"О влиянии педагогического общения
на эмоциональное самочувствие ребенка"
Подготовил:
заведующий
МБДОУ д/с № 18 «Улыбка»
г. Пятигорска
Командин Е.Н.
Эмоции – это то, как мы ощущаем окружающий мир. Главная краска окружающего мира – темная или светлая – это не цвет самого мира, это цвет нашего внутреннего состояния.
Взрослому важно решить для себя в каком мире они бы хотели, чтобы жил ребенок. Ведь это именно мы, взрослые (педагоги и родители) определяем то, в каком мире будет жить ребенок, или помогая ему опытом радости, или запугивая его опасностями.
По части эмоционального воспитания как родители, так и педагоги допускают массу ошибок. Не понимая причин детского плача, они (взрослые) демонстративно оставляют ребенка один на один с его бедой. Не понимая важности эмоции интереса, они прерывают его естественное желание знакомиться с чем-то новым. Не понимая значения эмоции радости, взрослые не подкрепляют своим позитивным отношением периоды детского веселья.
Мы в равной степени нуждаемся как в воде, еде и воздухе, так и в эмоциональном контакте. Если его нет, причем, с рождения, то нарушается наше базовое чувство безопасности.
Эмоциональный контакт – это не просто «здрастье», «до свидания». Это нечто, что должно быть всегда с ребенком, это мир, в котором он чувствует себя не одиноким, а значит – защищенным.
Ребенка нельзя одарить эмоциональным контактом, а потом бросить на произвол судьбы. Этот вовсе не то, в чем он нуждается. По части эмоционального контакта ему необходимо постоянство, некая гарантированность, реальное, а не показное эмоциональное участие.
Капризы – это традиционная, можно сказать, автоматизированная реакция детей на снижение плотности их эмоционального контакта со взрослым. Почему дети это делают? Потому как это для них единственный способ гарантированно обратить на себя внимание, т.е. получить жизненно важный для них эмоциональный контакт со взрослым.
В экспериментальных исследованиях доказано, что ребенок будет пытаться установить эмоциональный контакт с нами не более четырех раз. Если же всякий раз он натыкается на холодность и безразличие, всякий энтузиазм в нем угасает. Более того, он становится безразличным к эмоциональному контакту, даже если мы вдруг попытаемся его установить.
В детском саду было две воспитательницы: одна «хорошая», другая – «плохая». Ничего уж такого плохого в «плохой» воспитательнице не было. Дело в том, что с «хорошей» ребенку удалось установить эмоциональный контакт, а «плохая» - просто игнорировала попытки ребенка. Сделала то, что в науке называется «прерыванием эмоционального контакта». И после этого ребенок, конечно, засомневался в том, что с этим человеком он находится в безопасности. Ребенок своим детским умом решил, что этот «плохой» воспитатель вряд ли будет его одобрять и защищать, а потому сначала просто психологически закрылся, а затем ему и вовсе стали грезиться всякие ужасы, с нею связанные – ведь если она относится ко мне «плохо», то ожидать от нее можно только «плохого». При этом воспитатель не ругала и не наказывала ребенка.
Не ждите, что ребенок будет понимать ваши слова. Вы должны сделать так, чтобы он научился понимать вас без слов, и понимать правильно.
Установите с ребенком настоящий, полноценный эмоциональный контакт, а затем помогайте ему формировать правильные эмоциональные привычки.
Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность детей дает воспитателю больше времени уделять индивидуальному общению с ребенком, что в свою очередь способствует более полному удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Но, к сожалению, именно во время самостоятельной деятельности детей педагог уделяет внимание индивидуальному общению с ребенком лишь эпизодически, направленным, как правило, на устранение возникшего между детьми конфликта, причем это вмешательство не нацелено на выявление подлинной причины конфликта, что может вызвать отрицательное эмоциональное состояние ребенка, а также привести к дисгармонии в его взаимоотношениях как с воспитателем, так и с детьми. Систематическое же невнимание воспитателя к ситуациям, требующим его помощи, часто приводит к накоплению отрицательных эмоций и возникновению отрицательного эмоционального самочувствия, определяемого в психологии как эмоциональное неблагополучие.
