Обобщающий (итоговый) урок - мероприятие по теме "Апрель, апрель. Звенит капель" «А уже весна к нам в двери стучится...»
Оценка 4.9

Обобщающий (итоговый) урок - мероприятие по теме "Апрель, апрель. Звенит капель" «А уже весна к нам в двери стучится...»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
docx
08.02.2022
Обобщающий (итоговый) урок  - мероприятие  по теме "Апрель, апрель. Звенит капель"  «А уже весна к нам в двери стучится...»
воспитательное мероприятие
Обобщающий (итоговый) урок - мероприятие.docx

Обобщающий (итоговый) урок  - мероприятие

по теме "Апрель, апрель. Звенит капель"

«А уже весна к нам в двери стучится...»

 

И.В. Карлова,

учитель начальных классов

МБОУ "СШ № 2"

 

Цель и задачи: расширять и углублять знания и представления учащихся о характерных признаках весны, о народных обрядах и обычаях; активизировать читательскую память учащихся; формировать культуру чувств; развивать наблюдательность, речевые, актерские способности; воспитывать любовь к родной земле, своему народу, его обычаям и традициям; учить охранять и умножать природные богатства; воспитывать экологическую культуру школьников.

Оборудование и материал: выставка рисунков детей на тему «Весна»; фото, иллюстрации и коллаж "Встречаем весну", "Прилет птиц"; костюмы; весенняя атрибутика, аудио и видеозаписи для музыкального сопровождения, выставка детских книг о весне, о природе.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя (с элементами беседы).

- Ребята, наш урок - мероприятие сегодня посвящено времени года - весна. Ребята, а кто назовет признаки весны?  А теперь давайте с вами немного расслабимся и посмотрим видео, послушаем музыку, почитаем стихотворения, попоём о весне, поиграем и потанцуем. Нравится ли вам весна?

 Весна, Весна-Красна!

Приди, Весна, с милостью.

С солнцем горячим,

С дождем обильным.

Принеси урожай

В наш счастливый край!

 

Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Тёплое лето,

Грибы в корзиночку,

Ягоды в лукошко,

Зелёного горошка!

 

В этих закличках

Душевная глубина:

Живая голубизна пролесок

И походка весны красная.

II. Основная часть.

Учитель. Природа проживает много дней и ночей в ожидании тепла. Какая же предстает перед нами весна?

Каждый год мы с нетерпением ждем ее. Считаем дни, смотрим, когда птички на своих крыльях принесут ее из далекого края.

Весна... Уже само упоминание о ней возбуждает в сердце неземную радость, тревогу, ожидание.

Весна – это обновление и возрождение природы. Это – солнце и тепло, это – зелень и аромат цветов, это – новая жизнь.

Наши далекие предки представляли весну вполне реальным образом — стройной, веселой, цветущей, певучей, молодой девушкой, девицей - красавицей. Там, где она появлялась, все оживало, цвело, звенело песнями.

Была весна, щедрая, милая,

Лучами играла, сыпала цветки,

Она летела быстро, словно стокрылая,

За ней вслед поющие птички.

                                   «Древняя весна»

- А какие именно признаки и приметы имеет это прекрасное время года? Определим.

1-й ученик

Еще ветер зимний с дождями гудит,

Еще снег островками блестит кое-где.

Береза серьги свои распускает.

Догадались ли вы, когда это бывает? (в марте)

2-й ученик

Уже птички вернулись в наш край.

О весне поют поле и роща.

Нежные на солнце травы и цветы,

Уже настал ласковый ... (Апрель).

3-й ученик

Этот месяц весело поет,

Дождями землю поливает.

Зеленеют буйно травы,

Это идет веселый ... (Май).

– Итак, о чем мы узнали, отгадывая загадки? (Ответы учащихся.)

- Правильно, весна – это время года, имеющее три месяца: март, апрель, май.

4-й ученик.

В марте лед трескается на реках, и земля почти полностью остается без снега.

Какое волшебное небо стало,

В нем такая ясная лазурь.

А искреннее солнышко заиграло

И веселее стало жить.

Расцвели подснежники голубые,

Фиалки нежные зацвели.

А облачка, белые и хрупкие,

В синем небе поплыли.

5-й ученик. Когда наступает март, то у скворечников появляются первые скворцы, по земле начинают бегать первые паучки, а над полями раздается первая песня жаворонка.

