Аннотация
Проблема поддержания интереса к изучению иностранного языка на всех этапах обучения волнует многих учителей. Интерес к учению имеет большое значение для успешной реализации задач образования, воспитания и развития учащихся. Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно. Постоянная практика проведения нестандартных уроков в школе заставляет говорить и о жанровом разнообразии, и о структурных компонентах, и об актуальности проведения таких уроков в целом.
Как сделать каждый урок иностранного языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, творческую, мыслительную активность учащихся. Над этим вопросом работают многие учителя иностранного языка . Ведь общеизвестно, что большинство учащихся с большим желанием начинают изучать иностранный язык , но на среднем , а тем более на старшем этапе, речевая активность учащихся резко понижается. Организация активной речевой деятельности на уроке очень сложная задача. Её успешному решению в значительной мере способствуют совершенные приёмы обучения и организационные формы урока иностранного языка. Одним из способов выявления организационных форм и приёмов обучения, которые нравятся учащимся , явилось анкетирование, которое я проводила с учениками. Учащимся были заданы следующие вопросы:
1. Какая форма урока тебе больше всего нравится ?
2. На каких уроках ( проведённых в какой форме ) ты лучше всего понимаешь материал ?
3. Какие уроки тебе нравится ? Почему?
4. Если бы ты был учителем, какие уроки ты бы проводил?
Вот характерные ответы школьников:
«Мне очень нравится, когда учитель беседует с нами, выслушивает наше мнение», «Если бы я был учителем, я бы проводил уроки в виде диспута, соревнования, праздника», «Больше всего мне нравятся ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявлять свои способности, лучше узнаём друг друга », «Плохо усваиваю материал урока, когда учитель долго говорит сам», «Не люблю нудных, неинтересных уроков».
Ответы учащихся подтвердили правильность направления поиска резервов в повышении речевой активности учащихся. Одним из путей, ведущих к повышению речевой активности учащихся, является разнообразие средств и приёмов работы на уроке, использование нетрадиционных форм обучения. Но успешное овладение учащимися языком зависит не только от выбора формы урока, но и от того, насколько профессионально учитель смог использовать эти формы для достижения основных целей урока. Существует большое разнообразие средств и приёмов работы, направленных на повышение речевой активности учащихся. Мне бы хотелось остановиться на одной из главных активных форм обучения – это нестандартные формы урока.
Многие учителя широко используют нестандартные ( или нетрадиционные ) формы урока в учебно-воспитательном процессе. Нестандартными уроками обычно называют итоговые заключительные уроки по теме, проводимые в форме игры, смотра-конкурса, КВН, праздника знаний, концерта, конференции, диспута, экскурсии и т.д.
К нестандартным формам урока целесообразно прибегать при завершении или повторении темы, когда у учащихся есть необходимый запас слов, когда они получили нужную информацию по данной теме и у них сформировались навыки аудирования, говорения и чтения на основе пройденной лексики, закреплённых грамматических структур. Преимущество этих уроков состоит в том, что на них ребята видят результаты своей работы по теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности, причём эти умения оцениваются часто не одной, а несколькими оценками. Ученикам нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим интересом. Их привлекают интересная неожиданная форма урока и атмосфера общения. На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют себя раскованно. Подобные уроки оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие, повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже самых слабых. К преимуществам уроков такого рода можно отнести и то, что подобные уроки позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся. Как правило, если ребята заранее знают о проведении итогового нестандартного урока по теме, они серьёзнее готовятся к повседневным урокам.
Эффективность данной формы зависит от дифференцированного подхода к учащимся, учёта их языковой подготовки. При выборе форм нестандартного урока учитель должен учитывать возрастные особенности и интересы учащихся.
На начальном этапе обучения, когда уровень языковой подготовки учащихся невысок, я обычно останавливаюсь на таких формах нестандартного урока, как урок-игра, урокпраздник, урок-концерт, смотр-конкурс. На среднем этапе обучения я выбираю такие формы, как урок-КВН,урок-смотр знаний, урок-телемост, урок-викторина, урок-литературная гостиная. На старшем этапе, когда у учащихся сформирован навык неподготовленной речи, предпочтение отдаётся таким формам, как урок-конференция, урок-диспут, урок-семинар, урок-зачёт, так как на этих уроках ребята должны не просто пересказать чьи-то мысли, но ,прежде всего, выражать своё мнение по обсуждаемой проблеме. При выборе формы нестандартного урока я исхожу и от темы урока. Так при изучении темы «Москва-столица России», «Вашингтон-столица США», «Лондон- столица Великобритании» обобщающий урок целесообразно провожу в форме заочной экскурсии по городу. При изучении темы «Охрана окружающей среды » итоговый урок проходит в форме устного журнала или прессконференции и т.д.
Хотелось бы остановиться на разнообразных формах нестандартно урока и поделиться своим опытом их проведения.
Урок-экскурсия.
При заключении некоторых разговорных тем ( « В библиотеке», « В музее ») учителя в качестве итогового урока проводят урок-экскурсию. Преимущество этой формы урока состоит в том, что дети во время такой экскурсии на практике имеют возможность применять свои знания английского языка, В процессе такой игры-экскурсии учащиеся не просто говорят, но и играют роли «экскурсоводов», «работника музея», «библиотекаря» и гостей из стран изучаемого языка. Уроки-экскурсии обычно проводятся на среднем этапе.
Так, приступая к изучению темы «Книги. В библиотеке» сообщаю учащимся, что итогом их работы на уроке будет экскурсия в школьную библиотеку. Поэтому я предлагаю им пойти в библиотеку и обратить внимание на такие детали, как расположение мебели, стеллажей, книг, привлекших их внимание, т.е. необходимо заранее подготовить их к предстоящей экскурсии. Затем делю класс на две группы: «гости из Америки» и «экскурсоводы». По пути в библиотеку «экскурсоводы» знакомятся с библиотекарем, «гости» рассматривают помещение библиотеки, слушая рассказ «экскурсоводов». «Гости из Америки» задают вопросы «экскурсоводу». «Библиотекарь» расспрашивает «иностранных гостей» об американской школьной библиотеке. В заключении «американцы» рассказывают о знаменитых писателях: М.Твене, Д.Лондоне, О`Генри и др., а «хозяева» называют своих любимых писателей, читают стихи русских и американских поэтов. С помощью урокаэкскурсии учащиеся убеждаются в том , что могут на практике говорить по теме. Их привлекает необычная форма урока. Особенно охотно дети выступают в роли
«экскурсоводов».
Урок-беседа за «круглым столом».
Форма урока «за круглым столом» получила сейчас широкое применение. Содержание уроков составляет беседа по теме или проблеме, близкой и интересной учащимся. Учитель и ученики садятся за общий «круглый стол», составленный из парт. Таким образом, педагоги пытаются моделировать реальное общение на иностранном языке. Уроки-беседы «за круглым столом» обычно проводятся на заключительном этапе работы над темой, при этом выбираются те подтемы, при обсуждении которых можно организовать обмен личными мнениями и впечатлениями. Задача такого урока – практика школьников в диалогической и монологической речи, в аудировании; задачи воспитательного и развивающего обучения определяются спецификой и содержанием конкретной темы. Возможными темами уроков «за круглым столом» могут быть следующие темы:
-Знакомимся с семьями одноклассников.
-Как мы празднуем дни рождения и другие праздники.
-Как ты представляешь себе школу будущего?
-Чем планируешь заниматься летом?
Чтобы приблизить учебную коммуникацию к реальной, учителя стараются связать основную тему беседы с ранее освоенными темами, перевести общение в межтематический план. Уроки-беседы расширяют кругозор школьников, развивают их интересы, мыслительную активность и коммуникабельность, укрепляют чувство сотрудничества педагога с воспитанниками.
В своей работе я часто использую такую форму урока, как беседа за «круглым столом». Я провожу беседу обычно на заключительном этапе работы над темой, при обсуждении стараюсь организовать работу так, чтобы дети не только говорили заученное дома, но и обменивались личными мнениями и впечатлениями, включаю в беседу подготовленные и неподготовленные сообщения учащихся.Так, на уроке по теме «Любимые занятия и увлечения» ребята рассказывали о своих увлечениях: любители книг – о любимых авторах и домашних библиотеках, спортсмены – о тренировках, соревнованиях и спортивных достижениях, умельцы - о поделках, любители животных – о своих питомцах. Я заранее прошу ребят по возможности сопровождать свой рассказ презентацией коллекций книг, фотографий. Любители музыки приносят с собой диски с песнями своих любимых певцов. Девочка, которая любит печь и готовить, угощала ребят домашним печеньем. На таких уроках я стараюсь создать атмосферу доброжелательности и в своей речи использую только такие выражении, как « Who would like to tell us about…? I`d like to ask you about…You are welcome. Any more ideas? » и т.д. Я тщательно готовлю планы таких уроков-бесед, но не знакомлю с ними учащихся и не устраиваю репетиции, чтобы учащимся и мне было интересно на уроке. В конце такого урока я всегда отмечаю ребят, которые были наиболее активны во время беседы. Причём я твёрдо уверена, что плохие отметки за подобные уроки ставить вообще нельзя. Требование деликатного подхода к ошибкам в речи учащихся. справедливое в отношении всего урока, тем более важно для специализированного урока общения. По ходу беседы, я считаю, могут исправляться только те ошибки, которые грубо нарушают коммуникацию, вызывают непонимание речи, но это следует делать осторожно. деликатно. Вместе с тем в начале следующего урока мы с ребятами коллективно анализируем допущенные ошибки, я обращаю внимание учащихся на произношение ряда слов, на способы выражения той или иной мысли, на определённую грамматическую форму.
