Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме «Класс Птицы»
Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
биология
8 кл
19.06.2018
Урок систематизации и контроля знаний.
Задания по контролю знаний дифференцированы и включает 6 заданий.
За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. 6-е задание индивидуальное. Учитель должен подготовить изображение археоптерикса и каждому учащемуся изображение внутреннего строения голубя.
Физкультминутка подвижная (проводится по усмотрению учителя).
В конце урока подсчитываются баллы и выставляются отметки. Рефлексия устная.Основное содежание урока.
урок 52.docx
Урок 52 Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме «Класс Птицы»
Дата_________
Цели урока:
1) обобщить и систематизировать знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных
с полетом, приспособленность их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождение
птиц
2) развивать умение ориентироваться в данной теме, уметь оценивать свои знания, развивать
познавательный интерес.
3) воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде.
Ход урока:
1) Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.
2) Целемотивационный этап.
Объявление темы урока. Постановка учебных целей.
3) Выполнение самостоятельной работы
1. Разминка. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Звери ходят на четырех ногах, а птицы на…?
Какова температура тела птиц? (4042)
Как называется искусственная наседка? (Инкубатор)
Звери покрыты шерстью, а птицы…? (Пером)
Переворачивают ли птицы яйца в гнезде? (Да)
Дышит ли птенец в яйце? (Через поры)
Кто такие бескилевые? (Не летающие птицы)
Что такое опахало? (Пуховая часть пера)
Есть ли зубы у птенцов? (Яйцевой зуб)
Существует ли «птичье молоко»? (Да, у голубей и пингвинов)
2. Фронтальный опрос.
1. Особенности внешнего строения птиц
(Туловище обтекаемой формы, шея тонкая и гибкая, клюв, крылья, перьевой покров, роговые чешуйки
на нижней части ног, кожа тонкая и сухая, копчиковая железа)
2. Особенности внутреннего строения птиц
(Зоб, два отдела в желудке, пищеварительные железы, 4х камерное сердце, 2 круга
кровообращения, двойное дыхание, воздушные мешки, Наиболее развиты большие полушария,
мозжечок, хорошо развиты органы чувств, зрения, слуха, нет мочевого пузыря)
3. Строение скелета
(Скелет легкий прочный в костях полости заполнены воздухом, беззубые челюсти, сросшиеся
костим черепа, большие глазницы, шея подвижная, туловищные позвонки срослись с грудной
клеткой, а поясничнокрестцовый отдел с тазовыми костями между ними позвонок подвижный,
цевка, мощный плечевой пояс, пряжка, киль.)
– Почему у птиц появились такие особенности? (Выслушиваются варианты ответов всех команд)
Учитель. А теперь проверим, знаете ли Вы приспособленности птиц к полету.
3. Кто больше!
По очереди учащиеся называют приспособленности. За каждый правильный ответ – 1 балл.
(Обтекаемая форма тела, маленькая голова, подвижная шея, крылья, цевка, Особо прочный
грудной и поясничный отделы скелета, скелет облегчен, нет зубов, отс. мочевой пузырь, киль,
двойное дыхание, ускоренный обмен веществ, перьевой покров)
– Какие еще особенности в образе жизни птиц повышающие их приспособленность вам известны?
Учащиеся предлагают свои варианты приспособленностей и доказывают, что это действительно
приспособленность! (Яйцекладущие, миграции, брачные игры). Каждый вариант – 1 балл.
– Какими рождаются птенцы у птиц.
– Чем они отличаются.
– Что побуждает птиц преодолевать огромные расстояния и возвращаться назад на родину.
– В чем же приспособленность токования и постройки гнезд. 4. Кто это?
Учащимся показывается изображение археоптерикса.
1. Кто это?
В слоях земной коры были обнаружены окаменевшие остатки неизвестного существа, а рядом –
отпечатки его перьев. Ученые восстановили облик этого существа и назвали его «древней птицей –
археоптериксом. Она жила 150 миллионов лет назад. (Остатки амбиортуса. Эта первая настоящая
килевая птица, жившая в начале мелового периода, была найдена российскими палеонтологами в
1977 году в Монголии. Сегодня палеонтологи сомневаются в том, что археоптерикс (рисунок
справа), живший 145 миллионов лет назад, был самой древней птицей. Более вероятно, что
древнейшим предком птиц был протоавис (рисунок слева), живший 225 миллионов лет
назад. Сегодня многие палеонтологи полагают, что эволюция птиц шла одновременно по крайней
мере двумя путями: ящерохвостые птицы, древнейшими представителями которых являются
археоптерикс и его ближайшие родственники энанциорнисы, оказались тупиковой ветвью, а
веерохвостые птицы, самый древний предок которых — протоавис, дали всех современных птиц. К
этой ветви относится и первая находка настоящей килевой птицы — амбиортуса, жившей в начале
мелового периода, которую обнаружила российскомонгольская палеонтологическая экспедиция в
1977 году в пустыне Гоби.
Единственное перо археоптерикса, хранящееся в Берлинском музее естественной истории, по
строению напоминает перья современных птиц. У других экземпляров археоптерикса перья
оказались более простыми и напоминали перья хищных динозавров.
2. Назовите черты сходства с пресмыкающимися. (Удлиненный хвост, грудина без киля, передние
конечности с когтями, роговые чешуйки на конечностях, покровы имеют одинаковое
происхождение, зубы)
3. Назовите черты сходства с птицами. (Тело покрыто перьями, крылья, цевка, по четыре пальца на
ногах)
– О чем свидетельствуют особенности строения археоптерикса?
5. Найди птицу
Каждому учащемуся дается предложения, в которых они должны отыскать названия птиц. За каждую
правильно названную птицу – 1 балл.
Мой дядя телефон носит всегда при себе (дятел)
По утру ткачи принесли готовый ковер (утка)
В газете был напечатан приговор о бейрутском мафиози (воробей)
Переговор она вела решительно (ворона)
В кармане у студента была шпаргалка (галка)
Профессор ел не торопясь (орел)
Мальчик нашел на карте в углу – Харьков – свой любимый город (глухарь)
Мясо Валя положила в холодильник (сова)
6. Подписать на рисунке составные части голубя.
4) Физкультминутка
Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать, руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, всем улыбки подарили. 5) Подведение итогов урока.
6) Рефлексия.
Я запомнил …
Это интересно…
Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме «Класс Птицы»
Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме «Класс Птицы»
Обобщение, систематизация и контроль знаний по теме «Класс Птицы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.