Ну уж очень краткий морской словарь
Бак – носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты.
Бакштаг – курс парусного судна, образующий с направлением попутного ветра угол более 90° и меньше 180°.
Банка – скамья на шлюпке.
Банник – цилиндрическая меховая щетка на длинном древке, которой тушили остатки тлеющего картуза и прочищали (банили) пушку.
Барказ –большая шлюпка, имеющая от 14 до 22 весел и парусное вооружение, служила для перевозки большого числа команды, тяжелых грузов и высадки десанта.
Бейдевинд – курс парусного судна, образующий с направлением встречного ветра угол меньше 90°.
Бизань – косой парус, ставящийся на бизань-мачте.
Бизань-мачта – задняя мачта у судов, имеющих три и более мачты.
Бимс – балка, соединяющая борта корабля и служащая основанием для палубы.
Бом – слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим бом-брам-стеньге.
Бом-брам- стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх брам-стеньги.
Боцман – старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами.
Боцманмат – помощник боцмана.
Брамсель – прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем.
Брам-стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги.
Брандеры – старые, отслужившие свой век суда, которые наполняли горючим материалом и пускали с наветренной стороны на неприятельские суда.
Брасопить рей – поворачивать его в горизонтальной плоскости с помощью брасов.
Брасы – снасти бегучего такелажа, прикрепленные к нокам реев и служащие для поворота их, вместе с парусами, в горизонтальной плоскости.
Брать рифы – убавить парус, зарифить его.
Брашпиль – якорная машина с горизонтальным валом для подъема якорей.
Бриг – двухмачтовое парусное судно.
Бриз – ветер, дующий вследствие неравномерности нагревания суши и воды днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.
Брюк – толстый трос, которым пушку крепили к боковым стенкам пушечных портов.
Бушприт – горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выдающееся с носа судна.
Бухта троса или снасти – трос или снасть, свернутые кругами. Ванты – части стоячего такелажа, которыми укрепляются мачты, стеньги и брам стеньги.
Ватерлиния – кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, соответствующей уровню воды.
Верповать – тянуть судно посредством верпа, т. е. небольшого вспомогательного якоря. Самый большой из верпов называется стоп-анкером.
Ветер заходит – становится круче; отходит – становится попутнее.
Винград – выступающая часть на казне орудия.
Выбирать – тянуть, подтягивать.
Выбленки – ступеньки вант.
Вымбовка – деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля.
Гакаборт – верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Галера – тип военного гребного судна, появившийся на Средиземном море около VII века н. э. Имела один ряд весел, форштевень ее был вооружен длинным подводным тараном. Кульминационным пунктом в истории „современной“ галеры явилось сражение при Лепанто 7 октября 1571 года, когда 200 испанских и венецианских галер под предводительством Хуана Австрийского победили 273 турецкие галеры, навсегда избавив Средиземноморье от турецкого владычества.
Галс – курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, то судно идет левым галсом, если в правый - то правым.
Гитовы – снасти бегучего такелажа, служащие для уборки парусов.
Гичка – командирская шлюпка.
Главная палуба – третья снизу палуба на больших судах.
Горбыли – толстые широкие железные полоски, которыми покрывают цапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд.
Грот – 1. Нижний прямой парус на грот мачте. 2. Составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса грот мачты.
Грота – составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих грот мачте ниже марса.
Грот мачта – вторая мачта, считая с носа.
Дульная пробка – устройство, предохраняющее канал орудия от попадания брызг, пыли и т. п.
Загребной – гребец, сидящий на шлюпке первым от кормы; по нему равняются все остальные.
Зарифить – уменьшить площадь паруса с помощью завязок (риф сезней), расположенных рядами на парусах.
Кабаляринг – строп, сделанный из троса. Обносится (наматывается) на шпиль и к полученному таким образом бесконечному тросу присезневывают выбираемый якорный канат, не обнося его на шпиль.
Камбуз – место для приготовления пищи на судне.
Капер – частное лицо, получившее от правительства патент на право вооружить судно и захватывать вражеские корабли и товары; капером назывался и сам корабль, и его капитан.
Кильватерные строй – строй, в котором корабли идут один за другим.
Кливер – один из передних треугольных косых парусов, ставился впереди фок мачты.
Клюз – сквозное отверстие, служащее для пропускания тросов и якорных канатов.