Чтобы контакты воспитателя с ребенком приносили им взаимное удовлетворение, воспитателю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, адекватно интерпретировать его поведение в конкретной ситуации, находить правильные способы взаимодействия с ним с учетом наметившихся изменений в его поведении. Воспитатель должен помнить то, что, взаимодействуя с ребенком, испытывающим эмоциональный дискомфорт, связанный с его положением в обществе сверстников, он может или помочь ребенку преодолеть возникшие трудности, или еще более отдалить его от других детей, например, неосторожным замечанием в их присутствии.
Кроме того, помощь воспитателя в разрешении того или иного конфликта способна поддержать положительное эмоциональное состояние в группе, развить доверие и доброжелательность во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними.
Взаимодействуя с ребенком, воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно – эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная).
Косвенным показателем эмоционального состояния ребенка является его поведение, варианты которого различны:
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, используют любой повод, чтобы обратить на себя внимание, заслужить одобрение. Такие дети могут поделиться с воспитателем самым сокровенным, способны на ревность в ответ на внимание воспитателя к другим детям. Стремясь привлечь внимание к себе, они идут даже на нарушение дисциплины. В основе такого поведения может лежать отсутствие понимания в семье. Такие дети особенно нуждаются в непосредственно-эмоциональной форме общения с воспитателем, отсутствие которой может привести к эмоциональному неблагополучию. Устойчивая симпатия к воспитателю помогает ребенку приобрести положительный опыт установления контактов со взрослыми, но может привести к коммуникативной несамостоятельности, к росту зависимости от воспитателя. Общаясь с детьми, для которых характерен такой тип поведения, опираясь на их устойчивую симпатию, воспитатель должен постепенно от непосредственно-эмоциональной формы общения переходить к ситуативно—деловой, не забывая об «эмоциональных поглаживаниях» (термин, введенный американским психотерапевтом Э. Берном, формы контакта, в основе которых – признание и уважение другого человека, что, безусловно, поможет расширить круг общения таких детей, вовлечь в него сверстников.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Дети хотят общаться с определенными детьми из группы, как правило, лидерами, причем они используют все средства, чтобы привлечь к себе интерес: от «подкупа» (сласти, игрушки) до внешней агрессии (разрушают постройки, отбирают игрушки и т. д.). Если ребенок, к которому такие дети испытывают симпатию, соглашается играть с ними, то они с удовольствием принимают на себя любые роли, не претендуя на ведущие, а «охлаждение» со стороны понравившегося сверстника вызывает недоумение, а потом и разочарование, что может вызвать ситуацию эмоционального неблагополучия, породить агрессивность и недоброжелательность к другим детям. Дети, для которых типичен второй вариант поведения, нуждаются, прежде всего, в личностном и одновременно деловом общении с воспитателем.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
Этот тип поведения типичен для детей, которые поначалу недоброжелательно относятся ко всем сверстникам, охотно общаются с ними в совместной деятельности, но не способны установить продолжительный контакт с ними из-за отсутствия навыков общения. В результате такие дети начинают с осторожностью относиться к общению с окружающими. Если вовремя не помочь им, то в них могут развиться такие черты, как робость, нерешительность, застенчивость, которые мешают полноценному общению. К сожалению, такие дети, как правило, выпадают из поля зрения воспитателя, так как не приносят ему особых хлопот. Они не заметны на фоне других детей группы, но порой за этой незаметностью скрывается целая драма – неудовлетворенная потребность в общении, что может привести к эмоциональному неблагополучию. Задача воспитателя – помочь таким детям наладить контакты со сверстниками, вовлекая их в совместную деятельность, при которой необходимы согласованные действия, учет мнений и интересов всех. С такими детьми предпочтительней является деловая форма общения, позволяющая им стать интересными для детей партнерами в совместной деятельности. Для таких детей очень важно одобрение, но пользоваться им нужно осторожно: чрезмерное захваливание, не имеющее под собой реальных оснований, может принести ребенку вред или оттолкнуть его от воспитателя, ведь дети, может быть, как никто другой, чувствуют фальш.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ
Дети, характеризующиеся таким типом поведения, не испытывают достаточно выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками. Они крайне редко обращаются к воспитателю, скованны в его присутствии, предпочитают индивидуальные игры или общение с одним или двумя сверстниками, в основном из тех, с кем не общаются другие дети. К причинам такого поведения можно отнести: редкое посещение дошкольного учреждения из-за частых болезней, глубокую привязанность к родителям и т. д. Среди таких детей могут оказаться одаренные. В этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.
Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной, конкретной ситуации.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.