Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема: Космическое путешествие.
Программное содержание НОД
Цель: выявление уровня знаний детей; готовности к школе.
Задачи НОД :
Образовательные:
ü Совершенствовать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;
ü Продолжать учить детей делить слова на слоги, подбирать слова с заданным слогом, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;
Развивающие:
ü развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять место звука в слове; соотносить слово с заданной моделью;
ü упражнять в подборе слов с заданным звуком;
Воспитательные:
ü создать хорошее настроение, воспитывать, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Колонка, флипчарт к занятию, звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; учебник «АЗБУКА»; цветные ФИШКИ для звукового анализа слова;
Ход занятия:
Эмоциональная настройка.
В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Д: – Хорошее, радостное, веселое.
В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Беседа о времени года.
В: – Ребята, какое время года наступило?
Д: – Наступила весна.
В: – Весна какая?
Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
В: – Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: – Март, апрель, май.
В:-Какие времена года Ты знаешь?
Д:- 4 времен года :зима , лето , осень.
Постановка учебной задачи.
В:Молодцы ребята.
-Я Вам сейчас загадаю загадку, а Вы , отгадав её , узнаете на чём и куда мы с вами сегодня отправимся.
До Луны не может птица
Долететь и прилуниться.
Но зато умеет это
Делать быстрая …
Д (хором) : – Ракета.
В: Правильно
– Сегодня у нас будет необычное занятие : мы с вами полетим в космос.
(влетает звезда с запиской)
(Письмо ) – «Жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.»
В:Поможем грамотейцам?
- Космический аппарат у нас уже есть ,но нам надо потренировать язычки, чтобы давать чёткие ответы
Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).
Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.
Им – им – им, на ракете полетим.
Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.
Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.
-Молодцы, ребята.
Игра с мячом «Космические слова».
В: – Давайте встанем в круг и я Вам называю слово, а вы подбираете к нему признаки.
Луна- растущая , восходящая , круглая , взошедшая.
Звезда –
полярная,светлая , тусклая,падающая.
Космос-безграничный , открытый ,необъятный,безмолвный.
Солнце-палящее ,
восходящее, пылающее , жгучее, яркое.
планета- обитаемая , карликовая , огромная , забытая.
космонавт-будущий , отважный , великий , здоровый , крепкий, смелый ,
героический.
ракета- космическая , ядерная ,лунная , маленькая , большая, авиационная
, взлетевшая
В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, нам нужно ответить на все вопросы задания.
- Из чего состоит наша речь?
(наша речь состоит из предложений, предложения состоят из слов, слова состоят из звуков)
-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?
(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А).
Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Готовимся к взлету, встаем около своих мест
В: - включить моторы
Д: - поднимают руки в стороны не высоко, произносят низкий звук УУУУУУ
В: - набираем высоту
Д: - поднимают руки на уровне плеч, звук УУУУУУ произносят выше
В: - взлетаем высоко
Д: - руки вверх, высокий звук УУУУУУ
В: - Ракета набрала высоту и поднялась вверх
Деление слов на слоги.
В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки».
На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У меня на столе карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.
Д: – Дом, луг, лес, хвост, дождь. Эти слова состоят из одного слога
Д: – Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.
Д: – Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.
В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З)
В: – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.
Всё комета облетела,
Всё на небе осмотрела.
Видит, в космосе нора –
Это чёрная…
Д (хором) : – Дыра.
Звуковой анализ слов. (Отдыхают и проводят анализ слова)
В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
В: – Сколько слогов в слове дыра?
Д: – В слове дыра два слога ды – ра.
В: – Назовите первый звук в этом слове.
Д: – Первый звук Д.
В: – Дайте характеристику звуку [ д ].
Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Назовите второй звук в слове дыра.
Д: – Второй звук [ ы ].
В: – Охарактеризуйте этот звук.
Д: – Звук [ ы ] гласный
В: – Какая третий звук в слове дыра?
Д: – Третий звук [ р ].
В: – Дайте характеристику этому звуку.
Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.
В: – Какой последний звук в слове?
Д: – Звук [ а ].
В: – Дайте характеристику звуку [ а ].
Д: – Звук [ а ] гласный
В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б.)
И отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.
Физкультминутка.(космическая зарядка -музыкальная)
В: – На нашем пути следующее испытание.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его – полоска света,
А зовут объект…
Д (хором) : – Комета. ( сели)
В: Игра «где спрятался звук»
Ребята , я буду называть предмет, вы внимательно слушаете и произносите, ищете - где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине.
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У).
А на нашем пути следующее испытание.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Д: – Звёзды. (слоговые)
В : Раздаю звезды , в паре , ребята из слогов(звезд) собирают – слова , нужно собрать слова.
Игра « Солнце и лучики». Распределить
слова с гласным и согласным звуком.
Слова начинающие на
гласный звук, относим к солнцу , с красным карандашом.
Слова начинающие на согласный звук , относим к солнцу с синим карандашом.
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (к).
Предложение
Нужно составить предложения из ряда слов.
В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (А).
В: – Чтобы узнать какую книгу похитили пираты, мы с вами должны выполнить еще одно задание.
«Прочитай слово»
Д: – АЗБУКА.
В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:
Д (хором) : – Из полёта возвратились
И на Землю приземлились.
XII. Подведение итогов.
В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.
Рефлексия «ЛАМПОЧКИ»
В: – За помощь в
поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои медали.
На этом наше занятие
окончено, попрощайтесь с гостями.
Д: – До свидания.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.