Весна в край наш прилетела

Очаровательная, радостная, ясная.

И каждая птичка обрадовалась,

Ибо принесла тепло весна.

Увеличился день и больше света,

И радости нет предела!

Вот цветок солнышком расцвел,

Весной радуются люди тоже.

 

И уже птички, всем известно,

Из теплых краев летят к нам.

Все возвращаются домой,

Потому что птенцов растить время.

Летят бабочки на цветы,

Проснувшиеся от сна шмели.

Теплу и солнцу рады дети,

И все радуется на Земле.

6-й ученик. В апреле вылезают из своих муравейников муравьи, зацветают подснежники, вылетают круглые мохнатые шмели и пчелы, выползают на теплые камни ящерицы.

И звери спавшие зимой,

Проснулись уже ото сна.

Из нор своих выползали,

Чтобы встретить радостно весну.

Она тепло всем дарит.

Всех призывает к жизни.

Посмотрите, как земля цветет,

Зиме нет возврата!

7-й ученик. В апреле зеленеет трава, набухают почки на деревьях, зацветает мать-и-мачеха.

8-й ученик. Когда наступает апрель, то мы слышим в лесу первое "ку-ку", и лес одевается в светло-зеленые одеяния.

9-й ученик. В мае можно услышать первый гром, птицы начинают носить в клювиках еду своим первым птенцам,  звенит первая песня соловья.

10-й ученик. В мае расцветают первые одуванчики. Зацветают клен, земляника, черемуха, сирень и желтая акация.

Ну, как же в мире не радоваться,

Когда тепло, ясная лазурь!

А глаза всем радуют цветы,

Это волшебное и странное мгновение.

Ибо столько радости и света,

Увеличился, потеплел день.

Земля от цветов обильных расцвела,

А в небе – тысячи песен!

Учитель.  Весна - очень хорошее время года. Поэтому о нем составлено много стихов, песен, нарисовано много картин. Ее называют голубой красавицей. Люди связывают с весной все свои лучшие чувства и надежды.

Волшебный лес! Деревья и травы,

И чудо-цветок звездой осветляет.

Ты покажи нам, лес, свои чудеса

Хоть на минутку, на короткое мгновение!

Я очень хочу в сказке побывать,

Потому что лес – это чудо, загадка живая.

А хорошо как! Даже хочется петь,

Да и все в лесу и цветет, и поёт.

В лесу место есть для чуда и дум,

Для загадок, для сказок и песен.

А говорят, здесь живет Зеленый Шум

И хозяйничает весной каждый день.

1-й ученик:

Эх, разлилось по селу и по городу

Наводнение зеленое из зеленых листьев!

Словно в реке весенняя вода,

Играет, бурлит весна молодая.

2-й ученик:

Даже гнется калина от пения звонкого!

Это кто там поёт? Не видно никого.

Посмотрите в густую калину:

Вот соловей встречает весну.

3-й ученик:

Щебечет, выпорхнет, серебряно смеется,

И где только сила у него берется!

Такой же маленький, а как он пение,

Словно к нам произносит слова.

4-й ученик:

Пение соловья о солнце и облаке,

Про родину, цветущую в красках,

А нам не наслушаться хороших песен.

В сад, под калину, приходим каждый день.

5-й ученик:

И очень мы благодарны маленькой птичке.

Хотя она с детства жила на чужбине,

Но песню принесла в родной край.

Пой, соловушка, еще сильнее пой!

Учитель. Впервые о весне наши предки вспоминали на Сретенье, то есть 15 февраля. Самым же знаменательным праздником весеннего периода считается Обретение, приходящееся на 9 марта. В прежние времена наши предки в этот день всегда следили за погодой.

 Первыми, именно на Обретение, когда с полей еще не сошел снег, возвращаются в родные края жаворонки. Этих весенних благовестников особенно чтили у нас.

 Почему ты, жаворонок,

Рано из теплых краев вылетел?

Еще на горах снежинки лежали,

Ой, еще по долинам крестоносцы стояли...

- Ой, я эти кресточки

Крыльцами разгоню,

Ой, я эти снежинки

Ножками потопчу...

Настоящее наступление весны традиционно связывали с праздником Евдокии, который выпадает на 14 марта. До этого дня выпекали обрядовое печенье, так называемые веснушки. Девочки и мальчики брали их в руки и шли на окраину села, за город, в поле, чтобы призвать в гости Весну красную.

