О и е после шипящих
Оценка 5

О и е после шипящих

Оценка 5
docx
31.05.2021
О и е после шипящих
о е после шипящих в суффиксах прил закрепление.docx

Урок русского языка в 6 классе

Тема: Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

 

Тип урока: Урок-закрепление усвоенных знаний.

Структура урока:

·         Актуализация прежних знаний

·         Формирование новых знаний и способов действия

·         Применение знаний, т.е. формирование умений.

Цели урока:

·         Повторение правописания букв о-е в окончаниях и суффиксах существительных, в окончаниях прилагательных

·         Знакомство с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц, в суффиксах прилагательных

·         Закрепления правила в ходе выполнения заданий

·         Развитие речи учащихся

·         Формирование навыка добывания знаний

·         Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи: научить учащихся грамотно выбирать гласные в суффиксах прилагательных после шипящих и ц, объясняя свой выбор правилом; продолжать изучение имени прилагаельного.

 

Ход урока

I.            Мотивация учащихся к познавательной деятельности, подготовка к изучению нового материала.

Словарный диктант  (пишут в тетрадях)

·         Чуж…й город

·         Храбрый петуш…к

·         Высокое крыльц…

·         Ш…лковые локоны

·         Храброе сердц…

·         Маленький овраж…к

·         В дремуч…м лесу

·         Укрыть плащ…м

·         Алый флаж…к

·         Сладкий крыж…вник

·         Любоваться пейзаж…м

·         Золотое кольц…

·         Парч…вая накидка

·         Сможете ли вы грамотно вставить буквы, которые вызывают сомнение? Уверены?

·         Какие знакомые правила вам следует вспомнить и применить, выполняя эту работу? Есть ли незнакомые слова?

·         От чего будет зависеть выбор буквы? (Часть речи и часть слова)

Проверка работ.

·         Какое словосочетание вызвало у вас затруднения? Почему? (Прилагательное, суффикс)

·         Хотите узнать об этом? Давайте вместе и поработаем.

II.            Осмысление нового материала

- Посмотрите на эти словосочетания

На доске

·         Грошовый вклад

·         Сторожевой катер

·         Бежевый костюм

·         Отцовский рюкзак

·         Ежовые рукавицы

·         Есть ли в данных прилагательных суффиксы? Обозначим их.

·         Почему, как вы думаете, в них пишутся разные гласные после шипящих и Ц?

III.            Объявление цели и темы урока.

Наша цель – научиться применять правило, видеть условия его применения. Каков же алгоритм этого правила?

Учащиеся отвечают

·         Пишу в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц

·         О - под ударением (пунцовый) Е - без ударения ситцевый)

Ещё раз озвучим это правило (3-4 ученика)

IV.            Закрепление правила

1 этап: Диктант - “Молчанка”

Учащиеся делятся на два варианта(одни поднимают руку,когда следует писать е, другие,когда о)

 

http://festival.1september.ru/articles/549317/img1.gif и http://festival.1september.ru/articles/549317/img2.gif

Правило повторить

·         ЛИЦ…ВОЙ СЧЁТ

·         КОЛЬЦ…ВАЯ ДОРОГА

·         БОЙЦ..ВАЯ ПОРОДА

·         ТАНЦ..ВАЛЬНЫЙ ЗАЛ

·         ЛУЧ…ВАЯ КОСТЬ

·         ТОРЦ…ВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

·         ПЕРЦ…ВЫЙ ПЛАСТЫРЬ

·         ЕЖ…ВЫЕ РУКАВИЦЫ

2 этап: “Подбери слово”

Замените данные сочетания “сущ.+ сущ.” синонимичными, но другого типа – “прил.+сущ.”

Пишут в тетради

Правило повторить

·         Платье из парчи - …

·         Полотенце из холста - …

·         Вода из ключа - …

·         (Какой “ключ” имеется в виду? что это за явление?)

·         Мешок для вещей - …

·         Краситель для пищи - …

·         Бумага с глянцем - …

     V.            Работа у доски ( спросить нескольких учащихся).

Холщ..вый, больш..го, парч..вый, чуж..го, глянц..вый, беж..вый, хорош..го, пунц..вый, алыч..вый, пригож..го, на свеж..м, нож..вой, куч..вые, в дремуч..м, оранж..вый, кольц..вая, камыш..вый, колюч..го, ерш..вый, лежач..го, сторож..вой,

Проверь себя. Взаимопроверка.

Холщовый, большого, парчовый, чужого, глянцевый, бежевый, хорошего, пунцовый, алычовый, пригожего, на свежем, ножевой, кучевые, в дремучем, оранжевый, кольцевая, камышовый, колючего, ершовый, лежачего, сторожевой,

VI.            Закрепление правила

·         3 этап: Выборочный диктант по карточке 

·          Правило повторить

Выберите вариант написания, вставьте пропущенные буквы:

ЗАДАНИЕ 1-2                                                                                                             

Свинц…вое небо простиралось над головой.

В сумерках воздух над Прорвой делался прозрачным, как ключ…вая вода.

Куч…вые облака громоздились в небе.

Задымились сторож…вые огни на виноградниках.

Ваня вызывал в душе у Биденко очень нежное, почти отц…вское чувство.

Петя увидел хорош…нькую девочку–подростка в новом ситц…вом платье.     

Егорушка умылся, надел кумач…вую  рубаху.

На следующее утро, захватив холщ…вые рукавицы, отправился Ивашка на болото.

Охотничья тропка растворилась в камыш…вых джунглях.

Пунц…вая рубаха без пояса вздувалась по бокам.

Сероватая скорлупа раковин и глянц…вые от влаги камни скользили под ногами.

Над поляной стелется нежный ландыш… вый аромат.

 

ЗАДАНИЕ 3

Графическое обоснование выбора букв О или Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

      Спишите, расставляя пропущенные запятые. Графически объясните выбор буквы после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1. Река еще (не) замерзла и ее свинц…вые воды грус…но  ч…рнели в одн…образных берегах. (А.С.Пушкин). 2. Пунц…вый закат пр…ступал за в…ршинами леса. (А.Н.Толстой). 3. Низкое со…нце из-под глянц…вой листвы проб…валось между к…рявыми стволами. (И. Соколов-Микитов).  4. На пушистых камыш…вых м…телках к…чались лазурные зимородки. (И. Соколов-Микитов).

·         4 этап: “Найдите ошибку”

- Все ли сочетания написаны верно?

НА ДОСКЕ

·         плюшовый мишка

·         песцовый воротник

·         ситцовая занавеска

·         свинцовая пуля

·         моржевый клык

·         ландышовый запах

·         камышевые заросли

·         глянцовая бумага

- Какое правило я забыла, написав эти слова с ошибками? А вы его помните?

Правило повторить

VII.            Итоги урока

·         Что нового вы сегодня узнали?

·         Чему научились? Что открыли для себя?

 

VI.            Домашнее задание:

·         Дома, применяя это правило, вы выполните упражнение   .

·         Теоретические сведения найдете в §45 .


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 6 классе

Урок русского языка в 6 классе

Учащиеся отвечают ·

Учащиеся отвечают ·

Река еще (не) замерзла и ее свинц…вые воды грус…но ч…рнели в одн…образных берегах

Река еще (не) замерзла и ее свинц…вые воды грус…но ч…рнели в одн…образных берегах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021