Детская литература
О значение творчества писателя Виталия Валентиновича Бианки.
Характеристика художественного образа – персонажа.
Спиридонова Наталья Н .Н.
Оглавление:
ПЛАН -
О значении творчества писателя - Виталия Валентиновича Бианки.
1. Место Виталия Валентиновича Бианки в развитии русской литературы...3
2. Основные проблемы эпохи и отношение к ним В.В. Бианки……………………..4
3.Традиции и новаторства В.В. Бианки в области: …………………………….……………5 а) идей; б) тематики, проблематики; в) творческого метода и стиля; г) жанра; д) речевого стиля.
4.Оценка творчества Виталия Валентиновича Бианки классиками литературы, критики…………………………………………………………….9
5.Заключение ……..……………………………………………………………10
6.Список использованной литературы………………………………………..11
Писатель XX века Место Виталия Валентиновича Бианки в развитии русской литературы .
Родился в семье известного ученого-орнитолога, окончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, на всю жизнь связав свою судьбу с биологией и пропагандой естественно-научных знаний. Участвовал во многих путешествиях, научных экспедициях; изучая жизнь природы, научился видеть в ней необычайное, радоваться ее красоте. Он стал одним из тех «бывалых людей», которых привлекал к работе в детской литературе С.Я.Маршак, сотрудничал в знаменитых ленинградских журналах «Чиж» и «Еж».
С 1923 Бианки входит в литературу как профессиональный детский писатель-натуралист, заполняя по существу пустующую нишу. Многое сближает в те годы Бианки с Пришвиным, прежде всего стремление воспитать в ребенке чувство сопричастности ко всему живому на земле. Однако в творческой манере Бианки сразу же проявляется и самостоятельность: если для Пришвина важно субъективное восприятие природы, ее философское осмысление, то для Бианки эталоном художественной правды являются точность и объективность создаваемой картины, ее научное содержание (знания биолога, натуралиста диктовали правила художнику).
Основные проблемы эпохи и отношение к ним В.В.Бианки
Задачей детской литературы 20-х годов, на заре творчества В.В.Бианки была создание новой детской литературы. Вот как об этом писала в те годы Н.К.Крупская: "Детская книга должна давать яркие образы, быть для ребенка источником радости, помогать ему осмыслить окружающую жизнь,явления природы и отношения между людьми".
Европейская философия обратилась к проблеме человека в эпоху Возрождения и на заре нового времени. Но мыслители XX в. сочли необходимым осуществить новый поворот к проблематике человека, причем именно к теме его существования. В результате родилась экзистенциально-персоналистская философия XX в.
К экзистенциальной философии в широком смысле этого слова целесообразно относить философские учения и направления, в которых акцент сделан на проблеме человека, его существования, развития его личности, отношения человека к природе, обществу, другим индивидам, к культуре.
Человек добрый и мягкий, Виталий Бианки был большим ребенком, которому гораздо интереснее было проводить время с детьми, чем обсуждать "важные" проблемы политики или философии, тем не менее и он по какой-то непостижимой причине в 1935 году был отправлен в ссылку, и лишь благодаря ходатайству многочисленных друзей, талантливых писателей, через 2 года вернулся в Ленинград.
Его жизнь трудно назвать легкой и безоблачной - ссылка, больное сердце, несколько инфарктов, однако одни проблемы сменились другими, а он так и оставался "чудаком", для которого один взгляд на распустившийся цветок или птицу, порхающую с ветки на ветку компенсировали все неудачи вместе взятые. И это поразительное мироощущение писатель сумел передать в своих книгах, а потому "Лесные домишки", "Кто чем поет", знаменитая "Лесная газета" и другие произведения Виталия Бианки давно уже стали классикой и признаны лучшими учебниками природоведения для людей всех возрастов.
Традиции и новаторство В.В.Бианки
Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объясняя ему каждую птицу и зверушку имени, отчеству и фамилии». На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне.Где только ни побывал он! Но особенно тепло вспоминал он природу Алтая, Новгородской и Ленинградской областей. В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель – дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения».Бианки не только усвоил, но и развил фольклорные традиции. … В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота»... Его «сказки-несказки», развивающие традиции народных сказок («Теремок», «Лис и мышонок», «Лесные домишки», «Красная горна», «Люля», «Сова» и другие), короткие рассказы («Первая охота», «Чьи это ноги?», «Кто, чем поет?», Чей нос лучше?» и другие), повести («Одинец», «Аскыр», и др.), содержат массу достоверного и правдивого материала о природе. Циклы рассказов «Мой хитрый сынишка», «Рассказы о тишине» помогают детям развивать наблюдательность, понимать язык природы, еще до конца не изученной человеком и полной чудес, загадок и волнующих тайн, которые надо постигнуть.
традиции и новаторство В.В.Бианки в области -идей
Борьба в приобщении ребенка к миру природы была для Бианки именно борьбой, уже с момента прихода в литературу пришлось противостоять вульгарно-социологическому взгляду на детскую литературу.
