Цель: опираясь на приобретенные знания, показать , что разнообразие жизни на планете стремительно уменьшается по вине человека, осознать необходимость строит человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязи с природой.
Задачи: осознать свое положение в природе.
развивать экологическое мышление
формировать экологическую совесть
принимать правильное решение в различных ситуациях.
НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ.docx
Нетрадиционный урок биологии :
«Организм и окружающая
среда»
Выполнила учитель биологии :Кубатаева
А.Б. Цель: опираясь на приобретенные знания ,
показать, что разнообразие жизни на
планете стремительно уменьшается по
вине человека , осознать необходимость
строить человеческую деятельность с
учетом сохранения взаимосвязи с
природой .
Задачи : -осознать свое положение в
природе
-развивать экологическое
мышление
- формировать экологическую
совесть
-принимать правильное решение в
различных ситуациях.
Тип урока-обобщающий .
Методы и приемы обучения : словесно-
наглядный , самостоятельная работа в
группах .
Форма проведения-ролевая игра . Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель : У нас сегодня урок – обобщение по
разделу «Введение в экологию».
Почему урок назван так ? Думаю, что в конце
урока вы найдете на это ответ.
Вначале вспомним термины , проведем
экологическую разминку .
1.Дайте определение терминам :
Экосистема – совокупность
взаимодействующих организмов и условий
среды, в 1935 году предложил английский
эколог Тенсли.
2.Лимитирующий фактор – ограничивающий
фактор , такой ресурс , которого недостаточно
или находится в избытке .
3.Биосфера-оболочка планеты, заселенная
организмами ;совокупность всех экосистем
земного шара . 4.Гумус-главное вещество почвы.
5.Антропогенный фактор-воздействие человека
на экосистему , приводящие к ее изменению.
Экологические задачи.
Задача 1.
В нашей стране усиленно стали уничтожать
выдру как вредителя рыболовства . Однако, это
повлекло за собой вспышку заболеваний и
массовую гибель рыбы.
Ответ: выдра питается в первую очередь
больной рыбой и поддерживает таким образом
нормальное состояние популяции .
Задание 2.
Стеклянный сом- это рыба, предпочитающая
жить на небольших глубинах при достаточно
ярком солнечном освещении. Объясните ,
почему этих рыб не пугает большое количество
хищников , обитающих здесь же?
Ответ: для стеклянного сома яркий солнечный
свет становится средством защиты , благодаря
прозрачности его тела.
Задача 3. Почему бабочки березовой пяденицы ,
имеющие в большинстве своем светлые крылья
, в прошлом веке в Англии приобретали темную
окраску ?
Ответ: Это явление промышленного
меланизма , вызванного загрязнением среды в
связи с широким использованием каменного
угля .Продукт его сгорания- сажа, оседая на
стволах берез , и в результате выживали особи
с темными крыльями .
Задачи 4.
Медузы обладают несколько большей
плотностью, чем вода , однако они не тонут .
Что помогает им держаться в тех слоях воды ,
где обитает их добыча?
Ответ: активное движение ,
светочувствительные органы и органы
равновесия на зонтики .
Задача 5.
В степных районах проводилось истребление
сусликов путем разбрасывания отправленной
приманки . Помимо сусликов гибли и лисицы ,
не евшие эти приманки . В чем причина?
Ответ: в цепочке пищевых связей лисицы , как
консументов первого порядка, поедали сусликов –консументов первого порядка, что и
стало причиной гибели .
Учитель :
Стремительный, быстрый рост экономики
способствует изменению условий окружающей
среды и в целом биосферы. На прошлом уроке,
затрагивая некоторые вопросы этой темы , вам
было дано задание проблемного характера-
составить схему развития экономики и,
вследствие этого, возникающие из этого
последствия развития природной среды,
«пессимистический прогноз» .
«Пессимистический прогноз»
(Текст читают двое ведущих –мальчик и
девочка ; звучит музыка и элементы
оформления) .
