Матрица интегрированного педагогического мероприятия с детьми
|
Методические рекомендации |
|
Задачи и способы деятельности |
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
|
Вводная часть |
|
Мотивация |
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности. Активизация словарного запаса. |
Активно взаимодействуют со взрослым и сверстниками, участвуют в совместном диалоге. |
Постановка детской цели |
|
Вопросы детей, предложения |
|
Основная часть |
|
Актуализация имеющихся представлений детей о соли, ее назначении и применении, а также способе добычи и видах соли. Введение новой информации, с целью обогатить знания детей о видах соли, добычи и ее применении. Обогащение активного словаря, развитие связной речи |
Опрос детей о имеющихся знания и представлениях о соли. Рассказ воспитателя о свойствах соли, способах ее добычи, областях применения, сопровождающийся показом презентации (3-5 слайдов) |
Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, рассуждают Слушают воспитателя, отвечают на вопросы, рассуждают. |
Опытно-исследовательская работа с целью накопления у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, а также обучение использования соли, как средства для творчества. Развитие интереса и любознательности
|
Опытно-исследовательская работа: проведение опытов по выявлению свойств соли. Формирование интереса дошкольников к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, развитие умения получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Создание условий для развития самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе. |
Выполняют опыты под руководством воспитателя, анализируют полученную информацию, обобщают, отвечают на вопросы. |
Побуждать детей проявлять инициативу, выдержку. Развивать воображение. Способствовать развитию коммуникативных навыков |
Игровая деятельность детей, в процессе которой подразумевается проявление самостоятельности, воображения, фантазии, коммуникативная деятельность |
|
|
Итоговая часть |
|
Подведение итогов детской деятельности |
Вопросы воспитателя в рамках решения проблемы, детской цели. Что удалось/не удалось сделать. Какие затруднения имели место быть у ребенка |
Монологическая речь. |
Проанализируем данную теоретическую модель на примере нашего практического занятия на тему «Соль» в рамках раздела «Удивительное рядом» с использованием личностно-ориентированных технологий, игровых и здоровьесберегаюших.
Возраст детей: подготовительная группа
Цель деятельности: создание проблемной ситуации, обеспечивающей систематизацию представлений детей о соли, назначении и применении.
Задачи:
1. Обучающие:
- формировать представление о соли, как о продукте, необходимом для человека;
- учить наблюдать причинно- следственные связи, делать выводы;
- способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
2. Развивающие:
- развивать эмоционально-ценностное отношение к миру;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей;
- развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать познавательные интересы детей в процессе экспериментальной деятельности;
- развивать умение обобщать.
3. Воспитательные:
- воспитывать желание исследовать окружающий мир всеми доступными способами;
- воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли;
- соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов с солью.
Материал и оборудование: мешочки с разными наполнителями, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки, лупы, куриные яйца.
Ход НОД
Задачи |
Деятельность воспитателя |
Действия детей |
Организационный этап (3 минуты) |
||
Введение в ситуацию
Подведение детей к постановке детской цели. Обогащение активного словаря, развитие связной речи |
Воспитатель: здравствуйте, ребята! В круг широкий, вижу я Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся Улыбнёмся, подмигнём. Собрались мы снова вместе, Чтобы было интересней! Много нового узнаем, Что ж, ребята, начинаем! Воспитатель: Ребята, посмотрите, я приготовила для вас волшебную шкатулку. А что находится в шкатулке вы узнаете если отгадаете загадку. Что за странный порошок, С виду неприметный. Но любое блюдо он, Делает отменным. (Соль) Воспитатель: Но в моей волшебной шкатулке находятся мешочки не только с солью, как нам узнать в каком мешочке соль?
Воспитатель: Откройте мешочек. Что там? (Соль) |
Слушают, выполняют действия под стихотворение
Отгадывают загадку.
Предлагают варианты ответов. Выходит, один ребенок и находит мешочек с солью. После этого мешочек передают всем детям чтобы убедится согласны они с первым ребенком или нет. |
Основной этап (15 минут) |
||
Актуализация имеющихся представлений детей о соли, ее назначении и применении, а также способе добычи и видах соли. Введение новой информации, с целью обогатить знания детей о видах соли, добычи и ее применении. Обогащение активного словаря, развитие связной речи
Опытно-исследовательская работа с целью накопления у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, а также обучение использования соли, как средство для творчества. Развитие интереса и любознательности. Развитие самостоятельности и умения устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве.