6-й ученик:

Благослови, мать,

Весну призывать!

7-й ученик:

Весну призывать,

Зиму провожать!

8-й ученик:

Ой, весна, весна, дева красная.

Что ты нам, весна, принесла?

9-й ученик:

А принесла я вам лето,

Чтобы родило жито,

Еще и красные цветочки,

Чтобы росли ягодки, а девочки,

Песни пели, собирали и

В решето складывали.

Учитель. Со дня Конона — 18 марта — начинается весенний солнцеворот, когда день уже перевешивает ночь. По этому случаю устраивали интересные детские забавы «Заклички птиц». Перед этим днем матери или бабушки выпекали из теста для детей множество разнообразных фигурных птиц. Такое обрядовое печенье называли «жаворонками» или «голубками». В утро им украшали двор и сад, а когда солнце обогревало землю, днем выходили все на улицу, неся в ладошках печенье.

1-й ученик:

Птичек вызываю

С теплого края.

Летите соловьи

На нашу земельку!

Спешите, ласточки,

Пасти коровок!

2-й ученик:

Весна, весна красная

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с огромною милостью:

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим.

3-й ученик:

С теплого края утром

Птичек вызываю:

Летите, жаворонки,

К нашей стороне,

Спешите, ласточки,

В наш дом —

Весну встречать,

Зиму провожать!

Учитель. 30 марта – день Теплого Алексея (Святого Алексия) – знаменует начало работы пчеловодов. В этот день обычно не работали, только пчеловоды обязательно выставляли ульи для облета пчелы. Если снег еще не сошел, морозы еще достаточно сильные, то пчеловоды ограничиваются приговорами, обращенными к пчелам, чтобы они просыпались и готовились к работе. С Теплого Алексея начиналась уже настоящая весна.

По древним верованиям, на Теплого Алексея, овсянка поет свою первую в этом году песенку. Щука в этот день разбивает хвостом лед и обычно выбрасывает икру, поэтому рыбаки празднуют этот день, надеясь, что рыбалка будет удачной в течение года.

В это время возвращаются из теплых краев журавли. Журавль "ответственный" за порядок и согласие между птицами. Разрушить журавлиное гнездо — это большой грех, поскольку журавль — небесная птица.

Во время встречи весны пели короткие песенки-веснянки – это песни – поздравления весны. В них звучали просьбы о будущем урожае и благополучии. В разных местностях веснянки называют луговицами, веточками, маевками.

После холодных коротких дней и долгих зимних вечеров, проходивших в тесных домах и избушках за работой, молодежь охотно выходила на поляны и луга, покрытые первой зеленью холмы, где дышалось полной грудью и пелось во весь голос.

1-й ученик:

Собирались мы встречать весну.

Встречались весной из-за дальних гор.

Ой, приди, весна, ой приди, красная!

Принеси всем тёплое солнышко.

2-й ученик:

Принеси всем теплые дожди,

Теплый дождь, зеленая трава.

Ой, пришла весна,

Ой, пришла красная!

Принесла всем теплое лето красное.

3-й ученик:

Выйди, выйди, Иванка,

Запой нам веснянку!

Зимовали, не пели,

Весну ждали, запели.

4-й ученик:

Весна, весна, наша весна,

Что ты, весна, принесла?

Старым бабам по палочке,

А девушкам по веночку!

Учитель. Наиболее распространенной формой встречи весны были девичьи хороводы и веснянки. Веснянки начинались "Групповым танцем", которым традиционно начинались все хороводы (несколько учащихся начинают хоровод).

Ученики (играет музыка):

У Петровых у ворот

Вьётся, вьётся хоровод,

Вьётся, вьётся хоровод,

Собирается народ.

 

Из избы Пётр выходил,

Ребятишек выводил, -

Уж как ждать-пождать,

У ворот постоять,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Дети звали и ждали первых весенних птиц - жаворонков.

Учитель. Этот танец был своеобразным доказательством того, что весна наконец-то наступила и полноправно хозяйничает на земле. Когда в лесу расцветали подснежники, ребята шли "топтать ряст" - травку, цветочки, как ковер в лесочке (магическое действие, способствующее здоровью и долголетию).

Ученики (играет музыка):

Топчу, топчу ряст, ряст!

Бог здоровье даст, даст!

И где буду топтать,

Чтобы на год ждать.