Идеологические гонения сказались и на судьбе Бианки, высланного в 1930-е в г.Уральск, позже — в Новгородскую обл. Там им были написаны книги для взрослых, путевые впечатления легли в основу книги «Конец земли» (1933), «Птицы мира» (опубл. 1960), тогда же закончена повесть «Одинец» (1933).
- тематики, проблематики
Отличительной чертой литературы этого времени является ее обращение к читателю-ребенку из среды рабочих и крестьян. Основные темы: тема революции и гражданской войны, тема воспитания детей в семье и школе, интернациональная тема. Популярные жанры этих лет: научно-познавательная книга (Бианки, Пришвин, Паустовский и др.); историческая книга – Ю. Тынянов; жанр сказки- Бианки, Маршак, Олеша
Бианки разрабатывает для детей, даже младшего возраста, большие биологические темы: мимикрия («Первая охота»); приспособление органов к условиям жизни («Чьи это ноги», «Чей нос лучше», «Кто чем поет», «Хвосты», «Лесные домики», «Кукушонок»); взаимопомощь («Лесные разведчики»); борьба за существование («Война в лесу», «Снежная книга»), — применяя приемы сказки в композиции и образности. Для среднего и старшего возраста он пишет биографии зверей («Мурзук» — история рыси, — книга, уже завоевавшая себе большую популярность среди детей, «Одинец» — история лося). На биографической канве он пытается дать широкую картину весеннего перелета птиц («На великом морском пути»). Как оригинальную литературную форму надо отметить его «Лесную газету». В ней Б., пользуясь газетными приемами — телеграмма, хроника, объявление, фельетон, — дает календарь лесной жизни на каждый месяц, сопоставляя его с народным сельскохозяйственным календарем. Книжки Б. прочно вошли в репертуар детской библиотеки и школы. Б. сотрудничал в журн. «Воробей» (позднее «Новый Робинзон»), «В мастерской природы», в альманахе «Советские ребята»; в настоящее время работает в журн. «Дружные ребята» и «Знание — сила».
В.Бианки – писатель, ученый - биолог, один из создателей научно-художественной литературы для детей. Научная проблематика произведений В.Бианки. Раскрытие закономерностей природы. В.Бианки пытался решить проблему "человек и природа" по - иному, создавая научно-художественные сказки. … В 30-х годах вышли новые произведения В.Бианки: "Приключения муравья", "Сказки зверолова", "Маленькие рассказы".
Для беседы с детьми В.Бианки очень часто прибегает к сказке, потому что она психологически ближе ребенку. Он создал жанр научной сказки на … Лучшим произведениям С.В.Михалкова присуща широта обобщений, острота проблематики, глубина содержания и доступность форм
- творческого метода и стиля
Для художественной манеры Бианки близки стиль и образность фольклора. … За 35 лет творческой работы В.В. Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и натуралистические заметки, отвечал на множество читательских писем. Его произведения были изданы общим тиражом более 40 млн. экземпляров, переведены на многие языки мира. Незадолго до смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка". Книги известного детского писателя Виталия Валентиновича Бианки остались в памяти нескольких поколений детей, ставших в свою очередь родителями, а затем бабушками и дедушками. Патриотизм, любовь и бережное отношение к окружающей родной природе, особая наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому, разносторонние знания — вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей младшего школьного возраста, но и для взрослых.
- жанра
Жанровое разнообразие его произведений для детей: сказки, рассказы, повести, газеты и т. д. Природоведческая сказка («Лесные домишки», «первая охота», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.). Достоверность наблюдений. Антропоморфизм в создании образов животных, птиц. Ясность и точность языка. Рассказы «Синичкин календарь», «По следам», «Зеленый пруд» и др. Воспитание наблюдательности и пытливого отношения детей к природе. Охрана природы.Повести «Мышонок Пик», «На великом морском пути» и др. Сказочные мотивы в повестях. Элементы приключений в композиции сюжетов природоведческих повестей. «Лесная газета» - художественная энциклопедия природы. В жанрах сказки и близких ей несказочных историй: бывальщины, охотничьего рассказа, рассказа о бытовых случаях — он создал общепризнанные шедевры: «Кто чем поет?», «Первая охота», «Лесные домишки», «Хвосты», «Теремок», «Как Муравьишка домой спешил», «Мишка-Башка», «Мастера без топора», «Кукушонок» и др. Любимый жанр Бианки — жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение — «сказки-несказки», т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению известных сюжетов: Колобок у него, к примеру,— ежик («Лесной колобок — колючий бочок»), вовсе не сказочным, а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравья лесные собратья не посылают «поплясать», они приходят вовремя на помощь («Как Муравьишка домой спешил»). «Сказки-несказки» Бианки сочетают в себе признаки научно-художественного произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.
-речевого стиля
В его речевой структуре объединяются все качества и особенности стиля художественного произведения. Бианки считал родственным своей художественной манере стиль и образность фольклора, находя в нем свойства того же «мифотворчества», что и в игре детей.
