"Невидимка - воздух"
Оценка 4.6

"Невидимка - воздух"

Оценка 4.6
doc
16.02.2023
"Невидимка - воздух"
обработанное Открытое занятие.doc

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 в подготовительной группе

 

 

 

 

«Невидимка – воздух»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

воспитатель подготовительной группы №3

 МАДОУ Детский сад №9

 «Аленушка» города Бирска

Гараева Ляйсян Вакиловна.

 

 

 

 

 

Ноябрь – 2022г.


«Познание»

Тема: «Невидимка - воздух».

 

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Здоровье».

Цель:Расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать понятие о составе воздуха.
Интегративные задачи:
«Познание»: 
- формировать представление о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород (жизненно важен), что воздух занимает место и обладает различными свойствами; 
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; 
- формировать у детей познавательный интерес;
- вызвать интерес и желание расширять свой кругозор;
- развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и учить делать выводы.
«Коммуникация»:
- развивать устную речь;
- совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
«Социализация»:
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками при решении общего проблемного вопроса;
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру;
«Здоровье»:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, к своему здоровью.

«Художественное творчество»:

- Вызвать интерес к рисованию в нетрадиционной технике –  мыльными пузырями.

- Научить смотреть на мир внимательно и с любовью  –  как настоящий художник.

-  Научить чувствовать настроение и характер цвета.

Методы обучения
Информационно-коммуникативный с использованием разнообразных мультимедийных программ.
Словесные - художественное слово (загадка)
Беседа 
Экспериментирование
Поиск решения проблемной ситуации.
Поощрение детей по результатам выполненной работы.

Предварительная работа:

- наблюдение за ветром;

- проведение экспериментов, доказывающих легкость воздуха;

- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;

- изготовление корабликов с парусами, вееров.

Материалы и оборудование: фартуки, лотки для экспериментального оборудования, целлофановые пакеты, стаканы, миски с водой (холодной), полиэтиленовые мешки, пластилин, трубочки для коктейля, салфетки бумажные по количеству детей, камушки, губка, весы, воздушные шарики, бумага, мыльные пузыри, сундучок Кузи, игрушка «Домовёнок Кузя» и ширма, веера бумажные (по количеству детей).

 

 

 

 

 


 

 

Ход занятия.

 

- Здравствуйте ребята. Перед тем, как мы начнём наше занятие, давайте настроимся на рабочий лад.

Сделайте глубокий вдох, выдох.
Вдохните здоровье, выдохните болезни!
Вдохните добро, выдохните неприятности!
Вдохните уверенность, выдохните беспокойство!
Нам легко и приятно. 

- Ребята, посмотрите, что я сегодня нашла у себя на столе, когда пришла в детский сад. (Показываю сундучок)

 Интересно, что там? Смотрите, здесь ещё какое-то письмо. Сейчас мы его прочтём.
Письмо: Отгадайте что я,
               Узнайте какой я,
               Расскажите для чего я.
               Ребят, что это может быть?
                                             (Варианты ответов)
- Давайте откроем и посмотрим? (Открывают. Сундук пуст).
В сундуке что-то должно быть,  но я ничего не вижу, а вы?
Давайте потрогаем? (Дети опускают руки в сундук, приходят к выводу, что там ничего нет)
Может понюхаем? (Дети нюхают и приходят к выводу, что ничем не пахнет)

Я ничего не понимаю… Загляните ещё раз, что вы видите внутри сундука?

Может кто-то догадался, что это может быть?
(Предположения детей).
Если дети не догадываются, то можно использовать загадку. Загадка может быть написана на другой стороне листа.
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь
Он невидимый, но всё же
Без него МЫ жить не можем.
Дети:
- Это Воздух!
Воспитатель:
Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. Для этого у нас есть лаборатория(подходят к лаборатории)

Итак, в письме говорится, что нам нужно узнать, какой он, воздух.
(Шум за ширмой-печкой, появляется Домовенок Кузя)

Кузя: - Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

Воспитатель: Скажите, ребята, Кузе, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Кузя: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди, Кузя! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Кузя: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Кузе, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?  