Успех уроков «за круглым столом » зависит от многих факторов: от уровня речевой подготовки школьников, от степени освоения темы, от качества плана-сценария урока и ещё от того, как учитель исполняет роль речевого партнёра: умеет ли он направить беседу, импровизировать, внимательно и заинтересованно слушать, адекватно и выразительно реагировать на высказывания учащихся–радоваться, удивляться, соглашаться, не соглашаться.
Ребятам нравятся такие уроки, так как их привлекает необычная форма проведения, а также и то, что они видят результаты работы над темой. Они получают удовольствие от самого факта общения на английском языке. Дружеская беседа позволяет увидеть в иностранном языке реальное средство общения, что благотворно сказывается на отношении со стороны учащихся к урокам и к изучению иностранного языка вообще.
Урок-cоревнование.
Этот вид нетрадиционного урока проводится на начальном и среднем этапе обучения. Для детей этого возраста характерны общительность, эмоциональность и свежесть восприятия. Ребята воспринимают то, что вызывает непосредственный эмоциональный интерес. Поэтому для поддержания интереса к языку. Надо поддерживать внимание детей на уроке и использовать занимательные сюжеты, игровые ситуации, интересные конкурсы. Урок-соревнование можно провести в форме популярных телевизионных игр, например «Звёздный час» или «Зов джунглей».Классное помещение оформляется в соответствии с темой урока и формой игры-соревнования. На доске помещаются опорные лексические и грамматические таблицы.
Если в классе две группы, изучающих английский язык, то подготовка к мероприятию облегчается. Урок-соревнование включает в себя разнообразные конкурсы, во время которых контролируются навыки употребления в устной речи изученной лексики, навыки устной ( монологической и диалогической) речи. Один из конкурсов ( обычно в конце урока) носит подвижный игровой характер. Игровой конкурс служит психологической разрядкой для детей и служит хорошим завершением урока. В конце урока учитель оценивает работу учащихся и подводит итоги урока.
Урок-эстафета знаний.
Обычно данный вид нестандартного урока я провожу на всех этапах обучения. Этот урок носит соревновательный характер, на уроке оцениваются результаты каждого ученика. Интенсивности урока способствуют разнообразные задания по всем видам речевой деятельности. Причём каждый ученик получает оценки по всем речевым навыкам.
На такой урок обычно в качестве жюри приглашаются несколько учителей или способных старшеклассников. При составлении плана урока-эстафеты предусматривается тренировка навыков устной речи, умений и навыков чтения АТ с общим охватом содержания, аудирования, отработка грамматических явлений и письма, а также тренировка умения задавать вопросы по содержанию текста.
Преимущество этой формы урока состоит в том, что за короткий срок (обычно два спаренных урока ) можно проконтролировать всех учащихся группы. Учитель имеет возможность объективно оценить умения и навыки учащихся во всех видах речевой деятельности.
Урок-семинар.
В последнее время учителя внедряют в практику преподавания на старшем этапе вузовские формы учебной работы, в частности разрабатывают уроки-семинары. Учитель выбирает эту форму урока по таким темам, по которым в учебниках мало материала, а тема сама по себе актуальна. При подготовке к таким урокам ученики используют разные источники: справочники, газеты, интернет ресурсы. Задания они выполняют в форме докладов, презентаций, тезисов, планов, рисунков, с которыми выступают на уроке. Все ученики принимают участие в обсуждении докладов, рецензируют, оценивают выступления своих одноклассников, дополняют ответы, участвуют в подведении итогов. На семинаре ученики рассматривают 4-5 вопросов. Так, на уроке по теме « Природа вокруг нас» учащиеся обсуждали следующие вопросы:
1.Кубань - наша малая Родина.
2.Богатства Кубани.
3.Природа просит помощи.
4.Твоё участие в охране окружающей среды.
Такая работа приучает учащихся более вдумчиво работать с материалом по той или иной теме, работать с карандашом в руке, делать пометки, выделять главное из большого объёма информации.
Урок-праздник.
Кроме всех выше перечисленных нетрадиционных форм преподавания иностранного языка в нашей школе стали традиционными уроки-праздники, которые мы проводим к английским и американским праздникам. Особой популярностью пользуются уроки, посвящённые таким праздникам, как День Святого Валентина и Рождество. Подготовку к таким урокам мы начинаем задолго до праздника. Вместе с детьми готовим оформление праздника, пишем сценарий, распределяем роли, готовим костюмы. За 10 дней до праздника пишем объявление, в котором приглашаем всех желающих посетить наш праздник. Приглашаем на праздник учителей и родителей. Красиво оформляем актовый зал. Сценарии подобных праздников пишем ежегодно. Уроки-праздники проходят интересно и надолго запоминаются детям.
Итак, в данной статье были описаны лишь некоторые из форм нестандартных уроков иностранного языка, но наблюдение за процессом обучения с использованием нестандартных форм урока или отдельных нестандартных по форме этапов урока показывает, что применение их даёт возможность привить учащимся интерес к языку, создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует речевую деятельность учащихся, способствует их речевой активности, даёт возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении. Для того, чтобы любой ребёнок получил от такого урока удовлетворение, научился тому или другому, запомнил его, ни в коем случае нельзя относиться к уроку формально, часто проводить одно и то же, заштамповывая новизну или, пробуя один раз, забыть.
Проведение от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, чёткой структурной продуманности, вдохновение детей на ту или иную идею, совместную подготовку чудесного праздника – всё это станет несомненным залогом вашего успеха в методике и практике проведения нестандартных уроков.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Е.Л. Базаркина. Английский язык.5-11 классы: нестандартные уроки .-Волгоград: Учитель, 2005.
2. Е.В.Дзюина. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы.- Москва :ВАКО,
2006.
3. Л.А.Кокорина, Н.Б.Кудаева. Проблема мотивации и творчества на уроках иностранного языка в условиях информатизации образования. – Армавир, 2004.
4.Л.А.Кокорина. Творчество педагога на уроках английского языка. - Армавир. 2006.
5. Л.В.Васильева. Предметные недели в школе. Английский язык.- Волгоград: Учитель, 2004.
(методические рекомендации)
Аннотация:
Написание тематического высказывания становится одним из самых востребованных умений в письменной речи старшеклассников. Ведь его пишут на ЕГЭ, всё чаще такой вид письма встречается на различных конкурсах и олимпиадах (в том числе всероссийской Олимпиаде школьников). Вашему вниманию предлагаются некоторые советы и рекомендации о том, как нужно выполнять задание С2.
На написание тематического высказывания отводится 40 минут, требуемый объем этой части составляет 200 - 250 слов. Рассмотрим формат тематического высказывания с элементами рассуждения.
Введение: начните с общего представления темы и раскрытия ее двойственного характера. Не повторяйте слово в слово название темы. Дайте собственную интерпретацию предложенной темы, используя перефраз, синонимы, пословицу или афоризм.
Основная часть: в отдельных абзацах(!), высказывается собственная точка зрения и рассматриваются другие точки зрения, а также высказываются мысли по поводу того, почему та или иная точка зрения кажется слабой или неубедительной.
Заключение: надо четко подвести итог сказанному, но при этом найти консенсус между противоречивыми точками зрения. Заключение должно строго соотносится с введением, но не повторять его и соответствовать теме.
Конечно, ученик выполняя работы, должен знать критерии оценки своего труда, чтобы ориентироваться на них. Данное задание оценивается по следующим критериям:
• Содержание (необходимо отразить все аспекты, указанные в задании, правильно выбрать стиль речи соответственно стилю высказывания). Максимальный балл 3.
• Организация текста (необходимо логично построить высказывания, правильно использовать средства логической связи, соответственно логике разделить текст на абзацы, правильно выбрать формат высказывания). Максимальный балл 3.
• Лексика (правильно использовать лексику, соответствующую поставленной задаче). Максимальный балл 3.
• Грамматика (правильно использовать грамматические структуры, соответствующие поставленной задаче). Максимальный балл 3.