-Мы хотим рассказать о том , что будет с нашей
планетой ровно через половину тысячилетия.
Сегодня здесь хорошая обстановка :
Чистая вода, чистый воздух моря , реки, но в
дальнейшем :
--через несколько лет города заменят
промышленные центры , заводы, фабрики. Они
займут почти половину всей суши; --мир окажется под плотным слоем нефти ,
дума и мазута.
Все небо будет затянуто тяжелыми черными
тучами , что может привести к концу света.
-- из-за малого поступления на Землю
солнечного тепла и света нарушается
фотосинтез даже у тех растений, которые
выдержали все это.;
--наступит страшный голод, из-за нехватки
пищи. Люди будут есть крыс, которые выжили
и заселили все подвалы и свалки всех городов
мира , нарушатся пищевые цепи. Из животных
останутся . в основном лишь хищники и
детритофаги.
--нарушится круговорот воды в природе.
Разрушится почти полностью озоновый слой ,
защищающий все живое от губительного
воздействия ультрафиолетовых лучей.
--исчезнут с лица Земли некоторые типы
экосистем , нерациональное использование
земель приведет к эрозии почв.
Нерациональный вылов рыбы и загрязнение вод
мирового океана промышленными отходами
испортитт ресурсы этого ценнейшего продукта
питания человека; Люди, знайте-будущее изменить можно, но
начинать это делать надо сейчас. Запомните
это и не забывайте , ведь все вы живете в этом
мире, и все зависит только от вас!
«Возвращение в лоно природы».
( предлагается в виде подборки рекламных
блоков)
Реклама транспорта.
Транспорт светлого будущего-велосипед. Его
преимущества : здоровье-тренирует мышцы,
экономия-дешево стоит, чистота – самый
экологический чистый вид транспорта ;
приносит радость общения с природой .
Реклама одежды .
Одежда будущего должна быть только из
природных материалов.
Выходит девочка из команды в юбочке из
кусочков искусственного плюща.
Реклама косметики.
Тушь из сажи-это просто сказка ,
Тушь из сажи не щиплет глаза ,
Тушь из сажи нежна и ласкова … Тушь природное средство . Она укрепляет
ресницы ,
Увеличивает объем ресниц на 200%
Придает стойкий цвет. Что вы видите ? Сажу?
Нет!Ресницы!
Ведь вы этого достойны!
Заключение(литературный монтаж)
Под музыку звучат стихи современных поэтов,
посвященные проблемам экологии.
Предупреждение.
Еще в скорлупе мы висим на хвощах, мы ранняя
проба природы, у нас еще кровь не красна и в
хрящах шумят силурийские воды . Еще мы в
пещере костра не зажгли и мамонтов не
рисовали . Ни белого неба , ни черной земли
Богини еще не назвали . А мы уже в горле у
мира стоим и бомбою мстим водородной. Еще
не рожденным потомкам своим за собственный
грех первородный
Ну что ж, златоверхие башни смахнем , развеем
число Галилея, и Моцарта флейта продуем
огнем от первого тлена, хмелея …
А. Тарковский . Кромсая лед, меняем рек теченье, Твердим о
том, что дел невпроворот , но мы еще придем
просить прощения у этих рек, барханов и болот.
У самого гигантского восхода , у самого
мельчайшего малька, пока об этом думать не
охота, сейчас нам не до этого пока.
Аэродромы , пирсы и перроны , леса без птиц и
земли без воды… Все меньше окружающей
природы, Все больше окружающей среды.
Р.
Рождественский
Человек.
…Ты, человек, любя природу , Хоть иногда ее
жалей .В увлекательных походах , не растопчи
ее полей! Не жги ее напропалую и не
исчерпывай до дна. И помни истину простую
нас мало, а она-одна!
В.
Шернер
Учитель : Урок окончен. Всем спасибо. До
свидания!
Литература : Нетрадиционные уроки по биологии в 5-11
классах.
М.
Высоцкая .
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Нетрадиционный урок "Организм и окружающая среда"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.