Современный урок в условиях введения ФГОС
Предмет: МАТЕМАТИКА
Уровень образования: СРЕДНИЙ
Тема: «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»
Тип урока: ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Время проведения: _____________________________.
Участники: ОБУЧАЮЩИЕСЯ 5 КЛАССА.
Цель: повторить формулы для нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда, решение задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.
Основные понятия: ОБЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА
Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика
Необходимое техническое оборудование:
- мультимедиа проектор,
- презентация,
- чертёжные принадлежности. Ресурсы:
1. Виленкин Н.Я. и др.Математика. 5 класс.
2. Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Н. Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс».
3. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина, автор Л.П. Попова, Москва «Вако» 2008.
4. http://www.zjammie.nl/plaatjes-school2.htm
5. http://animashky.ru/index/0-6
6. http://office.microsoft.com/ru
7. http://festival.1september.ru/articles/410902/
8. http://www.xrest.ru/original/19978/
9. www.rg/ru/2011/12/16/shkoly-site-dok.html
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Комментарий, примечание
|
Мотиваци-онный.
|
Ну-ка проверь дружок |
Слушают речь учителя, психологический настрой на продук-тивную работу. |
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |
Учитель проверяет готовность класса к уроку |
Актуализация знаний обучающихся |
К уроку вы дома выполнили
творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный
параллелепипед и куб. |
Обучающиеся
задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда:
1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда? 4) Какие
измерения есть у параллелепипеда? 5)Сколько у фигуры граней,
ребер, вершин? |
формирование умения строить математические модели, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; саморегуляция. |
Взаимопроверка |
Самостоятельная работа по карточкам |
Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом. 2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом. 3. У куба все грани являются квадратами. 4. У параллелепипеда 8 ребер. 5. У куба все ребра равны. 6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками. |
Обучающиеся напротив вопросов ставят + или – +
-
+ - + + |
Коррекция знаний обучающихся |
Самопроверка знаний |
Практическая работа №1 |
|
Обучающиеся меняются моделями прямоугольного параллелепипеда и куба, выполняют практическую работу и делают соответствующие выводы |
Знаково — символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
Вывод прочитывается по тетрадям при подведении итогов практической работы |
Физкультминутка |
|
Раз – подняться на носки и улыбнуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть. |
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации |
Проводит обучающийся |
Тема урока |
Итак, кто сформулирует тему урока? Какие должны быть цели урока?
Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? |
Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока. Надо перемножить все три его измерения V=аbс |
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. |
Обучающиеся сами выводят формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда |
Решение задачи у доски |
|
Дано: а=5 м, b=6 м, с=35 дм. =аbс, V=50дм×60дм×35дм= 105000дм3 = 105м3
|
Закрепление навыков решения задач на вычисление объёма параллелепипеда |
Один обучающийся решает задачу у доски |
Проблемка |
А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба. |
Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3 |
Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий. |
|
Практическая работа №2 |
Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы кубов, которые вы сделали к уроку. |
Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба. |
Анализ истинности утверждений;
|
|
БЛИЦ – ОПРОС |
Вставьте пропущенные слова (учитель, используя 2 слайда, читает предложения с пропущенными словами, а обучающиеся устно вставляют их). |
1. Для измерения объемов применяются единицы измерения: (мм3, см3, дм3, м3, км2, мл, л) 2. Если фигуру разделить на части, объем её равен (сумме объемов всех частей этого тела) 3. Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению (длины, ширины и высоты) 4. Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объемы всегда (равны) 5. Если у двух параллелепипедов объемы равны, то их измерения (могут быть разными или равными) 6. Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объемы (равны). 7. В 1 м3 содержится (1000000) см3. 9. Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем (увеличится) в 2 раз. 10. Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объем (увеличится) в 4 раз. 11.Прямоугольный параллелепипед с объемом 24 см3 может иметь такие измерения: (a=2 см, b=3см , c=4 см) . |
Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. |
|
Дифференцированная самостоятельная работа |
На слайде даны задания 3-х уровневые, которые обучающиеся решают самостоятельно в тетрадях
|
1 уровень 1.Найдите объём куба с ребром 7дм. 2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см, ширина 2см, высота 3см. 3.Объём спортивного зала 320 м³, высота 4м, длина 10м. Найдите площадь стен. 2 уровень 1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.? 2. Длина аквариума 80 см, ширина 45 см, а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см? 3 уровень 1. Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна? 2. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено? 3. Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется? |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы |
Учитель проверяет работы по уровням |
Домащнее задание |
Учитель комментирует домашнее задание , записанное на слайде Стр125-126, п. 21 ( учить формулы) для всех 1 уровень: 1) Стр.129, №840, 841, 2 уровень: 1) Стр.129, № 842; 2)Задача: Сколько понадобится краски, чтобы перекрасить поверхность вашего куба, если для покраски 16 кв. см поверхности нужно 2 г краски? Попытайтесь нарисовать этот куб в тетради и покрасьте в любой цвет. 3 уровень: 1) Стр.129, № 843; 2)Задача: Найдите объем и площадь наружной поверхности бака без крышки. Сколько понадобится краски, чтобы покрасить этот бак снаружи и изнутри, если на покраску 1 дм2 нужно 2 г краски? Сколько литров бензина можно влить в этот бак? Карточки на повторение (по желанию )для всех. |
Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради |
Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. |
Каждый обучающийся выбирает сам уровень задания |
Рефлексия |
Прошу вас теперь подвести итоги урока НА УРОКЕ • Я узнал… • Я научился… • Мне понравилось… • Я затруднялся… • Моё настроение… и оставить смайлики соответствующие записям |
- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно. - Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно. - У меня не было желания работать. Сегодня не мой день. |
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
Выставление и комментирование оценок за урок |
Логическое завершение урока |
Учитель благодарит обучающихся за плодотворную совместную работу на уроке: Спасибо, ребята, вам всем за урок, Пусть все эти знанья будут вам впрок. Пусть вам пригодятся Все знанья объема, Когда вы ремонт Затеете дома, Когда собираете в путь чемодан, Когда задвигаете в угол диван, Когда наливаете в банку воды, С объемом и площадью будьте на “ты”. Окончен урок. |
Психологический настрой на подведение итогов урока |
Формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.