• Орфография и пунктуация (избегать орфографических ошибок, делить текст на предложения с правильным пунктуационным оформлением). Максимальный балл 2.
Важно знать, что на экзамене оценивается прежде всего содержательная часть работы. Если письменное высказывание по содержанию не соответствует поставленной в задании задаче, то по критерию «Содержание» ставится 0 баллов, и по остальным критериям работа не оценивается.
Также необходимо обратить внимание на объем высказывания, обозначенный в задании. Если письменная часть значительно превышает объем, то часть, выходящая за его рамки, не проверяется. С другой стороны, если письменное высказывание меньше половины заданного, то задание не оценивается вовсе (так называемый «технический 0»).
Следует помнить, что тематическое высказывание – это не просто набор предложений, а связный текст. Данные ниже конструкции, слова и фразы могут помочь представить мысли логично и упорядоченно.
Для вводной части:
To start (to begin) with…; I’d like to begin by saying that …; It is well known that…; It is common knowledge that…;It is universally acknowledged that…; One cannot deny that…; The question arises… .
Для связи предложений в цельный текст:
Moreover, …; Furthermore, …; Let us know turn to…; With regard to…it should be said that…;It is important to realize that…; It is also important to know (to remember, to state) that…; We must not forget that…; It is worth mentioning that…; It is also important that…; It should be emphasized that…; I’d like to point out that… .
Для противопоставления/сравнения:
On the one hand…; On the other hand…; In contrast (with that),…; To compare with…; On the contrary….
Для представления своей точки зрения:
I believe that…; To my mind, ...; In my opinion,…; From my point of view… .
Для представления примеров:
For example…; For instance…; A case in point is…; I’d like to illustrate this point by describing…; I’m convinced that… .
Для подведения итогов/заключения:
In conclusion…; To conclude/sum up…; All things considered…; Taking everything into account/consideration…; As a result…; To conclude…; Thus, it becomes clear that…; I’d like to finish by saying that…; From what has been said it follows that….
Советы выпускникам:
• Планируя текст, решите, сколько должно быть абзацев и как распределить мнения (свое и других людей) по абзацам.
• В процессе написания текста обратите особое внимание на построение каждого абзаца. Начните каждый из них предложением, которое выражает основную мысль.
• Следует обратить особое внимание на употребление оценочной лексики и использование связующих слов между абзацами.
• Помните, что тематическое высказывание такого типа пишется неофициальным стилем. В нем необходимо четко изложить свои суждения и выразить не столько чужое, сколько свое мнение, подкрепляя его вескими аргументами.
• Проверяя работу с точки зрения содержания, обратите особое внимание на заключение, которое должно содержать основные выводы из всего текста.
• Проверьте, нет ли в работе грамматических ошибок или ошибок в написании слов, и вписывается ли она в установленный лимит слов.
Итак, все эти несложные рекомендации и полезные советы помогут вам в выполнении письменного задания на ЕГЭ. Желаем удачи!
Литература:
1. Гринченко Н.А.. ЕГЭ 2009. Английский язык. Справочник. Москва, « Эксмо», 2008
1. ьности учащихся современной школы. – www.festival.1september.ru – 2012.
В данной статье мы схематично представляем технологию «Дебаты», кратко обосновываем актуальность ее применения, предлагаем тематику дебатов на продвинутом этапе обучения, а также даем примерный план-сценарий проведения урока с использованием элементов данной инновационной технологии.Опыт нашей работы показывает, что использование технологии «дебаты» эффективно мотивирует учащихся к изучению английского языка и его практическому применению.
Дебаты – это обсуждение, публичный спор по какому-либо вопросу.
Мастерство публичных выступлений можно назвать основным коммуникативным умением, т.к. на протяжении всей жизни человека оценивают именно по эффективности устного общения с окружающими. В частности, данная технология помогает в подготовке обучающихся к устной части ЕГЭ по английскому языку. Технология «Дебаты» развивает:
1. умение логически и критически мыслить;
2. дискурсивные умения и навыки: умение начать и закончить выступление, аргументировать высказывание;
3. риторические умения;
4. уверенность в собственных силах;
5. способность работать в группе;
6. способность сосредоточиться на сути проблемы;
7. умение держаться на публике и владеть вниманием аудитории.
Очень кратко остановимся на правилах проведения подобного урока. Две группы учащихся в соответствии с регламентом излагают свои аргументы и контраргументы, которые могут быть подготовлены заранее, с тем, чтобы попытаться убедить выступающих в роли судьи в правоте своей точки зрения и риторических навыках. Участники могут задавать друг другу перекрестные вопросы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок у противника.
Технологическую схему «дебатов» можно представить следующим образом:
Этап подготовки: |
- составление плана - общее описание процедуры «дебатов» - характерные особенности действующих лиц |
Этап объяснения: |
- ориентация участников - определение режима работы - формулировка главной цели - постановка проблемы - работа с пакетом документов - психологическая подготовка участников |
Этап проведения: |
- процесс «дебатов» |
Этап анализа и обобщения |
- анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщение - рекомендации |
Возможна следующая тематика уроков – дебатов на старшей ступени обучения:
1. Мобильный телефон: помощник или враг?
2. Безопасны ли генетически модифицированные продукты?
3. Стоит ли запрещать деятельность папарацци?
4. Существует ли угроза ядерной войны?
5. Фастфуд: вы «за» или «против»?
6. СМИ играют важную роль в жизни общества. Вы согласны с этим утверждением?
7. Жестокость на телевидении может спровоцировать рост преступности.
8. Ваше мнение об опасности СПИДа.
9. Правительство России тратит огромные деньги на космические исследования. Это действительно стоит делать?
10. Нужно ли запрещать курение?
11. Необходимость школьной формы.
12. Преимущества и недостатки интернета.
13. Генная инженерия и клонирование. Насколько они необходимы человечеству?
14. Расизм - серьезная проблема в России.
15. Легко ли быть молодым?
Далее приводим примерный сценарий «дебатов» по теме:
“Проблемы экологии нашего города”
Рекомендуется проводить данное мероприятие в 9-10 классах после изучения темы “Экология”. Участникам предлагается высказаться по пяти основным проблемам, изложенным на карточках. Высказывания как учителя, так и выступающих звучат на
английском языке.
Учитель: Мы живем в чудесном городе на Волге, который хранит традиции прошлого. Мы гордимся талантливыми и преданными представителями нашего города. Они плавят металлы, производят ракетоносители и другое космическое оборудование, изготавливают шоколад и варят пиво, разрабатывают новые лазерные технологии и возводят прекрасные здания, выполняют уникальные операции, воспитывают и учат детей, вкладываются в развитие нашей культуры. Но, к сожалению, нельзя отрицать тот факт, что человеческая деятельность вызывает и проблемы, требующие безотлагательного решения. Вот некоторые из них.
Карточка 1 На набережной Волги, в парках и скверах нашего города обилие летних кафе. Ваше отношение к этому факту. |
|
|
|
Карточка 4 В Самаре огромное количество уличных рынков. Каково ваше отношение к этой проблеме? |
|
Карточка 3
Транспортные проблемы города Самары.
Карточка 5
Многие жители нашего города ставят гаражи во дворах домов, где они живут. Что вы об этом думаете?
Карточка 2
Граффити на стенах зданий в Самаре: это уличное искусство или вандализм?
Аргументы «за»:
1. Я думаю, летние кафе в наших парках и на набережной Волги являются любимым местом отдыха горожан в жаркий летний день. Музыка, играющая в кафе, привлекает множество молодых людей, которые могут купить там прохладительные напитки или мороженое, или просто поболтать с друзьями, наслаждаясь прохладой деревьев чудесным летним днем.
2. Я уверен, намного лучше проводить время в летнем кафе, чем употреблять наркотики или алкоголь. Кроме того, вам не надо уходить далеко от дома и тратить много денег. Вы можете приятно провести досуг в своем городе, никуда не уезжая.
3. Кроме того, можно получить удовольствие от общения в дружеской атмосфере кафе, особенно вечером, когда молодежь танцует под музыку. У вас появляется шанс найти новых друзей, и, как знать, возможно, именно здесь вы встретите свою «любовь на всю жизнь».
Словом, я думаю, летние кафе нужны в Самаре.
Вопросы выступающих «против»:
1. Действительно ли нужно такое большое количество летних кафе?
2. Употребляют ли в этих кафе алкоголь?
3. Тщательно ли соблюдают там чистоту?
Команда выступающих «за» дает ответы на вопросы оппонентов.
Аргументы «против»:
1. Боюсь, что не смогу согласиться с моим оппонентом. Во-первых, громкая музыка, играющая в летних кафе, мешает тем жителям, которые хотят насладиться покоем и тишиной природы, гуляя в парке или по набережной.
2. Во-вторых, качество еды, которую готовят в этих кафе, оставляет желать лучшего. Кроме того, цены неоправданно завышены.
