Оценивание чтения
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью:
• навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя);
• умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и разбором текстов учебной книги. При выставлении отметки по чтению необходимо одновременно учитывать следующее:
• понимание учащимся прочитанного текста;
• способ (целыми словами, по слогам), правильность, беглость, выразительность чтения;
• владение речевыми навыками и умениями работать с текстом.
Следует особо подчеркнуть, что «чтение — это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем другим предметам»*.
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеют свои специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанного), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится общеучебным умением, крайне необходимым при овладении знаниями по другим предметам. Немаловажным критерием при овладении чтением как общеучебным умением является беглость чтения.
__________________
* Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. — М.: Дрофа, 1999.
Младший школьник по окончании начальной школы должен овладеть синтетическим чтением , которое характеризуется слиянием техники чтения и понимания. Поэтому в начальной школе периодически проверяется скорость чтения вслух. Нужно помнить, что темп чтения от 40 слов в минуту при чтении вслух с переходом на чтение целыми словами дает возможность воспринимать только фактическую сторону текста. Смысловое понимание возникает при темпе чтения не менее 60 слов в минуту при способе чтения целыми словами. Владение синтетическим чтением вслух на уровне 90 слов в минуту обеспечивает углубленное понимание прочитанного. Вот почему под особым контролем учителя должна быть и техническая сторона чтения, то есть знания, умения и навыки по технике чтения на определенном отрезке времени.
Нормативы по проверке техники чтения (количество слов в минуту)
Оценка |
Учебные четверти |
|||
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
|
Первый класс |
||||
«5» |
|
больше 20 слов |
больше 35 слов |
больше 40 слов |
«4» |
|
16–20 слов |
26–35 слов |
31–40 слов |
«3» |
|
10–15 слов |
20–25 слов |
25–30 слов |
«2» |
|
меньше 10 слов |
меньше 20 слов |
меньше 25 слов |
Второй класс |
||||
«5» |
больше 45 слов |
больше 55 слов |
больше 65 слов |
больше 70 слов |
«4» |
35–45 слов |
40–55 слов |
50–65 слов |
55–70 слов |
«3» |
25–34 слова |
25–39 слов |
35–49 слов |
40–54 слова |
«2» |
меньше 25 слов |
меньше 25 слов |
меньше 35 слов |
меньше 40 слов |
Третий класс |
||||
«5» |
больше 70 слов |
больше 75 слов |
больше 85 слов |
больше 90 слов |
«4» |
55–70 слов |
60–75 слов |
70–85 слов |
75–90 слов |
«3» |
40–54 слова |
45–59 слов |
55–69 слов |
60–74 слова |
«2» |
меньше 40 слов |
меньше 45 слов |
меньше 55 слов |
меньше 60 слов |
Четвертый класс |
||||
«5» |
больше 90 слов |
больше 100 слов |
больше 110 слов |
больше 120 слов |
«4» |
75–90 слов |
85–100 слов |
95–110 слов |
105–120 слов |
«3» |
65–74 слова |
70–84 слова |
80–94 слова |
90–104 слова |
«2» |
меньше 65 слов |
меньше 70 слов |
меньше 80 слов |
меньше 90 слов |
Нормы по технике чтения в начальной школе
класс |
1 полугодие |
2 полугодие |
1 |
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов. Темп чтения - не менее 11-15 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 25- 30 слов в минуту. |
2 |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам. Темп чтения - не менее 31-35слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций. Темп чтения - не менее 45-50слов в минуту.
|
3 |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 55-60слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста. Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту.
|
4 |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту. |
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию. Темп чтения - не менее 90-95 слов в минуту.
|
ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ
|
1-й класс
|
2-й класс
|
3-й класс
|
4-й класс
|
I четверть
|
5-10 сл/м
|
25-30 сл/м
|
50-54 сл/м
|
70-75 сл/м |
II четверть |
11-15сл/м |
31 -35 сл/м
|
55-60 сл/м
|
75-80 сл/м |
III четверть
|
16-24 сл/м |
36-44 сл/м |
6 1-69 сл/м |
81-89сл/м |
IV четверть
|
25-30 сл/м |
45-50 сл/м
|
70-75 сл/м |
90-95 сл/м |
Оценка понимания прочитанного:
высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста,
средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных,
низкий уровень - правильно отвечает на вопросы,
0 уровень – прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.
Таблица показателей уровня чтения учащихся _______ класса
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Учитель:
Ассистент:
Дата:
№ |
Фамилия ученика |
способ чтения |
кол-во ошибок
|
темп чтения |
уровень поним. прочит. (выс.,сред.,низ.) |
отметка |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
6. |
|
|
|
|
|
|
7. |
|
|
|
|
|
|
8. |
|
|
|
|
|
|
9. |
|
|
|
|
|
|
10. |
|
|
|
|
|
|
Техника чтения:
Количество уч-ся в классе |
|
% |
Количество проверенных учащихся |
|
|
Читают в пределах нормы |
|
|
Читают выше нормы |
|
|
Читают ниже нормы- |
|
|
Уровень понимания прочитанного:
Количество уч-ся в классе |
|
% |
Количество проверенных учащихся |
|
|
Высокий уровень понимания прочитанного |
|
|
Средний уровень понимания прочитанного |
|
|
Низкий уровень понимания прочитанного |
|
|
Проверка техники чтения учащихся 2-х классов.
СТАРЫЙ ПЁС
Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
(В. Сухомлинский) (94 слова)
Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?
Проверка техники чтения учащихся 3-х классов.
КУПАНИЕ МЕДВЕЖАТ
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде. Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес. Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого. Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольные купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
(В. Бианки) (122 слова)
Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольные купанием?
Проверка техники чтения учащихся 4-х классов.
КРАПИВНОЕ СЧАСТЬЕ
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха у неё нет!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт... – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят...
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
(Н. Сладков ) (158 слов)
Вопросы и задания
1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.