Тема: «Зимующие птицы»
Цели:
формировать экологическую культуру у детей;
прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.
Задачи:
Развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь.
Воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.
Образовательные:
• уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами.
Оборудование:
Картинки зимующих птиц; кормушка; корм для птиц; цветные карандаши, бумажные силуэты птиц; картинка кормушки; презентация «Зимующие птицы»;
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационная часть.
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели? (ответы детей)
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем знакомиться с зимующими птицами. О зимующих птицах мы будем читать стихи, вспомним чем они питаются, а также я постараюсь рассказать вам интересное из их жизни.
Вначале мы отправимся с вами на птичью выставку. Экскурсоводами будут наши ребята-птицы.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением синицы (читает стихотворение):
Пусть снег вокруг искриться
И зимний ветер злится –
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на выставку-доску.
Воспитатель: Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением снегиря (читает стихотворение):
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замёрз он на снегу.
Картинка с изображением снегиря помещается на выставку-доску.
Воспитатель:Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением сороки (читает стихотворение):
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением сороки помещается на выставку-доску.
Воспитатель:Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением вороны (читает стихотворение):
Особа всем известная, Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную, Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона, Ворона…
Картинка с изображением вороны помещается на выставку-доску.
Воспитатель:Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением дятла (читает стихотворение):
Дятел – врач лесного царства, Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели, Чтоб росли и не болели.
Картинка с изображением дятла помещается на выставку-доску.
Воспитатель:Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.
Выходит ребёнок, в руках у него картинка с изображением воробья (читает стихотворение):
Чик-чирик, чик-чирик! Воробей скачет по дорожке,
Собирает хлебные крошки. По ночам кочует,
Зёрнышки ворует!
Картинка с изображением воробья помещается на выставку-доску.
Воспитатель:Воробей - весёлый, шустрый, маленький. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? (воспитатель показывает птицу, а дети называют её)
Воспитатель: Как можно назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
Гимнастика для глаз
(Упражнения выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз)
1. Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца.
Повторить 5-6 раз.
2. Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, вниз, а затем – вправо, вверх, влево, вниз.
Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру на внимание «Какой птички не стало?»
(На доске — пять – шесть картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало»)
Физкультминутка
Вот на ветках, посмотри – 4 хлопка руками по бокам
В красных майках снегири – 4 наклона головы
Распушили пёрышки – частые потряхивания руками опущенными вниз
Головой вертят, улететь хотят –2 поворота головы на каждую сторону
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью! – разбегаются, взмахивают руками.
Среди белых голубей – идут по кругу, руки за спину (голуби)
Скачет шустрый воробей – в центре на корточках скачет один ребёнок
Воробушек – пташка, серая рубашка – встают лицом в круг,
берутся за руки
Откликайся воробей, вылетай-ка, не робей – идут приставным шагом,
воробей пытается «вылететь», а голуби его не пускают.
Презентация «Зимующие птицы»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и клесты (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – мухи это насекомые.
Прилетели птицы: голуби, синицы, сороки, вороны, дятлы, макароны (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – макароны это продукты.
Прилетели птицы: голуби, куницы (дети хлопают)
Что неправильно и почему? – куницы это животные.
Прилетели птицы: голуби, синицы, вороны, комары (дети хлопают)
Что неправильно и почему? - комары это насекомые.
Практическая часть
Пальчиковая гимнастика
Зимой холодной, посмотри,
Вновь появились снегири (соединять пальцы обеих рук,начиная с больших)
А с ними свиристели
К нам в гости прилетели (сжимание и разжимание кулачков)
Раскрашивание силуэтов птиц.
ИГРА - СТИХОТВОРЕНИЕ «НА КОРМУШКЕ»
Воспитатель:Сейчас мы с вами поиграем. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку»(дети садят птицу на доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили, мы столовую открыли.
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв. В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог
Налетели семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Было общее веселье.
Воспитатель: Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (зимующие).
Воспитатель: Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.
Я вам хочу сказать, что еда с нашего стола для птиц не годится.
Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза;овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.
(Дети насыпают в кормушку корм для птиц, после занятия вывешивают её на улицу и наблюдают за птицами.)
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? (ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.