3. В-третьих, я уверен, кафе загрязняют окружающую среду, так как производят множество отходов. Убираются там поверхностно: множество пластиковых бутылок, банок и бумажного мусора остается на улице. Я обеспокоен экологией нашего города, поэтому я думаю, необходимо сократить количество летних кафе на набережных, в парках и скверах Самары.
Вопросы выступающих «за»:
1. Знаете ли вы другие места, где столь же много посетителей по вечерам?
2. Видели ли вы огромные мусорные контейнеры, находящиеся возле каждого кафе?
3. Знаете ли вы о штрафах владельцам кафе за громкую музыку после 23.00?
Представители двух команд высказывают свои аргументы и контраргументы по данным проблемам, следуя вышеизложенной схеме.
Учитель: Большое спасибо командам. Все участники высказывались четко, серьезно и убедительно. Главным в нашей дискуссии стало осознание того факта, что мы должны сделать все, чтобы Самара стала экологически чистым, удобным и безопасным местом для жизни горожан. Я получила удовольствие от урока. Послушаем наших уважаемых судей. Выступление жюри. Подведение итогов дебатов.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. “Samara Life”. – Самара, 2005.
2. Ахмеджанова С.В. «Методические разработки мероприятий на английском языке для учащихся различных ступеней обучения». – Самара, 2007.
3. Конышева А.В. «Организация классных часов на английском языке». – Санкт-Петербург: «Каро»., Минск: «Четыре четверти», 2004
4. Малаканова О.В., Лебедянцев С.В., Ганс Е.С. «Антикоррупционное воспитание школьников в системе гражданского образования: активные методы». – Самара: Самарский Научный Центр РАН, 2003.
5. Светенко Т.В.“Путеводитель по дебатам”, Москв., Бонфи, 2001
Неоспоримое преимущество Всемирной паутины в том, что она представляет собой неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался найти там хоть что-либо, эта процедура приносит одни разочарования, требуя при этом значительных затрат времени и эмоций. По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за нужной информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. Одно из возможных решений данной проблемы связано с использованием структурного подхода, который дает ученикам возможность использовать свой труд более продуктивно, соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы новыми способами, а также применяя творческие способности и навыки проблемного мышления. Эта технология называется вебквест.
Под вебквестом (от англ. quest - путешествие) понимают образовательный сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Такие вебквесты создаются для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему.
Основным преимуществом вебквеста является то, что вместо того чтобы заставлять учащихся бесконечно блуждать по Сети в поисках необходимой информации, учитель дает им список web-сайтов, соответствующих тематике проекта и уровню знаний. Конечно же, дети должны будут зайти на эти сайты в поисках необходимых сведений, однако благодаря предоставленному заранее списку нужных ресурсов они не затеряются в Интернете и не станут бесцельно блуждать в нем, вместо того чтобы заниматься своим проектом.
Вебквест имеет четкую структуру. Работая по заранее подготовленному плану, учащиеся индивидуально или в группах выполняют все этапы предложенной исследовательской работы. Главным преимуществом вебквеста перед такими заданиями на основе ресурсов Интернета как тематический список ссылок (Hotlist)является реальная экономия времени,более того, учитель вполне может обезопасить своих учащихся от «вредоносной» информации.
Вебквест состоит из следующих разделов:
Введение (Introduction) – краткое описание темы вебквеста. Этот раздел предназначен для привлечения интереса учащихся.
Задание (Task) – формулировка проблемной задачи и описание формы представления конечного результата.
Порядок работы и необходимые ресурсы (Process) – описание последовательности действий, ролей и ресурсов, необходимых для выполнения задания (ссылки на Интернетресурсы и любые другие источники информации), а также вспомогательные материалы (примеры, шаблоны, таблицы, бланки, инструкции и т. п.), которые позволяют более эффективно организовать работу над вебквестом.
Оценка (Evaluation) – описание критериев и параметров оценки выполнения вебквеста, которое представляется в виде бланка оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в вебквесте.
Заключение (Conclusion) – краткое описание того, чему смогут научиться учащиеся, выполнив данный вебквест.
Использованные материалы — ссылки на ресурсы, использовавшиеся для создания вебквеста.
Комментарии для преподавателя (Teacher page) – методические рекомендации для преподавателей, которые будут использовать вебквест.
Зачем нужно использовать вебквесты? Перечислим их главные достоинства:
1) вебквесты дают учителю четкое представление того, как проводить проектную работу; 2) модель работы с вебквестами используют огромное число учителей в самых разных странах, поэтому в Сети можно найти много интересных разработок. Начать можно с выбора готового продукта и использовать его без изменений (или, может быть, слегка изменив);
3) в Интернете имеются шаблоны, которые могут быть весьма полезны учителям, желающим создавать свои собственные вебквесты, различные задания, которые подходят к предложенной технологии, массу методических советов для учителей о том, как и где найти полезные сайты при создании вебквеста, а также список поисковых систем и инструкции по их использованию;
4) учитель предоставляет список сайтов, который ученики используют при выполнении проекта. В итоге на поиск необходимой информации они тратят меньше времени, чем на выполнение задания;
5) и наконец, возможно, одна из самых главных причин, почему следует использовать технологию вебквестов при обучении иностранным языкам, - это то, что многие ваши ученики будут с удовольствием работать по этой технологии для повышения уровня владения языком. Сайты web-квестов:
http://edweb.sdsu.edu/webquest/ - страница государственного университета Сан-Диего, один из лучших сайтов для начала знакомства с технологией web-квестов;
www.learning.worcestershire.gov.uk/WebQuests/inex.htm - британский сайт web-квестов; www.ozline.com/learning - австралийский взгляд на web-квесты; www.education-world.com/a_tech/tech011/shtml - американский сайт, на котором можно найти статью о создании web-квестов в образовательных целях. Создание web-квестов: шаблоны и инструкции: http://edweb.sdsu.edu/webquest/templates/lesson-template1.htm - пошаговые инструкции, сведенные в шаблон, облегчающий создание собственного web-квеста;
http://edweb.sdsu.edu/webquest/Process/WebQuestDesignProcess.html - таблица с объяснениями каждого этапа создания web-квеста; http://edweb.sdsu.edu/webquestLesson Template.html - список шаблонов различных типов web-квестов.
Задания для web-квестов:
http://edweb.sdsu.edu/webquest/taskonomy.html - описывает 11 различных типов заданий для web-квестов с примерами.
Советы по использованию поисковых систем:
www.education-world.com/a_tech/tech011/shtml - описание поисковых систем для учителей и учащихся;
http://edweb.sdsu.edu/webquest/serching/sevensteps.html - прекрасная инструкция по эффективному использованию поисковых систем, написанная понятным языком.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Бенц Ф. Применение веб-квестов в учебной деятельности — http:// www.natalia-chimera.ru/view.php?id=42
2. Бобровских О.Н. Использование веб-квестов в обучении (на примере английского языка): [электронный ресурс] http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html
3. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные
технологии в образовании. ИТО-99". - http://ito.bitpro.ru/1999
4. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001 –
http://ozline.com/learning/webtypes.html
Из-за огромной информации, которую поглощают наши школьники сегодня, порой трудно бывает на уроках удержать их внимание и организовать работу, особенно на теоретических «скучных, замудрённых» темах, поэтому я предлагаю взглянуть на решение данной проблемы. Использование технологии опорных схем сможет облегчить работу педагога и заинтересовать каждого учащегося в отдельности.
По мнению Л. М. Фридмана главной задачей школы является, во-первых, развитие самодеятельности учащихся в учебном процессе, чтобы доминирующими мотивами учебной деятельности учащихся мотивы познания окружающего мира. Во-вторых, в обучении учащихся собственной деятельности по овладению учебным предметом. Учитель должен не учить, а помогать учащимся учиться.
Развитие самодеятельности и самоорганизации учащихся в учебном процессе предполагает такую организацию, при которой учащиеся чувствовали бы себя полноправными субъектами этого процесса, умели бы организовать свою деятельность по изучению иностранного языка и овладению им.
Ярким примером реализации принципов развития самодеятельности и самоорганизации является использование учителем визуальных средств обучения (схем, таблиц, рисунков, визуальных опор) на уроке грамматики английского языка.
В обучении английскому языку могут быть использованы опорные схемы, разработанные на странице http://vk.com/learnenglish «Визуальный английский», которые очень удобны для запоминания английских правил. Приведённые ниже схемы взяты оттуда.
Опорные схемы представляют собой словесно-графическое отображение изучаемого практического вопроса, логически разделенного на основные и второстепенные элементы. Схемы могут с высокой эффективностью применяться учителями на занятиях, а обучаемыми - во время самоподготовки.
В своей работе при объяснении грамматики я обращаюсь к технологии опорных схем.