Учитель. В весенних играх и хороводах имитировали движения, характерные для трудовой деятельности (засевание поля, посадка, прополка, уборка урожая, обмолота и так далее).

5-й ученик:

Скажи мне, моя мать,

Как лен брать?

6-й ученик:

Вот так, вот и так!

7-й ученик:

Скажи мне, моя мать,

Как лен посеять?

6-й ученик:

Вот так, вот и так!

Учитель. И сегодня сохраняется обычай водить хороводы, развлечения играми под пение веснянок, ведь веснянки — песни молодости и красоты, живая народная традиция.

Игра-хоровод (играет музыка).

Весенний хоровод (Согревайте скорей землю, солнышка лучи)

Девочки образуют круг, ведут хоровод и припевают:

Согревайте скорей

Землю, солнышка лучи,

Прилетайте скорей

В свои гнездышки, грачи,

А мы песенку споем,

Хоровод заведем,

А мы песенку споем,

Хоровод заведем.

 

Расцветайте скорей,

Все цветочки на лугах,

Поспевайте скорей,

Вкусны ягодки в лесах,

А мы песенку споем,

Хоровод заведем,

А мы песенку споем,

Хоровод заведем.

Учитель. Призыв весны, прежде всего, связан с птицами. Следует торопиться, потому что пора выходить, гостей встречать, домики-дощаницы (кормушки, скворечники) развешивать.

 Просыпаются ото сна деревья, кустики, появляются первые весенние цветочки. Природа оживает, становится день ото дня краше.

 Много работы ждет нас в школьном саду и во дворе. Следует сгрести прошлогодние листья, сухую траву, собрать мусор. Территория школы должна быть благоустроенной, чистой, ведь мы бережные хозяева. Не правда ли? Так что спешим окопать и посадить деревья, посеять цветы. Люди говорят: "Весна лени не любит". А кто из вас еще знает пословицы об этом времени года?

1-й ученик: Нет лучше красоты, чем весной рощи и леса.

2-й ученик: Первые цветы – это глаза весны.

3-й ученик: Где много птичек, там нет насекомых.

4-й ученик: Присматривай за землёй плодотворной, как за родной матерью.

Учитель.  Хороша весна. Хороши и пословицы. Но красота природы будет существовать только тогда, когда ее мы будем сохранять и охранять, защищать, умножать! Об этом нам следует всегда помнить. Учитель читает стихотворение "В природе столько красоты!" В. Чижова.

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

 

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела...

 

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

И ты научишься тому,

Как это все беречь.

ІІІ. Итог урока - мероприятия.

Учитель: Вокруг все зеленое, чудесное и родное! Защитим природу, землю, пусть она растет! Выразительное чтение стихотворения М. Дудина "Берегите землю!" под тихое музыкальное сопровождение.

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

 

 

 

 

Литература

1. Предметная  линия  учебников  системы  «Школа  России».  1-4  классы:

пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова,

М. В. Бойкина. - М.: Просвещение, 2014. – с. 128.

2. Учебник Литературное чтение. 1 класс. В 2 ч. Часть 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.- М.: Просвещение, 2012 г.

3. Яценко И. Ф.«Поурочные разработки по внеклассному чтению» 1 класс, М., «ВАКО», 2008 г.


 

Обобщающий (итоговый) урок - мероприятие по теме "Апрель, апрель

Обобщающий (итоговый) урок - мероприятие по теме "Апрель, апрель

В этих закличках Душевная глубина:

В этих закличках Душевная глубина:

А искреннее солнышко заиграло

А искреннее солнышко заиграло

Ну, как же в мире не радоваться,

Ну, как же в мире не радоваться,

И очень мы благодарны маленькой птичке

И очень мы благодарны маленькой птичке

В утро им украшали двор и сад, а когда солнце обогревало землю, днем выходили все на улицу, неся в ладошках печенье

В утро им украшали двор и сад, а когда солнце обогревало землю, днем выходили все на улицу, неся в ладошках печенье

Собирались мы встречать весну

Собирались мы встречать весну

Ученики (играет музыка): Топчу, топчу ряст, ряст!

Ученики (играет музыка): Топчу, топчу ряст, ряст!

Просыпаются ото сна деревья, кустики, появляются первые весенние цветочки

Просыпаются ото сна деревья, кустики, появляются первые весенние цветочки

Литература 1. Предметная линия учебников системы «Школа

Литература 1. Предметная линия учебников системы «Школа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022