Урок русского языка в 6 классе
Тема: Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
Тип урока: Урок-закрепление усвоенных знаний.
Структура урока:
· Актуализация прежних знаний
· Формирование новых знаний и способов действия
· Применение знаний, т.е. формирование умений.
Цели урока:
· Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных
· Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных
· Закрепления правила в ходе выполнения заданий
· Развитие речи учащихся
· Формирование навыка добывания знаний
· Развитие творческих способностей учащихся.
Задачи: научить учащихся грамотно выбирать гласные в суффиксах прилагательных после шипящих и ц, объясняя свой выбор правилом; продолжать изучение имени прилагаельного.
Ход урока
I. Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.
Словарный диктант (пишут в тетрадях) |
· Чуж…й город · Храбрый петуш…к · Высокое крыльц… · Ш…лковые локоны · Храброе сердц… · Маленький овраж…к · В дремуч…м лесу · Укрыть плащ…м · Алый флаж…к · Сладкий крыж…вник · Любоваться пейзаж…м · Золотое кольц… · Парч…вая накидка |
· Сможете ли вы грамотно вставить буквы, которые вызывают сомнение? Уверены?
· Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?
· От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)
Проверка работ.
· Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)
· Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.
II. Осмысление нового материала
- Посмотрите на эти словосочетания
На доске |
· Грошовый вклад · Сторожевой катер · Бежевый костюм · Отцовский рюкзак · Ежовые рукавицы |
· Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.
· Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?
III. Объявление цели и темы урока.
Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?
Учащиеся отвечают |
· Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц · О - под ударением (пунцовый) Е - без ударения ситцевый) |
Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)
IV. Закрепление правила
1 этап: Диктант - “Молчанка”
Учащиеся делятся на два варианта(одни поднимают руку,когда следует писать е, другие,когда о)
и Правило повторить |
· ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ · КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА · БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА · ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ · ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ · ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ · ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ · ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ |
2 этап: “Подбери слово”
Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”
Пишут в тетради Правило повторить |
· Платье из парчи - … · Полотенце из холста - … · Вода из ключа - … · (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?) · Мешок для вещей - … · Краситель для пищи - … · Бумага с глянцем - … |
V. Работа у доски ( спросить нескольких учащихся).
Холщ..вый, больш..го, парч..вый, чуж..го, глянц..вый, беж..вый, хорош..го, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой,
Проверь себя. Взаимопроверка.
Холщовый, большого, парчовый, чужого, глянцевый, бежевый, хорошего, пунцовый, алычовый, пригожего, на свежем, ножевой, кучевые, в дремучем, оранжевый, кольцевая, камышовый, колючего, ершовый, лежачего, сторожевой,
VI. Закрепление правила
· 3 этап: Выборочный диктант по карточке
· Правило повторить
Выберите вариант написания, вставьте пропущенные буквы:
ЗАДАНИЕ 1-2
Свинц…вое небо простиралось над головой.
В сумерках воздух над Прорвой делался прозрачным, как ключ…вая вода.
Куч…вые облака громоздились в небе.
Задымились сторож…вые огни на виноградниках.
Ваня вызывал в душе у Биденко очень нежное, почти отц…вское чувство.
Петя увидел хорош…нькую девочку–подростка в новом ситц…вом платье.
Егорушка умылся, надел кумач…вую рубаху.
На следующее утро, захватив холщ…вые рукавицы, отправился Ивашка на болото.
Охотничья тропка растворилась в камыш…вых джунглях.
Пунц…вая рубаха без пояса вздувалась по бокам.
Сероватая скорлупа раковин и глянц…вые от влаги камни скользили под ногами.
Над поляной стелется нежный ландыш… вый аромат.
ЗАДАНИЕ 3
Графическое обоснование выбора букв О или Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Спишите, расставляя пропущенные запятые. Графически объясните выбор буквы после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
1. Река еще (не) замерзла и ее свинц…вые воды грус…но ч…рнели в одн…образных берегах. (А.С.Пушкин). 2. Пунц…вый закат пр…ступал за в…ршинами леса. (А.Н.Толстой). 3. Низкое со…нце из-под глянц…вой листвы проб…валось между к…рявыми стволами. (И. Соколов-Микитов). 4. На пушистых камыш…вых м…телках к…чались лазурные зимородки. (И. Соколов-Микитов).
· 4 этап: “Найдите ошибку”
- Все ли сочетания написаны верно?
НА ДОСКЕ
· плюшовый мишка
· песцовый воротник
· ситцовая занавеска
· свинцовая пуля
· моржевый клык
· ландышовый запах
· камышевые заросли
· глянцовая бумага
- Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?
Правило повторить
VII. Итоги урока
· Что нового вы сегодня узнали?
· Чему научились? Что открыли для себя?
VI. Домашнее задание:
· Дома, применяя это правило, вы выполните упражнение .
· Теоретические сведения найдете в §45 .
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.