С 5 класса учащиеся заводят специальную тетрадь по грамматике Grammar Copybook, где заносят все правила, пройденные на уроках. Эта тетрадь служит им до 9-11 класса.
Из года в год правил становится всё больше, потому учащиеся по мере необходимости обращаются к схеме и вносят дополнения в первоначальной записи при изучении некоторых тем, например «Артикли».
Известно, у человека работают в разной степени все три механизма памяти: слуховая, зрительная, двигательная. И если в процессе обучения все они целенаправленно используются, то уровень усвоения нового материала повышается. При объяснении нового материала с помощью опорных сигналов работают зрительная и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов как контрольном моменте усвоения знаний подключается двигательная (моторная) память.
Технология опорных схем на уроках английского языка ведёт к речевому развитию, так и грамотности учащегося. А далее развиваются такие умения как способность самостоятельно мыслить, выражать свои чувства, доказывать свою точку зрения.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Принципы обучения грамматике и лексике на уроках английского языка http://infoenglish.info/publ/1-1-0-326
2. Ардашаева Л. Е. Опорные схемы и конспекты на уроках русского языка и литературы. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-10.htm. - В надзаг: Центр ди станционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Аннотация
В этой статье я изложила основы, которые могут быть использованы для разработки урока по аудированию. Они развивают умение слушать. Умение слушать является одним из самых сложных навыков и одним из самых важных в изучении английского языка. Для изучения английского языка неотъемлемой частью учебного процесса служит прослушивание аудио материалов на различные темы, которые легко можно найти в сети интернет и, непосредственно работа с интерактивной доской.
Восприятие на слух - это одно из средств обучения говорению. "Именно с предъявления на слух начинается большинство новых тем. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава и его грамматической структуры.
В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т. д.
Первое, о чём хотелось сказать, это о месте аудирования в системе уроков. Этот вид деятельности в той или иной степени присутствует на каждом уроке, так как учитель всегда старается обращаться к ученикам на английском языке, ученики также, выполняя задания даже по чтению, задают вопросы друг другу и отвечают на них в устной форме. Я хочу вам показать, как я использую аудиозаписи и интерактивную доску при работе с учениками на уроках, а также привести ряд упражнений для обучения аудированию.
Для начала, учителю необходимо выбрать небольшой диалог или текст на аудиозаписи, к которому прилагается печатный текст. Учитель заранее прорабатывает текст для дальнейшей работы с ним в классе.
Работу с аудиозаписью можно поделить на 10 этапов.
1.Учащиеся дважды прослушивают аудиофайл, не глядя на текст. Текст находится на интерактивной доске, но он вначале скрыт от учащихся.
2. Ученики должны попытаться понять, что говорили ораторы. В сильных классах они должны изложить на английском языке, то, что они поняли из диалога. В слабых классах (или даже просто слабым учащимся) разрешается рассказать на русском языке все, что они поняли.
3. Далее учащимся предлагается выбрать верные слова, спрятанные в тексте с пропусками (открывается текст на интерактивной доске, ранее закрытый).
Заданий столько, сколько спрятанных слов в тексте. Каждое задание имеет четыре варианта ответа, где один является верным. Учащиеся, используя свои пульты, выбирают верный, по их мнению, ответ. Варианты должны быть направлены на выбор лексического значения и на правописание.
4. Теперь учитель открывает исходный текст, и учащиеся проверяют правильность их выбора ответа. Они обращают внимание на то, какие слова было трудно услышать и правильно ли были они написаны.
5. Ученики прослушивают еще раз аудиозапись с опорой на текст.
6. Дети читают вслух диалог без звукового файла. Проделывают это они 2-3 раза. Они пробуют скопировать произношение, ритм и тон английского языка.
7. Учитель предлагает учащимся прослушать аудиофайл и прочитать диалог в тоже время. Иными словами, говорить вместе с оратором. Пробуют это они 2-3 раза, чтобы воспроизвести тон и ритм английского оратора на аудиофайле. Для этого необходимо сконцентрироваться на произношении, ритме, тембре и скорости. Если есть такая возможность, то можно замедлить запись аудиофайла. Использование медленной записи поможет связать слова вместе более естественно. Также можно записать речь учащихся, а затем сравнить их голос с носителем языка на аудиофайле.
8. Теперь дети слушают аудио еще раз, не читая текст, т.е. не глядя на экран. На этот раз учащиеся понимают разговор отлично. Также они пробуют проговаривать диалог вместе со звуком.
9. Наконец, учащиеся пробуют рассказывать диалог или его части, без аудиосопровождения и текста. Необходимо настроить детей на то, что это процесс обучения и с каждым разом будет все легче и легче воспроизводить и понимать англоязычную речь.
После многократного прослушивания и проговаривания того же самого диалога, дети автоматически изучают грамматику и слова (лексику) без особых усилий.
10. И заключительный этап - это запись новых слов в тетрадь с переводом.
Так же можно использовать разнообразные упражнения при обучении восприятия на слух.
Упражнения делятся на три группы:
1.Упражнения, предваряющие слушание (предтекстовые)
а) ознакамливают слушающего с типом текста и создают условия для прогнозирования;
б) используют предтекстовые вопросы;
2.Упражнения, выполняемые в процессе слушания (притекстовые). Например:
а) соотнесение содержания прослушанного текста с рисунком;
б) слушание с фиксацией отдельных языковых средств (ключевых слов, географических названий, имен главных героев и т.д.).
3.Контролирующие упражнения (послетекстовые), завершающие работу над аудированием:
а) ответы на вопросы по прослушанному тексту;
б) подбор заглавия к прослушанному тексту из предложенных вариантов; в) обсуждение текста.
Итак, как вы видите, в этой работе я попыталась описать основы для развития прослушивания, которые могут быть применены к любому прослушиванию текста. Разумеется это не единственный способ. Учитель может искать новые подходы в развитии понимания речи на слух.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ:
1. Nik Peachey, A framework for planning a listening skills lesson, http://www.teachingenglish.org.uk, 2010
2. Александр Люкc, Роль аудиозаписей в изучении английского языка http://www.english-easy.info, 2009
3. Ane Lawson, How to use the audio lessons, http://www.dailystep.com
4. Ляховицкий М.В., Применение звукозаписи в обучении ин. языкам. Учебное пособие для вузов. - М.: Высшая школа, 1973. 5. Самойлова Г.А. Упражнения для обучения аудированию. – Иностр. языки в школе, 1973 г. №5.
6. Аудио файлы на английском языке, http://www.englishonlinefree.ru/audio.html
7.Аудиоматериалы для изучения английского языка, http://www.multikulti.ru/English/info/English_info_129.html
Не смотря на то, что Интернет представляет собой богатейший источник разнообразной информации, не всегда легко найти в нём нужные сведения, т.к. процесс поиска может занять много времени и эмоциональных затрат. По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отсылать учащихся за информацией в Интернет вовсе не так просто, как кажется на первый взгляд. На помощь педагогам пришёл веб-квест, который стал одним из популярных видов образовательных интернет-технологий. В данной статье на примере создания собственного образовательного веб-квеста автор рассматривает требования к его структурной организации, даёт характеристику отдельным элементам, приводит отличия веб-квеста от обычного формата урока с применением проектных технологий. Не исключается возможность дополнения традиционной структуры веб-квеста новыми элементами с использованием ряда онлайн-инструментов, таких, как электронные таблицы, ментальные карты, ленты времени, онлайн-доски и тесты. По мнению автора, это способствует созданию условий для большей мотивации учащихся к обучению, повышению интереса к исследовательской деятельности, развитию информационной компетентности, креативности и личностных качеств.
Проектное обучение, проблемно-ориентированное обучение и поисковое обучение – все три тесно связаны с процессами поиска, осмысления и переработки информации. Все они хорошо вписываются в богатую технологиями среду обучения, где упор делается не на используемое аппаратное и программное обеспечение, а на сам опыт обучения. В каждом случае технология – это средство облегчения процесса обучения. Это могут быть сервисы для организации идей (ментальные карты), поиска текущей информации (онлайн новости), или представления существующих идей (презентации PowerPoint, Prezi и др.).
Что касается меня, я нашла хорошую форму, сочетающую все три вышеупомянутых метода обучения. Это – веб-квест. Веб-квест - формат урока, ориентируемый на поиск, в котором большая часть информации или вся информация, с которой работают ученики, поступает из сети.
Данная модель была разработана Берни Доджем, профессором педагогики из университета Сан-Диего, США в 1995. Это - способ полезного использования Интернета с одновременным вовлечением учащихся в те виды мышления, которые требуются в XXI веке: анализ, синтез и оценка информации.
Веб-квест представляет собой личностно-ориентированный, проектный подход к обучению, направленный на запрос и переработку информации, обеспечивающий аутентичную среду для решения проблемных вопросов и коллективного сотрудничества, стимулирующий развитие творческого и критического мышления.
