексте этой загадки с подобным явлением?
Как надо действовать, чтобы не ошибиться в правильности написания таких слов?
Сколько раз встречается звук [с]? В саду рос куст роз.

Подбери пару К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в…

Подбери пару К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в…

Подбери пару


К каждому из данных слов подбери такое слово, чтобы первый звук в нём составлял пару по звонкости – глухости с первым звуком в исходном слове.
Доска - тоска
вол -
ноты -
роль -
жар -
дрель -
гонец -
быль –
зыбь –

Удалось ли полностью справиться с заданием? Объясни, почему.

Волшебная сила звука Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности

Волшебная сила звука Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности

Волшебная сила звука

Волшебную силу звука используют поэты в своих стихах, достигая с помощью их подбора и сочетания особенной выразительности.
Какие звуки помогают услышать гром в стихотворении Ф. Тютчева? Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые…

Вывод: определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи

Вывод: определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи

Вывод:

определённый подбор звуков способствует созданию выразительной картины в художественном произведении и нашей речи. Этот приём в литературе называется звукопись.
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы: «...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши».
К. Д. Бальмонт.
Звукоподражание шелесту, шороху.



Рассказ школьного портфеля. Знакомьтесь:

Рассказ школьного портфеля. Знакомьтесь:

Рассказ школьного портфеля.

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед. Ему уже двенадцать лет. Но говорит он до сих пор Не «коридор», а «колидор», «Дилектор входит в кабинет…», «Закрыт м а г`а з и н на обед…», «Хозяйка моет с т а к а н`ы…», «Секёт свеклу…», «Пекёт блины…». И до меня дошёл черёд: Портфель он «п`о р т ф е л е м» зовёт. Но мне не зря «Родную речь» Судьбой доверено беречь. И я придумал, не шутя: Пусть и его зовут П е т`я. - П е т`я! – несётся со двора, - Тебе домой идти пора! - Не трогай малыша, П е т`я, Ведь ты большой, а он дитя! «П е т`я» обижен на ребят: - Скажите, в чём я виноват? Я не ругался, не грубил И никого не оскорбил. За что же среди бела дня Отняли имя у меня? (Ю. Тимянский)

Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения?

Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения?

Как называется наука (раздел фонетики), которая изучает нормы современного русского литературного произношения, в частности нормы ударения?

Произносим правильно докумЕнт, а не докУмент, началА, а не нАчала, звонИт, а не звОнит, алфавИт, а не алфАвит

Орфоэпия - нормы произношения.

Орфоэпия - нормы произношения.

Орфоэпия - нормы произношения.

Антенна
Гантели
Штепсель
интервью

Термин
Тема
Текст
тенор

20.09.2020

24

Кривошеева Г.А.

Закончи фразу Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …

Закончи фразу Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …

Закончи фразу

Фонетика – это раздел языкознания, изучающий …..
Звуки мы …., а буквы …..
В русском языке … буквы, из них … обозначают гласные звуки, а … - согласные.
Не обозначают звуков буквы …. .
Шипящие звуки …. .
Мягкость согласного обозначается …., а также буквами … .
Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в следующих случаях: …. .

Подводим итоги урока. Закончи фразу

Подводим итоги урока. Закончи фразу

Подводим итоги урока.

Закончи фразу
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось …
Я попробую…
Меня удивило…
Мне захотелось…

Домашнее задание (на выбор): сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной; составить задания – тесты по теме; устный развёрнутый ответ по одной из тем:…

Домашнее задание (на выбор): сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной; составить задания – тесты по теме; устный развёрнутый ответ по одной из тем:…

Домашнее задание (на выбор):

сочинить собственную лингвистическую сказку по аналогии с прослушанной;
составить задания – тесты по теме;
устный развёрнутый ответ по одной из тем:
- Звукопись;
- Аллитерация;
- Особенности русского ударения
§ 31-33; составить ОК;
Упр. 368, 381(!)

Урок закончен!!!

Урок закончен!!!

Урок закончен!!!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2020