Черта творческого почерка писателя – открытие тайн природы, познание истинной радости от общения с ней. Для художественной манеры Бианки близки стиль и образность фольклора. Книги Бианки обращены непосредственно к воображению ребёнка и взрослого, побуждают их ощущать своё родство с окружающим миром природы, формируют духовный мир. Бианки – писатель-учёный. О своей творческой манере он пишет в статье «Об антропоморфизме» (1951).
Оценка творчества Виталия Валентиновича Бианки классиками литературы, критики.
И М.Горький считал, что нужно "…стремиться воспитать в детях активность, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства - сделать человека красивым и сильным…" То есть, нужно было строить детскую литературу заново. В то время появилось много писательских группировок, каждая из которых пыталась отстоять свои представления о развитии детской литературы. В 1922 году была создана Студия детской литературы при Институте дошкольного образования в Ленинграде, которая объединила небольшую группу начинающих писателей - Б.Житкова, Е.Шварца, Л.Пантелеева, Е.Верейскую, Е.Чарушина, Н.Дилакторскую, Е.Привалову и В.Бианки. возглавляли эту студию профессор О.Капица и поэт С.Маршак. Эти писатели ориентировались на глубокое изучение классического наследия и мирового фольклора. Вскоре у них появился и свой печатный журнал "Воробей" (позже "Новый Робинзон"), который предлагал на своих страницах их теоретическую программу. Связанную с воспитанием советских детей. Бианки участвовал на равнее с другими писателями в создании новой детской литературы. Он писал научно-художественные книги для детей, где главной темой была тема природы и человека. Если сравнить его творчество с творчеством других писателей, работавших по этой же теме, то можно увидеть много отличного, но в тоже время и общее, а именно, привитие понимания и любви к родной природе. Такими писателями были: В.Арсеньев ("Дерсу Узала"), М.Пришвин, И.Соколов-Микитов. В.Бианки пытался решить проблему "человек и природа" по - иному, создавая научно-художественные сказки. Он облекал сложные научные вопросы о жизни животных в необыкновенные, увлекающие детей приключения обитателей лесов, полей и рек. Рассказы и повести Бианки - следующая после сказок ступень в познании мира детьми. В рассказах Бианки меньше выдумки, меньше игры, а роль человека совсем другая, потому что он становится охотником, наблюдателем, натуралистом.
Образы животных более конкретны. Ведь то, что происходит в рассказах, случается и в конкретной, реальной жизни. Ребенок посредством чтения рассказов учится видеть. Рассказы очень реальны, правдивы, отражают правду жизни. В рассказах Бианки появляется описание пейзажа. Но автор вводит его в произведение осторожно, зная, что описания природы привлекают не всех детей. Пейзаж дает представление о душевном состоянии и настроении героев. Понятия в описании используются знакомые детям.
Заключение :
Его произведения - это смешные сказки, драматические повести, рассказы о животных.
В сказках Бианки просматривается связь с народной сказкой. Наверное, из народных сказок пришли в его произведения простота, естественность речи, необходимая для понимания их детьми, добрый юмор, динамичность действий. Сказки писателя - это "сказки - несказки", в которых скрываются огромные знания, поэтому они считаются научно-познавательными. Сказки вводят ребенка в мир живой природы, помогают понять его. В сказках животные рассуждают и действуют, как люди.
Сказки Бианки разнообразны. Коротенькая сказка-диалог "Лис и мышонок". Развернутые сказочные повести "Мышонок Пик", "Оранжевое Горлышко", "Рыбий дом". В сказках Бианки скрыто глубокое обощение, которое основано на научном знании. Поэтому очень велико их воспитательное значение. Они предназначены для детей как младшего, так и старшего возраста.
Его произведения имеют для детей познавательный (получение большого количества новых знаний) и воспитательный (привитие доброты, любви, понимания и сострадания) характеры. Мир в его произведениях реален, поэтому он учит детей принимать жизнь реально, такой какая она есть.
Бианки прекрасно это понимал и через его произведения познают эту истину и дети, начиная с младшего дошкольного возраста. Бианки рассматривал свое творчество как "самоучитель любви к природе".
Список использованной литературы:
1. Бианки Е. Он писал про лес // Детская литература. - Ленинград, 1984. - С.55-67
2.Зурабова К. Сказки, "перевод" с лесного: Виталий Валентинович Бианки // Дошкольное воспитание.-2002 .-№3.- С.68-71.
3.Иноземцев И.В. Научно-познавательная литература// Советская детская литература. - Москва, 1978. - С.35-60 Сивоконь С.И. Нечудесного в мире нет // 4.Сивоконь С.И. Уроки детских классиков//Просвещение. - Москва, 1989.-С.135-158.
5.Шелковникова Л.Ф. Мир природы и мир человека в творчестве Виталия Бианки // История культуры Алтая. Материалы к факультативному курсу (IХ - ХI кл.).- Вып. 2.- Барнаул, 1996.- С.4-10.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.