В данной статье хочу поделиться своим опытом создания веб-квеста по страноведению «Открывая для себя Техас». Он был составлен для учащихся 9 класса, занимающихся по программе элективного курса «Об Америке вкратце». Думаю, что итоговые электронные продукты и онлайн-ресурсы, созданные ребятами при работе над веб-квестом, могут найти успешное применение учителями на уроках английского языка в качестве дополнительного материала по страноведению. Меня же, прежде всего, побудил включить учащихся в данную работу тот факт, что на протяжении 18 лет наш областной город Саратов поддерживает дружеские связи с техасским городом-побратимом Далласом. Я надеялась получить следующие личностные, метапредметные и предметные результаты:
Личностные результаты:
- Формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремления к самосовершенствованию.
- Профессиональная ориентация учащихся, способность выполнять различные социальные роли.
- Понимание возможностей самореализации посредством иностранного языка.
- Формирование коммуникативной компетенции межкультурного общения.
- Развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие и дисциплина.
Ожидаемые метапредметные результаты:
- Развитие коммуникативной компетенции, в том числе способности к сотрудничеству с окружающими людьми.
- Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией:
поиск и выделение необходимой информации, обобщение и закрепление информации.
- Расширение пользовательских возможностей работы с компьютером.
- Выработка умения семантического чтения, возможности прогнозировать содержание текста на основе заголовков / ключевых слов.
- Осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.
Предметные результаты:
- Сообщить краткие сведения о достопримечательностях штата Техас.
- Формировать лексическую базу на основе страноведческого материала.
- Получить представление об особенностях техасской культуры и истории штата.
- Понять роль иностранного языка в современном мире.
Всякий веб-квест предполагает определённую структуру:
Введение
Вводная часть, которая знакомит учащихся с темой веб-квеста, вовлекает в работу и вызывает интерес.
Задание, вопрос или постановка проблемы
В этой части веб-квеста ставится проблема или задача, представленная для решения.
Процесс
В данной части веб-квеста находится пошаговая инструкция, помогающая учащимся выполнить задание. Каждый шаг следует подробно расписать. Например, деление на группы, распределение ролей учащихся, порядок выполнения заданий, оформление, срок сдачи и так далее. Источники
Здесь содержатся ссылки на веб-ресурсы, книги и учебники. Процесс поиска информации может занять время, поэтому рациональнее направить учащихся, подобрав заранее ссылки на материал по теме.
Оценивание
Заключение
Заключение содержит в обобщенном виде итог прохождения веб-квеста: знания, которые получат учащиеся, идеи о продолжении работы над этой темой, обратная связь/рефлексия учащихся.
Итак, веб-квест «Открывая для себя Техас», начался с введения, погружающего участников в сценарий и обеспечивающего некоторой справочной информацией. Я решила мотивировать ребят своими личными наблюдениями о том, что многие туристы, посещая США, непременно стремятся попасть в этот штат. Интересно, почему? В этом я предложила разобраться на «собственном» опыте.
Так как работа в рамках веб-квеста предполагает разделение участников на группы, которые берут на себя исполнение конкретных ролей, я предложила учащимся самим выступить в роли туристов, причём представляющих различные профессии. Это было сделано для того, чтобы с учётом профессиональной и личностной заинтересованности распланировать туристические маршруты по штату Техас и на своём опыте понять причины интереса туристов к этому штату. Мы решили организовать группы политиков, архитекторов, историков, спортсменов и натуралистов, каждая из которых получит свою специфическую задачу. Здесь же уточнила формат и детали конечного продукта, который должны представить учащиеся. Это могли быть презентации (в том числе online), видеофильмы, линейки времени и карты с нанесением туристических маршрутов. Задание попыталась сделать выполнимым и интересным. Мотивационная ценность вебквеста увеличивается при включении в него заданий, стимулирующих интерактивное общение участников через e-mail, веб-документы и сервисы совместной работы (глоги, online-доски). Всё это и было предложено попробовать учащимся. В качестве подготовки ребят к работе в сети я предложила им разбиться на группы согласно их интересам и зарегистрироваться в сетевой таблице, размещённой в документах Google. Затем с помощью онлайн-инструмента для составления ментальных карт Mindomo выяснила уровень стартовых представлений учащихся о штате Техас. Так с помощью приёма визуализации имеющихся знаний, применённого учителем, ребята пришли к выводу об их недостаточности, и появилось желание их восполнить.
Веб-квест отличается от обычного урока, прежде всего, тем, что предполагает активное использование ресурсов интернета его участниками (хотя также могут применяться и традиционные источники получения информации). Причём учитель сам предлагает адреса необходимых сайтов, т.к. блуждание учащимися по сети без ясной цели в голове представляет довольно сомнительную образовательную ценность. И в данном случае учащиеся расходовали своё время, ИСПОЛЬЗУЯ информацию, а, не выискивая её в сети.
Следующий шаг планирования веб-квеста включает приведение в соответствие требований со стандартами и системой оценивания. Другими словами, ваша деятельность должна помочь учащимся развить качества, обозначенные в образовательных стандартах, и ваши оценки должны определить, могут ли обучающиеся выполнить задание на установленных вами уровнях. Стоит подробно описать требования, по которым будет оцениваться работа учащихся. На мой взгляд, здесь стоит использовать модель оценивания с приведенными критериями, баллами и словесным описанием. Таким образом, оценивание становится прозрачным, и учащиеся имеют четкое представление о том, как оно будет осуществляться.
Веб-квест – это не просто отчёт или пошаговое учебное задание. Побудить учащихся попросту «профильтровать» содержание сайтов и сделать по ним презентацию – этого совсем недостаточно. Здесь требуется задействование более высоких уровней мышления, а именно: анализировать, синтезировать полученную информацию, проявлять творчество, решать проблемные вопросы, выносить суждения и делать заключения. Чтобы научит этому, учитель может обеспечить учащихся некоторым руководством о том, как организовать приобретенную информацию. Оно может иметь форму направляющих вопросов, или направлений для завершения всей организационной структуры, как например, графики времени, ментальные карты, или причинно-следственные диаграммы. Для моей группы историков я посоветовала воспользоваться линейкой времени. Таким образом, они сумели организовать историческую информацию о штате Техас с помощью онлайн-сервиса Dipity.com.
Чтобы сравнить начальные страноведческие знания учащихся с приобретенными в процессе выполнения веб-квеста, им было предложено пройти онлайн-тест и проверить, на сколько процентов они «являются» техасцами. Насколько неожиданно было знать, что они - техасцы на 80%!
Заключительный шаг выполнения веб-квеста – это создание некоего материального творческого продукта, будь то веб-сайт, видеофильм, устная презентация и т.д. Мои учащиеся сделали несколько презентаций в редакторе PowerPoint и онлайн-презентаций с помощью сервиса для коллективной работы Prezi.com, буклет, проложили пять туристических маршрутов для путешественников-профессионалов, несколько видеороликов и озвучили кинофрагменты.
Своей работой ребятам захотелось поделиться с другими учениками, учителями и родителями. Поэтому организовали урок-защиту проектов в виде открытой телевизионной студии.
Мы учимся, погружаясь в работу и выполняя задания, но обучаемся лучше, если обсуждаем то, что мы сделали. Вот почему на заключительном этапе веб-квеста мы с учащимися организовали обратную связь. Опять на помощь пришёл веб-инструмент – онлайн-доска Stixy.
В суждениях учащихся ценно то, что на первый план они ставят приобретённый опыт совместной работы, чувство команды и потребность в применении освоенных в ходе вебквеста информационных технологий.
Более подробно познакомиться с выше описанным веб-квестом, его структурными компонентами, возможностями применения новых онлайн-сервисов в процессе обучения и посмотреть работы учащихся вы сможете на сайте: https://sites.google.com/site/vebkvestdiscoveringtexas/
Где можно разместить веб-квест? – На сайте или блоге, также в Интернете существует ряд бесплатных шаблонов для создания веб-квестов, что во многом облегчит вашу работу. Наиболее популярны при создании веб-квестов сайты Google, Яндекс. Народ., Ucoz.- бесплатный конструктор сайтов.
В заключение хочется обратиться к современным, творческим, ищущим педагогам: Вы непременно должны испробовать технологию веб-квест, если хотите взять своих учеников в захватывающую экспедицию по Интернету, создавая динамичную обучающую окружающую среду, которая поставит ваших учащихся в центр действия!
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ 1. Информационные технологии в обучении языку. [Электронный ресурс]. – режим доступа:
http://www.itlt.edu.nstu.ru/webquest.php#lit9, 2012
2. Lamb A. Locate and Evaluate WebQuests. / EduScapes. Teacher Tap. Internet resourses.Webquests [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://eduscapes.com/tap/topic4.htm, 2000-2004 3. Андреева М.В «Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам». Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. – М., 2004.
