Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах
Оценка 4.7

Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах

Оценка 4.7
Руководства для учителя
ppt
биология
02.02.2020
Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах
Мультимедийная презентация проведенного урока "Не станет ли Земля пустыней?"
Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах.ppt

Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах (ФГОС)

Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах (ФГОС)

Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах (ФГОС)

Учитель биологии МОУ СОШ № 86
Говорова Е.В.
г. Волгоград

Содержание и особенности преподавания биологии в рамках

Содержание и особенности преподавания биологии в рамках

Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС

усвоение определенной
суммы знаний (предметный результат) (ФГОС 2004: детально прописано содержание -темы, дидактические единицы, учебники, программы)

Использование содержания
всех учебных предметов
для развития личности
учащихся (ФГОС 2010:
Выделена система требований
к результатам освоения
- к структуре образовательной программы
- к условиям реализации

1. Содержание предмета определяется так называемым фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий научной картины мира;
2. Планируемые результаты обучения: предметные, метапредметные и личностные;
3. Для решения данных задач необходимо овладение набором УУД : личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных.

Требования к результатам освоения

Требования к результатам освоения

Требования к результатам освоения

Развитие личности обеспечивается через формирование

Развитие личности обеспечивается через формирование

Развитие личности обеспечивается через формирование УУД


Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Программа формирования УУД решается через развитие самостоятельной учебной деятельности школьника, ориентирована на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»

« Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу

Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» (

Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» (

« Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…» ( Г.А. Цукерман)

Механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Задача учителя:
1. Научить выполнять учебные задания, построенные на способе действия, мышления, коммуникации, на основе образца;
2. Обучать способам выполнения метапредметного действия;
3. Научить встраивать данный способ в учебную деятельность и при необходимости развивать его.

У обучающихся 5- 6 классов должно быть сформировано умение к организации своей деятельности -
-) Умение обозначать цели, задачи и следовать им в учебной деятельности,
-) планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
-) взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе .

Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах

Новые подходы в преподавании биологии в 5-6 классах

Учет особенностей формирования умений в практике работы 

Учет особенностей формирования умений в практике работы 

Учет особенностей формирования умений в практике работы

 Практические работы
- обучающие (выполняются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий учащимися)
- тренировочные (нацелены на отработку и совершенствование умений. Эти работы выполняются на уроке под контролем учителя или в форме домашнего задания, результаты которого отслеживает учитель)
- итоговые (выполняют контролирующую функцию, осуществляются школьниками с наибольшей степенью самостоятельности)

 Организация практической работы с учебно-методическим комплектом


с учебником с рабочей тетрадью
вопросы и задания - «Практическая
планы описаний и характеристик работа»
- иллюстративный аппарат

 Отработка умений в условиях реальной местности (наблюдения, измерения, опыты, экскурсии)

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами,…

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами,…

Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:
Прочитайте текст параграфа.
Ответьте на 2 основных вопроса: О чем говорится в тексте? Что говорится в тексте об этом?
Выделите основные мысли текста.
Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.
Сформулируйте вопросы к тексту по схеме:
1 уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.);
2 уровень - знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.); - выделить основные мысли, построить план и др.
3 уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.).

Ян Амосович Коменский гиперссылок , переход на диск выделение цветом : синий - обязательные для изучения понятия, зеленый - дополнительный материал, который следует найти на…

Ян Амосович Коменский гиперссылок , переход на диск выделение цветом : синий - обязательные для изучения понятия, зеленый - дополнительный материал, который следует найти на…

"видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, ... если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...» Ян Амосович Коменский

гиперссылок , переход на диск
выделение цветом : синий - обязательные для изучения понятия, зеленый - дополнительный материал, который следует найти на диске.
слайд- шоу, видео или анимационный фрагмент, выполнить лабораторную или практическую работу, интерактивное задание и тест на «Проверку знаний и закрепление материала».
Значимыми являются ссылки на интернет- ресурсы, дополнительный материал, которые расширяют, углубляют, детализируют знания учащихся в данной области, рассказывают о новых открытиях…
Рубрики «Вспомните», «Подумайте», «Выполните задания»
рисунки, схемы, таблицы, фотографии, видеофрагменты, виртуальные лаборатории, интерактивные задания.

Технологии проблемного обучения, проектные технологии, интерактивные, уроки на основе электронных учебников.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формулирование темы урока

? Не так давно мы изучали с вами тему «Природные зоны Земли», одна из них изображена на слайде.
? Какая природная зона Земли изображена на слайде?

За последние 50 лет во всем мире в пустыни превратилась площадь, равная половине Южной Америки. На грани опустынивания сейчас находится 1/5 часть суши.

? Какой проблемный вопрос мы можем поставить перед собой сегодня на уроке ?

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе ?

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе ?

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

? Вспомните какие климатические условия характерны для пустыни
? Насколько богат растительный и животный мир

УУД: Сопоставляют информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

УУД: Анализируют информацию, ориентируются в своей системе знаний.

Выберите из списка организмы которые можно встретить в пустыне.
Распределите на группы:
А) растения
Б) животные

Организмы:
Саксаул
Варан
Ящерица
Верблюжья колючка
Песчаная осока
Тушканчики
Кедр
Дуб

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Тема урока: «Не станет ли Земля пустыней?»