Кнехты – тумбы для крепления швартовых или буксирных концов.
Кокпит – кормовая часть самой нижней палубы.
Колдунчик – флюгер.
Комингс – окаймление на палубе по периметру люка.
Кофель-нагель – деревянный или металлический болт, на который навертывают снасти.
Корвет – трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Носил ту же парусность, что и фрегат, предназначался для посылок и разведок.
Кошка – I. Металлический крюк на веревке. 2. Девятихвостая плеть для телесных наказаний.
Крюйс – слово, означающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань мачте выше ее марса.
Крюйсель – парус, поднимаемый на крюйс стеные.
Купор – корабельный бочар.
Лаг – прибор для определения скорости судна.
Латинский парус – треугольный парус, который пришнуровывался своей верхней шкаториной к длинному составному рейку, поднимавшемуся наклонпо, то есть его задний угол был высоко поднят, а передний опущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусов, дошедший до наших дней почти без изменения.
Леерное ограждение состоит из туго натянутого троса – леера, который проходит через отверстия в леерных стойках, укрепленных вертикально на палубе. Устанавливается па судне в местах, не имеющих фальшборта.
Лечь в дрейф – поставить паруса в такое положение, чтобы часть их давала тягу вперед, часть назад, и судно удерживалось бы на месте.
Линь – тонкий трос.
Лиселя – паруса, употребляемые в помощь прямым парусам при попутных ветрах, ставятся по бокам этих парусов на особых рангоутных деревьях – лисель спиртах.
Лот – прибор для измерения глубины.
Льяла – промежутки между наружной и внутренней обшивками корабля. (Помповые колодцы ведут в них, но ими не являются.)
Люггерный парус – косой парус, поднимавшийся на выдвижной стеньге – рейке.
Люггер – быстроходное двухмачтовое судно.
Люк – отверстие в палубе для спуска вниз.
Марс – площадка на мачте и месте ее соединения со стеньгой.
Марса – приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к марселю или марса рею.
Марса рей – второй снизу рей, к которому привязывается марсель.
Марсель – прямой парус, ставящийся между марса реем и нижним реем.
Мачта – вертикальное или слегка наклоненное к корме рангоутное дерево, установленное в диаметральной плоскости судна.
Найтовить – связывать, обвивая тросом, два или несколько предметов. Трос при этой связке называется найтов.
Нактоуз – деревянный шкафчик, на котором установлен компас.
Ноки – концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и др.
Обрасопить рей – повернуть его так, чтоб один нок пошел вперед, другой – назад.
Отдать паруса – распустить сезни, которыми они были привязаны.
Обстенить парус – положить его на стеньгу, то есть повернуть так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону. При этом судно будет иметь задний ход.
Отдать рифы – отвязать риф сезни и увеличить парусность.
Отдать снасть – отвернуть снасть с кнехта или с нагеля, где она была завернута, или выпустить ее из рук, если она была в руке.
Отдать якорь – опустить якорь в воду.
Пальник – древко, на конце которого закреплялся фитиль.
Палы – откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля.
Пассаты – устойчивые восточные ветры, с составляющей, направленной к экватору, дующие в пассатной зоне между 30° с.ш. и 30° ю.ш.
Переборка – всякая вертикальная перегородка на судне.
Планширь – брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вдоль всей шлюпки, с гнездами для улючин.
Поворот оверштаг – поворот на парусном судне, при котором оно пересекает носом линию ветра.
Поворот через фордевинд – поворот судна, при котором оно пересекает линию ветра кормой.
Полубак – надстройка в носовой части судна, идущая от форштевня.
Полуют – надстройка в кормовой части судна.
Порт – отверстие в борту судна.
Прави́ла – длинные рычаги, посредством которых можно было поднять казенную часть, чтоб подложить под нее деревянные подъемные клинья, а также производить незначительно боковое движение орудия.
Прибойник – цилиндрический поршень на длинном древке, которым досылали и уплотняли картуз.
Приводить к ветру – брать курс ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду. Если судно, изменяя свой курс, приближается к линии ветра, говорят, что оно приводится (идет круче, поднимается), а если его нос удаляется от этой линии – идет полнее, уваливается.
Пыжовник – длинный скребок для чистки канала ствола.
Раковина – боковой срез в кормовой части палубы.