4. Быховский Я.С., «Образовательные веб-квесты» [Электронный ресурс] // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99". – режим доступа: http://ito.bitpro.ru/1999 5. Вершинина Л.Н., [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://sites.google.com/site/vebkvestdiscoveringtexas/, 2012
Аннотация
В данной статье рассматривается применение инновационных технологий в обучении английскому языку преподавателями гимназии №196 города Санкт-Петербурга, а именно электронно-образовательных ресурсов (ЭОР). Описаны достоинства и необходимость применения инновационных технологий, влияние на успеваемость, мотивацию учащихся и изменение результатов обучения, повышение заинтересованности учащихся, их самостоятельности и способности к самоконтролю. Существует огромное множество ЭОР, используемых в обучении английскому языку, нами выделены три основных направления: материалы сети интернет, электронные приложения и электронный тренажер, созданный преподавателями кафедры английского языка гимназии 196. В статье можно найти информацию о каждом из трех направлений, о целях, способах и приемах их использования на уроке английского языка. Также, в статье даны рекомендации о времени использования ресурсов на уроке в соответствии с требованиями Офтальмологов Минздравсоцразвития Российской Федерации.
На современном этапе развития общества перед российской системой образования возникает целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных социальноэкономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Информатизация образования является одним из эффективных путей решения этих проблем. Появление и развитие новых информационных технологий, связанных с развитием сетей телекоммуникаций и всеобщей компьютеризацией дает возможность создать новую информационно-образовательную среду для развития и совершенствования системы образования.
Специфика образования в современное время предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий. Неизбежен процесс гуманизации образовательной деятельности, которая широко распространена в рамках личностнодеятельного подхода. Процессы, происходящие в системе образования, приводят к формированию методологии инновационного образования. Инновационные технологии в настоящее время рассматриваются как инструмент для претворения новой образовательной парадигмы в жизнь.
Подготовка ученика к жизни в постоянно меняющемся мире является главной целью инновационных технологий в образовании. С помощью инноваций в обучении происходит ориентация учебного процесса на потенциальные возможности ученика и их реализацию. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого мышления, развитие детей за счет раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, вот основные цели инновационной деятельности.
Педагоги гимназии № 196 города Санкт-Петербурга, активно применяют ЭОР в обучении английскому языку, на базе учебника «Английский в фокусе», используя три основных направления: материалы сети интернет, электронные приложения от издательств и инновационные продукты, создаваемые преподавателями гимназии.
Рассмотрим цели, способы и приемы использования ЭОР.
1) Ресурсы сети интернет предлагают учителю широкое поле возможностей их использования:
-аутентичные фильмы и аудиозаписи – для развития навыка аудирования и знакомства с культурой и историей страны изучаемого языка (Фильм «А Picture of Britain» - видео путешествие по всей Британии от севера Шотландии до Ла-Манша);
- фотографии с видами Британии, сделанные учащимися - для развития навыка устной монологической и диалогической речи (демонстрационные материалы различных
издательств);
- on-line тесты различных сайтов (Native English, Home English, InfoEnglish и др.);
- рабочие листы, выложенные иностранными преподавателями на сайтах обмена опытом – для совершенствования грамматических, лексико-грамматических навыков и
устной речи(en.islcollective.com);
- грамматические справочники и словари – для развития навыка самостоятельной работы и рефлексии (ABBYY on-line, Study);
- социальные сети – для развития навыка письменной речи, переписка с детьми из разных стран на английском языке (Facebook, vkontakte);
- аутентичные и адаптированные тексты для развития навыка просмотрового, выборочного и поискового чтения (British Council).
2) Обучение английскому языку ведется и с помощью электронных приложений (ABBYY Lingvo, авторские презентации наших преподавателей) с использованием различных приемов работы:
- прием языковой догадки (дети пробуют соотнести звуковой образ слова с соответствующей иллюстрацией), затем проверяют себя по словарю;
- отработка правильного произношения новых слов за звуковым словарем (хором и индивидуально);
- работа в парах со словарем (один учащийся, используя словарь, называет слово, другой соотносит с картинкой);
- построение предложений с опорой на схему и без нее (схема выведена на экран компьютера);
- использование новых слов в роли опорных для составления текстов по изучаемой теме (пример текста на экране);
- использование учителем составленных детьми текстов для создания клоуз-тестов, которые могут выступать в роли контрольного задания по теме.
3) Использование электронного тренажера, созданного преподавателями нашей кафедры, заметно упрощает процесс запоминания учащимися материала (лексики и грамматического материала), увеличивает эффективность работы учителя и учащихся на уроке, повышает мотивацию и интерес к предмету. При работе с тренажером перед преподавателем могут стоять различные цели, можно использовать разнообразные приемы работы, направленные на формирование, развитие и совершенствование лексикограмматических навыков на основе заданий, разработанных для различных аспектов английского языка:
- словообразование (от разных частей речи, с помощью различных аффиксов);
- фразеологизмы;
- конструкции There is/ There are;
- местоимения This\That, These\Those;
- предлоги места (in, on, under, opposite и другие).
Задания в данном тренажере составлены на основе упражнений учебника «Английский в фокусе» по каждому классу (5,6, 7 и 8 классы).
Использование ЭОР на уроках английского языка преподавателями гимназии 196 происходит по нормам времени, установленным Офтальмологами Минздравсоцразвития РФ. Учащиеся начальных классов могут проводить за компьютером не более 10 минут. С пятого по седьмой классы не более15 минут, с седьмого по девятый – до 20 минут, в 10-11 классах – до 30 минут на первом уроке и не более 20 минут на втором.
Использование ЭОР при обучении английского языка необходимо и обязательно. Использование ресурсов сети интернет, электронных приложений и электронный тренажер успешно применяются преподавателями кафедры английского языка гимназии 196 для формирования, развития и совершенствования знаний, умений и навыков на разных ступенях обучения английскому языку.
Литература и ссылки: 1. В.Эванс, Д.Дули, О.Подоляко, Ю.Ваулина. УМК «Английский в фокусе». Москва «Просвещение».
2. Материалы сайтов Native English, Home English, InfoEnglish.
Статья содержит информацию из опыта работы учителя по развитию творческих, исследовательских и коммуникативных навыков учащихся при создании литературных переводов в контексте метода проекта.
Многое было уже написано о благотворном влиянии метода проекта на развитие способностей школьников к творчеству, исследовательской деятельности и на рост их навыков коммуникации при изучении иностранных языков. В своей работе я применяю как сам этот метод, так и его элементы. В течение нескольких лет мои учащиеся занимаются творческими переводами англоязычной поэзии на русский язык и наоборот, применяя метод проекта.
Начинаем мы с переводов простейших английских стишков, изучаемых на начальном этапе на русский язык, затем начинаем переходить к переводу с русского на английский. По образцу песенки «I have a dog…» мы вместе пытаемся сочинить аналогичные песни про животных. Приведу пример как исходного варианта: I have a dog, his name is Pete And by the fire he likes to sit.
Many good things my dog can do,
I love my Pete, he loves me too. [1] А теперь – то, что получилось у нас: I have a pig, his name is Dick, He is very big and very thick.
I have a cock, his name is Ted, His wings are white, his beak is red.
После каждых из этих двух строчек, сочинённых с помощью учителя, дети поют продолжение исходного варианта с заменой названий и имён животных. Подобная работа очень нравится школьникам и позволяет им поверить в свои силы, так как не является сложной и, проходя в виде игры, готовит учащихся к серьезной работе.
Вызывает интерес и игра в рифмовки, когда ребятам предлагается вспомнить слова, которые могут стать рифмой к предложенному учителем слову (talk – walk). Постепенно накапливается целый список таких слов – рифм, который впоследствии дополняется учащимися в процессе изучения стихотворений на английском языке и при работе над стихотворным переводом английской поэзии на русский язык.
В старших классах задача учащихся усложняется - они пробуют переводить стихотворения с русского на английский. Школьники сами выбирают стихотворения для перевода или пользуются советом учителя. При необходимости, они могут объединяться в творческие группы, пользоваться помощью педагога. По окончании работы проходит защита проекта, во время которой учащиеся представляют свои проекты в виде самиздатовских книг с авторскими рисунками, которые содержат как оригинальное стихотворение, так и русскую версию перевода. Оценку проектов проводит жюри, состоящее из учителей и старшеклассников. Разумеется, что плохих оценок практически не бывает, так как любой работе, даже не слишком удачной в плане рифмы, предшествует кропотливая деятельность, которую надо оценить по достоинству.
