НОД ПО ГРАМОТЕ

  • docx
  • 30.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала НОДГРАМОТАИТОГОВОЕКОСМОС.docx

Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема: Космическое путешествие.

Программное содержание НОД

         Цель: выявление уровня знаний детей; готовности к школе.

Задачи НОД :

Образовательные:

ü Совершенствовать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;

ü Продолжать учить детей делить слова на слоги, подбирать слова с заданным слогом, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом;

     Развивающие:

ü развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять место звука в слове; соотносить слово с заданной моделью;

ü упражнять в подборе слов с заданным звуком;

    Воспитательные:

ü создать хорошее настроение, воспитывать, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

 Колонка, флипчарт к занятию, звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; учебник «АЗБУКА»; цветные ФИШКИ для звукового анализа слова;

 

                                                         Ход занятия:

Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Беседа о времени года.

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В:-Какие времена года Ты знаешь?
     Д:- 4 времен года :зима , лето , осень.

Постановка учебной задачи.

В:Молодцы ребята.

-Я Вам сейчас загадаю загадку, а Вы , отгадав её , узнаете на чём и куда мы с вами сегодня отправимся.

 До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором) : – Ракета.

В: Правильно

– Сегодня у нас будет необычное занятие : мы с вами полетим в космос.

                                    (влетает звезда с запиской)

 (Письмо ) – «Жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты.»

В:Поможем грамотейцам?

- Космический аппарат у нас уже есть ,но нам надо потренировать язычки, чтобы давать чёткие ответы

 

Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

-Молодцы, ребята.

Игра с мячом «Космические слова».

В: – Давайте  встанем в круг и я Вам называю слово, а вы подбираете к нему признаки.

Луна- растущая , восходящая , круглая , взошедшая.

Звезда – полярная,светлая , тусклая,падающая.
Космос-безграничный , открытый ,необъятный,безмолвный.

Солнце-палящее , восходящее, пылающее , жгучее, яркое.
планета- обитаемая , карликовая , огромная , забытая.
космонавт-будущий , отважный , великий , здоровый , крепкий, смелый , героический.
ракета- космическая , ядерная ,лунная , маленькая , большая, авиационная , взлетевшая

В: – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, нам нужно ответить на все вопросы задания.

- Из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из предложений, предложения  состоят из  слов, слова состоят из звуков)

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А).

Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Готовимся к взлету, встаем около своих мест

В: - включить моторы

Д: - поднимают руки в стороны не высоко, произносят низкий звук УУУУУУ

В: - набираем высоту

Д: - поднимают руки на уровне плеч, звук УУУУУУ произносят выше

В: - взлетаем высоко

Д: - руки вверх, высокий звук УУУУУУ

В: - Ракета набрала высоту и поднялась вверх

Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки».

На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У меня на столе карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.

Д: – Дом, луг, лес, хвост, дождь. Эти слова состоят из одного слога

Д: – Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.

Д: – Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З) 

 

В: – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором) : – Дыра. 

Звуковой анализ слов. (Отдыхают и проводят анализ слова)

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

В: – Сколько слогов в слове дыра?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра.

В: – Назовите первый звук в этом слове.

Д: – Первый звук Д.

В: – Дайте характеристику звуку [ д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Назовите второй звук в слове дыра.

Д: – Второй звук [ ы ].

В: – Охарактеризуйте этот звук.

Д: – Звук [ ы ] гласный

В: – Какая третий звук в слове дыра?

Д: – Третий звук [ р ].

В: – Дайте характеристику этому звуку.

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Какой последний звук в слове?

Д: – Звук [ а ].

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б.)

 И отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка.(космическая зарядка -музыкальная)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором) : – Комета. ( сели)

 

В: Игра «где спрятался звук» 

Ребята , я буду называть предмет, вы внимательно слушаете и произносите,  ищете - где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине.

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У)

 

А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д: – Звёзды. (слоговые)

В : Раздаю звезды , в паре , ребята из слогов(звезд)  собирают – слова , нужно собрать слова.

 

Игра « Солнце и лучики». Распределить  слова с  гласным и согласным звуком. Слова начинающие на гласный звук, относим к солнцу , с красным карандашом.
Слова начинающие на согласный звук , относим к солнцу с синим карандашом.

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (к)

 

Предложение

Нужно составить предложения из ряда слов.

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (А)

 

В: – Чтобы узнать какую книгу похитили пираты, мы с вами должны выполнить еще одно задание.

«Прочитай слово»

Д: – АЗБУКА.

В: – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором) : – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

XII. Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

Рефлексия «ЛАМПОЧКИ»

В: – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои медали.
 На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Д: – До свидания.