Невидимые нити в природе

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 02.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Невидимые нити. Окружающий мир 2 класс
Иконка файла материала 16. Невидимые нити.ppt

Невидимые нити

Урок № 16

«Школа России»
Окружающий мир
2 класс

Работаем по учебнику

Экология – это наука о «природном доме». Этот дом есть у каждого растения, животного, человека. Всё, что окружает их в природе, - это их дом.

экология

Экология – это наука о связях живых существ и среды обитания.

живые существа

среда обитания

Познакомимся с законами экологии

Все элементы окружающего мира связаны между собой. Невидимые нити — это связи, которые существуют между частями природы.

Невидимые нити присутствуют повсюду, они характеризуют взаимодействия в природе между живой и неживой природой, между животными, между растениями, между растениями и животными, между человеком и животными, между человеком и растениями.

неживая природа

живая природа

растения

животные

животные

животные

человек

природа

Солнце, воздух и вода — то, без чего не могут существовать живые организмы. Солнце даёт тепло и свет. Воздух нужен для дыхания. Без воды не сможет жить ни один организм.

неживая природа

живая природа

воздух

вода

свет

И наоборот, живые организмы влияют на неживую природу. Растения выделяют в воздух кислород. Грибы и бактерии обогащают почву.

Без растений животные существовать не могут.

растения

животные

Растения:
служат пищей для животных;
обеспечивают животных кислородом;
дают место для жизни;
служат материалом для построения жилищ (гнёзд, нор).

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Цепи питания всегда начинаются с бактерий гниения, которые работают в почве. В лесу растут осинки. Их корой питаются
зайцы. Зайца может поймать и съесть лиса. Лиса умирает и превращается в бактерии гниения.

бактерии гниения

бактерии гниения

растения

растительноядные

хищники

бактерии гниения

бактерии гниения

растения

растительноядные
животные

хищники

   Животные:
опыляют растения;
распространяют плоды и семена;
защищают растения от насекомых.

Животные тоже влияют на растения.

Экология изучает как жильцы нашей планеты уживаются и воздействуют друг на друга.

Между животными тоже существуют связи. Например, многие животные заботятся о своём потомстве. Но в основном связи между разными животными проявляются в том, что они поедают друг друга.

животные

животные

  Природа даёт человеку:
пищу;
воздух;
одежду;
материал для строительства жилья;
сырьё для фабрик и заводов.

Человек — часть природы и без неё жить не может.

человек

природа

Человек тоже влияет на природу. Часто его необдуманные действия наносят природе вред. Люди не должны нарушать природное равновесие, потому что в природе всё взаимосвязано.

Жить в одном доме очень разным существам совсем непросто. Тут и поссориться можно, и отобрать у соседей местечко получше, а то и просто навредить.

Выруби лес – высохнет речка, звери без питья пропадут, испортится земля и даже воздух, поскольку лес является источником кислорода.

Или погонит ветер от заводов воздух, испорченный ядовитыми примесями на лес, и лес погибнет, а дальше всё по той же цепочке.

В Австралию около 180 лет назад завезли 24 диких кролика. Невероятно размножившись, они начали опустошать пастбища и поля. Почему же так произошло? А потому, что в Австралии почти нет хищников и кроликам там раздолье.

Ситуация 1

Кролики, завезённые в Австралию, стали новым звеном в пищевой цепочке, причём таким, к которому австралийская природа не была приспособлена. А потому, что в Австралии не было никаких кроличьих врагов – ни волков, ни лис, ни орлов – беркутов.

Однажды появился в апельсиновых садах новый, никому не знакомый – желобчатый червец. Масса этих насекомых покрыла листья и ветки деревьев и они стали гибнуть. Оказалось червеца привезли из Австралии. Но в Австралии червец встречается редко и растениям не вредит.

Ситуация 2

Учёные изучили и узнали , что врагом червеца является божья коровка родолия. Этих божьих коровок собрали и выпустили в разных странах на деревьях, где жили червецы. Как пламя пожара, разлетелись и разбежались божьи коровки по апельсиновым садам и поели червецов.

родолия

В Америки на одном плоскогорье среди холмов и перелесков жило очень много оленей. Всем хватало места, еды и травы.

Ситуация 3

Но вот беда, много там водилось хищников: волков, койотов, огромных кошек - пум. И охотники решили защитить оленей. Они решили перебить хищников – всех до одного.

койот

пума

И оленей стало больше. Они съели все молодые деревца, кустарники. Потом стала пропадать трава, олени выщипывали всё до последней былинки. А затем наступили суровые зимы и половина всех оленей вымерло от голода. А те, которые выжили, болели различными болезнями. Так что выходит, чтобы олени были сыты и здоровы, нужно, чтобы их поедали хищники.

Ведь волки, койоты и пумы не давали оленям чересчур размножаться. Они чаще ловят слабых и больных животных, которые бегают хуже. Поэтому остаются жить самые сильные здоровые олени и детёныши у них вырастают крепкими и здоровыми.

В 1918 году у берегов Австралии у острова Лорд – Хау потерпело крушение судно. Крысы выбрались из трюма тонущего корабля и обосновались на острове. Через два года на острове не стало редкостных птиц, которые не имели здесь врагов. Крысы лишили птиц возможности размножаться, поедая их яйца.

Ситуация 4

В 1886 году некий петербургский житель бросил в Лебяжий канал элодею, полученную им в Ботаническом саду в качестве декоративного растения. Вскоре элодея разрослась по всем протокам Невской дельты.

Ситуация 5

Колёсные пароходики останавливались, попав в заросли«водяной чумы» - так окрестили канадскую пришелицу. Там где растёт элодея – удочку не закинешь. Элодея уже прижилась за Уралом, правда, немного присмирев.

Однажды англичане
Заметили в тумане –
Известно, что у англичан
На островах всегда туман,-
Но, несмотря на это,
Заметили, что летом
Растёт пшеница гуще там,
Где проживает больше дам,
Почётных старых леди,
Что больше всех на свете
Заботятся о кошках..
Подумай –ка немножко !
И вот загадка решена.
Ответ – у ловкого кота:
Мышей переловил давно,
А мыши что едят? Зерно!

Ситуация 6

Человек – самое могущественное из живых существ, он больше всех вмешивается в дела земного дома. Он может помочь дому, а может, иногда по злому умыслу и навредить и они оборачиваются общей бедой.

Работаем в тетради