? Предположите по каким причинам Земля может стать пустыней

Задание для выдвижения гипотезы:

Резкое потепление и иссушение воздуха
Обильное выпадение осадков
Близость водоемов
Массовая распашка земель
Смывание или сдувание верхнего плодородного слоя земли
Чрезмерный выпас скота, выедающего и вытаптывающего растительность

Запишите в тетрадь тему урока и гипотезу

УУД: самостоятельно предполагают какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Мы с вами, ребята, выдвигаем гипотезу:

Потепление и иссушение воздуха,
массовая распашка земель,
смывание или сдувание верхнего плодородного слоя земли,
чрезмерный выпас скота
могут привести к опустыниванию

Итак, перед нами проблема, мы выдвинули гипотезу.
? Как будем подтверждать гипотезу?
Необходимо найти доказательства!

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Изучение нового материала- поиск доказательств

1. Эксперимент:
На уроках природоведения вы изучали структуру почвы:
? Назовите слои почвы

? При помощи груши создадим поток воздуха, который приведет к изменению структуры. Что наблюдаете?

Запишите в тетрадь вывод:
При сдувании или смывании верхнего плодородного слоя почвы на поверхности остается слой ______________. Следовательно разрушение ______________
ведет к __________________

( опустынивание, верхний плодородный слой, песок)

УУД: Сопоставляют имеющиеся межпредметные знания с результатом эксперимента, делают вывод на основе наблюдения.
Выявляют причинно-следственные связи.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Наступление пустынь – глобальная проблема экологии 15 августа 2011 г. Газета«Аргументы и Факты»

УУД: поиск и извлечение информации


2. Практическая часть- анализ периодической печати





Одной из самых серьёзных экологических проблем сегодня является глобальная проблема опустынивания. Главной причиной опустынивания становится сельскохозяйственная деятельность человека. При вспашке полей огромное количество частиц плодородного слоя почвы поднимается в воздух, рассеивается, сносится с полей потоками воды и осаждается в других местах в огромных количествах. Разрушение верхнего плодородного слоя почвы под действием ветра и воды процесс естественный, однако, он многократно ускоряется и усиливается при распахивании больших территорий и в тех случаях, когда земледельцы не оставляют поля "под пары", то есть не дают земле "отдыхать".
В поверхностных слоях почвы под действием микроорганизмов, воздуха и воды постепенно формируется плодородный слой. В одной горсти хорошей плодородной земли содержатся миллионы полезных для почвы микроорганизмов. Для образования плодородного слоя толщиной в один сантиметр природе необходимо не менее 100 лет, а потерять его можно буквально за один полевой сезон.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Запиши вывод:
Разрушение верхнего плодородного слоя земли многократно __________ и ____________________ при _______________.

Изучение нового материала- поиск доказательств

Наступление пустынь – глобальная проблема экологии 15 августа 2011 г. Газета«Аргументы и Факты»

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Изучение нового материала- поиск доказательств

3. Задание

Внимательно просмотри и проанализируй документальный видеосюжет « Из истории Лозновского пруда»

Запиши вывод:
Анализ документального фильма позволяет сделать вывод о том, что уменьшение _____________
приводит к ________ , а затем и к ______________

(опустыниванию, водоемов, иссушению почвы)



УУД: установление причинно – следственных связей, построение логической цепи рассуждений

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Запиши вывод:
Следствием чрезмерного выпаса скота в Черных землях Калмыкии , где домашний скот ________________
стало______________

Текст учебника с.144
абзац №2, №3

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста, определение основной и второстепенной информации.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

В результате исследовательской деятельности на уроке мы можем назвать основные причины опустынивания:

УУД: использование знаково – символических средств .
Составление кластера, структурирование материала

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе ?

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе ?

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

? Как остановить или хотя бы замедлить процесс опустынивания?

1. Прекратить распашку земель с тонким плодородным слоем
2. Осушать земли
3. Содержать столько домашних животных, сколько могут прокормить пастбища
4. Сажать лесозащитные полосы

Итоги урока:

УУД: Удали лишний элемент, добавь недостающий

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

УУД: структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей.

Этапы исследовательской деятельности:



Выбор проблемы
Выдвижение гипотезы
Постановка целей, задач
Знакомство с теорией
Выполнение практической части
Анализ результатов
Вывод по работе, рекомендации

Закрепление нового Этапы исследовательской деятельности

Закрепление нового Этапы исследовательской деятельности

Закрепление нового

Этапы исследовательской деятельности

Содержание

1. Какая перед нами стояла проблема?

2. Какова гипотеза?

3. Какие мы сделали выводы на основе практической исследовательской части?

4. Можем сказать что гипотеза подтвердилась?

5. Как же можно остановить опустынивание?

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Соотнести определения с изученными терминами и понятиями:

Термины:
А) экология
Б) озоновая дыра
В) кислотный дождь
Г) парниковый эффект
Д) опустынивание
Е) рациональное природопользование

Понятия:
Потепление климата вследствие накопление углекислого газа
Разрушение озонового слоя Земли
Раствор воды , загрязненный газообразными растворимыми в ней выбросами промышленных предприятий
Наука о взаимоотношениях организмов между собой и со средой обитания
Постепенное превращение засушливых земель в пустыню
это единый процесс охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов с целью создания определенной базы для существования и жизнедеятельности следующих поколений.

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Формирование универсальных учебных действий на уроке биологии в 5 классе

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Работа в парах
Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1)      Вы знаете, что сегодня на уроке я…
2)      Самым интересным сегодня на уроке было…
3)      Самым сложным для меня сегодня было…
4)      Сегодня я научился…
5)       Сегодня я задумался….

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
а так же:
Формирование коммуникативных, регулятивных и личностных универсальных учебных действий.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020