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. 

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2.  Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

 Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

 Опыт 3. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?

Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра « Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Кузя: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

 Опыт 4. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

 Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.

Кузя: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У нас в деревне была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки пироги пекли. Я люблю, когда пирогами пахнет!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Опыт 5. С апельсином и чесноком.

Кузя: Ой-ёй-ёй! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Кузя! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Опыт 6. «Не дышу»

Вдохните побольше воздуха и задержите дыхание, попробуйте не дышать. А я с помощью песочных часов засеку время.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

 Какое было желание у вас?

Дети:

Воспитатель: Значит, для чего нужен воздух?

Дети: Чтобы дышать.

Воспитатель: Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет?

Воспитатель: Без воздуха мы погибнем.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты!

Воспитатель: Кузя, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Откроем форточку, и сюда прилетит свежий воздух. А на свежем воздухе дышится легко.

Воспитатель: Ребята, вы знаете. Что ветер может быть другом человека. Но он может быть и врагом. Какие ветры вы знаете?

Дети: Ураганы, торнадо, тайфуны (показываются иллюстрации)

Воспитатель: расскажите, какие несчастья приносят такие сильные ветры?

Дети:

Воспитатель: Много приносят ветры, но человек воспользовался силой воздуха. Ветер приводит в движение ветреные двигатели, которые вращают жернова мельниц, вырабатывают электричество. А что используют люди в больших помещениях, когда бывает жарко?

Дети: вентилятор.

Воспитатель: Еще в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, но корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперед. Если бы в природе не происходило движение воздуха, то в жарких странах, где сильно печёт солнце, стало бы еще жарче. Ветер переносит семена растений, перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле. Если бы не ветер, в сухие места не приходили бы тучи и облака. Там не было бы дождей и снега. Пересохли бы ручьи, реки, озёра, колодцы. Вот какую помощь оказывает ветер.

Воспитатель: Ребята, приключение подходит к концу. Думаю, что мы все сегодня узнали много нового и интересного. А вот скажите, когда мы с вами открыли сундук, мы обнаружили в нём клад, сокровища? Можно ли сказать, что чистый, свежий воздух-это клад? Почему? (Ценен для жизни, важен для всех живых существ)

Воспитатель: А сейчас на память о сегодняшнем занятий, я предлагаю вам нарисовать картину. Но делать мы это будем не краской и кистью, а мыльной пеной и воздухом. Мы будем рисовать мыльными пузырями.
А сейчас, ребята, пройдите за столы и попробуйте нарисовать свои волшебные картины.
Кузя: Ой, какие красивые картины у вас получились, мне очень нравится. Вы молодцы.

Кузя (говорит, а воспитатель показывает иллюстрации):

Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать (рис.1);

Что воздух легче воды (рис.2);

Что воздух есть внутри пустых предметов;

И даже внутри людей (рис.3);

Без воздуха ничто живое не может жить;

А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи (рис.4,5);

А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха (рис.6)

Воспитатель: А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо (рис.7). И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху (рис.8).

Кузя, куда ты исчез? Что ты там делаешь?

Кузя: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям  всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!

(Дарит детям воздушные шарики)


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Познание» Тема: «Невидимка - воздух»

Познание» Тема: «Невидимка - воздух»

Материалы и оборудование: фартуки, лотки для экспериментального оборудования, целлофановые пакеты, стаканы, миски с водой (холодной), полиэтиленовые мешки, пластилин, трубочки для коктейля, салфетки бумажные по количеству…

Материалы и оборудование: фартуки, лотки для экспериментального оборудования, целлофановые пакеты, стаканы, миски с водой (холодной), полиэтиленовые мешки, пластилин, трубочки для коктейля, салфетки бумажные по количеству…

Ход занятия. - Здравствуйте ребята

Ход занятия. - Здравствуйте ребята

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух?

Кузя: О воздухе? А кто его видел, этот воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята

Воспитатель: Как вы думаете, ребята

Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится

Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится

Ветер переносит семена растений, перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле

Ветер переносит семена растений, перегоняет облака с места на место, разносит воду по всей земле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2023