Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Общение педагога с детьми раннего возраста»

  • docx
  • 29.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня представлю опыт работы по теме «Общение педагога с детьми раннего возраста». На мой взгляд, в качестве тезиса по теме замечательно подходят слова Теодора Рузвельта. «Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми».
Иконка файла материала АЛИЕВА Ш.К. педсовет 27.02 (1).docx

1

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня представлю опыт работы по теме «Общение педагога с детьми раннего возраста».

На мой взгляд, в качестве тезиса по теме замечательно подходят слова Теодора Рузвельта.

«Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми».

2

Педагогическое взаимодействие не может осуществляться без общения. Но особенно важным общение является в ранний период, когда закладываются основы личности и деятельности растущего человека.  

В соответствии с учением доктора психологических наук, профессора Майи Ивановны Лисиной взаимодействие с детьми мы строим в 3 этапа взаимодействия с детьми, а именно: от установления доверительных отношений до активного речевого общения.

Три ключевые стадии взаимодействия:

экспрессивно-мимическое общение,

предметно-действенное взаимодействие

и развитие активной речи.

На каждом из этих этапов нами используются средства общения, которые закладывают основы для успешного развития.

3

Экспрессивно-мимическое общение
1 этап - это установление доверительных отношений с детьми, формирование у детей представлений об окружающей среде, формирование потребности в речевом общении.
На первом этапе  используем вербальное  и невербальное общение.

При вербальном общении мы используем интонации. Включаем игры и упражнения на формирование внимания к интонациям воспитателя, на узнавания голосов сверстников, формирования силы голоса «Кто ласкает малыша?», «Большие и маленькие ноги».
При невербальном общении мы используем эмоции и мимику (доброжелательная улыбка, ласковый взгляд,  весёлая или грустная мимика).

4

В нашей группе каждый день проходит утро радостных встреч – это утреннее приветствие (обнимашки, веселые песенки и стихи, пальчиковая гимнастика, самомассаж рук), с нашей стороны, со стороны воспитателей, доброжелательная улыбка, ласковый взгляд, добрая мимика – это позволяет создать благоприятный психологический настрой на весь день. 

5

Пальчиковая гимнастика и самомассаж помогают  общаться с детьми раннего возраста. Благодаря таким  играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него  развивается внимательность и способность сосредоточиться, формируются добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

6

 

В группе проводим игры –драматизации по сказкам, песенкам, потешкам. Далее мы распределяем роли, и дети изображают героя с использованием мимики и жестов.

7

Стараемся привлекать ребенка в совместную деятельность путем организации игр: «Давай познакомимся», «Игры с мячом», «Чей голосок», «Ищу друга» и др. Все эти приемы способствуют развитию доверительных отношений воспитателя и ребенка. Мы используем их во время утреннего приема, в режимных моментах, при прощании.

8

2 этап -предметно-действенное взаимодействие Это приучение детей  к режимным моментам и формирование умений и навыков эффективной коммуникации.

Через предметы и действия ребёнок обучается базовым формам общения. Игры становятся незаменимым инструментом, который позволяет детям выражать и понимать свои эмоции и потребности.

Это предметные движения (потрогай, погладь,) притягивание к себе (объятия),

тактильные прикосновения (погладить ладошку, погладить по плечу),

вручение предметов (возьми игрушку), обследование предметов.

9

Мы разъясняем ребенку назначение различных предметов, показываем, как ими пользоваться. В ходе такого общения ребенок получает внимание взрослого и одновременно действует, а главное овладевает новыми культурными способами действий с предметами.

Наблюдая за действиями взрослого, ребенок в дальнейшем стремится подражать ему.

Чтобы ребенок начал говорить, у него обязательно должен возникнуть интерес к предметам и потребность в них.

10

 Игры с мячом могут помогают наладить общение с детьми раннего возраста. Игры направлены на сближение друг с другом и с взрослым. Игры с мячом бесценны по своей значимости для  эмоционального, физического и интеллектуального развития маленького ребенка. Вот несколько таких игр:

«Сбей кеглю», «Тонет – не тонет» «Катание мяча друг другу»

11

Общение с детьми раннего возраста через сюжетно-отобразительные  игры способствует развитию творческого воображения, образованию игровых умений и подготовке к сюжетно-ролевой игре – основного вида деятельности дошкольников. Игра  приобретает развёрнутый характер. Дети охотно принимают для игры предлагаемые взрослыми предметы-заместители. Играя, они много разговаривают, дополняя игровые действия словом.

12

3 этап - развитие активной речи

Это кульминация нашего образовательного процесса, где ребёнок не только понимает речь окружающих, но и активно участвует в общении. На третьем этапе мы строим взаимодействие с ребенком в развивающей речевой среде, т.е. учим общаться, переходим от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать).

Применяем такие речевые средства общения, как вопросы, просьбы, высказывания. Для этого мы используем произведения устного народного творчества: прибаутки, потешки, песенки легко запоминаются и широко используются детьми в играх.

Такие игры способствуют раскрепощению детей, установлению доброжелательных отношений, развитию речи, воображения, приобщают его к культуре своего народа.

13

 

Мы с детьми читаем книги (сказки, стихи, потешки), рассматриваем картинки, называем нарисованные предметы и беседуем по содержанию.

14

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Важными являются приёмы договаривания – мы читаем детям знакомое стихотворение, потешку и предоставляем возможность досказать необходимое слово.

Стихи А. Барто из серии «Игрушки» побуждают детей пожалеть игрушку, сказать ласковые слова, пригласить в гости. По творчеству А.Барто была проведена тематическая неделя.

15

15.Инициатива ребенка в общении со взрослым происходит в процессе какой-либо деятельности, а с детьми раннего возраста обучение всему идет через игру.

 

16.Поэтому мы играем с детьми на протяжении всего дня в разные виды игр: дидактические, игры-забавы, игры с сюжетными игрушками, подвижные, театрализованные, игры со строительным материалом, используем пальчиковый бассейн, наполненный, горохом, фасолью, крупой - для выполнения различных заданий («Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру по образцу» и др.  Ролевая игра в раннем возрасте формируется в процессе  общения ребёнка со взрослым. В ходе такого общения малыш усваивает способы игрового воспроизведения.

16

17

Вот некоторые варианты сюжетов, которые мы используем в нашей группе:

§  игрушки собрались на чаепитие; 

§  кукла идёт в гости; 

§  купание куклы

§  котёнок одевается и идёт гулять;

§  игрушки катаются на машинках;

§  зайка ударился и заплакал — нужно его пожалеть и вылечить; 

§  собачка испачкалась — надо её искупать; 

§  домик поросёнка сломался — нужно его починить;

§  кукла ложится спать. 

18

 

  Очень часто в образовательной деятельности, в режимных моментах используем дидактические игры. Они  играют важную роль в общении педагога с детьми раннего возраста. Главная их особенность в том, что задание ребёнку мы  предлагаем в игровой форме. Во время таких игр малыши получают новые знания, овладевают и применяют действия с определёнными предметами, учатся культуре общения не только с взрослыми, но и со сверстниками. 

19

Для совместных с детьми игр  в группе мы создали   развивающую предметно-пространственную  среду, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами.

Все материалы соответствуют возрасту, находятся в свободном доступе и безопасны для малышей.

20

 

Спасибо за внимание