Для конкурса литературных переводов произведений А. С. Пушкина в рамках городских Олимпийских игр по английскому языку ученица 10 класса Пасхина Ольга подготовила монопроект «Иллюстрированные сказки Пушкина на английском языке». Она выбрала для конкурса свою работу по «Сказке о рыбаке и рыбке» [2]. Перед началом работы учащаяся перевела отрывки из произведения классика дословно несколькими вариантами, затем, соблюдая ритм первоисточника, - литературно. Ольга нарисовала красочные иллюстрации к переведённым ею отрывкам, и вот, что из этого вышло: 1.Once there was an old man with his woman And they lived on a sea shore together.
Their home was a simple dug-out,
And they lived there for thirty three years.
2.Once he caught a goldfish in his sweep-net, And she spoke to him like a human being: -Let me go to the sea again, old man, I’ll fulfil everything if you ask me.
3.And began the old woman to scold him:
-You’re a foolish and silly old simpleton!
You could take from the fish only nothing, Should you’ve asked her to give us a new tub.
4.And his wife was again very angry.
She was scolding the old man with such words:
-You’re a foolish and silly old simpleton!
Have you asked the goldfish for a house?
Go and tell her I want to be noble.
5.Then the old woman was in bad temper,
Slapped the man in his face and again cried:
Don’t you argue with me, poor peasant, Tell the fish that I want to be a tzarina!
6.The old woman wasn’t glad, and her people Pushed the old man away from the palace, And they wanted to kill him with axes.
7.Once the old woman said to her husband: -Go, you, back to the goldfish and tell her
I don’t want to be just a tzarina, And I wish to be Mistress of water.
8.There was storm in the sea, winds were blowing, The old man started calling the goldfish.
She came up to him close in the water:
-Answer, what do you want, poor old man.
9.When the old man came back to his house- What he saw: just an ancient dug-out, And his wife, sitting on the threshold, And the old tub there was there nearby.
А вот как выглядит английская версия стихотворения А. С. Пушкина « Я Вас любил…» [3] в переводе ученицы одиннадцатого класса Сигутиной Ирины:
I loved you long
With all my heart, But you preferred To be apart.
I loved you as If I was mad,
But I didn’t want
To make you sad.
I loved you hopelessly and tender, I want for you my love to render. Please, never know that love is pain And let you, God, be loved again.
« Я помню чудное мгновенье…» [4] в том же исполнении:
I remember a wonderful moment,
You appeared like an angel nearby, When I saw you, it was a real torment, ‘Cause I knew, you would never be mine. And I felt melancholy and sadness, When I slept, I heard only your voice.
All my dreams, all my feelings were hopeless, And I was the man out of your choice. The storms of years blew around And took your image far away.
I was again so safe and sound, That spent as usual nights and days.
But when I saw you once again
And our ways again were crossed, My heart to beat so fast began, That I felt young and full of force. I understood I had been dead
Without your love, the face I knew,
And realized how I was glad,
How wanted I to be with you.
Как видно из этих примеров, способности к творчеству есть у многих и развить их средствами иностранного языка при наличии желания школьников и активного содействия учителя вполне возможно. Важно не бояться экспериментировать и наградой всем будут новые талантливые люди, которые, при должной поддержке, смогут проявить свой талант в разных сферах. Я хочу так же отметить, что во время такой работы знания учащихся прогрессировали параллельно с развитием их креативного потенциала и, возможно, мой опыт вдохновит учителей испытать на своих учениках благотворное влияние поэзии
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Составитель В. А. Верхогляд, Английские стихи для детей с. 13, Москва, «Просвещение», 1981.
2. А. С. Пушкин, Сочинения в трех томах, т.1, с. 629, «Москва», Художественная литература, 1985.
3. А. С. Пушкин, Сочинения в трех томах, т.1, с.454, «Москва», Художественная литература, 1985. 4. А. С. Пушкин, Сочинения в трех томах, т.1, с.351, «Москва», Художественная литература, 1985.
Аннотация
В статье рассматривается вопрос необходимости использования проектных технологий в процессе обучения английскому языку. Предоставляется обзор компетенций, развиваемых через применение методики. Автор называет и даёт краткую характеристику основных видов и форм проектов, часто используемых в практической деятельности.
Задача современного образования – воспитать и развить у учащихся навыки самореализации и адаптации к современным условиям жизни. Это значит, что педагог должен предоставить не только знания по определённым дисциплинам, но и научить распознавать ситуации, где применение данных знаний наиболее необходимо. Учащийся благодаря различным методикам обучения должен научиться анализировать ситуацию, т.е. подвергать ее критике (критическое мышление). Полезными свойствами в жизни станут также развитые поисковые навыки, умение презентовать самого себя и род своей деятельности. Навыки менеджмента, управления ситуацией, координирование действий – все эти качества необходимо воспитать в процессе обучения, что даст возможность учащимся в будущем эффективно реализовать личностное качества и умения.
Особая роль в данном процессе отводится иностранному языку. Речь идёт именно об английском, поскольку данный язык является своеобразным эсперанто. При выполнении любой поисковой деятельности учащиеся ссылаются не только на русскоязычные источники, но и часто обращаются к англоязычным. Что касается преподавания самой дисциплины, то эффективным считаем применение в процессе обучения проектной методики. Согласно утверждениям Полат Е.С., именно эта методика позволяет развивать способности, указанные ранее. Известно, что особое внимание Полат Е.С. уделяла вопросам преподавания английского языка, используя при этом проектные методики. Профессор считала, что метод проектов позволяет развивать речевые компетенции через выполнение учащимися широкого спектра действий: поиск информации, анализ данных, формирование мысли, высказывание данной мысли, презентация рода деятельности и т.д. Подобные утверждения являются прекрасной предпосылкой для внедрения проектной методики в собственный опыт работы.
Определим понятие «метода проектов». Он представляет собой достижение любой дидактической цели, поставленной учителем, через выполнение определенного рода действий, которые впоследствии должны быть представлены в виде практического результата.
За годы развития данной методики сформировалась определенная типология проектов, различные подходы к их применению в учебном процессе. Несмотря на тенденции активного развития, требования к выполнению проектов учащимися остаются неизменными.
Во-первых, необходима постановка проблемного вопроса. Он же и будет темой проектной работы. Чаще всего в процессе обучения английскому языку учителя предлагают для раскрытия такие проблемные вопросы, как защита окружающей среды, необходимость получения образования за границей, актуальность внедрения американских традиций и праздников в родную культуру, проблема здорового питания и т.д. Роль педагога в процессе определения проблемного вопроса состоит в том, чтобы направить интересы учащихся в предусмотренное учебной программой русло и способствовать развитию определённых компетенций.
Во время второго этапа определяем сроки выполнения проекта: конечные сроки сдачи, контрольные точки.
Следующий этап – форма организации проектной деятельности, определение ответственных за выполнение разных видов работы.
Итог – презентация и оценивание.
За время работы над внедрением проектной методики в процесс обучения приходим к выводу, что данная методика может быть эффективно использована на любом этапе обучения и независимо от темы занятия и типа проекта. Эффективным является использование как монопроектов, так и междисциплинарных.
Монопроект выполняется в рамках одной дисциплины. Положительной чертой данного проекта является возможность использовать различные формы работы, привлекать учащихся, как к самостоятельной деятельности, так и групповой. Итог – активное использование англоязычного материала в письменной и устной речи.
Междисциплинарный проект. Форма работы, которая предполагает объединение материалов нескольких дисциплин, например, английского языка и географии. Выполнение подобного рода проекта позволяет задействовать знания студентов из различных областей. Стоит учитывать и тот момент, что в процессе подготовки учащихся, преподаватели предполагаемых дисциплин сами являются участниками ещё одного собственного проекта.
Что касается типологии проектов по количеству участников, то можно выделить групповые проекты, индивидуальные и общие для всего учебного заведения. В процессе обучения английскому языку наиболее часто задействованы первые два типа. Они позволяют учителям проводить активную работу со студентами на более высоком уровне и с качественными результатами.
Что касается длительности проектов, то наиболее востребованными в процессе обучения стали мини-проекты. За краткий срок они позволяют охватить, предусмотренный учебной программой необходимый объём информации, чётко отработать речевые, культурологические и социальные компетенции. Мини-проекты, как правило, создаются на занятии. Презентация такого проекта исполняет роль обобщения знаний и навыков, прорабатываемых в течение занятия.
Учитывая объём компетенций, которые учитель может развить у учащихся через применение проектной методики, можно сделать вывод, что введение такой интерактивной формы работы в процесс обучения английскому языку просто необходим. Работа над выполнением проекта по английскому языку позволяет моделировать ситуации, приближенные к жизненным, реализовывать умения и навыки учащихся, развивать речевые и социальные компетенции. Он также позволяет разнообразить деятельность учащихся и педагогов. Процесс работы над проектом является движущим звеном для разностороннего развития всех его участников.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов и систем повыш. Квалиф. Пед. Кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров: Под ред. Е.С.
Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № 2, 3 - 2000 г.
3. Полат Е.С., ИОСО РАО, Метод проектов, http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.