Побуждать детей проявлять инициативу, выдержку. Развивать воображение. Способствовать развитию коммуникативных навыков |
Воспитатель: Что такое соль? Откуда соль взяла свое название? Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь; Ребята, а как вы думаете соль бывает разная или нет?
Воспитатель: кто знает, как добывается соль? Один из способов добычи соли Выжигание – в древние времена собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и ели соленую золу. Похожим способом сейчас получают черную соль. Добыча «каменной» соли – это добыча соли в подземных соляных шахтах. Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. Соль добывают через специальные соляные скважины. Соль добывают и другим способом. На морском берегу строят неглубокие бассейны — соляные прессы. В них напускают морскую воду. Солнце нагревает воду, и она испаряется, а соль остается в бассейне.
А скажите, где мы можем использовать соль? Соль, один из важнейших минералов на земле. Поваренная соль — это пищевой продукт. На первый взгляд может показаться, что это обычная приправа к нашей еде. Но, это не так. Когда-то, несколько сотен лет назад соль была очень дорогим товаром. Цена соли была настолько велика, что она играла роль денег. За соль можно было купить все что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Соль — это символ дружбы. Беречь хлеб и соль — значит, дружить. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение.
Хотите узнать больше о соли? Я предлагаю вам стать учёными и провести исследование. Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. При работе с солью: 1 -Не трогать руками глаза. 2- Соблюдать тишину 3- Не толкать соседа во время работы 4- Сначала посмотри, а потом повтори 5- Выполнил и положи на место Опыт № 1 : «Из чего состоит соль». Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде? - А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов) Подуйте тихонько на соль через трубочку. Вывод: Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов Опыт №2 «Соль хрустит» Ребята, давайте насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали? Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст. Сейчас мы свами отвлечемся и немного разомнемся! (физминутка) Улыбнись. Вверх и вниз рывки руками, Будто машем мы флажками. Разминаем наши плечи. Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Руки в боки. Улыбнись. Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) Приседанья начинай. Не спеши, не отставай. (Приседания.) А в конце — ходьба на месте, Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) А теперь продолжим работать! Опыт № 3 : «Соль поглощает воду» Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода? Вывод: соль может поглотить небольшое количество воды. Опыт№4. «Соль растворяется в теплой воде быстрее, чем в холодной» Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? Ответы детей: в одном стакане вода холодная, а в другом тёплая В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде. В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной? Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод? Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее. Опыт № 5. «Плавающее яйцо». Переходим к следующему опыту. Перед вами стоят стаканы с водой возьмите аккуратно яйцо и опустите его в скан с водой. Что случилось с яйцом? (опустилось на дно) А теперь давайте насыпаем в стакан четыре ложки соли, аккуратно ложечкой перемешиваем чтобы соль растворилась. Что случилось с яйцом? (яйцо всплыло) Вывод: соленая вода может выталкивать предметы на поверхность) Ребята, мы очень продуктивно с вами поработали, узнали много нового и интересного, теперь предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Игра «Угадай, что делали» Считалкой выбирают одного ребенка, который на 8-10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети в это время договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора» отгадывающий поворачивается , подходит к играющим и говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы бывали? Что вы видали? А дети отвечают: «Что мы видели - не скажем, а что делали – покажем. Все дети изображают какое-нибудь действие ( играют на гармошке, скачут на лошади и т.д.) водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут. |
Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, рассуждают.
Отвечают на вопрос, рассуждают.
Слушают технику безопасности и правила работы с солью.
Отвечают на вопросы, рассматривают соль через увеличительное стекло, фиксируют свойства. Обобщают полученные знания
Отвечают на вопросы, обобщают полученные знания
Выполняют опыт с водой, отвечают на вопросы, обобщают полученные знания
Ответы детей: в тёплой воде соль растворилась быстрее. Обобщают полученные знания
Выполняют опыт с водой, отвечают на вопросы, обобщают полученные знания.
Проявляют фантазию, выполняют задания по сговору. |
Заключительный этап (2 минуты) |
||
Формирование адекватной самооценки |
Итак, ребята, наше занятие подходи к концу. Скажите, с чем вы сегодня познакомились? Давайте еще вспомним что такое соль? Что вы узнали сегодня о соли нового? Как вы думаете ребята Соль полезна или вредна? Воспитатель: соль полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД Что нового вы узнали о соли? Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям? |
Отвечают на вопросы, рассуждают, обобщают полученные знания. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.