Рангоут – общее название всех деревянных приспособлений для несения парусов.
Рей – круглое рангоутное дерево, которое служит для несения парусов.
Решетчатый люк – решетчатая рама из брусков или реек, прикрывающая сверху люк.
Риф – горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшить его поверхность. У марселей бывает их четыре ряда, у нижних парусов – два, руль – вертикальная пластина, поворачивающаяся на оси в кормовой подводной части судна.
Румпель – рычаг, насаженный на голове руля. С его помощью осуществляется перекладка руля.
Руслени – площадки по наружным бортам судна, служащие для отводки вант.
Салинг – рама из продольных и поперечных брусьев, устанавливаемая на топе стеньги в месте соединения со следующей стеньгой.
Сезень – снасть в виде пояса для прихватывания парусов к реям.
Скула – выпуклость в передней надводной части судна.
Сплеснить – соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого.
Стень – сокращение от «стеньга», составная часть всех деталей, принадлежащих стеньге.
Стеньга – рангоутное дерево, служащее продолжением вверх мачты.
Суши весла! – команда, по которой на шлюпке вынимают весла из воды и держат параллельно последней, выровняв их лопасти.
Табанить – двигать весла в обратную сторону.
Такелаж – все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подъема и разворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами.
Тали – система тросов и блоков для подъема тяжестей и натягивания снастей.
Твиндек – междупалубное пространство.
Тендер – относительно большое одномачтовое судно.
Травить – ослаблять снасть.
Трап – всякая лестница на судне.
Трос – общее название всякой веревки на корабле.
Трюм – самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между днищем и нижней палубой.
Фал – снасть бегучего такелажа, служащая для подъема рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов, кормового флага и т. д.
Фалрепный – матрос их состава вахтенного отделения, назначаемый для встречи прибывающих на корабль начальствующих лиц и провода их.
Фальшборт – легкое ограждение открытой палубы.
Фок – нижний парус на первой от носа мачте.
Фока – составная часть названия всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих фок мачте выше фор марса.
Фок мачта – первая, считая от носа, мачта.
Фордевинд – ветер, дующий прямо в корму корабля; идти на фордевинд – идти с полным ветром.
Форштевень – продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля.
Фрегат – трехмачтовый военный корабль, второй по размеру после линейного. Был остойчивее линейного корабля, имел более высокие мачты, большую парусность и превосходил его по ходу, однако нес меньше артиллерии.
Цапфы – небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета.
Шабаш! – по этой команде гребцы вынимают весла из уключин и кладут их в лодку.
Швартов – трос, которым судно привязывается к другому – судну или к берегу.
Шебека – небольшое судно с сильно выдвинутым форштевнем и далеко выступающей палубой. Использовались преимущественно корсарами северного побережья Африки.
Шканцы – часть верхней палубы между грот– и бизань мачтами.
Шкафут – часть верхней палубы от фок– до грот мачты.
Шкив – колесо, сидящее на валу, непосредственно принимающее или передающее усилие с помощью ремня или каната. Шкивы были деревянные.
Шкоты – снасти бегучего такелажа, которые растягивают нижние углы парусов или вытягивают назад шкотовые углы треугольных парусов.
Шлюп – маленькое судно, больше брига, но меньше корвета.
Шпигаты – сквозные отверстия в борту или палубе судна для стока воды.
Шпиль – якорная машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорей. Шпили были деревянные и вращались вручную.
Шпринг – носовой задний или кормовой передний швартов.
Штормовые паруса – специальные косые нижние паруса, которые ставятся во время шторма.
Шхуна – парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса.
Таблица перевода мер
1 морская лига = 3 морских мили = 5,56 км
1 морская миля = 10 кабельтовых = 1,852км
1 кабельтов = 10 морских саженей = 680 футов
1 морская сажень = 6 футов = 2 ярда = 1,83 м
1 ярд = 3 фута = 91,44 см
1 фут =12 дюймов = 30,48 см
1 дюйм = 2,54 см
1 галлон = 4 кварты = 8 пинт = 4,546 л
1 кварта = 2 пинты = 1,14л
1 пинта = 0,57л
1 фунт = 453,59 г
1 фанега (испанская мера сыпучих тел) = 55,5л
1 узел = 1 миля в час или 0,514 м/сек
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.